![]() |
| ![]() |
|
Статья: <События, факты, перспективы от 07.06.2007> ("Налоговые споры", 2007, N 7) Источник публикации "Налоговые споры", 2007, N 7
"Налоговые споры", 2007, N 7
Льготы по дивидендам
16 мая 2007 г. Президент подписал Федеральный закон, которым вносятся изменения в ст. ст. 224, 275 и 284 НК РФ <*>. Для российских организаций, получающих доход в виде дивидендов, вводится нулевая ставка по налогу на прибыль. Однако применить ее российская организация сможет только в том случае, если соблюдаются следующие требования: - организация владеет более чем 50% вклада (долей) в уставном (складочном) капитале дочерней компании или более чем 50% депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов; - период, в течение которого организация непрерывно владеет долей (депозитарными расписками), на день принятия решения о выплате дивидендов составляет не менее 365 дней; - стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок превышает 500 млн руб.; - организация получает не менее 50% выплачиваемых дивидендов. ————————————————————————————————<*> Федеральный закон от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Нулевая ставка может применяться российскими организациями и при получении дивидендов от иностранной компании, если та не зарегистрирована в государстве с льготным налоговым режимом и (или) в офшорной зоне. Перечень таких государств и территорий утверждается Минфином России.
Для подтверждения права на применение сниженных ставок налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, в которых содержатся сведения о дате приобретения доли или депозитарных расписок, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Примерный перечень таких документов приведен в ст. 284 НК РФ. Цель таких поправок - сделать Россию привлекательной для создания холдингов и для инвестиций. Вместе с тем применение нулевой ставки достаточно жестко ограничено. По мнению С.Д. Шаталова, статс-секретаря, заместителя Министра финансов РФ, такие меры оправданны. Применять нулевую ставку по дивидендам смогут лишь достаточно крупные организации. Это ответственные налогоплательщики, поэтому государству, скорее всего, удастся избежать противоправных действий по использованию данной льготы. В дальнейшем, когда механизм применения нулевой ставки будет опробован, можно будет пересматривать условия, расширяя доступ к этой льготе. Этим же Законом с 1 января следующего года с 30 до 15% снижается налоговая ставка по НДФЛ для физических лиц - нерезидентов РФ в отношении доходов, полученных ими в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
Примечание. Налогоплательщиков акцизов с 1 января 2008 г. ждет очередное повышение налоговых ставок. Президент России подписал Федеральный закон от 16.05.2007 N 75-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в п. 1 ст. 193 НК РФ. Этим же Законом предусмотрено увеличение ставок и в последующие 2 года - в 2009 и в 2010 гг. Не изменится лишь ставка акциза на прямогонный бензин - 2657 руб. за 1 тонну. Кроме того, сохранится нулевая ставка для плательщиков акцизов по спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, а также по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно.
Сувениры как объект НДС
Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам письма Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), в которых разъяснены отдельные вопросы применения законодательства о рекламе (Письмо от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@). Предполагается, что эти разъяснения помогут налоговикам при администрировании НДС. Как указал ФАС России, целью нанесения логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) всегда является реклама. Толкуя налоговое законодательство, ФАС России посчитал, что при передаче сувенирной продукции, в т.ч. на безвозмездной основе, применяется пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, причем независимо от дальнейшего распространения данной продукции. Указанная норма действует в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Распространяется она также на государственные и муниципальные органы. Исключение составляют случаи, когда сувенирная продукция используется самим юридическим лицом (его сотрудниками) для собственных нужд (например, в качестве канцелярских товаров или униформы). Такая продукция лишь обеспечивает работу юридического лица, поэтому нанесенная на нее информация не рассматривается как реклама.
Примечание. С 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда будет равен 2300 руб. - соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ. Этим же Законом до 10 МРОТ повышен нижний предел штрафа, налагаемого за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Внесены поправки, касающиеся НДС и спецрежимов
В часть вторую НК РФ внесены очередные поправки. Касаются они НДС и спецрежимов <*>. ————————————————————————————————<*> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Теперь прямо указано, что налогоплательщикам, которые для подтверждения нулевой налоговой ставки по НДС не подают в налоговые органы таможенные декларации, достаточно представить документы, указанные в пп. 1, 2 и 4 п. 4 ст. 165 НК РФ. Срок представления документов - тот же, что и для других экспортеров. В целях устранения разночтения норм ст. ст. 165 и 167 НК РФ поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Организации и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, с 1 января 2008 г. смогут включать в расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими при исполнении обязанностей налогового агента. Такое случается при возврате товаров или отказе от них, а также при изменении условий либо расторжении договора и возврате сумм аванса (п. 7 ст. 170 и п. 5 ст. 171 НК РФ). Изменения, касающиеся УСН, в основном устраняют недостатки, выявленные практикой, и уточняют порядок исчисления и уплаты НДС при переходе с общего режима на УСН и наоборот. Стоит отметить, что в перечень расходов, уменьшающих доходы упрощенцев, включены расходы на обслуживание ККТ и расходы по вывозу твердых бытовых отходов (пп. 35, 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эта норма также действует задним числом, т.е. с 1 января 2007 г. С 1 января 2008 г. упрощенцы при возврате авансов смогут уменьшать доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Таким образом, подавать уточненные декларации по прошлым периодам не потребуется (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Согласно п. п. 5 и 6 ст. 346.25 организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего на упрощенный режим налогообложения будут принимать к вычету те суммы НДС, которые исчислены и уплачены ими с авансов. Вычет производится в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода на УСН.
Примечание. С 1 января 2007 г. налогоплательщики, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, должны представлять налоговую декларацию по упрощенной форме, но Минфин России до сих пор ее не разработал. В Письме от 25.04.2007 N 03-02-07/2-78 он сообщил, что пока налогоплательщики обязаны представлять "нулевые" налоговые декларации (расчеты) по общим формам. Обратите внимание, что упрощенная декларация и декларация, в которой нет суммы налога к уплате, - это не одно и то же.
Доходы бюджета за первый квартал
ФНС России опубликовала информацию о доходах бюджетной системы РФ за январь - март 2007 г. На диаграмме представлена динамика поступлений отдельных видов налогов относительно аналогичного периода 2006 г. Косвенным подтверждением того, что работодатели стали меньше скрывать фактически выплачиваемую заработную плату, может служить положительная динамика "зарплатных" налогов. Так, объем поступлений НДФЛ увеличился на 35,1%, поступления ЕСН (в федеральный бюджет) возросли на 31%, а платежи в государственные внебюджетные фонды - на 29,8%. Вместе с тем не может не настораживать тот факт, что, несмотря на усилия, предпринимаемые налоговыми органами, объем поступлений НДС на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ, снизился на 22,6%. Однако это падение в определенном смысле компенсировал 30%-ный прирост поступлений налога на прибыль. По сравнению с первым кварталом 2006 г. на 33,7 млрд руб., или на 12,5%, снизились и поступления НДПИ. Одновременно с этим отмечается прирост акцизов на 16,5%.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Динамика поступлений в бюджетную систему РФ | | (по данным ФНС России) | | | | /| | | / | | | / | | | —¬ ——+——————————————————————————¬ | | |/****************************/| 271,3 | |Платежи в гос.+————————————————————————————¬*| | | внебюджетные|****************************|/ | | фонды+—————————————————————TT—————— | | | |/ 208,9 | | +———T—————————————————— | | —+ | | | | ——+————————————————————¬ | | |/**********************/| 236,4 | | +——————————————————————¬*L————¬ | | НДПИ|**********************|/ /|270,1 | | +——————————————————————+————¬ | | | | |/ | | +———T———————————————————————— | | —+ | | | | ——+—————¬ | | |/*******/| 65,7 | | +———————¬*| | | Акцизы|*******|/ | | +—————TT— | | | |/ 56,4 | | +———T—— | | —+ | | | | ——+——————————————————¬ | | |/********************/| 208,5 | | +————————————————————¬*L—————¬ | | НДС|********************|/ /| 269,2 | | +————————————————————+—————¬ | | | | |/ | | +———T——————————————————————— | | —+ | | | | ——+——————¬ | | |/********/| 82,2 | | +————————¬*| | | ЕСН|********|/ | | (фед. бюджет)+——————TT— | | | |/ 62,8 | | +———T——— | | —+ | | | | ——+—————————————————————¬ | | |/***********************/| 238,7 | | +———————————————————————¬*| | | НДФЛ|***********************|/ | | +—————————————————T—T———— | | | |/ 176,7 | | +———T—————————————— | | —+ | | | | ——+——————————————————————————————————————¬ | | |/****************************************/| 418,3| | +————————————————————————————————————————¬*| | | Налог на|****************************************|/ | | прибыль+—————————————————————————————————T—T————— | | | |/ 332,1 | | +———T—————————————————————————————— | | | | | | | +——————————————————————————————————————————— | | | / / | | | / / | | —+————T————T————T————T————T————T————T————T————¬ | | | | 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 | | Млрд руб. | | | | ———¬ ———¬ | | | | Январь — март 2006 г. |**| Январь — март 2007 г. | | L——— L——— | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Голос Минфина России
——————————————————T————————————————————————————T—————————————————¬ | Тема | Выводы | Реквизиты | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Как применять |Понятие "первичные учетные |Письмо от | |понятие |документы" в целях гл. 25 НК|24.04.2007 | |"первичные |РФ следует определять в |N 07—05—06/106 | |учетные |соответствии с | | |документы" в |законодательством о | | |целях ведения |бухгалтерском учете. | | |налогового учета |Документы, форма которых не | | |по налогу на |унифицирована, должны | | |прибыль |содержать установленные | | |организаций |Законом о бухучете | | | |обязательные реквизиты. | | | |Формы таких документов | | | |утверждаются в учетной | | | |политике организации | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Могут ли суммы |Пени, начисленные на сумму |Письмо от | |пеней, |несвоевременно уплаченных |20.04.2007 | |начисленные за |авансовых платежей, |N 03—02—07/2—74 | |несвоевременную |впоследствии, при | | |уплату авансовых |корректировке | | |платежей по |налогооблагаемой базы в | | |налогу, быть |сторону уменьшения, излишне | | |признаны |уплаченными (взысканными) не| | |переплатой |признаются | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Об уплате НДФЛ |Если организация покупает у |Письмо от | |при реализации |физических лиц ценные бумаги|18.04.2007 | |ценных бумаг |без заключения договоров на |N 03—04—06—01/122| |лицами, |брокерское обслуживание | | |совершающими |(доверительное управление и | | |операции в |т.д.), то при их реализации | | |пользу |организация налоговым | | |налогоплательщика|агентом не признается | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |В каком периоде |Амортизационная премия в |Письмо от | |признается |размере 10% от суммы |16.04.2007 | |амортизационная |расходов, понесенных при |N 03—03—06/1/236 | |премия при |достройке, дооборудовании, | | |достройке, |реконструкции, модернизации,| | |дооборудовании, |техническом перевооружении | | |реконструкции, |основных средств, | | |модернизации, |учитывается при | | |техническом |налогообложении прибыли в | | |перевооружении |том месяце, который следует | | |основных средств |за месяцем ввода их в | | | |эксплуатацию | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Вправе ли |Если организация, созданная |Письмо от | |организация, |в ходе реорганизации, |13.04.2007 | |созданная в |применяет УСН с даты |N 03—11—02/107 | |результате |постановки на учет в | | |реорганизации |налоговом органе, то, | | |юридического |получая основные средства от| | |лица, включить в |реорганизованной | | |состав расходов |организации, она не несет | | |по УСН стоимость |расходов на их приобретение.| | |основных средств,|Поэтому стоимость таких | | |переданных ей в |основных средств при | | |порядке |определении налоговой базы | | |правопреемства |учитываться не должна | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |О налогообложении|Если уставный (складочный) |Письмо от | |сумм уменьшения |капитал организации уменьшен|09.04.2007 | |(увеличения) |без возврата стоимости |N 07—05—06/86 | |уставного |соответствующей части | | |(складочного) |взносов (вкладов) акционерам| | |капитала (фонда) |(участникам), то образуется | | |организации |внереализационный доход. Он | | | |должен быть отражен в | | | |налоговом учете организации | | | |после государственной | | | |регистрации соответствующих | | | |изменений, внесенных в | | | |устав. При увеличении | | | |уставного капитала не | | | |образуется доходов | | | |(расходов) для целей | | | |налогообложения прибыли | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Об учете затрат |Затраты организации на |Письмо от | |по договору |предоставление персонала |05.04.2007 | |аутсорсинга при |могут учитываться при |N 03—03—06/1/222 | |расчете налоговой|налогообложении прибыли | | |базы по налогу на|при условии, что в штате | | |прибыль |организации отсутствуют | | | |привлекаемые специалисты | | +—————————————————+————————————————————————————+—————————————————+ |Об учете |В период консервации работ |Письмо от | |процентов по |по монтажу оборудования |02.04.2007 | |кредитам в период|расходы в виде процентов по |N 03—03—06/1/204 | |консервации работ|по кредитам, выданным на его| | |по монтажу |приобретение, могут | | |основных средств |учитываться в составе | | | |внереализационных расходов в| | | |размере, не превышающем | | | |установленный ст. 269 НК РФ | | | |предел | | L—————————————————+————————————————————————————+——————————————————Подписано в печать 07.06.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |