![]() |
| ![]() |
|
Торговая фирма реализует населению и оптовым покупателям импортные товары, а российские товары реализует за рубежом. Как правильно оформить документы по предоставлению скидок покупателям? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2006, N 9)
"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2006, N 9
Вопрос: Торговая фирма реализует населению и оптовым покупателям импортные товары, а российские товары реализует за рубежом. Как правильно оформить документы по предоставлению скидок покупателям? Л.Филатова
Ответ: При заключении договоров желательно избегать ситуаций, когда с одним и тем же покупателем используются разные механизмы расчетов, например устанавливаются и торговые скидки с оптовой цены товара, и премии за превышение установленного объема продаж, и т.п. Если вы торгуете со скидкой, лучше иметь следующие оформленные документы: - договор купли-продажи (поставки) товара с указанием на то, что формирование цены сделки может происходить с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) при выполнении покупателем определенных условий (или дополнительное соглашение к договору); - документ, подтверждающий выполнение покупателем определенных условий, предусмотренных договором, для предоставления скидок (выплат); - приказ (распоряжение) руководителя об утверждении прайс-листов на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе со скидкой; - положение о применении дисконтных карт и скидок, предоставляемых их владельцам. Зарубежные партнеры могут оформлять уменьшение дебиторской (кредиторской) задолженности или скидку с контрактной цены в сторону ее уменьшения кредит-нотой. В международном законодательстве нотой называют двустороннее соглашение.
Кредит-нота (англ. credit note) - это расчетный документ, в котором содержится извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой стороне о записи в кредит счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы. Она является документом, подтверждающим волеизъявление (или простое соглашение) сторон на изменение условий сделки (в частности, оформленной контрактом с отсрочкой платежа), в том числе по оплате ее цены или погашению дебиторской (кредиторской) задолженности в течение срока исполнения обязательств по контракту. Кредит-ноты облегчают процесс управления расчетами с клиентами, поскольку могут рассматриваться как корректирующие по отношению к счету документы, т.е. документы, по которым впоследствии формируются сторнирующие проводки либо на выборочные позиции счета-фактуры, либо на все количество, либо на его часть. В России аналога кредит-ноты при оформлении подобных скидок не существует. Поэтому основанием для предоставления скидки и отражения ее в учете может служить двусторонний документ (акт, протокол), подписанный продавцом и покупателем, в котором будет подтверждаться выполнение покупателем определенных в договоре условий и сказано, в какой сумме предоставляется скидка. Желательно также указать, что данный документ является приложением к договору со ссылкой на его номер и дату. Этот документ не является унифицированным на уровне законодательства, поэтому он должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", т.е. он должен содержать все указанные в данной норме реквизиты. Если продавец предоставляет скидки в размере более чем на 20% первоначальной цены товара, то для ее обоснования с учетом п. 3 ст. 40 НК РФ ему необходимо иметь: - приказ об уценке сезонного или залежавшегося товара; - положение о переоценке товара в связи с истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров; - маркетинговую политику и утвержденный список клиентов - крупных покупателей продукции, которым предоставляются скидки. И в заключение остановимся на вопросе экономической обоснованности скидок. Обычно эта проблема возникает, если скидка была такой, что организация не получила прибыль от сделки или сработала в убыток. В этом случае следует позаботиться о дополнительных документах, например, подтверждающих, что затраты на хранение товаров или их утилизацию превысили бы полученные от сделки убытки. Обосновать это можно служебными записками с расчетами, договорами хранения и т.п. Но прежде чем применять какую-либо скидку, менеджеры должны все-таки осуществить расчеты. Например, скидка за объем покупок в планах или в прогнозных расчетах должна вести к увеличению объема продаж в целом по организации и получению дохода.
Л.Фомичева Аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ Подписано в печать 14.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |