Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О проблемах с определением ставки транспортного налога ("Налоговые споры", 2007, N 7) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 7



"Налоговые споры", 2007, N 7

О ПРОБЛЕМАХ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Плательщики транспортного налога зачастую попадают в спорную ситуацию из-за того, что выбирают неверную, с точки зрения налоговых органов, ставку налога. Происходит это, как правило, по той причине, что они иначе, чем налоговые органы, определяют вид транспортного средства. В результате налогоплательщики получают требование о доплате сумм налога. Но всегда ли претензии налоговых органов обоснованны?

При выборе ставки транспортного налога оказывается, что определить вид транспортного средства, а значит и объект налогообложения не так-то просто.

Согласно ст. 358 НК РФ к объектам обложения транспортным налогом относятся, в частности, автомобили. Причем в Кодексе они разделены на легковые, грузовые, автобусы и т.д. Но расшифровки этих понятий в целях налогообложения в НК РФ нет. Вместе с тем и региональные власти не наделены полномочиями трактовать не определенные в Кодексе термины. В результате между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры по поводу того, к какой конкретно категории и к какому виду относится тот или иной автомобиль.

Можно, конечно, ссылаться на ПТС (паспорт транспортного средства), где указана категория транспортного средства. Но дело в том, что этот документ содержит и другую информацию, которая как раз и порождает разногласия. Так, в графе "Наименование транспортного средства" ПТС на автомобиль УАЗ-39099, относящийся к категории "B", может быть указано "грузопассажирский". Довольно часто при проверке правильности расчета транспортного налога налоговые органы на этом основании настаивают на применении ставок, установленных для грузовых автомобилей. А расчет, который произвел налогоплательщик по ставке, установленной для легковых автомобилей, не принимают.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

(п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог")

При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ);

- Конвенцией о дорожном движении.

Ссылки налоговой службы на соответствующие нормативные акты вполне оправданны. Но дело в том, что в указанных документах предложен разный подход к классификации транспортных средств <*>. Чем же руководствоваться налогоплательщикам при определении соответствующей ставки транспортного налога?

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См.: Транспортные ухабы на налоговых дорогах // Налоговые споры. 2005. N 12. С. 37.

Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, национальные правовые акты в этой сфере должны учитывать ее положения. Именно в Конвенции определен ряд критериев, которые позволяют отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории. Среди них разрешенный максимальный вес, предназначение (для перевозки грузов или перевозки пассажиров), количество сидячих мест (табл. 1).

Таблица 1

     
   ———————————————————————————————————————————————————————T—————————¬
   |              Вид транспортного средства              |Категория|
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Мотоциклы                                             |    A    |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Автомобили, за исключением упомянутых в категории A,  |    B    |
   |разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500|         |
   |кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо |         |
   |сиденья водителя, не превышает восьми                 |         |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Автомобили, предназначенные для перевозки грузов,     |    C    |
   |разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг|         |
   |(7700 фунтов)                                         |         |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и|    D    |
   |имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья     |         |
   |водителя                                              |         |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к |    E    |
   |категориям B, C или D, которыми водитель имеет право  |         |
   |управлять, но которые не входят сами в одну из этих   |         |
   |категорий или в эти категории                         |         |
   L——————————————————————————————————————————————————————+——————————
   

Общероссийский классификатор, в отличие от Конвенции, не содержит критериев, достаточных для того, чтобы перечисленные в нем транспортные средства можно было соотнести с теми, которые предусмотрены гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Таким образом, для целей налогообложения он может применяться лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Надо заметить, что именно этот аргумент чаще всего используют суды, когда необходимо выбрать, к легковым или грузовым автомобилям относится конкретное транспортное средство (табл. 2).

Таблица 2

     
   —————————————————T——————————————T————————————T—————————————————————————————¬
   |Марка автомобиля|   Категория  |Наименование|     Дата и номер решения    |
   |                |  автомобиля  |  судебного |                             |
   |                |              |   органа   |                             |
   +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+
   |        1       |       2      |      3     |              4              |
   +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+
   |ГАЗ—322174,     |Легковые      |ФАС Западно—|Постановления от 04.04.2007  |
   |ГАЗ—32214,      |              |Сибирского  |по делу                      |
   |ГАЗ—32214—      |              |округа      |N Ф04—1859/2007(32961—А75—15)|
   |0000010—01,     |              |            |и от 10.01.2007 по делу      |
   |УАЗ—3962—16     |              |            |N Ф04—2399/2006(29657—А75—37)|
   +————————————————+              +————————————+—————————————————————————————+
   |ГАЗ—2217        |              |ФАС Северо— |Постановление от 17.01.2007  |
   |"Баргузин"      |              |Западного   |по делу N А66—6013/2006      |
   |                |              |округа      |                             |
   +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+
   |УАЗ—3962        |Автобусы      |ФАС Западно—|Постановление от 19.02.2007  |
   |                |              |Сибирского  |по делу                      |
   |                |              |округа      |N Ф04—9407/2006(30657—А67—40)|
   +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+
   |ГАЗ—3221        |Автобусы      |ФАС Западно—|Постановление от 26.03.2007  |
   |                |              |Сибирского  |по делу                      |
   |                |              |округа      |N Ф04—1518/2007(32572—А75—37)|
   +————————————————+——————————————+            +—————————————————————————————+
   |УАЗ—3303,       |Специальные и |            |Постановление от 28.02.2007  |
   |УАЗ—3909        |грузовые      |            |по делу                      |
   |                |              |            |N Ф04—2095/2006(31851—А81—26)|
   +————————————————+——————————————+————————————+—————————————————————————————+
   |Седельный тягач |Другие        |ФАС Западно—|Постановление от 19.03.2007  |
   |                |самоходные    |Сибирского  |по делу                      |
   |                |транспортные  |округа      |N Ф04—1512/2007(32567—А70—40)|
   +————————————————+средства,     |            +—————————————————————————————+
   |Автомобильный   |машины и      |            |Постановления от 22.01.2007  |
   |кран            |механизмы на  |            |по делу                      |
   |                |пневматическом|            |N Ф04—9050/2006(30183—А67—40)|
   |                |и гусеничном  |            |и от 17.01.2007 по делу      |
   |                |ходу          |            |N Ф04—8747/2006(29860—А67—15)|
   |                |              +————————————+—————————————————————————————+
   |                |              |ФАС         |Постановления от 20.02.2007  |
   |                |              |Уральского  |по делу N Ф09—675/07—С3 и от |
   |                |              |округа      |19.02.2007 по делу           |
   |                |              |            |N Ф09—667/07—С3              |
   +————————————————+              +————————————+—————————————————————————————+
   |Карьерные       |              |ФАС         |Постановления от 26.03.2007  |
   |самосвалы       |              |Уральского  |по делу N Ф09—1943/07—С3 и от|
   |"БелАЗ" и иные  |              |округа      |15.02.2007 по делу           |
   |автотранспортные|              |            |N Ф09—649/07—С3              |
   |средства, не    |              |            |                             |
   |предназначенные |              |            |                             |
   |для движения по |              |            |                             |
   |автомобильным   |              |            |                             |
   |дорогам общего  |              |            |                             |
   |пользования     |              |            |                             |
   +————————————————+              |            +—————————————————————————————+
   |Автомобили, на  |              |            |Постановления от 07.03.2007  |
   |которых         |              |            |по делу N Ф09—1379/07—С3, от |
   |смонтировано    |              |            |19.02.2007 по делу           |
   |различное       |              |            |N Ф09—667/07—С3 и от         |
   |оборудование,   |              |            |09.01.2007 по делу           |
   |агрегаты и      |              |            |N Ф09—11568/06—С3            |
   |установки       |              |            |                             |
   L————————————————+——————————————+————————————+——————————————————————————————
   
А вот при разрешении вопроса о том, может ли та или иная спецтехника (автокраны, вахтовые и бурильные установки, автоцистерны, подметально-уборочные машины, аварийные, передвижные автомастерские, вакуумные, грузовые спецлаборатории, контейнеровозы, топливозаправщики) рассматриваться как грузовые автомобили, суды ссылаются на Общероссийский классификатор, согласно которому перечисленные транспортные средства не входят в подкласс "грузовые автомобили". Анализируя судебную практику, мы обратили внимание на то, что количество споров, связанных с применением ставки транспортного налога, стало снижаться. Осмелимся предположить, что причина тому - изменившаяся позиция финансового ведомства. Теперь Минфин России стал трактовать ситуацию в пользу налогоплательщика, о чем были поставлены в известность налоговые органы. ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ (из Письма от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17) В отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Это означает, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "B" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с законом области "О транспортном налоге" по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства. Подписано в печать 07.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налоговая система глазами эксперта ("Налоговые споры", 2007, N 7) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 7 >
Статья: Участие в долевом строительстве: как квалифицировать договор? ("Налоговые споры", 2007, N 7) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 7



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.