![]() |
| ![]() |
|
Мы оказываем организациям услуги. Можно ли предоставляемые нашим покупателям скидки в 2006 г. учесть при исчислении налога на прибыль? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2006, N 9)
"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2006, N 9
Вопрос: Мы оказываем организациям услуги. Можно ли предоставляемые нашим покупателям скидки в 2006 г. учесть при исчислении налога на прибыль? И.Кустова
Ответ: Действительно, в составе внереализационных расходов могут быть учтены "расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок" (п. 19.1 ст. 265 НК РФ). В тексте названного п. 19.1 ничего не сказано о предмете продажи. Минфин России поспешил выразить свое мнение о том, что в нем речь идет только о договорах купли-продажи. Продавцы платных услуг воспользоваться нововведением не могут (см. Письмо Минфина России от 02.02.2006 N 03-03-04/1/70). Этот вывод обоснован тем, что Налоговом кодексе РФ термины "продавец" и "покупатель" не определены. По мнению Минфина, в этой ситуации следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ. А в нем используются термины "продавец" и "покупатель", только когда речь идет о договоре купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). Применительно к договорам на выполнение работ или оказание услуг сторонами сделки являются подрядчик (исполнитель) и заказчик (ст. ст. 702, 779 ГК РФ). Вывод Минфина: скидки, которые предоставляются в связи с выполнением условий по договору подряда или возмездного оказания услуг, в состав внереализационных расходов не включаются. Многие юристы и эксперты считают позицию Минфина в данном вопросе неправомерной. В некоторых статьях Налогового кодекса РФ (например, в ст. ст. 40, 168, 271 НК РФ) понятие продавца используется по отношению к работам и услугам и нигде не используется термин "подрядчик по договору выполнения работ" или "исполнитель по договору оказания услуг". Текст пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит конкретного перечня скидок, которые включаются в состав внереализационных расходов. Фраза "в частности, объема покупок" говорит лишь об одном из видов скидок и позволяет сделать вывод о том, что перечень открытый. Кроме того, существует принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). И если согласиться с Минфином, то один из главных принципов налогообложения будет нарушен. Обратите внимание! В новой редакции ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письмами Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Это значит, что при налоговых проверках закон будут трактовать именно таким образом и невыполнение данной нормы приведет организацию к спорам с налоговыми органами.
Судебная практика по применению данной нормы пока не сложилась, ведь учет скидок у продавца в составе внереализационных расходов стал возможен только с 1 января 2006 г. Организациям, которые не хотят вступать в споры с налоговой инспекцией, можно посоветовать формировать цену продажи своих работ или услуг сразу со скидкой, а не предоставлять ее постфактум. Главное, чтобы при ее предоставлении цена с учетом скидки не отклонялась от цены на аналогичную работу (услугу) более чем на 20% (пп. 4 п. 1 ст. 40 НК РФ). Впрочем, последнее положение вполне можно обойти путем выработки грамотной маркетинговой политики.
Л.Фомичева Аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ Подписано в печать 14.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |