![]() |
| ![]() |
|
Статья: Судебные расходы бюджетных учреждений (Начало) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Участие в судебных процессах бюджетных учреждений - достаточно распространенная ситуация. Например, к ним можно отнести федеральные органы исполнительной власти, в том числе ФНС. При этом исковые требования могут быть разными - от взыскания денежных средств до взыскания имущества, земельных участков. Участие в судебных процессах влечет неизменные судебные расходы. Данный порядок регулируется АПК РФ. Рассмотрим особенности исчисления судебных расходов в бюджетных учреждениях.
Общие положения
В случае подачи судебных исков в отношении экономической деятельности юридических лиц их рассмотрение осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом. В частности, как определено п. 2 ст. 27 АПК РФ применительно к бюджетным учреждениям, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов. Арбитражным процессуальным кодексом установлен общий порядок предъявления иска по месту нахождения или жительства ответчика. При этом иск подается в соответствующий арбитражный суд субъекта РФ (ст. 35 АПК РФ). Вместе с тем в зависимости от обстоятельств он может подаваться по выбору истца. Например, некоторые организации в своем составе имеют обособленные подразделения. В случае невыполнения такими подразделениями обязательств истец вправе направить исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения головной организации. Полный перечень подсудности дел по выбору истца представлен в ст. 36 АПК РФ и включает следующие обстоятельства предъявления иска:
- иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по последнему известному его месту нахождения или месту жительства в РФ; - иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из них; - иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика; - иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора; - иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Примечание. При подаче искового заявления в отношении обособленного подразделения в нем в обязательном порядке в качестве ответчика нужно указать головную организацию. В противном случае исковое заявление могут вернуть, поскольку в арбитражном процессе участвуют юридические лица, что подтверждает судебная практика (Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2004 N Ф04/3759-1237/А45-2004).
Участвующим в судебных разбирательствах не избежать дополнительных расходов, например уплаты государственной пошлины, а в отдельных случаях - иных судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Государственная пошлина
Порядок выплаты, возврата или зачета госпошлины, а также представления льгот по ее уплате регулируется Налоговым кодексом, а именно гл. 25.3. Стоит отметить, что указанная глава введена в действие с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". До указанного периода порядок взимания госпошлины регулировался Законом РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон РСФСР N 2005-1). Согласно ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый как с организаций, так и с физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Государственная пошлина уплачивается не только при обращении в арбитражные суды, но и, как следует из положений гл. 25.3 НК РФ: - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями; - по делам, рассматриваемым КС РФ и КС субъектов РФ; - за совершение нотариальных действий; - за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами; - за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из нее; - за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; - за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора; - за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
Льготы по уплате государственной пошлины
Перед тем как рассматривать особенности уплаты государственной пошлины, укажем, на кого они не распространяются. Как следует из положений Налогового кодекса, предусматриваются как льготы по ее уплате, так и полное освобождение от нее. Нас интересуют льготы, распространяющиеся на учреждения бюджетной сферы деятельности в отношении государственной пошлины, устанавливаемые при обращении в арбитражные суды, и которые в Кодексе достаточно подробно разграничены. В первую очередь перечень льгот представлен в ст. 333.35 НК РФ. Он определяет льготы, устанавливаемые отдельным категориям физических лиц и организаций независимо от оснований обращения в судебные органы РФ. Выделим наиболее значимые с точки зрения автора. 1. От уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций и объединений (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). В отдельных случаях бюджетные учреждения по-своему трактуют положение данного подпункта, полагая, что бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины по любым основаниям, что приводит к судебным разбирательствам. В то же время судебные органы на этот счет имеют противоположное мнение, то есть льгота по освобождению от уплаты государственной пошлины распространяется на бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций. В иных случаях данные бюджетные учреждения и организации уплачивают государственную пошлину в общеустановленном порядке (Постановление ФАС ВВО от 20.06.2006 N А29-148/2006а). 2. От уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). 3. Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей освобождаются от уплаты государственной пошлины за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении (пп. 8 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). 4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций, государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций и государственную регистрацию ликвидации организаций. Стоит отметить зависимость между лицом, подающим заявление на государственную регистрацию, и уплатой государственной пошлины. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. К ним в установленном законодательством порядке относятся: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, или иное лицо, действующее на основании полномочия. Следовательно, государственная пошлина не взимается, если уполномоченным лицом при регистрации государственного или муниципального учреждения будет являться уполномоченное лицо его учредителя - органа государственной власти, органа местного самоуправления. Помимо предоставления общих льгот НК РФ предусматривает также льготы, действующие в отношении обращений в арбитражные суды, которые приведены в ст. 333.37. По вопросам применения этих льгот также возникают разногласия. Попробуем в них разобраться. В данной статье нас в первую очередь интересует пп. 1 п. 1, согласно которому льготы по уплате государственной пошлины распространяются на государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных или общественных интересов. Как указано выше, до вступления в силу гл. 25.3 НК РФ уплата государственной пошлины регулировалась Законом РСФСР N 2005-1. В нем, как и в Налоговом кодексе, определены условия, по которым устанавливались льготы по уплате государственной пошлины. Исходя из положений ст. 5 данного Закона и применительно к бюджетным учреждениям от госпошлины при обращении в арбитражные суды освобождались: 1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов; 2) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются проигравшей стороной; 3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции; 4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России при осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ, - по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой принято решение; 5) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков. Как видно, перечень оснований освобождения от уплаты государственной пошлины представлен достаточно широко. Следует обратить внимание на фразу "выступающие в качестве истцов и ответчиков". В то же время в пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ конкретизировано, что освобождение от уплаты государственной пошлины осуществляется только при обращении в суд. Однако до сих пор многие учреждения полагают, что освобождение производится независимо от того, обращается в суд учреждение или выступает в качестве ответчика. В результате разъяснительную работу с такими учреждениями проводит арбитражный суд, что подтверждается вынесенными им решениями (Постановление ФАС ВВО от 03.10.2005 N А11-11248/2004-К1-6/381). Кроме того, как следует из Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 117), Налоговый кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий в отношении дел, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. В частности, к ним относятся дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов. Вторым моментом, приводящим к разногласиям при определении льготы по государственной пошлине, является трактовка фразы "в защиту государственных и (или) общественных интересов". Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня государственных и общественных интересов, поэтому органы, обжалующие судебное решение, фактически должны самостоятельно доказывать, что оно затрагивает сферу таких интересов. Попробуем разобраться на примере судебных решений. ФАС ВВО рассмотрена жалоба ОВО при УВД на решение суда первой инстанции о неправомерности взыскания государственной пошлины с ОВО УВД при обращении в суд по вопросу неисполнения ответчиком обязательств по своевременной оплате оказанных услуг по охране объектов. В качестве доказательств истец приводит доводы, что в соответствии с федеральным законодательством о милиции подразделения вневедомственной охраны относятся к милиции общественной безопасности и, следовательно, входят в систему государственных органов исполнительной власти. Кроме того, финансирование подразделений вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, все полученные денежные средства расходуются в строгом соответствии со сметой целевого финансирования. Исследовав изложенные доводы, ФАС ВВО не нашел оснований для отмены предыдущего решения суда по следующим основаниям. Как следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ и ст. 53 АПК РФ, государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при одновременном наличии двух условий: иск заявлен в общественных интересах и право на его предъявление предоставлено федеральным законом. Основанием для обращения ОВО при УВД в арбитражный суд послужило неисполнение ответчиком договорных обязательств. При этом договор является гражданско-правовой сделкой и не затрагивает государственные и общественные интересы. Следовательно, при таких обстоятельствах предыдущие судебные инстанции правомерно возложили на ОВО при УВД расходы по государственной пошлине в части необоснованно заявленных требований (Постановление ФАС ВВО от 19.07.2006 N А29-11295/2005/2э). В другом решении арбитражный суд обязывает орган местного самоуправления уплачивать государственную пошлину по заявленному иску о взыскании неосновательного обогащения за пользование нежилым помещением (Определение ФАС ВВО от 21.06.2006 N А11-4107/2005-К1-13/329). Аналогичная вышеуказанным решениям арбитражных судов позиция высказана в Информационном письме N 117, согласно которому при применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что предусмотренная льгота предоставляется в отношении дел, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании ст. 53 АПК РФ в целях защиты публичных интересов (например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с требованиями, заявленными в связи с совершением правонарушения в целях принудительного исполнения нарушенной публичной обязанности, устранения последствий данного нарушения и привлечения правонарушителя к ответственности). В то же время в отдельных случаях учреждениям бюджетной сферы удается обосновать свои действия. Так, иное решение вынесено ФАС СЗО по жалобе территориального фонда медицинского страхования (ТФОМС) о неправомерности взыскания государственной пошлины с ТФОМС при обращении в суд по вопросу нецелевого использования ответчиком средств на обязательное медицинское страхование. В качестве доказательства истец приводит довод о том, что ФФОМС и ТФОМС осуществляют деятельность в области обязательного медицинского страхования. Обращение Фонда в арбитражный суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в связи с нецелевым использованием ответчиком средств на обязательное медицинское страхование, направлено на обеспечение государственных интересов, следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ ТФОМС освобождается от уплаты государственной пошлины. Исследовав материалы дела, ФАС СЗО полагает, что предыдущее постановление суда подлежит отмене по следующим основаниям. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. При этом согласно п. 1 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", ТФОМС создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и указанным Положением. Следовательно, Фонд, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о возмещении причиненного вреда, освобождается от уплаты госпошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 19.10.2005 N А26-706/2005-16). В другом случае ФАС УО по иску Управления имуществом к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы неосновательного обогащения с ответчика в связи с использованием им земельного участка и процентов за пользование чужими денежными средствами также придерживается мнения о неправомерности взыскания с Управления имуществом государственной пошлины. Основанием для вынесения такого решения послужило то, что Управление выступало в защиту интересов муниципального образования, поэтому ранее уплаченная им государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит возврату (Постановления ФАС УО от 23.08.2006 N Ф09-7292/06-С6 по делу N А76-5006/2006 и от 01.08.2006 N Ф09-6510/06-С5 по делу N А34-8798/05). Как видно из приведенных судебных решений, итог судебного разбирательства зависит от того, как обоснует свои доводы бюджетное учреждение.
Размеры государственной пошлины
Указанные размеры приведены в ст. 333.21 НК РФ. Обобщим их в таблице.
———————————————————————————————————————————T—————————————————————¬ | Основание иска | Размер | | | государственной | | | пошлины | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче искового заявления | | |имущественного характера, подлежащего | | |оценке, при цене иска: | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— до 50 000 руб. |4% цены иска, но не | | |менее 500 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— от 50 001 до 100 000 руб. |2000 руб. плюс 3% | | |суммы, превышающей | | |50 000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— от 100 001 до 500 000 руб. |3500 руб. плюс 2% | | |суммы, превышающей | | |100 000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— от 500 001 до 1 000 000 руб. |11 500 руб. плюс 1% | | |суммы, превышающей | | |500 000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— свыше 1 000 000 руб. |16 500 руб. плюс 0,5%| | |суммы, превышающей | | |1 000 000 руб., но не| | |более 100 000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче искового заявления по спорам, |2000 руб. | |возникающим при заключении, изменении или | | |расторжении договоров, а также по спорам о| | |признании сделок недействительными | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявлений о признании | | |нормативного правового акта недействующим,| | |о признании ненормативного правового акта | | |недействительным и о признании решений и | | |действий(бездействия) государственных | | |органов, органов местного самоуправления, | | |иных органов, должностных лиц незаконными:| | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— для физических лиц |100 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— для организаций |2000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче иных исковых заявлений |2000 руб. | |неимущественного характера, в том числе | | |заявления о признании права, заявления о | | |присуждении к исполнению обязанности в | | |натуре | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления о признании должника |2000 руб. | |несостоятельным (банкротом) | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления об установлении |1000 руб. | |фактов, имеющих юридическое значение | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления о вступлении в дело | | |третьих лиц, заявляющих самостоятельные | | |требования относительно предмета спора: | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— по спорам имущественного характера, если|в размере | |иск не подлежит оценке, а также по спорам |государственной | |неимущественного характера |пошлины, уплачиваемой| | |при подаче искового | | |заявления | | |неимущественного | | |характера | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |— по спорам имущественного характера |в размере | | |государственной | | |пошлины, уплачиваемой| | |исходя из | | |оспариваемой третьим | | |лицом суммы | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления о выдаче |1000 руб. | |исполнительных листов на принудительное | | |исполнение решения третейского суда | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления об обеспечении иска |1000 руб. | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления об отмене решения |1000 руб. | |третейского суда | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления о признании и |1000 руб. | |приведении в исполнение решения | | |иностранного суда, иностранного | | |арбитражного решения | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче апелляционной жалобы и (или) |50% размера | |кассационной, надзорной жалоб на решения |государственной | |и (или) постановления арбитражного суда, |пошлины, подлежащей | |а также на определения суда о прекращении |уплате при подаче | |производства по делу об оставлении |искового заявления | |искового заявления без рассмотрения, о |неимущественного | |выдаче исполнительных листов на |характера | |принудительное исполнение решений | | |третейского суда, об отказе в выдаче | | |исполнительных листов | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |При подаче заявления о повторной выдаче |2 руб. за одну | |копий решений, определений, постановлений |страницу документа, | |суда, копий других документов из дела, |но не менее 20 руб. | |выдаваемых арбитражным судом, а также при | | |подаче заявления о выдаче дубликата | | |исполнительного листа (в том числе копий | | |протоколов судебного заседания) | | L——————————————————————————————————————————+—————————————————————— Примечание. В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Федеральным законом N 210-ФЗ <1>, в перечень жалоб, по которым на решения и постановления арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, добавлена надзорная жалоба. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". До внесения данных изменений госпошлина при подаче надзорных жалоб не уплачивалась. Стоит отметить расчет государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления о выдаче копии протокола судебного заседания, а также заявления о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, который представлен в Информационном письме N 117. В соответствии с ним по заявлениям о выдаче копий документов государственная пошлина уплачивается в размере 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. за копию одного документа. Исходя из этого, например, в отношении заявления о повторной выдаче копии документа на двух страницах уплачивается государственная пошлина в размере 20 руб., заявления о повторной выдаче копии одного документа на 10 страницах - в сумме 20 руб., заявления о повторной выдаче копии одного документа на 11 страницах - 22 руб. При этом сумма государственной пошлины исчисляется по копии каждого документа отдельно. (Окончание см. "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11) А.Беляев Зам. главного редактора журнала "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 18.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |