Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Обзор новостей от 28.09.2007> ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10



"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10

Налог на прибыль

Нормы расхода топлива

По мнению налоговиков (Письмо УФНС по г. Москве от 10.07.2007 N 24-17/0536) и финансистов (Письмо от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640), при определении обоснованности расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей следует учитывать Нормы, установленные в Руководящем документе Минтранса Р3112194-0366-03, утвержденном 29.04.2003. В общих положениях данного документа указано, что он используется при расчетах по налогообложению предприятий. Если для какого-либо автомобиля нормы не утверждены, необходимо разработать их самостоятельно на основе технической документации, представляемой заводом-изготовителем.

Заметим, что в пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ничего не говорится о нормировании расходов на ГСМ. Поэтому обратим внимание на формулировки, избранные чиновниками: о том, что для целей налогообложения расходы на ГСМ принимаются только в пределах норм, прямо не сказано - нормы разрабатываются для подтверждения обоснованности расходов.

Помимо этого, нельзя забывать о путевом листе. Так, налоговики подчеркивают, что он без указания пробега, времени выезда, пункта назначения, марки и количества горючего, сведений об остатках и расходе по нормам и по факту не подтверждает использование автомобиля для производственной деятельности.

В совокупности с прежними разъяснениями Минфина (Письма от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77) это означает, что, даже если форма путевого листа утверждается на предприятии самостоятельно, а документ оформляется раз в месяц, он должен содержать указанные реквизиты.

Плата за НВОС в рамках договора аренды помещений

Сразу два ведомства высказали свое мнение о плате за загрязнение окружающей среды, которое производит арендатор. Так, в Письме УФНС по г. Москве от 28.06.2007 N 20-12/060976 говорится о порядке признания в составе расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) платы за НВОС, если деятельность, связанную с природопользованием, осуществляет арендатор. Как справедливо отметили налоговики, плательщиком экологических платежей за НВОС является природопользователь. Поэтому арендодатель, не являющийся природопользователем и не загрязняющий окружающую среду, плательщиком не признается и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора.

В свою очередь, администратор платы за НВОС - Ростехнадзор в Письме от 02.08.2007 N 04-18/1038 рассмотрел ситуацию на примере размещения отходов и не дал столь однозначного ответа, как налоговики. Он признал, что применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Вместе с тем для определения плательщика важным является вопрос о том, кто размещает отходы. В этом смысле существенно, что право собственности на них может перейти от арендатора к арендодателю. В первую очередь это возможно при наличии специального условия в договоре аренды (Ростехнадзор рекомендует отразить условие о собственнике отходов в договоре). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается, что отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. Таким образом, возможны ситуации, когда арендодатель на законных основаниях обязан перечислять, а значит, и признавать при налогообложении плату за НВОС в отношении отходов, образованных арендатором.

Рекламные публикации в СМИ

В Письме от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418 Минфин вновь напомнил о требовании ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". В противном случае налоговики вправе исключить соответствующие расходы из налогооблагаемой базы. В частности, в разъяснении речь шла об информационных сообщениях, например в виде интервью на заданную тему, заказанных агентству, специализирующемуся на услугах по связям с общественностью. Поскольку они не содержат соответствующей пометки, расходы на PR-услуги признать нельзя.

В то же время суды не считают преградой для учета налоговых расходов отсутствие соответствующей пометки в публикации (Постановление ФАС СЗО от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13).

Персональный компьютер

Согласно Письму Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639 все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера (монитор, системный блок, блок бесперебойного питания, клавиатура) представляют собой комплекс конструктивно сочлененных предметов. Следовательно, их следует учитывать как один инвентарный объект. Заметим, что возможен и иной вариант - учет всех комплектующих компьютера по отдельности, если организация докажет, что каждый из них может выполнять свои функции самостоятельно.

Расходы по аренде

Поиски помещения для офиса или магазина в престижных районах крупных городов могут занять очень долгое время. Еще дольше может длиться ремонт и подготовка к открытию либо переезду. В течение этого периода нужно вносить арендную плату, оплачивать услуги охраны, коммунальные платежи. Все эти расходы можно признать для целей исчисления прибыли. Так считает Минфин в Письме от 20.08.2007 N 03-03-06/2/155. Чиновники делают такой вывод на основании пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ, разрешающего учитывать расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов. Однако признавать затраты следует в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов.

Налог на добавленную стоимость

СМР для собственного потребления

В прошлом номере журнала мы рассказывали об отмене письма Минфина, обязывающего включать в налоговую базу по НДС стоимость СМР, выполненных подрядными организациями (с. 57 - 68). В разъяснении от 23.08.2007 N 03-07-10/19 финансовое ведомство признало, что норма пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ не применяется, если строительно-монтажные работы выполняются подрядными организациями.

Плата сетевым магазинам

В прошлом номере мы рассматривали разъяснение по этой теме, изданное ФНС (см. с. 9). На очереди - Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112, направленное Письмом ФНС России от 30.08.2007 N ШС-6-03/688@.

В этом документе чиновники практически дословно повторяют свои выводы, сделанные в Письме от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 (о нем мы писали в N 7, 2007, с. 54). Итак, если у поставщика есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия покупателя способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре, то такие действия следует рассматривать в качестве услуг, например, по рекламе, продвижению. Следовательно, стоимость услуг подлежит обложению НДС у исполнителя (покупателя товаров), а суммы НДС - вычету у заказчика (поставщика). Это понятно.

Но дальше Минфин напоминает о широкой практике различных выплат за заключение договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов. По мнению чиновников, такие выплаты не связаны с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров. Здесь уместно вспомнить Письма финансистов от 17.10.2006 N 03-03-02/247 и от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, в которых организациям не разрешается учитывать подобные расходы в целях налогообложения прибыли. Заметим, что УФНС по г. Москве в Письме от 23.05.2007 N 19-11/047634 поддержало эту позицию.

В комментируемом Письме финансисты полагают, что выплаты в пользу покупателя не связаны с расчетами за поставляемые товары (и не являются оплатой услуг), следовательно, они не облагаются НДС.

Если партнеры выбрали такой способ стимулирования продаж, как предоставление скидок (бонусов, премий) путем изменения цены ранее поставленных товаров, то поставщик обязан внести исправления в счета-фактуры и Книгу продажи и представить уточненные налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды. В свою очередь, если покупатель успел зарегистрировать в своей Книге покупок первоначальные счета-фактуры, то изменения коснутся и его (также следует исправить Книгу покупок и налоговые декларации).

Распространение корпоративной прессы - не реализация

Многие крупные предприятия издают собственную газету, в которой рассказывается о корпоративных событиях. Размещая большие партии такой газеты на проходных (или в других наиболее посещаемых местах), организация не осуществляет операций по ее реализации на безвозмездной основе, так как целью распространения прессы нельзя считать передачу ее в собственность работника. Здесь преследуется иная цель - ознакомление работников с газетой. Такие выводы сделаны в Постановлении ФАС МО от 14.06.2007 N КА-А40/4876-07.

Транспортный налог

Объект налогообложения

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом являются разнообразные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Поэтому если какое-либо техническое средство зарегистрировано в органах ГИБДД или Гостехнадзора, то оно автоматически становится объектом налогообложения независимо от того, для чего оно предназначено и какое оборудование на нем размещено. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35 в ответ на запрос организации, которая использует в производственных и хозяйственно-бытовых целях (но не для перевозки грузов и пассажиров) автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, а также каналопромывочные и илососные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси. Заметим, что разъяснение дано со ссылкой на Определение ВАС РФ от 28.04.2007 N 2965/07.

Налоговая ставка

Названным выше Определением в Президиум ВАС был передан на рассмотрение налоговый спор о применении налоговой ставки в отношении самоходных машин. Результатом рассмотрения стало Постановление от 17.07.2007 N 2965/07, в котором Президиум ВАС принял сторону налоговых инспекторов, отнесших автомобили с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашины (пожарные, уборочные, автомастерские, топливозаправщики) к категории грузовых автомобилей. При этом суду надзорной инстанции пришлось отменить судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, в которых арбитры поддержали налогоплательщика, применившего к указанным транспортным средствам ставку, установленную для самоходных машин. Судьи руководствовались ОКОФ, что и было признано недопустимым Президиумом ВАС, так как ОКОФ предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения, определения и термины в нем несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом.

Итак, вывод ВАС прост: если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, его нельзя отнести к самоходным машинам для целей определения налоговой ставки по транспортному налогу.

Налог на доходы физических лиц

При проведении конкурсов и лотерей с призами и выигрышами организации следует помнить о возможности возникновения у нее обязанностей налогового агента по отношению к победителям мероприятий на основании ст. 226 НК РФ. Но такая обязанность возникает только в том случае, если сумма выигрыша или приза превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). Причем следует учитывать, что данное ограничение действует в отношении суммы стоимости призов, полученных в течение налогового периода - календарного года. Следовательно, организации, выдающие призы, обязаны вести персонифицированный учет доходов граждан в течение года. Если сумма доходов не превысит 4000 руб., то организация не должна ни исчислять, ни удерживать сумму налога, ни представлять в ИФНС сведения (Письмо Минфина России от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254).

В противном случае обязанности налогового агента исполняются в полной мере. Если есть возможность, следует удержать сумму НДФЛ, причем из любых выплачиваемых гражданину доходов. В Письме Минфина России от 16.08.2007 N 03-04-06-01/292 приведен такой пример: организация заключает с победителем лотереи гражданско-правовой договор на участие в фотосессиях, интервью, съемках. Вознаграждение по этому договору и будет источником удержания НДФЛ с суммы выигрыша по ставке 35% с суммы, превышающей 4000 руб. Причем удержать можно не более 50% суммы выплаты. Если НДФЛ не удалось удержать полностью, об этом следует сообщить в течение месяца в налоговый орган, представив справку 2-НДФЛ.

Налоговое администрирование

Ошибка в "платежке" - повод для уплаты пеней

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, направленный на совершенствование налогового администрирования, предоставил налогоплательщикам возможность исправить ошибки в платежном документе на перечисление налога и не уплачивать пени, если налог был перечислен в бюджетную систему РФ на правильный счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ). Порядок принятия решения об уточнении платежа подразумевает составление акта совместной сверки (форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@). Поскольку новое правило п. 7 ст. 45 НК РФ гарантирует дополнительную защиту прав налогоплательщика, оно имеет обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ) и применяется к ошибочным платежным поручениям, оформленным до 1 января 2007 г. Однако, как оказалось, радоваться было рано.

Дело в том, что в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ до 1 января 2008 г. зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей производится по тому бюджету, в который зачислена сумма. В связи с этим, если сумма по ошибочной "платежке" попала в соответствующий бюджет и потерь государственной казны не произошло, учесть платеж можно и без начисления пеней. Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377, N 03-02-07/1-371.

Если налог поступил в бюджет другого уровня (например, вследствие ошибки в КБК или коде ОКАТО), то пересчет пеней в 2007 г. не осуществляется, так как пени - это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм (Письмо ФНС России от 03.09.2007 N 10-1-03/3566).

Письменные разъяснения Минфина

Мы уже рассматривали правовой статус писем Минфина (N 3, 2007, с. 52). В этом контексте нельзя не упомянуть о Письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138. В нем финансисты рассказали о своей оценке разъяснений. В первую очередь, письма Минфина не являются нормативными правовыми актами, поэтому налоговые органы не вправе требовать от организаций соблюдения данных рекомендаций. Арбитражные суды также не обязаны следовать положениям писем.

В связи с этим ошибочно считать разъяснения Минфина обязательными к применению, поэтому совершенно необоснованны вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах, направленных различным налогоплательщикам в различные периоды.

Разъяснения, которые адресованы конкретным организациям, основаны на конкретных данных, содержащихся в запросе. В правовых базах и СМИ, откуда обычно налогоплательщики черпают информацию, текста запроса зачастую нет. Учитывая то, что письма Минфина не подлежат обязательному опубликованию, министерство не может обеспечить соответствие информации, размещенной без его ведома, фактически предоставленной им. Поэтому применение таких разъяснений возможно только под личную ответственность налогоплательщика. И здесь не могут быть применены положения пп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ, освобождающие от уплаты штрафа и пеней. Подобные разъяснения, как поясняет Минфин, должны восприниматься наравне с опубликованными мнениями других экспертов.

Что касается обязанности налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина, по мнению чиновников, это относится только к письмам, адресованным ФНС.

На наш взгляд, все вышеизложенное демонстрирует попытку Минфина снять с себя ответственность за данные им разъяснения. Отметим, что есть прецеденты признания писем Минфина актами, неправомерно создающими правовые нормы (Решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06). Таким образом, решать, является ли письмо Минфина нормативным актом, будет ВАС в каждом конкретном случае.

Кроме того, обязанность налоговых органов учитывать позицию Минфина не зависит от того, кому адресованы разъяснения (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

И еще один важный момент - в комментируемом Письме Минфин признал, что он представляет в официальном порядке свои письма для публикации только на сайте ФНС и самого финансового ведомства. Отсюда следует вывод: размещенные на этих сайтах письма можно смело применять всем налогоплательщикам.

Роструд разъясняет

Нумерация трудовых договоров

С одной стороны, Трудовой кодекс не обязывает нумеровать трудовые договоры. С другой - все унифицированные формы первичной документации по учету труда (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) предполагают наличие номеров у трудовых договоров. Поэтому нумерацию следует считать средством упорядочения и идентификации договоров. Причем начинать нумерацию в каждом году можно заново. Такие рассуждения изложены в Письме Роструда от 09.08.2007 N 3045-6-0.

Должностные инструкции

В Письме от 09.08.2007 N 3042-6-0 специалисты Роструда убеждают работодателей в необходимости составления должностной инструкции по каждой должности, имеющейся в штатном расписании. Этот документ определяет задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Поэтому он нужен не только "для галочки", но может пригодиться, например, обосновать отказ в приеме на работу, оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между сотрудниками и т.д. В то же время Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции. Поэтому ее отсутствие не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность. Но поскольку этот документ является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений, при его отсутствии работодатель не застрахован от принятия незаконных решений.

Подписано в печать

28.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Добрый день, хочу стать индивидуальным предпринимателем, но не имею прописки. Периодически регистрируюсь по месту проживания (аренды жилья, г. Москва). Скажите, возможно ли мне вести предпринимательскую деятельность? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 19) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 19 >
Статья: Если в цехе есть "незавершенка"... ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.