|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организация не представила в срок ряд документов, затребованных налоговым органом для проведения камеральной проверки налоговой отчетности организации, после чего была привлечена к налоговой ответственности на основании п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. Правильно ли налоговый орган квалифицировал действия организации как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.126 НК РФ?
Вопрос: Организация не представила в установленный срок ряд документов, затребованных налоговым органом для проведения камеральной проверки налоговой отчетности организации, после чего была привлечена к налоговой ответственности на основании п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. Правильно ли налоговый орган квалифицировал действия организации как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.126 НК РФ?
Ответ: В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п.2 ст.93 НК РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Пунктом 1 ст.126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. В свою очередь, п.2 ст.126 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 5000 руб. за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ. Учитывая некоторую неясность в вопросе применения указанных мер ответственности, Президиум ВАС РФ в п.18 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 заявил свою позицию в отношении толкования соответствующих норм, указав, что в контексте положений п.2 ст.126 НК РФ субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящим пунктом, является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике. Тем не менее и после выхода указанного Информационного письма Президиума ВАС РФ налоговые органы на местах по-прежнему предпринимают попытки привлечь налогоплательщиков к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ в случае непредставления документов или сведений по запросу налогового органа о самом налогоплательщике, как это произошло в ситуации, изложенной в вопросе.
Однако, как показывает практика, большинство арбитражных судов подобную инициативу налоговых органов не поддерживают. При вынесении решений об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ за непредставление документов о себе самом суды либо просто высказывают позицию, аналогичную позиции ВАС РФ (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2004 N А26-5881/03-26, от 03.03.2004 N А26-6916/03-25; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2004 N А19-219/04-50-Ф02-1212/04-С1, от 22.04.2004 N А19-21745/03-50-Ф02-1210/04-С1; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N Ф04/5287-922/А75-2003), либо непосредственно ссылаются на вышеприведенное Информационное письмо (Постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2004 N Ф09-1695/04-АК). ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.09.2003 N Ф08-3356/2003-1269А привел дополнительные аргументы в пользу утверждения о том, что субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.2 ст.126 НК РФ, является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы о налогоплательщике. Данный вывод, по мнению суда, подтверждается имеющейся в п.2 ст.126 НК РФ ссылкой на ст.135.1 НК РФ, предусматривающую специальную ответственность банков (т.е. третьих лиц) за непредставление ими налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности клиентов банка (т.е. налогоплательщиков). С учетом вышеизложенного полагаем, что действия организации, представленные в вопросе, не образуют состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п.2 ст.126 НК РФ. Ответственность за непредставление налогоплательщиком документов по запросу налогового органа, необходимых для камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщика, установлена п.1 ст.126 НК РФ и составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.
А.И.Дыбов Издательство "Главная книга" 12.10.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |