Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Принцип равенства налогового бремени как один из основных принципов налогового стимулирования ("Налоги" (журнал), 2007, N 5) Источник публикации "Налоги" (журнал), 2007, N 5



"Налоги" (журнал), 2007, N 5

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

В основе правовых стимулов в целом и налоговых в частности всегда лежат правовые принципы.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 24.

В юридической науке сложилось деление принципов на общие (общеправовые), которые характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют единству и стабильности действующей системы права; межотраслевые и отраслевые.

В свете изучения проблемы налогового стимулирования как процесса применения стимулов следует выделить еще одну группу принципов, являющихся первоосновой для данного института. Это принципы налогового стимулирования.

К числу основополагающих принципов, играющих роль руководящих положений при формировании, применении и использовании налоговых стимулов, относят принцип равного налогового бремени, который является одной из форм общеправового принципа равенства.

В процессе стимулирования принцип равного налогового бремени тесно связан с принципом социальной справедливости. Вопрос соотношения этих двух принципов часто обсуждается в научных трудах и вызывает многочисленные споры. Некоторые ученые социальную справедливость считают не просто принципом, а свойством норм права в целом <2>, другие возводят его в ранг "суперпринципа", который в сфере налогообложения в равной степени включает в себя общеправовые принципы равенства, гуманизма, законности. По их мнению, "рассматривать справедливость как принцип права - значит сузить сферу его действия" <3>. Позиции ряда специалистов базируются на полном отрицании вышеобозначенных мнений и признании за социальной справедливостью категории "правового принципа" <4>. По их мнению, авторы, считающие социальную справедливость чем-то глобальным, всеобъемлющим, ищут научную проблематику там, где ее нет, и попытка решения вопроса таким образом лишена всякой практической значимости в силу того, что для государства и его граждан, общества, науки важен в большей степени вопрос: являются ли вообще нормы права справедливыми?

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См.: Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989. С. 312 - 313.

<3> Орач Е.М. Социалистическая справедливость советского права. Харьков, 1971. С. 9.

<4> См.: Чернов К.А. Принцип равенства как общеправовой принцип российского права. Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003. С. 127.

На наш взгляд, принцип социальной справедливости и принцип равенства не могут существовать раздельно. Мыслимо ли равенство без справедливости и законности и наоборот? И многие специалисты согласны с таким соотношением. Но в современной России сложилась ситуация, не позволяющая этим двум принципам реализовываться в полной мере. В условиях рыночной экономики принцип равенства приводит к несправедливости и несвободе. И до тех пор, пока общество, экономика, государство в целом не перейдут на качественно новый этап своего развития, сосуществование этих двух принципов будет проблематичным и малоэффективным.

Принцип равного налогового бремени "направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства в максимальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства" <5>. Еще два века назад Н.И. Тургенев заметил: "Все граждане пользуются выгодами общества, следовательно, все должны споспешествовать сохранению оного. Каждый из граждан, находясь под защитою правительства и законов, обязан делать пожертвования, соразмерные его состоянию, для поддержания сего правительства и сих законов. Одним словом: все должны споспешествовать благу всех" <6>. Идея подобной соразмерности налогообложения восходит к Адаму Смиту, утверждавшему, что граждане должны платить налоги соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства <7>. В знаменитом "Трактате о налогах и сборах" В. Петти делает справедливое замечание: "Как бы ни был велик налог, но, если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо богатства. Ибо люди останутся одинаково богатыми, сократят ли у них всех имущество наполовину или удвоят его, так как каждый сохранит свое прежнее положение, сан и звание" <8>. Идея социальной справедливости в налогообложении реализуется посредством использования различного рода налоговых стимулов, в частности налоговых льгот. "Справедливые льготы отдельным гражданам, - верно отмечает М.В. Баглай, - исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами" <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Налоговое право: Учебник / Отв. ред. С.Г. Пепеляев. М., 2004. С. 118.

<6> Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. М., 1998. С. 137.

<7> См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа. Петрозаводск, 1993. С. 103.

<8> Петти В. Трактат о налогах и сборах // Классика экономической мысли. М., 2000. С. 20.

<9> Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Баглая М.В. к Постановлению Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9П. Документ опубликован не был.

В настоящее время данный принцип можно толковать так: равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами, а с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги. Не следует забывать, что равные правила игры хороши для сравнительно одинаковых субъектов. Инвалидам, пенсионерам, безработным, студентам, лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсутствие преференций изначально не позволит конкурировать в условиях единого правопорядка. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их правовой статус в налоговых отношениях должен содержать льготы, преимущества, различные формы социальной поддержки. Последнее является неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма.

Равенство в налогообложении имеет свою специфику и означает не равную для всех сумму налога, подлежащую уплате. Оно в данном случае основывается на сопоставлении экономических возможностей плательщика и сравнении долей сводных денежных средств, изымаемых посредством налогов. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий независимо от формы их собственности, а также для всех граждан независимо от видов деятельности при равенстве полученных доходов. То есть в современном налоговом законодательстве должны превалировать адвалорные (выраженные в процентах по отношению к налоговой базе) ставки налога. Таким образом, сравнивается налоговое бремя, возлагаемое на налогоплательщика, которое и должно быть равным. "Принцип равенства перед законом предполагает существование различий среди людей; они как индивиды отличаются друг от друга достоинствами, возможностями самореализации и материальным успехом. Поэтому принцип равноправия предусматривает для законодателя обязательную дифференциацию. Всеобщая налоговая повинность не может обязать каждого гражданина выплачивать одинаковые суммы, она лишь устанавливает для каждого в соответствии с его финансовым потенциалом равную налоговую обязанность" <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994. С. 141.

Вообще проблемы равенства относятся к фундаментальной философской, политико-правовой, политэкономической и этической проблематике, имея выходы на актуальные вопросы как истории человечества, начиная с самых ее истоков, так и современности. Суть данного вопроса очень четко была подмечена М.Н. Козюком в эпиграфе к работе "Правовое равенство в механизме правового регулирования", в качестве которого он выбрал слова Б. Шоу: "Равенство - это единственная прочная основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых нравов и отбора на высокие должности людей действительно к ним пригодных" <11>. По его же мнению, правовое равенство - это "принцип, в соответствии с которым людям обеспечиваются определенные социальные условия" <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: Учеб. пособие. Волгоград, 1998. С. 3. <12> Козюк М.Н. Там же. С. 6. В заключение хотелось бы отметить, что все правовые принципы, в том числе и рассмотренный выше, являются основой нормального функционирования правового государства. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогового стимулирования в целом, определенных в законе на длительную перспективу. Вся деятельность в области налогов - законодательная, исполнительная, судебная, правоприменительная - осуществляется в соответствии с ними. Относится это и к налоговому стимулированию. Налоговый стимул, учитывающий положения правовых принципов, найдет свое применение и сможет эффективно выполнить возложенную на него роль. В арсенале российского законодательства такие стимулы уже имеются. Д.А.Смирнов К. ю. н., доцент кафедры финансового банковского и таможенного права СГАП Н.Н.Лайченкова К. ю. н., Доцент кафедры публичного права СГСЭУ Подписано в печать 23.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы налогообложения в образовательных учреждениях ("Налоги" (журнал), 2007, N 5) Источник публикации "Налоги" (журнал), 2007, N 5 >
Статья: Возможности финансово-промышленных корпоративных структур по оптимизации налогообложения ("Налоги" (журнал), 2007, N 5) Источник публикации "Налоги" (журнал), 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.