![]() |
| ![]() |
|
Что нужно знать о расходах на управляющую компанию ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 35)
"Учет. Налоги. Право", 2006, N 35
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РАСХОДАХ НА УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ
Услуги управляющих компаний вызывают повышенный интерес со стороны налоговиков. Так что главбухам холдингов, в которых управляющая компания контролирует работу дочерних предприятий, необходимо с особой тщательностью следить за оформлением документов, подтверждающих расходы на управленцев.
Претензии налоговиков
Налоговые органы далеко не всегда признают расходы на управляющую компанию, учтенные для налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ). Арбитражная практика свидетельствует: инспекторы нередко подозревают, что такие сделки недействительны (ст. 169 ГК РФ), полагая, что единственной их целью является минимизация налогообложения. Проанализировав судебные решения, мы выделили основные претензии проверяющих. Отсутствует экономический эффект от стороннего управления: по мнению налоговиков, между приглашением управляющей компании и повышением прибыльности должна быть прямая связь (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3564/2006(23478-А27-11)). В управляемой организации остались руководящие должности. Если управляющая компания действительно руководит работой организации, то наличие в последней, к примеру, заместителя генерального директора выглядит подозрительно (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2006 N А13-5263/2005-15).
Нет четкого перечня услуг по управлению. По мнению налоговиков, из документов, обосновывающих расходы на управляющую компанию, должно быть ясно, какие именно услуги по управлению оказывались компании (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961).
Как доказать свою правоту
Суды часто встают на сторону компаний. Доказать реальность сделки и обоснованность расходов помогут в первую очередь грамотно и своевременно составленные документы (см. таблицу). Кроме того, суды принимают следующие аргументы.
Пять важнейших документов для обоснования расходов на услуги управляющей компании
————T——————————————————————————————T—————————————————————————————¬ | N | Акционерные общества | Общества с ограниченной | |п/п| | ответственностью | +———+——————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 1 |Протокол заседания совета |Важно: законодательство не | | |директоров (наблюдательного |обязывает ООО предварительно | | |совета). |рассматривать на совете | | |Основание: ст. 69 Федерального|директоров вопрос о передаче | | |закона от 26.12.1995 N 208—ФЗ |функций руководителя | | |"Об акционерных обществах" |управляющей организации | +———+——————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 2 |Протокол общего собрания |Протокол общего собрания | | |акционеров о передаче |участников общества о | | |полномочий единоличного |передаче полномочий | | |исполнительного органа |единоличного исполнительного | | |управляющей компании. |органа управляющей компании. | | |Основание: ст. 69 Федерального|Основание: ст. 33 | | |закона от 26.12.1995 N 208—ФЗ |Федерального закона | | | |от 08.02.1998 N 14—ФЗ | | | |"Об обществах с ограниченной | | | |ответственностью" | +———+——————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 3 |Важно: законодательство |Устав общества. | | |не обязывает АО иметь в уставе|Основание: ст. 42 | | |положение о возможной передаче|Федерального закона | | |управляющей организации |от 08.02.1998 N 14—ФЗ | | |функций руководителя компании | | +———+——————————————————————————————+—————————————————————————————+ | 4 |Договор возмездного оказания услуг по управлению. | | |Основание: ст. 779 ГК РФ, ст. 252 НК РФ | | |Важно: документ должен подробно отражать, какие услуги | | |оказываются, какие предусматриваются формы контроля | | |и отчетности управляющего, какова цена услуг и т.п. | +———+————————————————————————————————————————————————————————————+ | 5 |Ежемесячные отчеты управляющей организации об оказании услуг| | |и акты приемки—сдачи оказанных услуг. | | |Основание: ст. 252 НК РФ | | |Важно: эти документы должны содержать информацию о том, | | |какие именно услуги оказаны, в каком объеме и т.п. | L———+————————————————————————————————————————————————————————————— Если проверяющие заявляют, что передача функций управления неэффективна, то компания может потребовать полного анализа хозяйственной деятельности. Только он может доказать, что управление "со стороны" себя не оправдало (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3564/2006(23478-А27-11)). Законодательство не определяет объем полномочий, которые можно передать управляющей компании. Можно заменить руководителя организации или управленческий аппарат - на усмотрение сторон договора о стороннем управлении. Поэтому наличие в штате управляемой компании руководящих должностей не будет нарушением (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2006 N А13-5263/2005-15). Что касается отсутствия прибыли при наличии расходов на внешних управленцев, то здесь работает аргумент о том, что Налоговый кодекс не содержит требования об обязательном соответствии произведенных затрат полученным доходам. Эффект от работы управляющей компании может проявиться и позже (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2006 N А12-18671/05-С10).
Е.Ситникова Эксперт "УНП" Подписано в печать 08.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |