![]() |
| ![]() |
|
Как отражаются в учете организации операции, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию офисной мебели (многосекционного стеллажа), если мебель, приобретенная в декабре 2007 г., будет собрана и установлена в отделе кадров в январе 2008 г.?.. ( 2007)
Как отражаются в учете организации операции, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию офисной мебели (многосекционного стеллажа), если мебель, приобретенная в декабре 2007 г., будет собрана и установлена в отделе кадров в январе 2008 г.? Организация приобрела офисную мебель (многосекционный стеллаж) за 18 400 руб. (в том числе НДС 2807 руб.). Учетной политикой организации не установлен лимит стоимости активов с целью отнесения их к основным средствам (ОС) или материально-производственным запасам. Для целей бухгалтерского учета срок полезного использования офисной мебели установлен равным 6 годам; начисление амортизации производится линейным способом.
Бухгалтерский учетАктивы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Поскольку указанная норма носит разрешительный характер, то организации необходимо в учетной политике закрепить порядок учета такого имущества (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н). В рассматриваемой ситуации учетной политикой организации не установлен лимит стоимости активов с целью отнесения их к ОС или материально-производственным запасам, следовательно, приобретенная офисная мебель должна отражаться организацией в бухгалтерском учете и отчетности в составе ОС. Затраты по приобретению объектов ОС отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств", по стоимости приобретения (без учета НДС) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Сформированная первоначальная стоимость объекта ОС, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, в январе 2008 г. списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 "Основные средства" (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов, см. также Письмо ФНС России от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@, Письмо Минфина России от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33). Начиная с февраля, организация в бухгалтерском учете начисляет амортизацию по данной мебели в размере 217 руб. ((18 400 руб. - 2807 руб.) / 6 лет / 12 мес.) (п. п. 17, 18, 19, 20, 21 ПБУ 6/01). Для целей бухгалтерского учета сумма начисленной амортизации признается расходом по обычным видам деятельности и отражается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции с дебетом счета 26 "Общехозяйственные расходы" (или 44 "Расходы на продажу") (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов).
Налог на прибыль организацийДля целей налогового учета стоимость приобретенной офисной мебели, как и в бухгалтерском учете, составляет 15 593 руб. (18 400 руб. - 2807 руб.). " С 01.01.2008 имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью " не более 20 000 руб. не признается амортизируемым имуществом (п. 27 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ, п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Поскольку офисная мебель введена в эксплуатацию в январе 2008 г., то стоимость мебели в данном случае включается в состав материальных расходов в полной сумме в месяце ввода ее в эксплуатацию (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767).
Применение ПБУ 18/02В данном случае, как сказано выше, в налоговом учете стоимость офисной мебели учитывается в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в январе 2008 г., а в бухгалтерском учете стоимость этой мебели будет погашаться путем начисления амортизации, признаваемой расходом, формирующим бухгалтерскую прибыль (убыток) в последующие отчетные периоды. Следовательно, в январе у организации образуется налогооблагаемая временная разница в сумме 15 593 руб., приводящая к образованию отложенного налогового обязательства, которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (п. п. 12, 15, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, Инструкция по применению Плана счетов). Уменьшение налогооблагаемой временной разницы и соответствующего ей отложенного налогового обязательства происходит по мере начисления амортизации по офисной мебели в бухгалтерском учете. Уменьшение отложенного налогового обязательства отражается по дебету счета 77 в корреспонденции с кредитом счета 68 (абз. 2 п. 18 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов).
Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводокК балансовому счету 68: 68-1 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость"; 68-2 "Расчеты по налогу на прибыль организаций".
——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬ | Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный | | | | | руб. | документ | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Бухгалтерские записи в декабре 2007 г. | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ |Отражены вложения в | | | | Отгрузочные | |приобретенную офисную | | | | документы | |мебель (18 400 — 2807) | 08—4 | 60 | 15 593| поставщика | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражена сумма НДС, | | | | | |предъявленная поставщиком| | | | | |<*> | 19—1 | 60 | 2 807| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Произведена оплата за | | | |Выписка банка по| |офисную мебель | 60 | 51 | 18 400|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Бухгалтерские записи в январе 2008 г. | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ | | | | | Акт о приеме— | | | | | |передаче объекта| | | | | | основных | | | | | | средств, | | | | | | Инвентарная | |Офисная мебель принята к | | | | карточка учета | |учету в составе объектов | | | | объекта | |ОС | 01 | 08—4 | 15 593|основных средств| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Принята к вычету | | | | | |предъявленная сумма НДС | | | | | |<*> | 68—1 | 19—1 | 2 807| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражено отложенное | | | | | |налоговое обязательство | | | | Бухгалтерская | |(15 593 x 24%) | 68—2 | 77 | 3 742| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Ежемесячные бухгалтерские записи, начиная с февраля, | | до полного погашения стоимости офисной мебели | | либо списания ее с учета | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ |Начислены амортизационные| | | | | |отчисления по офисной | 26 | | | Бухгалтерская | |мебели | (44) | 02 | 217| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражено уменьшение | | | | | |отложенного налогового | | | | Бухгалтерская | |обязательства (217 x 24%)| 77 | 68—2 | 52| справка—расчет | L—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————— ————————————————————————————————<*> Данную сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия офисной мебели на учет в составе объектов ОС при наличии счета-фактуры поставщика (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом, по мнению Минфина России, сумму НДС, предъявленную поставщиком офисной мебели, организация имеет право принять к вычету после принятия ее на учет на счет 01 (см. Письмо от 21.09.2007 N 03-07-10/20, п. 2 Письма от 16.05.2006 N 03-02-07/1-122). В то же время в решениях ряда арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.02.2006 N Ф04-231/2006(19403-А67-31), ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2005 N А29-8703/2004А) сделан вывод о том, что для принятия к вычету сумм НДС достаточен факт оприходования приобретенных ОС на счете 08. В данной схеме исходим из условия, что организация при принятии к вычету "входного" НДС руководствуется точкой зрения Минфина России. Н.А.Якимкина Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 19.12.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |