![]() |
| ![]() |
|
Земельный налог. Предварительный комментарий АиК ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 19)
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 19
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ АИК
В данном разделе вниманию читателей представлены пять писем фискальных ведомств, в которых рассмотрены особенности порядка обложения земельным налогом, уплаты налога, представления налоговой декларации. В двух Письмах Минфина рассмотрены ситуации, когда результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленный срок: - в Письме N 03-06-02-02/75 сказано, что если налогоплательщик налог (авансовые платежи по налогу) не уплатил в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должны начисляться; - согласно Письму N 03-06-02-04/86 после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию за данный налоговый период. В Письме Минфина России N 03-06-02-04/125 сказано: если организация имеет в собственности нежилые помещения в многоквартирном жилом доме, то ей принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в этом доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом. С момента формирования этого земельного участка, а также присвоения ему кадастрового номера организация является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка. Письмо Минфина России N 03-06-02-02/119 предназначено для организаций, имеющих земельный участок в зоне сельскохозяйственного использования в поселениях. Указано, например, что если такой участок, в отношении которого в правоустанавливающих документах определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, то есть не превышающую 0,3%. Физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, адресовано Письмо ФНС России N ММ-6-21/837@. В нем рассмотрен порядок применения п. 5 ст. 391 НК РФ, который определенным категориям налогоплательщиков предоставляет право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. В частности, указано, что данные категории налогоплательщиков при передаче земельных участков в аренду остаются плательщиками земельного налога и, следовательно, в отношении них сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму согласно п. 5 ст. 391 НК РФ. Выводы, сделанные в Письмах, представлены в таблице. Комментарий к Письму N 03-06-02-04/86 представлен ниже.
———————————T———————————————T————————————————————————————————T————¬ | Дата | N документа | Вывод |Стр.| +——————————+———————————————+————————————————————————————————+————+ |06.06.2006|03—06—02—02/75 |Если результаты государственной | 53 | | | |кадастровой оценки земель по | | | | |состоянию на 1 января | | | | |календарного года не утверждены | | | | |в установленном порядке до | | | | |1 марта этого года, то в | | | | |отношении этих земельных | | | | |участков авансовые платежи и | | | | |земельный налог не уплачиваются | | | | |до их утверждения. | | | | |В отношении таких земельных | | | | |участков налогоплательщик обязан| | | | |представить в налоговые органы | | | | |по истечении налогового | | | | |(отчетного) периода "нулевую" | | | | |налоговую декларацию (налоговый | | | | |расчет по авансовым платежам). | | | | |Если налог (авансовые платежи по| | | | |налогу) налогоплательщиком не | | | | |уплачен в установленные сроки по| | | | |не зависящим от него причинам | | | | |(не утверждена, не доведена | | | | |кадастровая стоимость земельного| | | | |участка), то пени за каждый день| | | | |просрочки исполнения обязанности| | | | |по уплате налога (авансовых | | | | |платежей по налогу) не должны | | | | |начисляться | | +——————————+———————————————+————————————————————————————————+————+ |15.06.2006|03—06—02—04/86 |Если результаты кадастровой | 57 | | | |оценки земель не утверждены в | | | | |срок, то авансовые платежи и | | | | |земельный налог в отношении этих| | | | |земельных участков не | | | | |уплачиваются до их утверждения. | | | | |В отношении таких земельных | | | | |участков налогоплательщик обязан| | | | |представить в налоговые органы | | | | |по истечении налогового | | | | |(отчетного) периода "нулевую" | | | | |налоговую декларацию (налоговый | | | | |расчет по авансовым платежам). | | | | |После утверждения результатов | | | | |государственной кадастровой | | | | |оценки земель по состоянию на | | | | |1 января соответствующего | | | | |налогового периода | | | | |налогоплательщик обязан | | | | |представить уточненную налоговую| | | | |декларацию за соответствующий | | | | |налоговый период, а в случае | | | | |если кадастровая стоимость | | | | |земельного участка доведена до | | | | |налогоплательщика до окончания | | | | |срока уплаты авансовых платежей | | | | |по налогу за III квартал | | | | |календарного года, то и | | | | |уточненные налоговые расчеты по | | | | |авансовым платежам по налогу за | | | | |I и II кварталы календарного | | | | |года с уплатой сумм авансовых | | | | |платежей | | +——————————+———————————————+————————————————————————————————+————+ |31.08.2006|03—06—02—04/125|Организации принадлежит на праве| 69 | | | |собственности часть нежилых | | | | |помещений в многоквартирном | | | | |жилом доме. Согласно | | | | |законодательству собственникам | | | | |помещений в многоквартирном доме| | | | |принадлежит на праве общей | | | | |долевой собственности общее | | | | |имущество в этом доме, | | | | |включающее земельный участок, на| | | | |котором расположен дом. | | | | |С момента формирования | | | | |земельного участка, на котором | | | | |расположен жилой дом, а также | | | | |присвоения кадастрового номера | | | | |указанному земельному участку | | | | |организация является | | | | |плательщиком земельного налога в| | | | |отношении соответствующей доли | | | | |земельного участка. | | | | |При этом основанием для уплаты | | | | |земельного налога является | | | | |свидетельство о праве | | | | |собственности на нежилое | | | | |помещение | | +——————————+———————————————+————————————————————————————————+————+ |08.08.2006|03—06—02—02/119|Организация, обладающая | 72 | | | |земельным участком в зоне | | | | |сельскохозяйственного | | | | |использования в поселениях, | | | | |вправе применять ставку | | | | |земельного налога, установленную| | | | |представительными органами | | | | |муниципальных образований | | | | |(законами городов федерального | | | | |значения Москвы и | | | | |Санкт—Петербурга) в отношении | | | | |таких земельных участков, в | | | | |случае если в | | | | |правоустанавливающем документе | | | | |на данный земельный участок | | | | |определен вид разрешенного | | | | |использования — в целях | | | | |сельскохозяйственного | | | | |производства, — и уставная | | | | |деятельность данной организации | | | | |также связана с | | | | |сельскохозяйственным | | | | |производством | | +——————————+———————————————+————————————————————————————————+————+ |21.08.2006|ММ—6—21/837@ |Лица, обладающие земельными | 75 | | | |участками на праве | | | | |собственности, праве постоянного| | | | |(бессрочного) пользования или | | | | |праве пожизненного наследуемого | | | | |владения, при передаче их в | | | | |аренду остаются плательщиками | | | | |земельного налога. | | | | |Следовательно, в этом случае в | | | | |отношении указанных в п. 5 | | | | |ст. 391 НК РФ налогоплательщиков| | | | |сохраняется право на уменьшение | | | | |налоговой базы на не облагаемую | | | | |налогом сумму в размере | | | | |10 000 руб. | | L——————————+———————————————+————————————————————————————————+————— Подписано в печать 18.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |