|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Как учитываются при исчислении единого налога торговой организацией, применяющей УСНО, результаты зачета излишков и недостач в результате пересортицы?
Вопрос: Как учитываются при исчислении единого налога торговой организацией, применяющей УСНО, результаты зачета излишков и недостач в результате пересортицы?
Ответ: Взаимный зачет излишков и недостач имущества в результате пересортицы разрешено проводить в случаях, когда при инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Правила проведения такого зачета и оформление его результатов в бухгалтерском учете при проведении инвентаризации установлены Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. В то же время согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Глава 26.2 "Упрощенная системы налогообложения" НК РФ не содержит норм о праве налогоплательщика единого налога проводить зачет излишков и недостач при пересортице и учитывать его результаты для целей исчисления единого налога. Учитывая изложенное, считаем, что организация, применяющая УСНО, не может учесть при определении налоговой базы по единому налогу результаты зачета излишков и недостач в результате пересортицы. При этом организация, применяющая УСНО, в целях налогообложения должна учитывать сумму выявленных излишков и недостач в следующем порядке. В соответствии с п.1 ст.346.15 НК РФ организации, применяющие УСНО, в состав доходов для целей обложения единым налогом включают, в частности, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК РФ. Согласно п.20 ст.250 НК РФ доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами. Следовательно, доходы в виде стоимости выявленных излишков увеличивают налоговую базу по единому налогу. Статья 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога. Расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц в нем отсутствуют. Следовательно, такие убытки плательщик единого налога учесть не может. Однако согласно пп.5 п.1, п.2 ст.346.16, пп.2 п.7 ст.254 НК РФ в состав расходов, уменьшающих доходы при применении УСНО, включаются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" разработка и утверждение норм естественной убыли для оптовой и розничной торговли осуществляются Министерством экономического развития и торговли РФ. Эти нормы должны были быть утверждены федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке до 1 января 2003 г. (п.5 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814). Однако в настоящее время Министерством экономического развития и торговли РФ утверждены только Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, но не сами нормы (Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 31.03.2003 N 95 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли"). По мнению Минфина России и налоговых органов, до разработки и утверждения в установленном порядке указанных норм потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли не могут быть учтены организацией в составе расходов для целей налогообложения (Письма Минфина России от 24.12.2002 N 16-00-14/485, от 06.11.2003 N 04-02-03/140).
В то же время арбитражные суды не поддерживают эту позицию. В частности, указывается, что несвоевременное утверждение органами власти новых норм естественной убыли не должно препятствовать применению налогоплательщиками ст.254 НК РФ, если нормы естественной убыли, действовавшие до 01.01.2002, не были отменены (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2004 N Ф04/1731-330/А46-2004). Таким образом, организации - плательщику единого налога, если она примет решение учесть в составе расходов для целей налогообложения потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных до введения в действие гл.25 НК РФ, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
Т.А.Ашомко Издательство "Главная книга" 20.07.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |