|
|
Является ли справка о получении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг основанием для признания физических лиц малоимущими для того, чтобы освободить их от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 38)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 38
Вопрос: Является ли справка о получении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг основанием для признания физических лиц малоимущими для того, чтобы освободить их от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества?
Ответ: НК РФ не предусмотрено понятие "малоимущие граждане" в целях предоставления налоговых льгот. Согласно ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов, имеющих преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В связи с этим пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с ЖК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в пп. 19, 20.1, 22 - 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами, признанными по установленным ЖК РФ основаниям, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. На основании п. 3 ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, признание физических лиц малоимущими гражданами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации, то данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации. Приказом Минрегиона России от 25.02.2005 N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - Методические рекомендации), в которых установлен примерный перечень видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Согласно п. 3.3 Методических рекомендаций при принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг). Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено, что семье предоставляется субсидия, если ее расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Однако если в семье весьма низкий доход на каждого члена семьи, но у кого-либо из них в собственности находится имущество выше определенной стоимости, например дорогостоящий загородный дом, то такие граждане не будут считаться малоимущими. Следовательно, справка о получении субсидии гражданами на оплату жилья и коммунальных услуг включается в перечень видов доходов, учитываемых органами местного самоуправления при определении граждан к категории малоимущих. В связи с этим основанием для освобождения физических лиц, признаваемых малоимущими в соответствии с ЖК РФ, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества согласно пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ является решение уполномоченного органа о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
М.Грибанова Ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 20.09.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |