|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Как с 1 августа 2004 г. разграничена компетенция Минфина России и налоговых органов в сфере разъяснений по исчислению и уплате налогов? Куда обращаться за разъяснениями налогового законодательства - непосредственно в Минфин России или в его территориальные подразделения? Освобождают ли разъяснения, размещенные в справочно-информационных базах, от ответственности в соответствии со ст.111 НК РФ?
Вопрос: В соответствии со ст.111 НК РФ налогоплательщик считается невиновным в налоговом правонарушении, если он совершил его, выполняя письменные разъяснения финансовых и других уполномоченных органов в пределах их компетенции. В соответствии с пп.4 п.1 ст.32 НК РФ налоговые инспекции обязаны информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В связи с этим просим разъяснить следующее. 1. Как с 1 августа 2004 г. разграничена компетенция Минфина России и налоговых органов в сфере разъяснений по исчислению и уплате налогов в конкретных хозяйственных ситуациях? 2. Куда налогоплательщик должен обращаться за разъяснениями, связанными с толкованием налогового законодательства, - непосредственно в Минфин России или в его территориальные подразделения? 3. В какой степени можно полагаться на разъяснения, размещенные в справочно-информационных базах? Освобождают ли такие разъяснения от ответственности в соответствии со ст.111 НК РФ? Можно ли в настоящее время руководствоваться разъяснениями, которые были даны налоговыми органами до вступления в силу Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее. 1. Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон) были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, в соответствии с п.1 ст.21 Кодекса (в ред. названного выше Закона) налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Указанному праву налогоплательщиков корреспондирует установленная пп.4 п.1 ст.32 Кодекса обязанность налоговых органов предоставлять такую информацию. Таким образом, в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета. 2. В соответствии со ст.34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. 3. В соответствии с пп.3 п.1 ст.111 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов). В п.35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что к разъяснениям, упомянутым пп.3 п.1 ст.111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц. В соответствии с пп.1 п.1 ст.23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. При исполнении законодательства о налогах и сборах налогоплательщик должен руководствоваться, прежде всего, указанным законодательством, а также вправе учитывать позиции МНС России и Минфина России, выраженные в соответствии с их компетенцией по интересующему его вопросу. Налогоплательщики, налоговые агенты вправе расценивать письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснения компетентного должностного лица. Согласно ст.78 Закона нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу названного Закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст.137 Кодекса каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 21.09.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |