|
|
Производственная организация, которой принадлежат рекламные щиты, заключила агентский договор с рекламным агентством. По данному договору рекламное агентство вправе заключать от своего имени договоры с юридическими лицами на размещение их рекламы на щитах, принадлежащих организации... ( 2005)
Производственная организация, которой принадлежат рекламные щиты, заключила агентский договор с рекламным агентством. По данному договору рекламное агентство вправе заключать от своего имени договоры с юридическими лицами на размещение их рекламы на щитах, принадлежащих организации. Агентское вознаграждение составляет 5% от суммы заключенного договора и удерживается агентом из перечисленных клиентом на расчетный счет агента денежных средств. В отчетном периоде рекламным агентством заключен договор с клиентом на размещение рекламы сроком на 6 месяцев. Плата за размещение составляет 10 000 руб. в месяц. Договор с клиентом рекламное агентство заключает на условиях 100-процентной предоплаты. Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете организации? На территории субъекта РФ введена система налогообложения в виде ЕНВД.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ). В рассматриваемой ситуации агент действует от своего имени, следовательно, права и обязанности по заключенной им сделке возникают непосредственно у агента (рекламного агентства). Предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств) облагается единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) (пп. 7 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Предпринимательской деятельностью является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). В данном случае доход от размещения рекламы на рекламном щите получает непосредственно организация, а рекламное агентство получает лишь посредническое вознаграждение за услуги по заключению договоров с клиентами. Следовательно, организация является плательщиком ЕНВД в части деятельности по размещению рекламы третьих лиц. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 14.04.2005 N 03-06-05-04/95. Организации, являющиеся плательщиками ЕНВД, ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В данном случае рекламная информация клиентов размещается на условиях 100-процентной предоплаты. Сумма предоплаты, полученной организацией, не признается доходом организации (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). В рассматриваемой ситуации денежные средства, перечисленные клиентами в качестве предоплаты, поступают первоначально на расчетный счет рекламного агентства. Поскольку поступившие к агенту денежные средства от клиента являются собственностью организации (принципала), то при получении извещения агента об их получении в бухгалтерском учете организации следует отразить сумму перечисленного клиентом аванса записью по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", например субсчет 62-1 "Расчеты с покупателями по авансам полученным", в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с агентом, например 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 76-5 "Расчеты с агентом" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В данном случае условиями агентского договора предусмотрено, что агент из денежных средств, полученных от клиента в качестве предоплаты за весь период размещения рекламы, вправе удержать сумму комиссионного вознаграждения. Для принципала данное удержание является платой за оказанные услуги, которые признаются расходом по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При этом данные расходы относятся ко всему сроку действия договора, заключенного рекламным агентством с клиентом. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитываются в составе расходов будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н)). Организации, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, с суммы полученного аванса организация не уплачивает НДС. Поступления (выручка), связанные с оказанием услуг по размещению рекламной информации, являются доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, в данном случае ежемесячно в течение срока действия договора с клиентом (6 мес.). Организации, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬
| Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный |
| | | | руб. | документ |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|На расчетный счет агента | | | | |
|поступила предоплата от | | | | Извещение |
|клиента (10 000 х 6) | 76—5 | 62—1 | 60 000| агента |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|Отражена стоимость | | | | |
|услуг агента | | | | |
|(60 000 х 5%) | 97 | 76—5 | 3 000| Отчет агента |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|Получены от агента | | | |Выписка банка по|
|денежные средства | 51 | 76—5 | 57 000|расчетному счету|
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
| Ежемесячно в течение срока действия договора о размещении |
| рекламной информации клиента |
+—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+
|Признана выручка от | | | | |
|оказания услуг по | | | | Счет за |
|размещению рекламной | | | | размещение |
|информации | 62—2 | 90—1 | 10 000| рекламы |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|Зачтена часть суммы | | | | Бухгалтерская |
|полученной предоплаты | 62—1 | 62—2 | 10 000| справка |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|Учтена в составе текущих | | | | |
|расходов соответствующая | | | | |
|часть расходов будущих | | | | Бухгалтерская |
|периодов (3000 / 6) | 44 | 97 | 500| справка—расчет |
+—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+
|Списаны расходы на | | | | Бухгалтерская |
|продажу | 90—2 | 44 | 500| справка |
L—————————————————————————+——————+——————+———————+—————————————————
Н.В.Чаплыгина
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
24.06.2005
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |