|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организацией было получено требование представить аналитические регистры налогового учета для камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация представила регистры, ведение которых предусмотрено системой налогового учета, разработанной ею. Налоговый орган привлек ее к ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Образуют ли действия организации состав налогового правонарушения?
Вопрос: Организацией было получено требование налоговой инспекции представить аналитические регистры налогового учета для камеральной проверки достоверности данных, отраженных в Декларации по налогу на прибыль организаций (форма утв. Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (ред. от 03.06.2004)). Организация представила только те регистры, ведение которых было предусмотрено системой налогового учета, разработанной организацией самостоятельно. Налоговый орган, указав, что представлены были не все регистры, перечисленные в требовании, привлек организацию к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Можно ли квалифицировать действия организации в данной ситуации как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ?
Ответ: Согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п.2 ст.93 НК РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. При этом, по мнению большинства арбитражных судов, признание вины организации в непредставлении документов для камеральной проверки данных, отраженных в налоговой декларации, находится в прямой зависимости от фактического наличия затребованных документов в распоряжении организации. Если документы отсутствуют в организации на законных основаниях, ее вину в непредставлении таких документов нельзя считать доказанной, а привлечение организации к ответственности, установленной ст.126 НК РФ, нельзя признать правомерным (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2003 N А19-5035/03-15-Ф02-1982-/03-С1, Постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 N КА-А40/453-04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2002 N А26-5727/01-02-09/260). Кроме того, в отдельных случаях суды отмечают, что поскольку в силу п.6 ст.108 НК РФ обязанность по доказыванию вины налогоплательщика лежит на налоговом органе, то он должен доказать факт наличия запрошенных документов в распоряжении налогоплательщика. Назначение штрафа по ст.126 НК РФ лишь на основе предположения о существовании запрошенных документов недопустимо (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2001 N А42-2680/01-27, Постановление ФАС Центрального округа от 08.12.2003 N А09-2257/03-13). Что касается ситуации, изложенной в вопросе, то спор по схожей проблеме был предметом рассмотрения ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 02.07.2003 N А43-1400/03-31-57. Налоговая инспекция вменяла в вину налогоплательщику непредставление запрошенных для камеральной проверки аналитических регистров налогового учета в количестве 12 штук, в связи с чем было принято решение о привлечении организации к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 600 руб. В процессе рассмотрения дела суд обратил внимание налогового органа на то обстоятельство, что ст.313 НК РФ предусмотрен прямой запрет на установление налоговыми и иными органами обязательных форм регистров налогового учета. Система налогового учета, а значит, и формы документов, предназначенных для его ведения, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Система налогового учета, принятая в организации, предусматривала ведение лишь 5 из 12 запрошенных налоговым органом аналитических регистров налогового учета, соответственно, только непредставление данных документов можно признать налоговым правонарушением, ответственность за которое установлена п.1 ст.126 НК РФ. Остальные 7 из 12 истребованных регистров организацией не велись, в ее распоряжении находиться не могли и при исчислении общей суммы штрафа, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ, их количество не должно было учитываться.
ФАС Уральского округа при проверке в кассационной инстанции ранее вынесенных судебных решений в Постановлении от 21.04.2004 N Ф09-1522/04-АК также указывал, что без исследования вопроса о наличии либо отсутствии в распоряжении организации запрошенных налоговым органом регистров налогового учета невозможно проверить правомерность ее привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ. На основании вышеизложенного полагаем, что действия организации, не представившей по требованию налогового органа для камеральной проверки аналитические регистры налогового учета, ведение которых не было ею предусмотрено, не образует состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п.1 ст.126 НК РФ.
А.И.Дыбов Издательство "Главная книга" 12.10.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |