Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Каков порядок налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога?



Вопрос: Каков порядок налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога?

Ответ: В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно ст.4 граждане, изъявившие желание создать крестьянское (фермерское) хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, об их правах и обязанностях, о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов и другие необходимые положения. Одним из таких положений является, в частности, положение о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства и его полномочиях. При этом ст.17 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрено, что в полномочия главы фермерского хозяйства входит организация ведения учета и отчетности фермерского хозяйства.

Пунктом 2 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст.5 Федерального закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Статьей 346.1 гл.26.1 Налогового кодекса РФ определено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ.

В соответствии с п.5 данной статьи правила, предусмотренные гл.26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Пунктом 3 ст.346.1 НК РФ установлено, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом согласно п.4 ст.346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей налоговых агентов.

Согласно ст.346.10 НК РФ индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода, которым признается календарный год, представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства и производят уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода, которым признается полугодие, представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Статьей 346.4 НК РФ определено, что объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст.346.5 НК РФ.

Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства приобретает только глава хозяйства, а остальные члены КФХ такого статуса не получают, они, согласно гл.26.1 НК РФ, не признаются плательщиками ЕСХН. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату ЕСХН, в представляемых им налоговых декларациях определяет налоговую базу по ЕСХН за отчетный или налоговый период на основании результатов коллективной деятельности КФХ в целом, а не полученные лично им доходы и произведенные расходы.

В соответствии со ст.15 Федерального закона N 74-ФЗ каждый член КФХ имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. Полученные каждым из членов фермерского хозяйства личные доходы в денежной и (или) натуральной форме являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном гл.23 НК РФ.

Вместе с тем члены КФХ, являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц, не относятся, тем не менее, к категориям физических лиц, на которых ст.ст.227 и 228 НК РФ возложена обязанность самостоятельного исчисления подлежащих уплате в бюджет сумм налога. При этом члены КФХ не состоят в трудовых отношениях с главой хозяйства, что означает, что глава КФХ не является работодателем по отношению к другим членам КФХ. Однако, поскольку выплату доходов членам хозяйства осуществляет непосредственно глава КФХ, то согласно ст.226 НК РФ глава КФХ признается в отношении членов хозяйства налоговым агентом.

В соответствии с пп.14 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом указанная норма применяется к доходам тех членов КФХ, в отношении которых такая норма ранее не применялась. По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение доходов членов хозяйства производится в общеустановленном порядке.

При этом, учитывая, что согласно п.4 ст.346.1 НК РФ глава КФХ, перешедший на уплату ЕСХН, не освобождается от исполнения предусмотренных ст.226 НК РФ обязанностей налогового агента, полученные членами КФХ личные доходы и удержанные с этих доходов суммы налогов учитываются в составе расходов главы КФХ в декларации по единому сельскохозяйственному налогу. Кроме того, в составе его расходов учитываются также доходы, полученные наемными работниками, не являющимися членами КФХ, и удержанные с этих доходов суммы налогов, в отношении которых глава КФХ также является налоговым агентом, поскольку он заключает соответствующие договоры от имени фермерского хозяйства.

Т.Ю.Левадная

Советник налоговой службы РФ

III ранга

30.09.2004

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Просим разъяснить порядок применения общеустановленного и специального режима, основанного на уплате ЕНВД, в отношении доходов, полученных от осуществления розничной торговли с использованием смешанной формы расчетов (наличной и безналичной). >
Вопрос: В каком порядке следует учитывать в целях налогообложения прибыли расходы арендодателя на текущий ремонт переданного по договору аренды имущества? Является ли факт отсутствия государственной регистрации договора аренды основанием для отказа в признании таких расходов для указанных целей?



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.