|
|
Статья: Взнос напрасный, взнос случайный ("Налоговые споры", 2007, N 8) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 8
"Налоговые споры", 2007, N 8
ВЗНОС НАПРАСНЫЙ, ВЗНОС СЛУЧАЙНЫЙ
Иногда налогоплательщики допускают ошибки при заполнении платежных документов, и по этой причине у них по одному налогу возникает переплата, а по другому - недоимка. Если такое случается, то согласно НК РФ налоговый орган обязан произвести соответствующий зачет. Но в данном случае денежные средства были ошибочно перечислены в Пенсионный фонд РФ, в то время как налогоплательщик собирался уплатить ЕНВД. Убедить налоговый орган в том, что он обязан зачесть переплату, смог только суд.
ПРИЧИНА СПОРА
Оформляя платежные поручения на уплату ЕНВД, предприниматель указал неверный код бюджетной классификации, в результате чего сумма была перечислена как платеж по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Когда это обнаружилось, он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты ЕНВД и получил отказ. В своем заявлении в арбитражный суд предприниматель просил обязать налоговую инспекцию квалифицировать ошибочные платежи в качестве единого налога и рассматривать дату, указанную в платежном документе, как дату уплаты ЕНВД.
—— —¬ —— —¬
| ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ |————————> <————————| ПОЗИЦИЯ |
| ИНСПЕКЦИИ | | ИНДИВИДУАЛЬНОГО |
L— —— L— ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ —
Страховые взносы в ПФР ———————————————————— При уплате ЕНВД в
по своему целевому ———————————————————¬ платежных поручениях
назначению и социально—| 17 388 руб. | был неправильно указан
правовой природе не | | код бюджетной
являются налоговыми L——————————————————— классификации,
платежами. Их возврат ———————————————————— присвоенный этому
или зачет должен налогу. Однако данная
производиться ошибка не повлияла на
страховщиком — исполнение обязанности
Пенсионным фондом РФ, по уплате налога.
поскольку именно в его Поэтому налоговый
управлении находятся орган должен
средства обязательного произвести зачет
пенсионного излишне перечисленных
страхования. сумм страховых взносов
Федеральным законом в счет уплаты единого
от 15.12.2001 N 167—ФЗ налога в соответствии
не установлен порядок с правилами ст. 78 НК
зачета (возврата) РФ.
излишне уплаченных |
страховых взносов, \|/
поэтому ПФР должен ———————————————————————
применять ст. 78 НК ----------------------¬
РФ. В данном случае ¦ Решение в пользу ¦
органы государственных ¦ индивидуального ¦
внебюджетных фондов ¦ предпринимателя ¦
пользуются теми же L--------------------
————
правами и несут те же ---------------------
————
обязанности, что и
налоговые органы.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ (страховщики) имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц внесены указанные платежи. Иных возможностей для проведения возврата или зачета у органов ПФР нет. Остальные случаи подпадают под действие ст. ст. 2 и 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в соответствии с которыми правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, включая контроль за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Отсюда следует, что налоговый орган в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ обязан по заявлению налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона N 115-ФЗ о бюджетной классификации, где говорится, что администратором поступлений в Пенсионный фонд РФ является ФНС России. Кроме того, в п. п. 4 и 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании соответствующих решений налоговых органов. Процедура возврата (возмещения), а также порядок взаимодействия налоговых органов с органами Федерального казначейства урегулированы ведомственными приказами. С учетом этих обстоятельств налоговый орган должен был произвести зачет страховых взносов, излишне уплаченных налогоплательщиком. Такое решение принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 05.04.2007 по делу N А17-3387/5-2006.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Начнем с того, что причиной спора явилась неточность, допущенная налогоплательщиком при указании кода бюджетной классификации в платежных документах. Такие ошибки - не редкость, также как и порождаемые ими налоговые споры. Однако теперь подобные ситуации должны уйти в прошлое, поскольку с 1 января 2007 г. начала действовать новая редакция ст. 45 НК РФ, увязывающая исполнение обязанности по уплате налога (сбора) с правильным указанием счета Федерального казначейства (пп. 1 п. 3), а не КБК. Иногда ошибки, допущенные при оформлении платежного поручения, не препятствуют поступлению налога в бюджетную систему РФ на надлежащий счет Федерального казначейства. В таких случаях налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ). К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства. Решение об уточнении платежа принимается налоговым органом по соответствующей форме, разработанной ФНС России (Приказ от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@). Теперь перейдем непосредственно к рассматриваемому нами спору. Итак, кто должен вернуть налогоплательщику средства, ошибочно перечисленные в Пенсионный фонд РФ? Действительно, прямого ответа на данный вопрос в Налоговом кодексе нет. Скорее всего, это объясняется тем, что НК РФ регулирует правоотношения, связанные с уплатой налогов и сборов, а, как правильно указал налоговый орган в кассационной жалобе, страховые взносы к налоговым платежам не относятся. Между тем отсюда не следует, что на налоговых органах не лежит обязанность по возврату платежей, излишне уплаченных в Пенсионный фонд РФ. В ст. ст. 2 и 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ говорится, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, включая контроль за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах (если иное не предусмотрено данным Федеральным законом). Основываясь на этом положении, можно утверждать, что порядок возврата (зачета) таких сумм аналогичен порядку, установленному в ст. 78 НК РФ для переплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов по ним. Заметим, что арбитражные суды единодушно приходят к подобному выводу, причем как по вопросу возврата переплаты, так и относительно зачета (см. Обобщение судебной практики). В рассматриваемом нами деле суду пришлось анализировать бюджетное законодательство, т.к. именно оно регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 1 БК РФ). Как оказалось, нормы бюджетного законодательства тоже свидетельствуют о том, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет переплаты по страховым взносам. А отсюда следует еще один вывод: за каждый день нарушения срока возврата страховых взносов с налоговых органов взыскиваются проценты, исчисляемые по правилам ст. 78 НК РФ (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2007 по делу N А19-21051/06-21-Ф02-552/07).
ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом.
———————————————————T—————————————T———————————————————————————————¬
| Наименование | Дата решения| Номер дела |
| судебного органа | | |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Волго—Вятского|Постановление|N А17—3439/5/2006 |
|округа |от 29.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N А82—4865/2006—20 |
| |от 20.02.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N А17—1619/5—2006 |
| |от 11.01.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС |Постановление|N Ф03—А73/07—2/977 |
|Дальневосточного |от 03.05.2007| |
|округа +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф03—А16/07—2/588 |
| |от 18.04.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф03—А51/06—2/5583 |
| |от 21.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф03—А51/06—2/4219 |
| |от 14.02.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф03—А51/06—2/5043 |
| |от 24.01.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Западно— |Постановление|N Ф04—938/2007(31933—А75—34) |
|Сибирского округа |от 11.04.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф04—980/2007(31926—А81—14) |
| |от 07.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф04—306/2007(31195—А81—34) |
| |от 12.02.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф04—9104/2006(30279—А70—6) |
| |от 23.01.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Московского |Постановление|N КА—А40/332—07 |
|округа |от 23.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N КА—А41/959—07 |
| |от 28.02.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Поволжского |Постановление|N А65—14651/06—СА2—34 |
|округа |от 15.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N А55—9699/06 |
| |от 20.02.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N А55—4739/2006 |
| |от 01.02.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Северо— |Постановление|N А21—5887/2006 |
|Западного округа |от 13.04.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Северо— |Постановление|N Ф08—1290/2007—535А |
|Кавказского округа|от 21.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф08—449/2007—200А |
| |от 22.02.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Уральского |Постановление|N Ф09—3010/07—С1 |
|округа |от 26.04.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф09—1871/07—С1 |
| |от 26.03.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф09—842/07—С1 |
| |от 26.02.2007| |
| +—————————————+———————————————————————————————+
| |Постановление|N Ф09—12019/06—С1 |
| |от 22.01.2007| |
+——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
|ФАС Центрального |Постановление|N А62—3998/06 |
|округа |от 28.03.2007| |
L——————————————————+—————————————+————————————————————————————————
Налоговые органы обязаны произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты других платежей в Пенсионный фонд или в бюджет.
—————————————————T—————————————T—————————————————————————————T——————————————¬
| Наименование | Дата решения| Номер дела | Выводы суда |
|судебного органа| | | |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
|ФАС Волго— |Постановление|N А17—2377/5—2006 |Страховые |
|Вятского округа |от 06.03.2007| |взносы, |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+зачисляемые на|
|ФАС Западно— |Постановление|N Ф04—1169/2007(32267—А70—34)|выплату |
|Сибирского |от 14.03.2007| |страховой |
|округа +—————————————+—————————————————————————————+части трудовой|
| |Постановление|N Ф04—605/2007(31570—А27—34) |пенсии, |
| |от 26.02.2007| |засчитываются |
| +—————————————+—————————————————————————————+в счет уплаты |
| |Постановление|N Ф04—8778/2006(29900—А03—34)|страховых |
| |от 17.01.2007| |взносов, |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+зачисляемых на|
|ФАС Поволжского |Постановление|N А49—4094/06 |выплату |
|округа |от 19.01.2007| |накопительной |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+части трудовой|
|ФАС Северо— |Постановление|N А42—5518/2006 |пенсии, и |
|Западного округа|от 24.04.2007| |наоборот |
| +—————————————+—————————————————————————————+ |
| |Постановление|N А05—8629/2006—11 | |
| |от 11.01.2007| | |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+ |
|ФАС Северо— |Постановление|N Ф08—371/2007—162А | |
|Кавказского |от 27.02.2007| | |
|округа | | | |
|————————————————+—————————————+—————————————————————————————+ |
|ФАС Уральского |Постановление|N Ф09—2330/07—С1 | |
|округа |от 05.04.2007| | |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
|ФАС Северо— |Постановление|N А66—9915/2006 |Страховые |
|Западного округа|от 03.04.2007| |взносы в виде |
| +—————————————+—————————————————————————————+фиксированного|
| |Постановление|N А42—3554/2006 |платежа, |
| |от 09.02.2007| |зачисляемого в|
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+ПФР, |
|ФАС Уральского |Постановление|N Ф09—1480/07—С1 |засчитываются |
|округа |от 13.03.2007| |в счет уплаты |
| | | |страховых |
| | | |взносов, |
| | | |зачисляемых |
| | | |на страховую |
| | | |часть трудовой|
| | | |пенсии |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
|ФАС Восточно— |Постановление|N А33—8737/06—Ф02—601/07 |Сумма |
|Сибирского |от 26.02.2007| |переплаты |
|округа | | |пени по |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+страховым |
|ФАС |Постановление|N Ф03—А16/07—2/595 |взносам |
|Дальневосточного|от 18.04.2007| |засчитывается |
|округа | | |в счет |
| | | |будущих |
| | | |платежей по |
| | | |страховым |
| | | |взносам и |
| | | |наоборот |
+————————————————+—————————————+—————————————————————————————+——————————————+
|ФАС Западно— |Постановление|N Ф04—1599/2007(32474—А45—34)|Сумма |
|Сибирского |от 19.03.2007| |переплаты |
|округа | | |страховых |
| | | |взносов |
| | | |засчитывается |
| | | |в счет уплаты |
| | | |ЕНВД |
L————————————————+—————————————+—————————————————————————————+———————————————
ВАС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
——————————————————————————————————————————————T——————————————————¬
| Выводы суда | Реквизиты |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Документальное подтверждение местоположения |Постановление |
|иностранного контрагента, пусть и полученное |Президиума ВАС РФ |
|после выплаты ему всей суммы дохода, |от 29.05.2007 |
|освобождает налогового агента от |N 1646/07 |
|ответственности по ст. 123 НК РФ за | |
|неудержание налога | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|С бюджетных учреждений взыскать задолженность|Постановление |
|по налогам, сборам, пеням и штрафам за |Пленума ВАС РФ |
|налоговые правонарушения можно лишь в |от 17.05.2007 N 31|
|судебном порядке. Вместе с тем задолженность |"О рассмотрении |
|по пенсионным взносам может быть взыскана с |арбитражными |
|бюджетных учреждений в рамках внесудебной |судами отдельных |
|процедуры. |категорий дел, |
|При неисполнении бюджетным учреждением в |возникающих из |
|добровольном порядке решения территориального|публичных |
|органа ПФР о взыскании долга, также как при |правоотношений, |
|неисполнении постановления о наложении |ответчиком по |
|административного штрафа, данное решение |которым выступает |
|(постановление) направляется судебному |бюджетное |
|приставу—исполнителю, который производит |учреждение" |
|взыскание с банковских счетов. Если бюджетное| |
|учреждение не имеет счетов в кредитных | |
|организациях, исполнительный документ | |
|направляется в Федеральное казначейство | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ определяется |Постановление |
|исходя из сумм налога, доначисленных по |Президиума ВАС РФ |
|результатам проведенной выездной налоговой |от 15.05.2007 |
|проверки и подлежащих фактической уплате. |N 543/07 |
|Штраф не может рассчитываться исходя из сумм,| |
|ошибочно указанных в налоговой декларации | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Порядок применения налоговых вычетов в |Постановление |
|отношении сумм НДС, предъявленных при |Президиума ВАС РФ |
|приобретении или ввозе на территорию России |от 15.05.2007 |
|основных средств, имеет свои особенности. |N 485/07 |
|Налоговые вычеты производятся в полном объеме| |
|после принятия на учет данных основных | |
|средств независимо от того, используются они | |
|в операциях, признаваемых объектом | |
|налогообложения НДС, или нет | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Налогоплательщик, не уплативший налог при |Постановление |
|наличии денежных средств на расчетном счете, |Президиума ВАС РФ |
|не может быть привлечен к ответственности по |от 08.05.2007 |
|ст. 122 НК РФ, если он правильно рассчитал |N 15162/06 |
|налог и задекларировал его. Для взыскания | |
|недоимки налоговый орган имеет возможность | |
|воспользоваться способами обеспечения | |
|исполнения обязанности по уплате налогов и | |
|сборов, предусмотренными ст. 72 НК РФ, а | |
|также взыскать налог принудительно в | |
|соответствии со ст. ст. 46 и 47 НК РФ | |
+—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
|Пропуск трехмесячного срока для обращения в |Постановление |
|суд с иском о признании незаконным решения |Президиума ВАС РФ |
|налогового органа об отказе в возмещении НДС |от 08.05.2007 |
|не влияет на право организации обратиться в |N 16367/06 |
|суд с иском о возмещении налога. Требование о| |
|возмещении налога может быть предъявлено в | |
|суд в течение трех лет со дня, когда лицо | |
|узнало о нарушении своего права | |
L—————————————————————————————————————————————+———————————————————
Подписано в печать
05.07.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |