![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Обзор новостей от 24.09.2007> ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10
Открытые конкурсы в Москве
Распоряжение правительства Москвы от 13.09.2007 N 1973-РП положило начало работе по организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах, собственники которых не сделали выбор и (или) не реализовали его. Департамент ЖКХ и благоустройства будет выполнять методологическую функцию (разработка примерной конкурсной документации, методических рекомендаций по определению перечня и стоимости обязательных и дополнительных работ). Основная работа ложится на префектуры административных округов - им необходимо в установленные сроки подготовиться к проведению конкурсов (например, до 01.12.2007 должны быть утверждены графики проведения конкурсов и состав конкурсных комиссий). Напомним, согласно Закону г. Москвы от 14.02.2007 N 4 все конкурсы должны быть проведены с 1 января по 1 мая 2008 г.
Налог на прибыль
Расходы концессионера
Для целей налогообложения прибыли концессионер в течение срока действия концессионного соглашения вправе учитывать не только концессионную плату за право владения и пользования объектом концессионного соглашения, но и сумму начисленной амортизации в отношении амортизируемого имущества, полученного по концессионному соглашению. Такое "открытие" сделали чиновники Минфина в Письме от 07.09.2007 N 03-03-05/231.
Нормы расхода топлива
По мнению налоговиков (Письмо УФНС по г. Москве от 10.07.2007 N 24-17/0536) и финансистов (Письмо от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640), при определении обоснованности расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей следует учитывать Нормы, установленные в руководящем документе Минтранса Р3112194-0366-03, утвержденном 29.04.2003. В общих положениях данного документа указано, что он используется при расчетах по налогообложению предприятий. Если для какого-либо автомобиля нормы не утверждены, необходимо разработать их самостоятельно на основе технической документации, предоставляемой заводом-изготовителем. Заметим, что в пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ничего не говорится о нормировании расходов на ГСМ. Поэтому обратим внимание на формулировки, избранные чиновниками: о том, что для целей налогообложения расходы на ГСМ принимаются только в пределах норм, прямо не сказано - нормы разрабатываются для подтверждения обоснованности расходов. По сути, смысл тот же. Помимо этого, нельзя забывать о путевом листе. Так, налоговики подчеркивают, что он без указания пробега, времени выезда, пункта назначения, марки и количества горючего, сведений об остатках и расходе по нормам и по факту не подтверждает использование автомобиля для производственной деятельности. Вкупе с прежними разъяснениями Минфина (от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77) это означает, что, даже если форма путевого листа принимается на предприятии самостоятельно, а документ оформляется раз в месяц, он должен содержать указанные реквизиты.
Заработная плата: момент признания
Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются ежемесячно. В свою очередь, при применении метода начисления суммы предоплаты не формируют налоговые расходы. Таким образом, при выплате зарплаты работникам дважды в месяц в налоговом учете признавать расходы следует один раз - в том отчетном периоде (месяце), когда зарплата была начислена исходя из фактически отработанного времени (окончательный расчет). Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/2/156. Также общим принципом признания расходов в случае применения метода начисления нужно руководствоваться при признании расходов в виде отпускных работникам, если отпуск приходится на два отчетных (налоговых) периода. Соответственно, суммы отпускных необходимо включать в расходы пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный (налоговый) период (Письмо Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/641).
Плата за НВОС в рамках договора аренды помещений
Сразу два ведомства высказали свое мнение о плате за загрязнение окружающей среды, которое производит арендатор. Так, в Письме УФНС по г. Москве от 28.06.2007 N 20-12/060976 говорится о порядке признания в составе расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) платы за НВОС, если деятельность, связанную с природопользованием, осуществляет арендатор. Как справедливо отметили налоговики, плательщиком экологических платежей за НВОС является природопользователь. Поэтому арендодатель, не являющийся природопользователем и не загрязняющий окружающую среду, плательщиком не является и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора. В свою очередь, администратор платы за НВОС Ростехнадзор в Письме от 02.08.2007 N 04-18/1038 рассматривает ситуацию на примере размещения отходов и не дает столь однозначного ответа, как налоговики. Он признает, что применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Вместе с тем для определения плательщика приоритетным является вопрос о том, кто размещает отходы. В этом смысле важно, что право собственности на них может перейти от арендатора к арендодателю. В первую очередь это возможно при наличии специального условия в договоре аренды (Ростехнадзор рекомендует отразить условие о собственнике отходов в договоре). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается, что отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. Таким образом, возможны ситуации, когда арендодатель на законных основаниях обязан перечислять, а значит, и признавать при налогообложении плату за НВОС в отношении отходов, образованных арендатором.
НДС: компенсации из бюджета
Ничего нового налогоплательщики не почерпнут из нескольких очередных писем Минфина о том, что если средства, полученные из бюджета в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг по льготным ценам, выделяются на оплату услуг для льготных категорий граждан, то они подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Данный порядок применяется в настоящее время (Письмо от 27.08.2007 N 03-07-11/355), и этот же подход был справедлив в 2004 - 2005 гг. (Письмо от 04.09.2007 N 03-07-11/380). В Письме от 06.09.2007 N 03-07-11/389, стоящем в одном ряду с названными разъяснениями, финансисты прокомментировали и порядок бухгалтерского учета, призывая отражать бюджетные средства в составе выручки.
Транспортный налог
Объект налогообложения
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом являются разнообразные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, если какое-либо техническое средство зарегистрировано в органах ГИБДД или Гостехнадзора, оно автоматически становится объектом налогообложения, независимо от того, для каких целей оно предназначено и какое оборудование на нем размещено. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35 в ответ на запрос организации, которая использует в производственных и хозяйственно-бытовых целях (но не для перевозки грузов и пассажиров) автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, а также каналопромывочные и илососные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси. Заметим, что разъяснение дано со ссылкой на Определение ВАС РФ от 28.04.2007 N 2965/07.
Налоговая ставка
Названным выше Определением в Президиум ВАС РФ был передан на рассмотрение налоговый спор о применении налоговой ставки в отношении самоходных машин. Результатом рассмотрения стало Постановление от 17.07.2007 N 2965/07, в котором Президиум ВАС РФ принял сторону налоговых инспекторов, отнесших автомобили с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашины (пожарные, уборочные, автомастерские, топливозаправщики) к категории грузовых автомобилей. При этом суду надзорной инстанции пришлось отменить судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, в которых арбитры поддержали налогоплательщика, применившего к указанным транспортным средствам ставку, установленную для самоходных машин. Судьи руководствовались ОКОФ, что и было признано недопустимым Президиумом ВАС РФ, так как ОКОФ предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения, определения и термины в нем несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом. Итак, вывод ВАС прост: если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, его нельзя отнести к самоходным машинам для целей определения налоговой ставки по транспортному налогу.
Налог на доходы физических лиц
Проводя конкурсы и лотереи с призами и выигрышами, организации следует помнить о возможности возникновения у нее обязанностей налогового агента по отношению к победителям мероприятий на основании ст. 226 НК РФ. Но такая обязанность возникает только в том случае, если сумма выигрыша или приза превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). Причем следует учитывать, что данное ограничение действует в отношении суммы стоимости призов, полученных в течение налогового периода - календарного года. Следовательно, организации, выдающие призы, обязаны вести персонифицированный учет доходов граждан в течение года. Если сумма доходов не превысит 4000 руб., то организация не должна ни исчислять, ни удерживать сумму налога, ни представлять в ИФНС сведения (Письмо Минфина России от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254). В противном случае обязанности налогового агента исполняются в полной мере. Если есть возможность, следует удержать сумму НДФЛ, причем из любых выплачиваемых гражданину доходов. В Письме Минфина России от 16.08.2007 N 03-04-06-01/292 приведен такой пример: организация заключает с победителем лотереи гражданско-правовой договор на участие в фотосессиях, интервью, съемках. Вознаграждение по этому договору и будет источником удержания НДФЛ с суммы выигрыша по ставке 35% с суммы, превышающей 4000 руб. Причем удержать можно не более 50% суммы выплаты. Если НДФЛ не удалось удержать полностью, об этом следует сообщить в течение месяца в налоговый орган, представив справку 2-НДФЛ.
Налоговое администрирование
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, направленный на совершенствование налогового администрирования, обрадовал налогоплательщиков возможностью исправить ошибки в платежном документе на перечисление налога, освободив себя тем самым от уплаты пеней, если налог был перечислен в бюджетную систему РФ на правильный счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ). Порядок принятия решения об уточнении платежа подразумевает составление акта совместной сверки (форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@). Поскольку новое правило п. 7 ст. 45 НК РФ гарантирует дополнительную защиту прав налогоплательщика, оно имеет обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ) и применяется к ошибочным платежным поручениям, оформленным до 1 января 2007 г. Однако, как оказалось, радоваться было рано. Дело в том, что в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ до 1 января 2008 г. зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей производится по тому бюджету, в который зачислена "ошибочная" сумма. В связи с этим, если сумма по "ошибочной" платежке попала в соответствующий бюджет и потерь государственной казны не произошло, учесть платеж можно и без начисления пеней. Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377, N 03-02-07/1-371. Однако если налог поступил в бюджет другого уровня (например, вследствие ошибки в КБК или коде ОКАТО), то пересчет пеней в 2007 г. не осуществляется, так как пени - это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм (Письмо ФНС России от 03.09.2007 N 10-1-03/3566).
Подписано в печать 24.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |