Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Недобросовестный партнер навлечет проверку! ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 10) Источник публикации "Практическая бухгалтерия", 2007, N 10



"Практическая бухгалтерия", 2007, N 10

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПАРТНЕР НАВЛЕЧЕТ ПРОВЕРКУ!

Практика налоговых проверок все более убеждает в том, что при выборе контрагентов следует проявлять должную осмотрительность. Сотрудничество с партнерами, которые уклоняются от уплаты налогов, грозит серьезными проблемами. В статье мы расскажем о комплексном подходе, который применяют налоговики при проверке таких фирм.

Расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС уменьшают налоговые обязанности налогоплательщика и образуют его налоговую выгоду. Но если подобные "блага" не имеют должного документального подтверждения, то инспекторы признают налоговые выгоды необоснованными.

Проверки не избежать...

Для того чтобы признать вычеты по НДС или расходы в целях налогообложения прибыли необоснованными, налоговый орган должен доказать, что сведения, которые содержатся в представленных документах, неполные, недостоверные или противоречивые. Такую позицию отражает Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Из этого Постановления следует, что в поисках налоговой недобросовестности нужно руководствоваться не единичными подозрительными обстоятельствами, а рассматривать их в совокупности и взаимосвязи. Поэтому налоговые органы применяют при проверках контрагентов "системно-комплексный" подход, который отчетливо прослеживается по материалам выездных проверок.

Внимание! Если вне рамок проведения проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

В настоящее время Федеральная налоговая служба усиливает налоговый контроль в отношении компаний, занятых в строительстве и продаже недвижимости. Самый незамысловатый способ снижения налоговой нагрузки в строительной сфере - завышение себестоимости строительства за счет привлечения фиктивных поставщиков и подрядчиков. Эти операции неотделимы от "обналички", хотя компании в подобных целях чаще всего действуют не напрямую, а передают "заказ" через несколько фирм.

Расскажем о методике проверок, которую применяют налоговые инспекторы.

Схема встречной проверки

Воспроизведем цепочку аргументов, которые используют налоговики при проверке подозрительного партнера (см. схему на с. 73).

Схема проверки налоговиками сведений фирмы-контрагента

     
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬
   |   Предмет  ||Действия налоговой||   Результаты   ||     Выводы    |
   |  проверки  ||     инспекции    ||    проверки    ||   налоговой   +——¬
   |            ||                  ||                ||   инспекции   |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   |    Факт    ||  По юридическому ||   Требование   ||   Сведения о  |  |
   | заключения ||   адресу фирмы   ||    вернулось   ||местонахождении|  |
   |и исполнения||    направлено    ||   в налоговую  ||     фирмы     |  |
   |  договора  ||    требование    ||   с отметкой   || по указанному |  |
   |            ||  о представлении ||  "Организация  ||     адресу    |  |
   |            ||  подтверждающих  ||  не значится"  ||не подтверждены|  |
   |            ||    документов    ||                ||               |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————|               |  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬|               +——+
   |   Объект   || Направлен запрос ||Ответ не получен||               |  |
   | недвижимого||     в Главное    ||                ||               |  |
   |  имущества ||    управление    ||                ||               |  |
   |            ||    Федеральной   ||                ||               |  |
   |            ||  регистрационной ||                ||               |  |
   |            ||  службы о правах ||                ||               |  |
   |            ||     на объект    ||                ||               |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   |  Карточка  || Направлен запрос ||      Ответ     || Не подтвержден|  |
   | с образцами||     в Главное    ||   не получен.  || факт открытия |  |
   |  подписей  ||    управление    ||    Сведения    ||   расчетного  |  |
   | и оттиском ||    Федеральной   || о руководителе ||     счета     |  |
   |   печати   ||  регистрационной || фирмы по данным||  должностными +——+
   |            ||  службы о правах ||    карточки    ||     лицами    |  |
   |            ||     на объект    ||     и ЕГРЮЛ    ||  организации  |  |
   |            ||                  ||  не совпадают  ||               |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   | Сведения о ||   Запрос данных  ||   Глава фирмы  ||    Нарушены   |  |
   |руководителе||  из компьютерной ||    числится    ||   требования  |  |
   |    фирмы   || базы комплексных ||  одновременно  ||  п. 3 ст. 53  |  |
   |            ||    сведений о    || и учредителем, ||  Гражданского |  |
   |            ||налогоплательщиках||и руководителем,||    кодекса    +——+
   |            ||      (КСНП)      ||    и главным   ||               |  |
   |            ||                  ||   бухгалтером  ||               |  |
   |            ||                  ||   в десятках   ||               |  |
   |            ||                  ||    компаний    ||               |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   |    Место   ||    Направлена    ||    Повестка    ||  Подлинность  |  |
   | проживания || повестка по месту||   возвращена   ||    подписи    |  |
   |руководителя||    проживания    || с отметкой, что||  руководителя |  |
   |    фирмы   ||   руководителя   ||   данное лицо  ||     фирмы     |  |
   |            ||фирмы о его вызове||  по указанному || на документах +——+
   |            ||    в качестве    ||     адресу     ||   проверить   |  |
   |            ||     свидетеля    ||  не проживает  ||   невозможно  |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   | Декларация || Направлен запрос ||  Ответ из ИФНС ||   Отсутствие  |  |
   |  по налогу || в налоговый орган||   не получен.  || доходов фирмы |  |
   | на прибыль ||  по месту учета  || Расчетные счета||     ставит    |  |
   |  и по НДС, ||       фирмы      || фирмы закрыты. ||  под сомнение |  |
   |  карточка  ||  о представлении || В карточках ее || достоверность |  |
   |  лицевого  ||       копий      || лицевого счета ||  ее расходов  |  |
   |    счета   ||                  ||   начисление   ||  и налоговых  |  |
   |            ||                  ||     налогов    ||    вычетов    |  |
   |            ||                  ||  отсутствует.  ||               +——+
   |            ||                  ||Фирма длительное||               |  |
   |            ||                  || время не сдает ||               |  |
   |            ||                  ||   отчетность,  ||               |  |
   |            ||                  ||      ранее     ||               |  |
   |            ||                  ||  представляла  ||               |  |
   |            ||                  ||    "нулевую"   ||               |  |
   |            ||                  ||   отчетность   ||               |  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   —————————————¬———————————————————¬—————————————————¬————————————————¬  |
   | Учредители ||     Проверка     ||      Фирма     || "Руководитель"|  |
   |    фирмы   || по базе паспортов||зарегистрирована||     фирмы     |  |
   |            ||                  ||  по утерянному || не уполномочен|  |
   |            ||                  ||    паспорту    ||  подписывать  +——+
   |            ||                  ||                ||документы фирмы|  |
   L—————————————L———————————————————L—————————————————L————————————————  |  
   ————————————————————————————————————————————————————————————————————¬  |
   |                  Заключение налоговой инспекции:                  |  |
   |     налогоплательщик использовал в хозяйственной деятельности     |<——
   
¦ документы, содержащие недостоверные сведения ¦ L------------------------------------------------------------------ ———— Каждый отдельно взятый подозрительный факт еще не дает оснований для негативного отношения к налогоплательщику. Но если фирма не проходит проверку по совокупности критериев, то сомнения в реальности договорных отношений с подрядчиком не беспочвенны. Решение налогового органа по итогам проверки особенно впечатляет, когда в нем приведен список фирм, не прошедших налоговый контроль по вышеперечисленным критериям. Их количество может превышать десяток. А это говорит о систематической "беспечности" налогоплательщика... Печальный, но не финал Разумеется, в подобной ситуации возражения налогоплательщика сводятся к тому, что он не отвечает за действия своих контрагентов. В ответ на это налоговый орган дополнительно потребует от проверяемой компании обосновать экономическую разумность выбора именно этих контрагентов в условиях рынка. Доступным и реально осуществимым действием, по мнению налоговиков, является сохранение элементов внешней атрибутики фирм-партнеров: визитных карточек, буклетов, проспектов, адресов сайтов. Осмотрительность в гражданско-правовом и в налоговом аспектах доказывается наличием копий свидетельств о государственной регистрации, о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на налоговый учет, а также копии устава. Получается, что осмотрительность нужно проявить заранее. В связи с выводом о недостоверности документов, полученных от недобросовестных контрагентов, налогоплательщика оштрафуют по п. 3 ст. 120 Налогового кодекса. Ведь недостоверность первичных документов и счетов-фактур равнозначна их отсутствию, что приведет к занижению налоговой базы. В таком случае сумма штрафа составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. Отметим, что это более мягкое наказание, чем неуплата или неполная уплата сумм налога по ст. 122 Налогового кодекса. В ней предусмотрены штрафы в размере 20 или 40 процентов от неуплаченной суммы налога. Разумеется, налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ). (О спорах между налоговиками и фирмами читайте в приложении к журналу "Практическая бухгалтерия" за сентябрь 2007 г., с. 66). В любом случае при выборе контрагента фирма должна самостоятельно оценить возможные налоговые риски и заблаговременно принять меры для их снижения. Ю.Ханов Финансовый директор Подписано в печать 26.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Вычет по НДС лучше "приберечь"... ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 10) Источник публикации "Практическая бухгалтерия", 2007, N 10 >
Статья: Проверка не по правилам ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 10) Источник публикации "Практическая бухгалтерия", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.