![]() |
| ![]() |
|
...Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере. Конкретные размеры доплат в ст. 154 ТК РФ не указаны. Какой минимальный размер доплаты к часовой тарифной ставке за работу в ночное время по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство предприятие имеет право включить в фонд оплаты труда и отнести на себестоимость оказанных услуг? Какой законодательный акт служит для этого основанием? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 10)
"Новая бухгалтерия", 2006, N 10
Вопрос: Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере. Размер доплат за работу в ночное время устанавливается работодателем. Конкретные размеры доплат в ст. 154 ТК РФ не указаны. Какой минимальный размер доплаты к часовой тарифной ставке за работу в ночное время по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство предприятие имеет право включить в фонд оплаты труда и отнести на себестоимость оказанных услуг? Какой законодательный акт служит для этого основанием?
Ответ: Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 154 Трудового кодекса РФ). Минимальные размеры повышения устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В настоящее время отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, который бы устанавливал единый для всех работодателей и работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время. В то же время различными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР установлен размер доплат за работу в ночное время для различных отраслей народного хозяйства. Данные размеры доплат и должны считаться минимальными. Указанные нормативные правовые акты действуют на территории России на основании ст. 423 ТК РФ. Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.06.1990 N 242/10-9 "Об установлении дополнительной оплаты труда работникам предприятий (объединений), организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения за работу в ночное время" доплата за работу в ночное время работникам организаций жилищно-коммунального хозяйства должна составлять не менее 35% тарифной ставки (оклада). Если в организации жилищно-коммунального хозяйства введен сменный режим работы (см. ст. 103 ТК РФ), то доплата за работу в вечернюю и ночную смены должна производиться на основании Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства". Согласно п. 9 Постановления N 194 работникам организаций, работающим в многосменном режиме, производятся доплаты за работу в вечернюю и ночную смены. За работу в ночную смену предусматривается доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада), а за работу в вечернюю смену - 20% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 22 до 6 часов). Определением Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 данный нормативный правовой акт признан соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, если организация жилищно-коммунального хозяйства привлекает работников к труду в ночное время, то минимальный размер доплаты должен составлять: 40% - при многосменном режиме работы; 35% - при обычном режиме работы. В то же время работодатель самостоятельно или совместно с работниками имеет право установить и более высокий размер доплат за работу в ночное время локальным нормативным актом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в ночное время, производимые в соответствии с законодательством России. Так как ст. 149 ТК РФ обязывает работодателей оплачивать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в повышенном размере, а работа в ночное время, в вечернюю и ночную смены как раз и выполняется в таких условиях, соответствующие доплаты учитываются при налогообложении прибыли организации. В расходы по налогу на прибыль включаются доплаты за работу в ночное время, вечернюю и ночную смены в размерах, установленных локальным нормативным актом работодателя, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Разъяснений Минфина России относительно включения в расходы при налогообложении прибыли организации доплат за работу в ночное время нам, к сожалению, обнаружить не удалось. Но вот о возможности учесть в расходах доплаты за работу в вечернее время говорится в Письме Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/29. Минфин России считает, что доплаты за работу в вечернее время учитываются в расходах по налогу на прибыль организаций, если такие доплаты предусмотрены трудовым договором.
И.Михайлов Подписано в печать 14.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |