|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...В организации работают граждане Белоруссии, не имеющие вида на жительство в России. Просим разъяснить, какую ставку (14% или 28%) следует применить при исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, если гражданин Белоруссии, работающий на территории РФ и постоянно проживающий в Белоруссии, на пенсию в РФ не претендует.
Вопрос: В организации работают граждане Белоруссии, не имеющие вида на жительство в России. С 01.01.2003 утратил силу п.2 ст.239 НК РФ, устанавливающий освобождение от уплаты ЕСН с выплат в пользу иностранных граждан, не обладающих правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан, если они имеют статус постоянно проживающих в РФ. В соответствии с Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" если человек работал в одной стране, а пенсию получает в другой, то учитывается его общий трудовой стаж. Но пенсия рассчитывается там и по законодательству той страны, где человек проживает (ст.ст.1 и 6 Соглашения). Если белорус постоянно живет не в России, а в своей стране, то пенсию ему будет выдавать белорусский пенсионный фонд. Это следует из ст.3 Соглашения, и в ней же сказано, что государства не компенсируют друг другу пенсионные расходы. Пенсионные взносы носят характер возмездности. Пенсионный фонд РФ не может на них претендовать, если ничего не выплачивает гражданину Белоруссии. Кроме того, иностранец, приезжающий в Россию время от времени, не может получать пенсию в России еще и потому, что он должен потребовать ее в российском отделении Фонда по месту жительства (п.6 Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб). Просим разъяснить, какую ставку (14% или 28%) следует применить при исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, если гражданин Белоруссии, работающий на территории РФ и постоянно проживающий в Белоруссии, на пенсию в РФ не претендует.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 октября 2004 г. N 03-05-02-04/1/29
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления единого социального налога на выплаты в пользу иностранных граждан, работающих по трудовому договору на территории Российской Федерации, и сообщает следующее. Согласно ст.8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. утратила силу норма п.2 ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. Согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. При этом Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не установлено зависимости для признания иностранного гражданина или лица без гражданства застрахованным лицом от того, временно или постоянно он проживает на территории Российской Федерации. Таким образом, с 2002 г. застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, по нашему мнению, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН. Кроме того, при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении иностранных граждан необходимо учитывать, что для увязки решения вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан с вопросом возникновения права этих граждан на трудовую пенсию нет правовых оснований, так как такую увязку невозможно осуществить в практическом плане, принимая во внимание то, что даже иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на момент уплаты страховых взносов, впоследствии могут при утрате этого статуса не иметь права на трудовую пенсию, и наоборот. Таким образом, выплаты в пользу иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом и на данные суммы должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также независимо от статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации). Учитывая изложенное, при исчислении единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, к указанным выплатам должна применяться ставка налога в размере 28%. При этом в соответствии с п.2 ст.243 Кодекса сумма исчисленного налога подлежит уменьшению на сумму начисленных налогоплательщиками за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.10.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |