Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об обложении НДС сумм субсидий (субвенций) ("Налоговый вестник", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый вестник", 2007, N 10



"Налоговый вестник", 2007, N 10

ОБ ОБЛОЖЕНИИ НДС СУММ СУБСИДИЙ (СУБВЕНЦИЙ)

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками (в том числе организациями, реализующими электроэнергию, оказывающими услуги ЖКХ, почтовой связи и т.д.) государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Данная норма НК РФ корреспондируется с п. 13 ст. 40 настоящего Кодекса, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).

Следует отметить, что законодатель Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) дополнил п. 2 ст. 154 НК РФ положением разъяснительного характера, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не учитываются при определении налоговой базы.

Однако даже после внесения в п. 2 ст. 154 НК РФ разъясняющего дополнения налоговые органы в определенных случаях продолжают обязывать налогоплательщиков включать суммы субсидий (субвенций) в налоговую базу по НДС. При этом они исходят из определения понятий "субсидия" и "субвенция".

Так как налоговое законодательство не содержит определений понятий "субвенция" и "субсидия", они применяются в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в том значении, в каком эти понятия используются в других отраслях законодательства, а именно в бюджетном законодательстве.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями подразумеваются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В своих разъяснениях (например, Письма Минфина России от 20.04.2007 N 03-07-11/123, от 20.04.2007 N 03-07-11/118, от 29.11.2006 N 03-04-11/226) финансовые и налоговые органы, по нашему мнению, несколько искажают смысл п. 2 ст. 154 НК РФ, а также положений БК РФ, указывая, что налогоплательщики имеют право определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ только в случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает налогоплательщикам фактически полученные убытки, связанные с применением вышеуказанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции.

При этом налоговые и финансовые органы отмечают, что при выделении налогоплательщиком из бюджета суммы разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субсидий, субвенций) включаются в налоговую базу по НДС (Письмо ФНС России от 03.10.2005 N ММ-6-03/811@).

В других разъяснениях говорится о том, что если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций или на покрытие убытков, связанных с применением вышеуказанных льгот, а на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС (Письма Минфина России от 01.11.2006 N 03-04-11/201, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, от 28.07.2006 N 03-04-11/129, от 27.07.2006 N 03-04-11/126).

Таким образом, по мнению финансовых и налоговых органов, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии (субвенции), которые покрывают убытки налогоплательщика; в случае же если налогоплательщик получает компенсацию, рассчитанную как разница между отпускной и регулируемой ценой [то есть государство оплачивает налогоплательщику часть цены товара (работы, услуги)], сумма компенсации должна увеличивать налоговую базу по НДС.

Однако данные выводы могут быть поставлены под сомнение по следующим причинам:

1) в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, расходные обязательства, связанные с предоставлением отдельным потребителям льгот, финансируются по статье 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" и расходы относятся за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций организациям, в том числе на возмещение убытков, выпадающих доходов.

Таким образом, бюджетное законодательство допускает выделение субсидий и субвенций как для целей компенсации убытков, так и для целей возмещения выпадающих доходов.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ для невключения сумм, полученных из бюджета, в налоговую базу по НДС должны выполняться следующие условия:

- эти суммы должны быть субвенциями (субсидиями), предоставляемыми бюджетами различного уровня;

- эти суммы должны предоставляться из бюджета налогоплательщику в связи с применением им государственных регулируемых цен или в связи с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Таким образом, исходя из совокупного анализа положений налогового и бюджетного законодательства можно сделать вывод, что субсидии (субвенции), предоставляемые налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны включаться в налоговую базу по НДС независимо от того, выданы эти субсидии для компенсации убытков либо для возмещения выпадающих доходов.

Сделанный вывод находит подтверждение в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2007 N А52-2528/2006/2, согласно которому с внесением Законом N 119-ФЗ дополнения в п. 2 ст. 154 НК РФ получатели бюджетных средств не учитывают данные средства при исчислении НДС независимо от назначения бюджетных средств - покрытия фактически полученных убытков или разницы между отпускной и государственной ценой.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2007 N Ф04-2929/2007(34168-А45-41) разъясняется, что субсидии, полученные налогоплательщиком вследствие реализации продукции по регулируемым ценам, даже если согласно бюджетной классификации цель выдачи субсидий - это компенсация выпадающих доходов, в силу п. 2 ст. 154 НК РФ не включаются в налоговую базу для исчисления НДС, так как налоговая база определяется по ценам реализации без учета субсидий;

2) согласно ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под убытками понимаются в том числе неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Таким образом, доходы, которые организация недополучила вследствие предоставления льгот и применения государственно регулируемых цен для отдельных категорий потребителей, как раз и составляют убытки данной организации в смысле ст. 15 ГК РФ.

О необходимости применения в данной ситуации понятия "убыток" исходя из положений гражданского законодательства говорится в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2007 N А38-1906-17/201-2006.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.02.2005 N 11708/04 разъяснил, что из смысла пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ не следует обязанность налогоплательщика включать суммы субсидий в налогооблагаемую базу по НДС, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В более поздних постановлениях суды также указывали на то, что получение средств из бюджета (в виде субсидий и субвенций) не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2006 N А66-5708/2006, от 04.12.2006 N А66-15513/2005, от 22.09.2006 N А21-605/2006; ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2006 N Ф04-6109/2006(26561-А27-42); ФАС Уральского округа от 12.12.2006 N Ф09-10934/06-С2; ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2006 N А28-10587/2005-337/18), в том числе и когда сумма субсидии рассчитывается как разница между отпускной и государственной ценой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2006 N А66-14232/2005).

В связи с вышеприведенным можно сделать следующие выводы.

Учитывая то, что налоговые органы однозначно не допускают применения п. 2 ст. 154 НК РФ при выплате налогоплательщику субсидий в виде разницы между отпускной и государственной ценой, что подтверждается многочисленными разъяснениями налоговых органов, а также обширной судебной практикой, можно говорить о достаточно большом риске возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае невключения налогоплательщиком в налоговую базу по НДС сумм субсидий (субвенций), предоставленных из бюджета для целей возмещения налогоплательщику выпадающих доходов.

Кроме того, в арбитражной практике существует ряд дел по подобному вопросу, проигранных налогоплательщиками (Постановления ФАС Центрального округа от 04.05.2006 N А54-3982/2005-С9, от 07.06.2006 N А54-5149/2005-С15; ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.12.2006 N А19-13999/06-51-Ф02-7056/06-С1).

Тем не менее с учетом вышеприведенных доводов позицию финансовых и налоговых органов нельзя назвать, по нашему мнению, соответствующей НК РФ, в связи с чем налогоплательщик может в определенных случаях отстоять свою позицию в арбитражном суде.

М.А.Антишина

Юрисконсульт

"Топ-Аудит"

Подписано в печать

05.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Кто устанавливает налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц? ("Налоговый вестник", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый вестник", 2007, N 10 >
Статья: Инвестиционный характер операции для целей налогообложения ("Налоговый вестник", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый вестник", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.