![]() |
| ![]() |
|
Организация торговли заказала изготовление каталогов, содержащих информацию рекламного характера о предлагаемых к продаже товарах, ценах, условиях и местах возможного приобретения товаров. Каталоги оприходованы и оплачены организацией в мае 2005 г., 30% тиража распространено путем адресной почтовой рассылки, а остальные 70% тиража - путем безадресной почтовой доставки и раскладки по почтовым ящикам физических лиц... ( 2005)
Организация оптово-розничной торговли заказала полиграфической фирме изготовление каталогов, содержащих информацию рекламного характера о предлагаемых к продаже товарах, ценах, условиях и местах возможного приобретения товаров. Стоимость изготовления каталогов - 59 000 руб., в том числе НДС 9000 руб. Каталоги оприходованы и оплачены организацией в мае 2005 г. В том же месяце 30% тиража распространено путем адресной почтовой рассылки организациям торговли - потенциальным покупателям товаров, а остальные 70% тиража - путем безадресной почтовой доставки и раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении на основании договора возмездного оказания услуг с управлением федеральной почтовой связи <*>. Иных расходов на рекламу в 2005 г. организацией не производилось. Выручка организации за январь - май 2005 г. составила 6 000 000 руб., в том числе НДС 915 254,24 руб. Как отразить в учете организации указанные операции?
Изготовленные брошюры принимаются к учету в составе материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат на их приобретение за исключением НДС (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н). Принятие к учету МПЗ отражается по дебету счета 10 "Материалы", например субсчет 10-12 "Рекламные материалы", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Сумма НДС, предъявленная к уплате полиграфической фирмой, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60. На дату осуществления адресной почтовой рассылки стоимость отправленных каталогов (без НДС) включается в состав коммерческих расходов, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При этом в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 10, субсчет 10-12. Стоимость каталогов (без НДС), распространенных путем безадресной почтовой доставки, на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг почтовым отделением и организацией также подлежит включению в состав коммерческих расходов в бухгалтерском учете и списанию в дебет счета 44 с кредита счета 10, субсчет 10-12. По мнению Минфина России, высказанному, в частности, в Письме от 26.11.2004 N 03-04-11/211 (ответ на частный запрос налогоплательщика), безвозмездную раздачу листовок, сувенирной продукции в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать для целей применения НДС как безвозмездную передачу товаров и производить налогообложение НДС в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ налоговую базу по НДС следует определять как стоимость переданных товаров, исчисленную исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. Согласно абз. 2 п. 10 ст. 40 НК РФ при невозможности использования иных методов определения рыночной цены товара используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. Следовательно, если организация принимает решение следовать разъяснениям Минфина России по вопросу начисления НДС в аналогичной ситуации, то она начисляет НДС на стоимость изготовления (без НДС) безвозмездно переданных каталогов. Начисленная сумма НДС может быть учтена в составе внереализационных расходов и отражена по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Так как рекламные материалы (каталоги) приобретены организацией для использования при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, сумма НДС, уплаченная изготовителю, может быть принята к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату сумм налога (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Данная операция отражается записью по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19. Согласно определению, приведенному в ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Данному определению в рассматриваемой ситуации соответствует распространение каталогов путем безадресной почтовой доставки.
Расходы по изготовлению и распространению путем безадресной доставки <*> каталогов, содержащих информацию о продаваемых организацией товарах, признаются рекламными расходами, нормируемыми в целях налогообложения прибыли. Так как данные расходы (в отличие от расходов на изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации) не перечислены в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, то для целей налогообложения прибыли они признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Следовательно, в мае 2005 г. данные расходы могут быть признаны в налоговом учете в сумме, не превышающей 50 847 руб. ((6 000 000 руб. - 915 254,24 руб.) х 1%). Таким образом, вся сумма расходов на изготовление каталогов, распространенных путем безадресной доставки, - 35 000 руб. ((59 000 руб. - 9000 руб.) х 70%) учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Что касается адресной рассылки каталогов, то этот способ распространения информации о продаваемых товарах не отвечает приведенному выше определению рекламы, поскольку охватывает определенный круг лиц - адресатов. На этом основании УФНС России по г. Москве в Письме от 16.03.2005 N 20-08/16391 (ответ на вопрос 1) делает вывод о том, что расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов путем адресной рассылки, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. В таком случае стоимость каталогов, распространенных путем адресной рассылки, а также сумма НДС, начисленная при их безвозмездной передаче, уменьшают бухгалтерскую прибыль, но не принимаются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. Согласно п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, признаются постоянными разницами, приводящими к возникновению постоянных налоговых обязательств. В бухгалтерском учете возникшие постоянные налоговые обязательства отражаются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство", в корреспонденции с кредитом счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов). В приведенной ниже таблице приведены бухгалтерские записи, отражаемые в учете организации в случае принятия ею решения руководствоваться разъяснениями Минфина России и ФНС России. В таблице используются следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 68: 68-1 "Расчеты по налогу на прибыль"; 68-2 "Расчеты по НДС".
——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬ | Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный | | | | | руб. | документ | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | | | | | Отгрузочные | |Приняты к учету каталоги | | | | документы | |товаров | | | | поставщика, | |(59 000 — 9000) | 10—12| 60 | 50 000| Приходный ордер| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражен НДС, | | | | | |предъявленный | | | | | |изготовителем каталогов | 19 | 60 | 9 000| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Перечислена оплата за | | | |Выписка банка по| |каталоги товаров | 60 | 51 | 59 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Принят к вычету НДС, | | | | Счет—фактура, | |уплаченный изготовителю | | | |Выписка банка по| |каталогов товаров | 68—2 | 19 | 9 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Бухгалтерские записи при распространении | | каталогов путем адресной рассылки | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ |Стоимость каталогов, | | | | | |распространенных путем | | | | | |адресной рассылки, | | | | Требование— | |отнесена на расходы на | | | | накладная, | |продажу (50 000 х 30%) | 44 | 10—12| 15 000| Квитанция | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражено постоянное | | | | | |налоговое обязательство | | | | Бухгалтерская | |(15 000 х 24%) | 99 | 68—1 | 3 600| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС при | | | | | |безвозмездной передаче | | | | | |каталогов (15 000 х 18%) | 91—2 | 68—2 | 2 700| Счет—фактура | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражено постоянное | | | | | |налоговое обязательство | | | | Бухгалтерская | |(2700 х 24%) | 99 | 68—1 | 648| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Бухгалтерские записи при распространении | | каталогов путем безадресной доставки | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ |Стоимость каталогов, | | | | Требование— | |распространенных путем | | | | накладная, | |безадресной доставки, | | | | Акт приемки— | |отнесена на расходы на | | | | сдачи оказанных| |продажу (50 000 х 70%) | 44 | 10—12| 35 000| услуг | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Начислен НДС при | | | | | |безвозмездной передаче | | | | | |каталогов в рекламных | | | | | |целях <**> | | | | | |(35 000 х 18%) | 91—2 | 68—2 | 6 300| Счет—фактура | L—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————— ————————————————————————————————<*> Отражение в учете стоимости услуг почтового отделения в данной схеме не рассматривается. <**> В целях налогообложения прибыли данная сумма НДС может быть признана прочим расходом, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ. Е.А.Кондрашкина Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 20.05.2005 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |