Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: В соответствии со ст.6 НК РФ признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Какие действия должен предпринять налогоплательщик для признания нормативного правового акта не соответствующим НК РФ?



Вопрос: В соответствии со ст.6 НК РФ признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Какие действия должен предпринять налогоплательщик для признания нормативного правового акта не соответствующим НК РФ?

Ответ: Перечень оснований для признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими НК РФ, приведенный в пп.1 - 8 п.1 ст.6 НК РФ, носит открытый характер. В пп.9 п.1 ст.6 НК РФ указывается, что нормативный правовой акт о налогах и сборах может и иным образом противоречить общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Действующее законодательство предусматривает различные способы обращения в суды о признании нормативных правовых актов не соответствующими НК РФ.

Суды общей юрисдикции

К компетенции судов общей юрисдикции относится любая жалоба, если одним из участников процесса является гражданин.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст.ст.1, 3 Закона от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданами могут быть обжалованы в суд любые неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений или должностных лиц, государственных служащих, кроме действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования, и кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительней компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Причем под иным порядком судебного обжалования действий (бездействия) и решений органов, а также должностных лиц следует понимать такой порядок, который специально установлен соответствующим законодательством.

В то же время, поскольку неправомерные действия в адрес юридического лица также нарушают права его учредителей, то ст.46 Конституции РФ, гарантирующая каждому судебную защиту его прав и свобод, распространяется и на граждан, и на созданные ими организации.

Причем в компетенцию судов общей юрисдикции попадают также и те споры, которые не отнесены к ведению других судов.

К государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ и другими законодательными актами для осуществления своей деятельности.

В судебном порядке на основании названного выше Закона могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

В соответствии со ст.2 Закона от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц, государственных служащих. Таким образом, в порядке, предусмотренном указанным выше Законом, могут быть обжалованы в суд любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера.

При обжаловании актов государственных органов власти в первой инстанции рассматриваются следующие дела:

Верховным Судом РФ -

- об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

Краевыми и областными судами -

- решения краевого, областного органов власти и акты краевой, областной администрации;

Районными судами -

- все иные жалобы на решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

На основании п.3 ст.5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" "суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу".

В соответствии с ч.З ст.239.8 ГПК РСФСР вступившее в законную силу решение суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими с момента их принятия, о чем указывается в резолютивной части решения (Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.1993 N 10). Вынося решение о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта закону или иным правовым актам суд в соответствии со ст.13 ГК РФ может признать такой акт недействительным.

Обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия (Обзор судебной практики ВС РФ за I квартал 1998 г. (по гражданским делам). Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 06.05.1998).

Арбитражные суды

Арбитражные суды рассматривают споры с участием юридических лиц и граждан - предпринимателей без образования юридического лица.

В соответствии со ст.22 АПК РФ в компетенцию арбитражных судов входят споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов. Таким образом, к ведению арбитражных судов не отнесено обжалование нормативных правовых актов. Однако в соответствии со ст.138 НК РФ жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов подаются в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обязательны для других судов по иным делам. Их решения могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессуальных формах. Не предусмотренная законодательством обязательность их официального опубликования исключает для других правоприменителей обязательность следования им при разрешении иных дел.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не имеют юридической силы для лишения нормативных правовых актов юридической силы в связи с их неконституционностью.

Конституционный суд

В соответствии со ст.125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам уполномоченных органов разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

- не вступивших в силу международных договоров РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов КС РФ проверяет конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Тем самым по запросам граждан и организаций КС РФ может принимать к рассмотрению дела только о соответствии закона Конституции РФ и только в порядке конкретного нормотворчества, т.е. при наличии спора, переданного на рассмотрение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Принимая решение по делу, Конституционный Суд РФ не только выражает свое отношение к позиции нормотворческого органа, но и оценивает смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся правоприменительной практикой. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены повторным принятием отвергнутого акта, обязывают всех правоприменителей и другие суды действовать в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ.

А.А.Сайдаманов

Советник налоговой службы

I ранга

18.06.2001

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Предприятие имеет имущественно обособленное структурное подразделение - турбазу, для облагаемой НДС деятельности которой приобрело холодильные установки. В какой момент (на дату оприходования или передачи обособленному подразделению) следует отражать предприятию по дебету счета 68 суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным установкам?.. >
Вопрос: ...Обязательны ли к применению налогоплательщиками Инструкции: МНС РФ от 15.06.2000 N 62; МНС РФ от 04.04.2000 N 59; Минфина России от 04.02.1993 N 8, ГНС России от 30.01.1993 N 17, Госгортехнадзора от 04.02.1993 N 01-17/41?



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.