|
|
Чего ждать от новых форм ("Бюджетный учет", 2006, N 10)
"Бюджетный учет", 2006, N 10
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НОВЫХ ФОРМ
Обновление Плана счетов бюджетного учета не могло не отразиться на отчетности. Редактор-эксперт "Бюджетного учета" Н.И. Лейман провела блиц-опрос сотрудников Министерства финансов РФ и представляет вам наиболее интересные высказывания о том, какими будут новые формы.
Недостатки 5н будут исправлены
- Министерство финансов РФ и Росказна проанализировали различные срезы годовой бюджетной отчетности за 2005 г. <*>. Что показал анализ информативности и удобства форм отчетности?
————————————————————————————————
<*> Отчетность представлялась в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н (далее - Инструкция N 5н).
- Существует всего пять основных направлений, по которым анализируют бюджетную отчетность: полнота отражения операций по исполнению бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;
применение Плана счетов бюджетного учета в соответствии с установленными требованиями; соблюдение правил консолидации операций по межбюджетным отношениям; некассовые операции; правильность применения кодов бюджетной классификации РФ. Однако, хотя анализ применения самих форм отчетности никто не проводил, все же за истекший период стало ясно, чего не хватает в формах отчетности. Кроме того, были выявлены недостатки Приказа Минфина России N 5н. - Назовите основной недостаток Инструкции N 5н. - Прежде всего это множество недочетов, допущенных при разработке отдельных форм отчетности, которые можно было исправить только письмами Минфина. - Недочеты технического характера или... - Обозначим проблему как информационную: не хватало строк с необходимой детализацией информации. В каждом конкретном случае Минфину России приходилось письменно отвечать, можно ли ввести в отчет дополнительную строку. Так было, например, с отчетом об исполнении бюджета. Теперь у нас есть возможность внести правки в рамках инструкции. - Вероятно, сотрудникам Минфина России приходилось давать разъяснения не только по "отсутствующим" строкам, но и по методике заполнения той или иной формы? - Да, из-за множества нечетких формулировок в тексте Инструкции. Например, было очень сложно разобраться в описании заполнения Пояснительной записки. - Речь в очередной раз идет об информационных огрехах? - В этот раз скорее о технических ошибках. Многое в Инструкции N 5н прописано концептуально, без четкого описания отдельных процедур отчетности. Например, вы читаете: "консолидировать", а вот как консолидировать, не написано. Следующий недостаток, который можно выделить отдельно, - отсутствие как такового раздела, связанного с порядком формирования консолидированной отчетности субъектов Российской Федерации. А ведь это огромный раздел! Его отсутствие означает недостаточность информации о том, как исполнен бюджет на уровне субъекта. Разрабатывая описание заполнения новых форм отчетности, мы сделали разъяснения настолько подробными, что они будут понятны даже людям без высшего образования. - В московском Департаменте финансов нам рассказывали, что возникают большие проблемы с налоговыми инспекциями, которые не желают отчитываться по администрируемым доходам. Новая Инструкция по отчетности решает подобные проблемы? - Действительно, Инструкция N 5н не прописывает особенности представления отчетности в рамках системы администрирования. Однако этот момент был разъяснен в совместном Письме Минфина России от 22 ноября 2005 г. N 02-14-10/3155 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.4-342. В нем сказано, что администраторы поступлений - федеральные органы исполнительной власти и созданные ими бюджетные учреждения, администрирующие поступления с кодами элементов "02" - "10" в 12 - 13 разрядах кодов доходной классификации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, должны вести раздельный бюджетный учет операций по администрированию доходов бюджетов и представлять бюджетную отчетность по данным доходам в финансовый орган соответствующего бюджета. Таким образом, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, администрирующие доходы с кодами элементов "02" - "04", должны представлять бюджетную отчетность в финансовый орган того субъекта РФ, доходы которого они администрируют. Именно из-за указанной проблемы в новой Инструкции по отчетности появился специальный раздел, посвященный администраторам. Он включает в себя буквально несколько пунктов, в соответствии с которыми администраторы будут вести раздельный учет и представлять отчетность в тот бюджет, доходы которого они администрируют.
Концептуальные изменения
Прежде чем мы рассмотрим концептуальные изменения бюджетной отчетности - немного теории. Напомним, что в системе функционирования отчетности между бюджетами и внутри бюджетов РФ есть три участника бюджетных процедур: главные распорядители бюджетных средств (ГРБС); финансовый орган; органы казначейства. В проекте нового приказа по отчетности заложено, что Минфин России отвечает только за отчетность по процедуре исполнения бюджета. Федеральное казначейство - за отчетность по кассовому обслуживанию, которая является одной из составляющих системы порядка кассового обслуживания. Федеральное казначейство должно само установить, какие отчеты ему нужны. С этими моментами связано первое серьезное изменение системы отчетности по сравнению с Инструкцией N 5н. В новом Приказе не будет форм отчетности по казначейству, то есть не будет форм отчетности, связанных с такими счетами бюджетного учета, как: 0 203 00 000 "Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов"; 0 307 00 000 "Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов". - Это касается только органов казначейства или ГРБС тоже? - Нет. ГРБС и финансовые органы должны будут руководствоваться исключительно Приказом Минфина России. Система отчетности подразумевает, что есть некоторое количество бюджетополучателей, которые "замыкаются" на ГРБС. Эти бюджетополучатели сдают отчетность в финорган или территориальный орган, подчиненный ему. Это важнейший момент. Ведь слова "нет качественной консолидированной отчетности" фактически означают "нет отчетности о консолидированном бюджете". - Новая Инструкция по отчетности имеет сложную структуру? - Нет, в ней всего четыре раздела. Как обычно, есть общий раздел. Он содержит различные положения, связанные с порядком представления и формирования отчетности. Второй раздел рассматривает консолидированную отчетность. Каждый из трех участников заполняет формы, которые обязательны к представлению, и проверяет, как формы "сходятся" между собой, консолидируются в рамках одного бюджета. Третий раздел Инструкции - отчетность об исполнении консолидированного бюджета. В этом разделе - подробнейшие инструкции, что брать, чего не брать для консолидации. Четвертый раздел посвящен особенностям администраторов. О нем мы говорили выше. Повторимся, что он появился из-за проблем в новой Инструкции по отчетности. В соответствии с этим разделом администраторы будут вести раздельный учет и представлять отчетность в тот бюджет, доходы которого они администрируют. - Изменятся ли принципиально сами формы отчетности? Например, баланс. - Нет, изменения будут носить только технический характер, связанный с изменением наименований счетов. - Читая строки будущего приказа, некоторые сотрудники Минфина России говорят о том, что им трудно представить общую картину. Смогут ли преодолеть это препятствие простые бухгалтеры? - В таком случае нужно взять карандаш и при чтении набрасывать алгоритм. Текст Приказа прекрасно укладывается в четкую картинку. После этого проблем не будет. Все станет понятно. Слова "баланс по форме 320" начнут означать для вас, что, например, районный бюджет формируется на основании баланса по форме 120 и на основании баланса по форме 320 того, кого он к себе "подтягивает". То есть когда район формирует свой баланс. В Инструкции по отчетности можно будет увидеть дополнение к стандартной фразе "отчетность формируется на 1-ое число месяца, следующего за отчетным периодом": "в рамках консолидированной отчетности об исполнении бюджета - так-то, в рамках отчетности об исполнении консолидированного бюджета - так-то". - Кроме таких крупных концептуальных изменений, предстоят ли какие-нибудь менее масштабные? - Конечно, они присутствуют в каждом разделе проекта Инструкции по отчетности. Возьмем общие положения. Теперь будет четко прописано, что орган, организующий исполнение бюджета, имеет право вводить дополнительные формы отчетности для бюджетов, которые он включает в свой консолидированный бюджет. Напомним: в Инструкции N 5н говорилось, что ГРБС вводит допформы для своих подведомственных бюджетополучателей, финорганы - для своих подведомственных ГРБС... А ведь Минфин России устанавливает отчетность для всех субъектов, которые ему не подведомственны, но при этом их отчеты включаются в отчет Минфина. Поэтому теперь в инструкции и будет сказано, что орган, формирующий отчет об исполнении бюджета, на основании информации, собранной с разных бюджетов, имеет право устанавливать дополнительные формы отчетности для тех бюджетов, отчетность которых входит в состав консолидированной.
Примечание. Меняем отчетность самостоятельно В конце июля в Минфин России поступило Письмо от Федеральной таможенной службы с просьбой согласовать изменения в Инструкции о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах. Один из пунктов изменений звучал так: "Операции по лицевым счетам таможенных органов, открытых в органах Федерального казначейства на балансовом счете 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", не подлежат отражению в форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета". Заметим, что Минфин оперативно согласовал все изменения, представленные таможенной службой. Этот пример показывает, что проблемы учета и отчетности можно решать с помощью инициативы "снизу" без ожидания волевого решения "верхов".
Еще одно изменение - круглые скобки вместо "минусов". Этим шагом мы одновременно приближаем бюджетную отчетность к международным стандартам и добиваемся не интеграции, конечно, но унификации с отчетностью коммерческих предприятий. - Однако в бюджете традиционны "минусы", а не круглые скобки... - Именно поэтому мы оставляем "минусы" в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127), так как он повторяет по своей структуре бюджет. - Каковы особенности второй части новой Инструкции, посвященной отчетности внутри бюджета? - Информация о средствах во временном распоряжении вынесена за пределы основной отчетности. Следовательно, необходимо формировать отдельный "оборотный" баланс, который позволяет их увидеть. Кроме того, появится новый отчет для получателей бюджетных средств - форма 123. Она необходима в рамках решения задачи интеграции с международными стандартами. Если смотреть международные стандарты, то мы увидим: баланс, отчет о финансовом результате, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку. У нас информации о движении денежных средств не было, поэтому мы его и сделали, по аналогии с формой 121. - Какие же могут быть денежные потоки у получателя бюджетных средств? - Форма 123 будет отражать информацию только по банковским счетам, если у бюджетополучателя по каким-то причинам открыт счет в расчетной сети Центробанка. То есть учреждения делают отчет по своим банковским счетам, а финорганы - по своим. А потом уже финорган, получив всю информацию, интегрирует ее и свой отчет и получается полная картина движения денежных средств. - Изменятся ли как-то разъяснения по заполнению пояснительной записки? - Они станут более подробными, при этом все лишнее будет убрано. Мы четко пропишем, как заполнять каждую строчку. - Формы отчетности сильно изменятся? - Корректировки введены в отчет об исполнении бюджета, который формируют финорганы. В "источниках" появились две дополнительные строчки, по аналогии с отчетом главных распорядителей в части полученного и переданного финансирования. Такая же система введена для финорганов, только в части кассовой передачи финансирования. Суммы бюджетных средств, направленных распорядителем (ГРБС) бюджетополучателю, отражаются в отчете по счету 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств". Когда ГРБС "получает" средства, появляется счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". У финоргана другие счета, его расходы в прежней отчетности "выловить" было невозможно. - А разве сумма финансирования не отражается на счете 0 202 00 000 "Средства на счетах бюджетов", где финорган показывает движение денежных средств? - На счете 202 финорган показывает источник, а не изменение. Когда финорган производит обычные расходы, счета, безусловно, имеют КОСГУ 610. Когда же расходы идут по финансированию, то есть когда ГРБС ставит у себя счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов", то финорган делает запись: Дебет 0 402 00 000 "Результат по кассовым операциям бюджета" Кредит 0 202 00 000 "Средства на счетах бюджета". Запись свидетельствует о том, что финансирование "ушло", но это отнюдь не расходы. Корректировка формы отчета об исполнении бюджета сделана из-за того, что изменилась схема формирования самого отчета. Раньше финорганы раз в квартал собирали отчеты (ф. 0503127) у ГРБС и делали свой отчет на основании квартальных форм, а вот ежемесячные отчеты финорганы составляли на основании собственной информации и информации о банковских счетах и некассовых операциях ГРБС. Подчеркнем, что в принципе привычная схема изменится мало: ежемесячно финорган делает отчет об исполнении бюджета на основании своих данных по лицевым счетам, источникам и прочему. Он показывает финансирование, которое ушло на банковские счета (отдельно по КОСГУ 610 и 823). Кроме того, финорган собирает сведения по банковским счетам. Это поможет отследить истинные расходы. Плюс некассовые операции, отчитываться по которым также нужно раз в месяц. Раз в квартал ГРБС сдает финоргану не только "колонку" с банковскими счетами, но и 100-процентный отчет об исполнении бюджета, причем нарастающим итогом с начала года, в который входят: лицевые счета, банковские счета, некассовые операции. Финорган сравнивает полученный отчет в части лицевых счетов со своими данными. - Верна ли информация о том, что баланс нужно будет сдавать только раз в год? - В известной мере да. Однако не следует забывать об общей части инструкции, которая разрешает органам, организующим исполнение бюджета, вводить дополнительную отчетность. Этой дополнительной отчетностью может оказаться как баланс, так и другие формы отчетности. - А может орган, организующий исполнение бюджета, устанавливать собственную, отличную от стандартной, периодичность отчетности? - Только в сторону более частого формирования отчетности. То есть собирать отчетность можно хоть каждую неделю, но не реже одного раза в год. - Есть ли еще какие-либо видоизменения форм отчетности? - Да, в форме 3405 по внутренним расчетам. Причем изменения носят принципиальный характер. Эта форма предназначена для проверки и консолидации оборотов по счету 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств". Данные по этому счету есть по своей сути внутренний расчет, который нужно убирать из консолидированной отчетности. Это же относится и ко многим другим операциям, например: к расчетам между бюджетами; к ссудам, выданным распорядителем бюджетополучателю; к возвратам ссуды; к внутренним расчетам между финорганами. Представьте себе энное количество получателей. Когда они составляют свою отчетность, то на своем уровне ничего не консолидируют. Сдают отчеты ГРБС, который может консолидировать: по бюджетной деятельности - счет 304; по внебюджетной деятельности - КОСГУ 241 и 180. Все остальное он сдает дальше. Финорган получил отчеты, скажем, от двух ГРБС. Он в свою очередь консолидирует КОСГУ 241 и 180, так как счета 304 уже нет. Тот, кто делает отчетность консолидированного бюджета, "убирает" КОСГУ 151, 251, 540, 710, 640, 810. В принципе, так делали и раньше, но проблема заключалась в том, что, во-первых, нигде не было прописано, кто и в каких формах отчетности осуществляет консолидацию, а во-вторых, в Инструкции ничего не говорилось о том, на основании чего проводить консолидацию. Главное в проекте новой Инструкции по отчетности - возможность "вычистить" консолидированную отчетность на основании имеющихся форм, не прибегая к разработке дополнительных.
Н.И.Лейман Редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет" Подписано в печать 24.09.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |