![]() |
| ![]() |
|
Как отразить в учете организации (издательства) изготовление и реализацию изготовленного тиража журнала, если объем собственной рекламы, размещенной в этом журнале, составляет 45% от его общей площади?.. ( 2007)
Как отразить в учете организации (издательства) изготовление и реализацию изготовленного тиража журнала, если объем собственной рекламы, размещенной в этом журнале, составляет 45% от его общей площади? Согласно учетной политике в целях бухгалтерского учета организация относит управленческие и коммерческие расходы на себестоимость реализованного тиража полностью в отчетном периоде их осуществления. В месяце издания весь выпущенный тираж журнала реализован за 236 000 руб. (с НДС), фактические затраты по изданию данного тиража журнала составили 100 000 руб.
Гражданско-правовые отношенияСогласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.02.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Бухгалтерский учетЗатраты на выпуск тиража отражаются на счете 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов (материальных запасов, расчетов с поставщиками и подрядчиками и пр.) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). А так как тираж содержит еще и собственную рекламу издательства, то собранные на счете 20 затраты включают также расходы на собственную рекламу. Расходы на рекламу собственной продукции для издательства являются расходами по обычным видам деятельности и относятся к коммерческим расходам, для учета которых предназначен счет 44 "Расходы на продажу" (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов). В рассматриваемой ситуации исходим из того, что организация закрепила в учетной политике, что сумма рекламных расходов определяется как часть затрат на изготовление тиража, соответствующая доле собственной рекламы в общем объеме тиража журнала. То есть затраты на собственную рекламу в общей сумме затрат в данном случае составляют 45 000 руб. (100 000 руб. x 45%). Данная сумма списывается в дебет счета 44 с кредита счета 20. Себестоимость тиража за вычетом расходов на собственную рекламу переносится с кредита счета 20 в дебет счета 43 "Готовая продукция" при принятии к учету готового тиража. Организация вправе установить в учетной политике признание коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. п. 9, 20 ПБУ 10/99). Издательство закрепило данное положение в своей учетной политике. Поэтому в рассматриваемой ситуации оно списывает сумму расходов на собственную рекламу с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Выручка издательства от продажи тиража отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
При реализации тиража затраты на его изготовление (за вычетом расходов на собственную рекламу) списываются с кредита счета 43 в дебет счета 90, субсчет 90-2. Получение денежных средств от покупателя отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Налог на прибыль организацийВ целях налогообложения прибыли расходы на размещение собственной рекламы признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ. При этом организация на основании п. 4 ст. 252 НК РФ вправе закрепить в учетной политике и определить сумму рекламных расходов как долю расходов на изготовление тиража, отражаемых на счете 20, соответствующую доле собственной рекламы в общем объеме тиража журнала. Выручка от реализации тиража журнала (без учета НДС) признается доходом от реализации продукции, который уменьшается на сумму прямых расходов, связанных с изготовлением реализованного тиража, а также на сумму косвенных расходов текущего отчетного периода (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271, абз. 1, 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). В данной схеме исходим из предположения, что сумма прямых расходов на изготовление тиража журнала соответствует его фактической себестоимости, отраженной на счете 43 "Готовая продукция" в бухгалтерском учете.
Налог на добавленную стоимость (НДС)В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Таким образом, размещение издательством собственной рекламы в издаваемом журнале не является объектом налогообложения по НДС, поскольку рекламные расходы признаются в налоговом учете. Согласно абз. 3, 4 пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ в целях применения налоговой ставки по НДС в размере 10% под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания. Данная норма не содержит исключений в отношении размещения собственной рекламы организации (т.е. размещения организацией в собственном журнале информации о производимой и реализуемой ею продукции). В связи с этим считаем, что в целях пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ при расчете объема рекламы в общем объеме печатного издания необходимо учитывать и собственную рекламу организации. В рассматриваемой ситуации объем рекламы в издании превышает предельное значение (40%) для подтверждения ставки НДС 10%. Поэтому в данном случае при реализации журнала применяется ставка НДС 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬ | Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный | | | | | руб. | документ | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | | | 02, | | | | | | 05, | | Бухгалтерская | | | | 10, | | справка, | | | | 60, | | Требование— | | | | 76, | | накладная, | |Сумма затрат на | | 70, | | Расчетно— | |производство тиража | | 69 | | платежная | |журнала | 20 |и др. |100 000| ведомость | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражены расходы на | | | | | |собственную рекламу | | | | Бухгалтерская | |(100 0000 x 45%) | 44 | 20 | 45 000| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | | | | | Накладная на | |Принят к учету тираж | | | | передачу | |журнала | | | | продукции в | |(100 000 — 45 000) | 43 | 20 | 55 000| места хранения | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отнесены на себестоимость| | | | | |продаж коммерческие | | | | Бухгалтерская | |расходы | 90—2 | 44 | 45 000| справка | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | | | | | Договор, | | | | | | Накладная | |Признана выручка от | | | | на отпуск | |реализации тиража | 62 | 90—1 |236 000| продукции | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС по | | | | | |реализованному тиражу | | | | | |(236 000 / 118 x 18) | 90—3 | 68 | 36 000| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Списана себестоимость | | | | Бухгалтерская | |реализованного тиража | 90—2 | 43 | 55 000| справка | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Получены денежные | | | | | |средства от покупателя | | | |Выписка банка по| |тиража | 51 | 62 |236 000|расчетному счету| L—————————————————————————+——————+——————+———————+—————————————————Д.С.Петряков Консалтинговая группа "Аюдар" 02.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |