|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организация после сдачи одной из деклараций по НДС получила от налоговой инспекции письмо с требованием представить копии документов, подтверждающих правомерность вычетов по налогу, для камеральной проверки. Организация документы не представила. Налоговый орган привлек ее к ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ исходя из предполагаемого их количества. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Вопрос: Организация после сдачи одной из налоговых деклараций по НДС получила от налоговой инспекции письмо с требованием представить копии документов, подтверждающих правомерность вычетов по налогу, для камеральной проверки. Организация, сославшись на неконкретность требований налогового органа, документы не представила. После этого налоговый орган привлек организацию к ответственности, установленной п.1 ст.126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ исходя из предполагаемого их количества. Насколько правомерны были действия налоговой инспекции в данной ситуации?
Ответ: В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п.2 ст.93 НК РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Однако в случае, когда налоговый орган формулирует свои требования без должной конкретики, неизбежно возникают сложности в применении к организации ответственности, установленной ст.126 НК РФ, что становится причиной для судебных разбирательств. В настоящее время можно говорить о том, что судами выработан общий подход к разрешению подобного рода споров. Он сводится к следующему. В ст.106 НК РФ налоговое правонарушение определено как виновно совершенное противоправное деяние, то есть для квалификации действий или бездействия налогоплательщика как налогового правонарушения, кроме самого факта нарушения законодательства, необходимо также наличие вины налогоплательщика в совершении данного деяния. Для исполнения требования о представлении документов в рамках камеральной проверки налогоплательщик должен четко представлять себе, по каким причинам и какие именно документы запрашиваются налоговым органом. Перечень документов должен быть конкретным и не может носить условный либо произвольный характер. Кроме того, в соответствующем требовании налоговому органу необходимо указать точное количество запрашиваемых документов. В противном случае налогоплательщик объективно не имеет возможности исполнить требования налогового органа, поскольку ему неизвестна их суть, а значит, его нельзя признать виновным в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п.1 ст.126 НК РФ. При этом закон не допускает привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, количество которых определяется расчетным путем (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.12.2003 N А33-6217/03-С3с-Ф02-4415/03-С1, от 22.08.2003 N А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/03-С1; Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2004 N Ф04/2110-791/А27-2004, от 30.06.2004 N Ф04/3483-545/А70-2004; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2004 N Ф03-А51/04-2/368; Постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 N КА-А40/453-04; Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2003 N А12-2607/03-С36; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2002 N А26-4518/02-25, от 18.03.2004 N А26-5221/03-29; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.09.2003 N Ф08-3356/2003-1269А; Постановления ФАС Уральского округа от 11.05.2004 N Ф09-1777/04-АК, от 30.04.2004 N Ф09-1662/04-АК; Постановление ФАС Центрального округа от 25.12.2003 N А54-2482/03-С3).
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств привлечение организации к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ в ситуации, изложенной в вопросе, является, на наш взгляд, неправомерным.
А.И.Дыбов Издательство "Главная книга" 12.10.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |