![]() |
| ![]() |
|
Рекламное агентство оказывает услуги юридическим лицам по изготовлению рекламных плакатов и размещению их на стационарных рекламных конструкциях. Стационарные рекламные конструкции принадлежат фирмам, с которыми у рекламного агентства заключены агентские договоры на право заключать от своего имени договоры с юридическими лицами на размещение их рекламы... ( 2005)
Организация (рекламное агентство) оказывает услуги юридическим лицам по изготовлению рекламных плакатов и размещению их на стационарных рекламных конструкциях. Стационарные рекламные конструкции принадлежат фирмам, с которыми у рекламного агентства заключены агентские договоры на право заключать от своего имени договоры с юридическими лицами на размещение их рекламы. Договоры заключаются на условиях 100-процентной предоплаты за весь срок размещения рекламы. Агентское вознаграждение составляет 5% от суммы заключенного договора и удерживается агентом из перечисленных клиентом на расчетный счет денежных средств. Организация заключила договоры на оказание рекламных услуг на сумму 1 054 000 руб., в том числе стоимость услуг по изготовлению плакатов - 354 000 руб. (включая НДС 54 000 руб.), плата за размещение - 700 000 руб. Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете организации? На территории субъекта РФ введена система налогообложения в виде ЕНВД.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ). В рассматриваемой ситуации организация действует от своего имени, следовательно, права и обязанности по заключаемым ею сделкам возникают непосредственно у организации (рекламного агентства). Предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств) облагается единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) (пп. 7 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Предпринимательской деятельностью является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). В данном случае доход от размещения рекламы на стационарных рекламных конструкциях получают непосредственные владельцы этих конструкций, а рекламное агентство получает лишь посредническое вознаграждение от услуг по заключению договоров. Следовательно, рекламное агентство не является плательщиком ЕНВД и его деятельность по заключению с клиентами договоров подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 14.04.2005 N 03-06-05-04/95. Таким образом, рекламное агентство признает в бухгалтерском учете доход от оказания посреднических услуг в сумме 35 000 руб. (700 000 руб. х 5%) и доход от оказания рекламных услуг по изготовлению плакатов в сумме 354 000 руб. При этом услуги рекламного агентства облагаются НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. В связи с этим рекламное агентство обязано исчислить и уплатить НДС с суммы поступивших авансов в части стоимости услуг по изготовлению плакатов (пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ). Рекламное агентство заключает договоры на размещение рекламы от собственного имени и на условиях предоплаты. Поступившая от клиентов сумма предоплаты является собственностью принципала и не признается доходом рекламного агентства (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При этом в учете рекламного агентства до момента оказания услуг клиенту числится кредиторская задолженность перед ним в сумме полученной предоплаты, поскольку сделки с клиентами заключаются от имени агента. В бухгалтерском учете поступление предоплаты от покупателя отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Перечисление денежных средств принципалу отражается по кредиту счета 51 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с ним, например 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". По мере оказания услуг по размещению рекламной информации в учете агентства производится списание задолженности перед клиентом. В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 62: 62-1 "Расчеты с клиентами по авансам полученным"; 62-2 "Расчеты с клиентами по оказанным услугам".
——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬ | Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный | | | | | руб. | документ | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |На расчетный счет агента | | | | | |поступила предоплата от | | | |Выписка банка по| |клиентов | 51 | 62—1 |1054000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС с суммы | | | | | |предоплаты, поступившей | | | | | |за услуги по изготовлению| | | | | |плакатов (354 000 х 18 / | | | | | |/ 118) | 62—1 | 68 | 54 000| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Признана в учете выручка | | | | | |от оказания услуг по | | | | | |агентскому договору | 76 | 90—1 | 35 000| Отчет агента | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС со стоимости| | | | | |услуг по агентскому | | | | | |договору (35 000 / 118 х| | | | | |х 18) | 90—3 | 68 | 5 339| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Денежные средства, | | | | | |поступившие в пользу | | | | | |принципала, за вычетом | | | | | |агентского | | | | | |вознаграждения | | | | | |перечислены принципалу | | | |Выписка банка по| |(700 000 — 35 000) | 76 | 51 |665 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Признана в учете выручка | | | | Акт приемки— | |от оказания | | | | сдачи оказанных| |рекламных услуг | 62—2 | 90—1 |354 000| услуг | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС со стоимости| | | | | |рекламных услуг | 90—3 | 68 | 54 000| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Принят к вычету НДС, | | | | | |уплаченный ранее с суммы | | | | | |аванса | 68 | 62—1 | 54 000| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Зачтена сумма аванса в | | | | Бухгалтерская | |счет оказанных услуг | 62—1 | 62—2 |354 000| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | По мере оказания услуг по размещению рекламы | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ |Списана задолженность | | | | Акт приемки— | |перед клиентом по | | | | сдачи оказанных| |размещению рекламы | 62—1 | 76 |700 000| услуг | L—————————————————————————+——————+——————+———————+—————————————————Н.В.Чаплыгина Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 07.06.2005 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |