|
|
Статья: Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения (Начало) ("Все о налогах", 2007, N 11) Источник публикации "Все о налогах", 2007, N 11
"Все о налогах", 2007, N 11
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
(В ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ)
Общие условия применения упрощенной системы налогообложения
Предусмотренная гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения (далее - УСН) является специальным налоговым режимом, используемым налогоплательщиками на добровольной основе.
При применении УСН налогоплательщики уплачивают налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (без учета результатов от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществляемой предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц. При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), а также от обязанности по уплате иных установленных на территории Российской Федерации налогов. Кроме того, при применении УСН налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета Директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40) и от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Согласно ст. 11 НК РФ организациями считаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ; далее - ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев года, предшествующего году, начиная с которого организации переходят на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, в размере, не превышающем 15 млн руб. <*>.
————————————————————————————————
<*> Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ величина предельного размера доходов, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ст. 346.12 НК РФ ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 коэффициент-дефлятор на 2007 г. установлен равным 1,241, поэтому для целей перехода с 1 января 2008 г. на упрощенную систему налогообложения ограничение по размеру полученных доходов за 9 месяцев 2007 г. составляет 18 615 000 руб.).
На основании ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые по нормам ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые по нормам ст. 250 НК РФ. При исчислении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Итак, в указанных выше целях организациями должны учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные ими от всех осуществляемых видов предпринимательской деятельности, в том числе и от видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН независимо от размера полученных ими за указанный период времени доходов от осуществляемой предпринимательской деятельности. Кроме того, следует отметить, что в силу п. 4 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщики, переведенные по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом установленные пп. 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничения по средней численности наемных работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов определяются такими налогоплательщиками исходя из всех осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, а установленное для организаций п. 2 данной статьи ограничение по предельной величине доходов - только по тем видам предпринимательской деятельности, по которым организациями применяется общий режим налогообложения. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: - организации, имеющие филиалы и представительства. В силу ст. 55 ГК РФ представительством считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и производит их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы - юридические лица. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (места, созданные на срок более одного месяца). Таким образом, право перехода на УСН не предоставляется организациям, имеющим обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами, наделенные имуществом, а также функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять УСН на общих основаниях; - банки; - страховщики. Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по выполнению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1). Участниками отношений, регулируемых данным Законом, являются, в частности, страховые организации (страховщики), страховые агенты и страховые брокеры (ст. 4.1 Закона N 4015-1). Страховщики - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом N 4015-1 порядке (ст. 6). Страховыми агентами признаются постоянно проживающие на территории Российской Федерации и ведущие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями, а страховыми брокерами - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и оказывают услуги, связанные с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением этих договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика. Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика (ст. 8 Закона N 4015-1). В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Таким образом, деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами на основе заключенных со страховщиками (перестраховщиками, страхователями) договоров поручения, агентских и иных аналогичных договоров, следует рассматривать в качестве вспомогательной деятельности в сфере страхового дела, а самих страховых агентов и страховых брокеров - в качестве посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками (перестраховщиками) и страхователями. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела гл. 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты, действующие от имени и по поручению страховщиков, а также страховые брокеры, действующие в интересах и по поручению страховщиков (перестраховщиков, страхователей), вправе перейти на УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях; - негосударственные пенсионные фонды; - инвестиционные фонды; - профессиональные участники рынка ценных бумаг. Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный Закон N 39-ФЗ). Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 данного Закона (ст. 2 Федерального закона N 39-ФЗ). Исходя из этого, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов от совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, вправе применять УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях; - ломбарды; - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. К подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ. Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, относящихся к специальным видам добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (ст. 337 НК РФ). К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"); - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. С 1 января 2007 г. правовые основы государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; - организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции. В силу ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения на основании положений данного Федерального закона; - организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ; - организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; на некоммерческие организации, в том числе осуществляющие свою деятельность согласно Закону РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"; организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с названным Законом. На основании ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, принадлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, включают общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ). Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом в отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество государственного и муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Как установлено ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Учитывая, что указанные выше учредители унитарных предприятий не могут быть признаны организациями в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, а также то обстоятельство, что имущество унитарных предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям), такие предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях. Что касается акционерных обществ, то необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении (п. 1 ст. 10 Закона N 208-ФЗ). Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (ст. 25 Закона N 208-ФЗ). При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Поскольку акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции, на них не распространяются нормы пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.03.2007 N 03-11-02/66). Согласно § 5 гл. 4 ГК РФ к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы (ст. 116), общественные и религиозные организации, объединения (ст. 117), фонды (ст. 118), учреждения (ст. 120), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121). Статьей 66 ГК РФ определено, что хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью; - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Средняя численность нанятых работников определяется налогоплательщиками по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на УСН и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения... (утв. Постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69); - организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая согласно законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В составе таких основных средств и нематериальных активов учитываются основные средства и нематериальные активы, подлежащие амортизации и признаваемые амортизируемым имуществом согласно гл. 25 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиками-организациями по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на УСН и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу; - бюджетные учреждения. На основании ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными учреждениями признаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; - иностранные организации. Относительно налогоплательщиков, получивших в периоде применения общего режима налогообложения освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, следует отметить, что п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий и ограничений, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение УСН. Наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС гл. 26.2 НК РФ к таким условиям и ограничениям не отнесено. В связи с этим налогоплательщики, имеющие на дату перехода на упрощенную систему налогообложения такое освобождение, вправе применять данный специальный налоговый режим на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщики изъявили желание применять УСН, ими подаются в налоговые органы по месту нахождения организаций или по месту жительства индивидуальных предпринимателей заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1 (утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495; далее - заявление по форме N 26.2-1 и Приказ от 19.09.2002). Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиками до начала налогового периода, в котором ими впервые будет применена УСН. В случае принятия решения об изменении ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщики обязаны в письменном виде уведомить об этом налоговые органы до 20 декабря года, предшествующего году, с которого ими впервые будет применена упрощенная система налогообложения. Вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями заявления по форме N 26.2-1 подаются в пятидневный срок с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном налоговым органом согласно абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. Данные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с даты постановки их на учет в налоговом органе. Каких-либо дополнительных условий и ограничений по процедуре перехода на УСН для них Налоговым кодексом не установлено. Налогоплательщики - физические лица, прошедшие в течение календарного года перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с возобновлением ранее прекращенной ими предпринимательской деятельности, признаются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями и, следовательно, вправе перейти на УСН в указанном выше порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований до окончания текущего календарного года утратили обязанность уплачивать ЕНВД, вправе на основании заявления по форме N 26.2-1 перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором ими была утрачена такая обязанность. По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговые органы в месячный срок со дня их поступления (пп. 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452) в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений N N 26.2-2 и 26.2-3, утв. Приказом от 19.09.2002). В случае изменения решения о переходе на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики вправе до начала года (налогового периода по налогу), с которого предполагают перейти на применение УСН, отозвать ранее поданные ими заявления. Исчисление и уплата налогов такими налогоплательщиками будет осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном или ином предусмотренном действующим законодательством о налогах и сборах порядке. Если же налогоплательщиками до начала налогового периода по налогу ранее поданные ими заявления о переходе на УСН не были отозваны, то данные налогоплательщики считаются перешедшими с начала календарного года (налогового периода по налогу) на упрощенную систему налогообложения. При этом они не вправе до окончания налогового периода самостоятельно отказаться от ее применения и перейти на иной режим налогообложения. Исключением является система налогообложения в виде ЕНВД, на которую налогоплательщики обязаны перейти в случае осуществления на территории соответствующих муниципальных образований видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Вместе с тем если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщиков, определяемые в порядке, указанном в ст. 346.15 НК РФ и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысят 20 млн руб. <*> и (или) в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиками будут нарушены условия и ограничения, приведенные в п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, то такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение УСН с начала того квартала, в котором ими допущены указанное превышение и (или) указанные нарушения.
————————————————————————————————
<*> Величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщиков на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, указанном в примечании на с. 26 (в 2007 г. величина предельного размера доходов - 20 млн руб. подлежит индексации на установленный Минэкономразвития России коэффициэнт-дефлятор 1,241), и составляет 24 820 000 руб.
Об утрате права на дальнейшее применение УСН и переходе на иной режим налогообложения налогоплательщики обязаны в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором ими было допущено превышение (нарушение) указанных выше условий и ограничений, в письменном виде сообщить в налоговый орган (рекомендуемая форма сообщения N 26.2-5, утв. Приказом от 19.09.2002).
По окончании налогового периода по налогу налогоплательщики вправе добровольно отказаться от применения УСН и перейти на иной режим налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде ЕНВД), письменно уведомив об этом налоговый орган (рекомендуемая форма уведомления N 26.2-4, утв. Приказом от 19.09.2002) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
Следует иметь в виду, что налогоплательщики, добровольно отказавшиеся от применения УСН, а равно и налогоплательщики, утратившие право на ее дальнейшее применение, могут (при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ) вновь вернуться к применению упрощенной системы налогообложения не ранее чем с начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором истек годичный срок после добровольного отказа от применения УСН (утраты права на ее применение).
(Окончание следует)
И.М.Андреев
Государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
Подписано в печать
23.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |