![]() |
| ![]() |
|
Статья: Инновации: налоговый аспект (зарубежный опыт) ("Налоги" (журнал), 2007, N 5) Источник публикации "Налоги" (журнал), 2007, N 5
"Налоги" (журнал), 2007, N 5
ИННОВАЦИИ: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
В последнее время интерес исследователей вызывают проблемы роли государства в стимулировании инновационной деятельности. Поскольку важное место в такой политике отводится налоговым мерам, автор считает закономерной ту значимость, которую приобрели эти проблемы, в частности, речь идет о механизме применения налоговых скидок на деятельность, относящуюся к ИР. Введение налоговых стимулов в большинстве развитых стран было вызвано стремлением правительств склонить частный бизнес к более активному участию в финансировании национальных НИОКР. Наш обзор налогового законодательства в сфере исследовательских работ (ИР) касается инновационно активных стран, и в первую очередь США. В период после Второй мировой войны в США в рамках налогового законодательства действовали некоторые правила, направленные на создание благоприятных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности фирм. Так, с 1954 г. существовал порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты в текущем году или амортизации этих расходов в течение периода до пяти лет. Кроме того, дополнительные налоговые льготы были предусмотрены на расходы на образовательные и исследовательские цели, соответствующие общественным интересам. С 1981 г. основной метод налогового стимулирования - налоговый кредит за НИОКР (т.е. исключение из налогообложения определенной суммы расходов на НИОКР). Первоначально ставка налогового кредита была установлена на уровне 25% дополнительных затрат, подпадающих под определенную законом категорию научно-исследовательских расходов. Дополнительные затраты рассчитываются как разница между текущими расходами и средней величиной вложений в НИОКР за предыдущие три года. Впоследствии ставка налогового кредита была снижена до 20% дополнительных расходов, а круг расходов, подпадающих под категорию научно-исследовательских, заметно сужен. В 1986 г. в Закон 1981 г. была внесена поправка, снижающая налоговую скидку до 20%, в последующие годы размер указанной скидки был снижен соответственно до 16,6% (в 1988 г.) и 13,2% (в 1989 г.). Среди других стимулов финансового характера, практикуемых в США, эксперты упоминают систему ускоренного возмещения издержек производства (капитальных затрат). Если налоговые скидки по текущим затратам касаются в первую очередь "трудоемких" ИР, то указанная система стимулирует фирмы наращивать капиталовложения в "капиталоемкие" ИР. В Канаде налоговые стимулы для ИР действуют с начала 60-х гг. В 1962 - 1966 гг. разрешалось вычитать из облагаемой налогом суммы величину, равную 50% прироста затрат на ИР в текущем году по сравнению с 1961 г. С 1967 г. в стране введена специальная система грантов по стимулированию ИР в фирмах. Она действовала до 1977 г. Этот год стал годом восстановления действовавшей в 60-е гг. системы налоговых льгот. Первоначально размер скидки составлял от 5 до 10%, спустя год эта цифра была увеличена до 10 - 25%, более высокий показатель налоговой скидки предназначался для малых фирм. В отличие от практики, принятой в США и других странах, нынешняя канадская модель налогового стимулирования ИР строится не на приростных затратах, а на уровне фактических издержек соответствующего года. С 1978 г. в Канаде введены специальные налоговые скидки для капитальных затрат на ИР, правда, данная система просуществовала лишь до 1984 г. Особая система стимулирования ИР в промышленности принята во Франции. С 1983 г. в стране действует программа налоговых льгот: фирмы, занимающиеся ИР, могут исключать из облагаемых налогом сумм величину, равную 25% прироста своих исследовательских затрат в текущем году по отношению к предыдущему году. С начала 1990 г. указанный показатель увеличился до 50%, правда, теперь учитывалась разница между текущими затратами на ИР и реальными средними затратами за два предыдущих года. В ФРГ налоговые скидки предусмотрены лишь для инвестиций в исследовательское оборудование. В соответствии с законом фирмы наряду с обычным амортизационным списанием могут дополнительно списывать издержки по исследовательскому оборудованию в размере 10 - 40%. Специальной программы налоговых скидок на ИР в ФРГ в данное время нет. Япония практикует шесть различных подходов стимулирования ИР: систему ускоренной амортизации для научного оборудования (действует с 1952 г.); налоговые скидки по расходам на разработки, которые введены в 1966 г.; специальные льготы по затратам на приобретение зарубежной технологии (с 1956 г.); налоговые скидки с сумм, уплачиваемых за использование зарубежной технологии (с 1953 г.), специальные налоговые скидки на приобретение новой импортной техники (с 1951 г.); налоговую льготу на исследовательские затраты. В последнем случае льготная ставка составляет 20% от суммы увеличения затрат на ИР по сравнению с самой высокой суммой, израсходованной на указанные цели в любой год после 1966 г.
В Швеции налоговые льготы по ИР применяются с 1973 г. Подлежащие освобождению от налога суммы равняются 10% затрат фирмы на ИР, кроме того, специальная 20%-ная скидка предусмотрена с суммы прироста исследовательских затрат в данном году по сравнению с уровнем предыдущего года. В 1981 г. в шведское налоговое законодательство внесены поправки, нацеленные на усиление "приростной природы" при определении налоговых льгот. В соответствии с этими поправками от обложения освобождалась сумма, равная 5% текущих исследовательских затрат фирмы и 30% от приростных затрат. В ряде стран помимо налогового кредита используются и другие формы поощрения инновационной деятельности, в частности программы грантов (субсидий). Используется также система ускоренной амортизации капиталовложений в научно-исследовательскую сферу. Среди других форм стимулирования инновационной деятельности можно выделить налоговые скидки за расходы на оплату научно-исследовательского персонала, на создание рабочих мест в научно-исследовательских лабораториях и капиталовложения в оборудование таких лабораторий, освобождение от части налога на прибыль, от корпоративного налога на ряд лет и т.д. Оценивая роль налоговых скидок в качестве побудительного стимула, автор статьи обращает внимание на специфику такого рода затрат, которая не находит отражения в налоговой политике. Во-первых, налоговые стимулы не различают успешных и неудачных ИР, а между тем только первые дают результаты, которые устраивали бы финансирующие фирмы. Во-вторых, не все затраты, классифицированные как "затраты на ИР", оказывают одинаково измеряемое воздействие на рост продуктивности. Налоговые льготы не учитывают различий в финансировании фундаментальных, прикладных исследований и разработок. И наконец, ИР являются лишь одним из факторов, воздействующих на скорость инновационного процесса. Инновационная активность российских предприятий крайне низка. При этом уже осуществленные разработки и исследования используются неэффективно. Главной причиной такого положения дел часто называют отсутствие господдержки инноваций (хотя с 2006 г. в России действует система их налогового поощрения). Среди стимулов, которые привели бы к росту числа инновационно активных предприятий, две трети руководителей предприятий называют масштабное сокращение налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в усовершенствование производства и высокие технологии. Анализ отечественного налогового законодательства показал, что в налоговой системе не произошло заметного усиления стимулирующей функции по отношению к научно-инновационной деятельности (введением каких-либо специальных льгот, скидок, предоставлением отсрочек по налоговым платежам и т.п.). В связи с этим одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно стать (наряду с общим снижением налоговой нагрузки на экономику) более активное использование методов налогового стимулирования технологического обновления производства, развитие научной и инновационной деятельности. Но при этом отметим, что налоговые послабления менее эффективны, чем стимулы, рождаемые конкуренцией.
В.А.Береговой К. т. н., профессор кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, доцент Подписано в печать 23.07.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |