![]() |
| ![]() |
|
Статья: О проблемах с определением ставки транспортного налога ("Налоговые споры", 2007, N 7) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 7
"Налоговые споры", 2007, N 7
О ПРОБЛЕМАХ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Плательщики транспортного налога зачастую попадают в спорную ситуацию из-за того, что выбирают неверную, с точки зрения налоговых органов, ставку налога. Происходит это, как правило, по той причине, что они иначе, чем налоговые органы, определяют вид транспортного средства. В результате налогоплательщики получают требование о доплате сумм налога. Но всегда ли претензии налоговых органов обоснованны?
При выборе ставки транспортного налога оказывается, что определить вид транспортного средства, а значит и объект налогообложения не так-то просто. Согласно ст. 358 НК РФ к объектам обложения транспортным налогом относятся, в частности, автомобили. Причем в Кодексе они разделены на легковые, грузовые, автобусы и т.д. Но расшифровки этих понятий в целях налогообложения в НК РФ нет. Вместе с тем и региональные власти не наделены полномочиями трактовать не определенные в Кодексе термины. В результате между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры по поводу того, к какой конкретно категории и к какому виду относится тот или иной автомобиль. Можно, конечно, ссылаться на ПТС (паспорт транспортного средства), где указана категория транспортного средства. Но дело в том, что этот документ содержит и другую информацию, которая как раз и порождает разногласия. Так, в графе "Наименование транспортного средства" ПТС на автомобиль УАЗ-39099, относящийся к категории "B", может быть указано "грузопассажирский". Довольно часто при проверке правильности расчета транспортного налога налоговые органы на этом основании настаивают на применении ставок, установленных для грузовых автомобилей. А расчет, который произвел налогоплательщик по ставке, установленной для легковых автомобилей, не принимают.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
(п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог")
При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: - Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ); - Конвенцией о дорожном движении.
Ссылки налоговой службы на соответствующие нормативные акты вполне оправданны. Но дело в том, что в указанных документах предложен разный подход к классификации транспортных средств <*>. Чем же руководствоваться налогоплательщикам при определении соответствующей ставки транспортного налога? ————————————————————————————————<*> См.: Транспортные ухабы на налоговых дорогах // Налоговые споры. 2005. N 12. С. 37.
Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, национальные правовые акты в этой сфере должны учитывать ее положения. Именно в Конвенции определен ряд критериев, которые позволяют отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории. Среди них разрешенный максимальный вес, предназначение (для перевозки грузов или перевозки пассажиров), количество сидячих мест (табл. 1).
Таблица 1
———————————————————————————————————————————————————————T—————————¬ | Вид транспортного средства |Категория| +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+ |Мотоциклы | A | +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+ |Автомобили, за исключением упомянутых в категории A, | B | |разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500| | |кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо | | |сиденья водителя, не превышает восьми | | +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+ |Автомобили, предназначенные для перевозки грузов, | C | |разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг| | |(7700 фунтов) | | +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+ |Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и| D | |имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья | | |водителя | | +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+ |Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к | E | |категориям B, C или D, которыми водитель имеет право | | |управлять, но которые не входят сами в одну из этих | | |категорий или в эти категории | | L——————————————————————————————————————————————————————+—————————— Общероссийский классификатор, в отличие от Конвенции, не содержит критериев, достаточных для того, чтобы перечисленные в нем транспортные средства можно было соотнести с теми, которые предусмотрены гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Таким образом, для целей налогообложения он может применяться лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Надо заметить, что именно этот аргумент чаще всего используют суды, когда необходимо выбрать, к легковым или грузовым автомобилям относится конкретное транспортное средство (табл. 2).
Таблица 2
—————————————————T——————————————T————————————T—————————————————————————————¬ |Марка автомобиля| Категория |Наименование| Дата и номер решения | | | автомобиля | судебного | | | | | органа | | +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+ |ГАЗ—322174, |Легковые |ФАС Западно—|Постановления от 04.04.2007 | |ГАЗ—32214, | |Сибирского |по делу | |ГАЗ—32214— | |округа |N Ф04—1859/2007(32961—А75—15)| |0000010—01, | | |и от 10.01.2007 по делу | |УАЗ—3962—16 | | |N Ф04—2399/2006(29657—А75—37)| +————————————————+ +————————————+—————————————————————————————+ |ГАЗ—2217 | |ФАС Северо— |Постановление от 17.01.2007 | |"Баргузин" | |Западного |по делу N А66—6013/2006 | | | |округа | | +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+ |УАЗ—3962 |Автобусы |ФАС Западно—|Постановление от 19.02.2007 | | | |Сибирского |по делу | | | |округа |N Ф04—9407/2006(30657—А67—40)| +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+ |ГАЗ—3221 |Автобусы |ФАС Западно—|Постановление от 26.03.2007 | | | |Сибирского |по делу | | | |округа |N Ф04—1518/2007(32572—А75—37)| +————————————————+——————————————+ +—————————————————————————————+ |УАЗ—3303, |Специальные и | |Постановление от 28.02.2007 | |УАЗ—3909 |грузовые | |по делу | | | | |N Ф04—2095/2006(31851—А81—26)| +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+ |Седельный тягач |Другие |ФАС Западно—|Постановление от 19.03.2007 | | |самоходные |Сибирского |по делу | | |транспортные |округа |N Ф04—1512/2007(32567—А70—40)| +————————————————+средства, | +—————————————————————————————+ |Автомобильный |машины и | |Постановления от 22.01.2007 | |кран |механизмы на | |по делу | | |пневматическом| |N Ф04—9050/2006(30183—А67—40)| | |и гусеничном | |и от 17.01.2007 по делу | | |ходу | |N Ф04—8747/2006(29860—А67—15)| | | +————————————+—————————————————————————————+ | | |ФАС |Постановления от 20.02.2007 | | | |Уральского |по делу N Ф09—675/07—С3 и от | | | |округа |19.02.2007 по делу | | | | |N Ф09—667/07—С3 | +————————————————+ +————————————+—————————————————————————————+ |Карьерные | |ФАС |Постановления от 26.03.2007 | |самосвалы | |Уральского |по делу N Ф09—1943/07—С3 и от| |"БелАЗ" и иные | |округа |15.02.2007 по делу | |автотранспортные| | |N Ф09—649/07—С3 | |средства, не | | | | |предназначенные | | | | |для движения по | | | | |автомобильным | | | | |дорогам общего | | | | |пользования | | | | +————————————————+ | +—————————————————————————————+ |Автомобили, на | | |Постановления от 07.03.2007 | |которых | | |по делу N Ф09—1379/07—С3, от | |смонтировано | | |19.02.2007 по делу | |различное | | |N Ф09—667/07—С3 и от | |оборудование, | | |09.01.2007 по делу | |агрегаты и | | |N Ф09—11568/06—С3 | |установки | | | | L————————————————+——————————————+————————————+——————————————————————————————А вот при разрешении вопроса о том, может ли та или иная спецтехника (автокраны, вахтовые и бурильные установки, автоцистерны, подметально-уборочные машины, аварийные, передвижные автомастерские, вакуумные, грузовые спецлаборатории, контейнеровозы, топливозаправщики) рассматриваться как грузовые автомобили, суды ссылаются на Общероссийский классификатор, согласно которому перечисленные транспортные средства не входят в подкласс "грузовые автомобили". Анализируя судебную практику, мы обратили внимание на то, что количество споров, связанных с применением ставки транспортного налога, стало снижаться. Осмелимся предположить, что причина тому - изменившаяся позиция финансового ведомства. Теперь Минфин России стал трактовать ситуацию в пользу налогоплательщика, о чем были поставлены в известность налоговые органы. ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ (из Письма от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17) В отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Это означает, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "B" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с законом области "О транспортном налоге" по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства. Подписано в печать 07.06.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |