Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Как организовать работу, если фактический и юридический адреса не совпадают ("Главбух", 2006, N 18)



"Главбух", 2006, N 18

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ, ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКИЙ

И ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕСА НЕ СОВПАДАЮТ

Если у организации не совпадают юридический и фактический адреса, она рискует попасть в план выездных проверок инспекции. А с 2007 г. законодатели собираются еще больше усложнить работу таких налогоплательщиков. Об этом свидетельствует проект изменений в КоАП РФ, который находится сейчас в Госдуме. Поправки направлены на борьбу с фирмами-однодневками.

Но перерегистрироваться по фактическому местонахождению не всегда возможно. Поэтому многие налогоплательщики продолжают работать не по юридическому адресу. Таким организациям юристы советуют соблюдать несколько правил, благодаря которым можно избежать претензий со стороны инспекторов.

Обо всех нюансах работы фирм, находящихся не по юридическому адресу, пойдет речь в нашем материале.

В чем провинилась организация, если адреса не совпадают?

Сейчас в Госдуме находится проект изменений в КоАП РФ, который предусматривает ответственность, если организация работает не по юридическому адресу. Если поправки одобрят, то с 2007 г. таким налогоплательщикам грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. Кроме того, до тех пор пока провинившаяся фирма не перерегистрируется по фактическому адресу, счета будут заблокированы. Организация сможет лишь со счета снимать деньги на выдачу зарплаты и перечислять налоги в бюджет.

А сейчас многие фирмы работают не по юридическому адресу. По данным ФНС России, доля таких организаций среди налогоплательщиков составляет 85 процентов.

Действующее сейчас законодательство ответственности для таких организаций прямо не предусматривает. Правда, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" гласит, что фирмы обязаны в трехдневный срок сообщать об изменении адреса регистрации в инспекцию.

Этой нормой инспекторы и руководствуются, предъявляя претензии к фирмам, у которых различаются юридический и фактический адреса.

Рассмотрим, в чем обвиняют таких налогоплательщиков инспекторы.

1. Организация представила неверные сведения. Это обвинение самое популярное из тех, которые предъявляют налогоплательщикам, работающим не по юридическому адресу. Аргументы у инспекторов простые. Налогоплательщики обязаны находиться там, где зарегистрированы. И если фирма сменила адрес, то об этом следует сообщить в налоговую в течение трех дней. Иначе, по мнению инспекторов, директор организации должен нести ответственность по КоАП РФ. Так, за несвоевременность, недостоверность или отсутствие представленной информации п. 3 ст. 14.25 Кодекса предусматривает штраф в размере 50 МРОТ.

Если же руководитель заранее знал, что фирма не будет находиться по юридическому адресу, то поданные в инспекцию сведения считаются заведомо ложными. И в этом случае вместо штрафа в размере 50 МРОТ директора могут дисквалифицировать на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Но доказать, что сведения были заведомо ложные, сложно. Поэтому на практике налоговики довольствуются взысканными 50 МРОТ.

2. Организация не зарегистрировала обособленное подразделение. Второе место по популярности занимает обвинение в том, что фирма не зарегистрировала обособленное подразделение. Ответственность руководителя за это предусматривает п. 2 ст. 15.3. Сумма штрафа составляет от 2000 до 3000 руб. А с организации могут взыскать штраф по ст. 116 Налогового кодекса РФ. Так, если просрочка постановки на учет составляет менее 90 дней, размер санкций составит 5000 руб. Если же фирма опоздала более чем на 90 дней, то сумма штрафа вырастет до 10 000 руб.

3. Организация является недобросовестным налогоплательщиком. Обнаружив, что юридический и фактический адреса не совпадают, инспекторы проверят, не является ли место регистрации компании пропиской и для других налогоплательщиков ("массовым" адресом). И если подозрения налоговиков подтвердятся, то у покупателей товаров или услуг компании могут возникнуть проблемы с вычетом "входного" НДС. Дело в том, что ФНС России считает различие юридического и фактического адресов поставщика одним из признаков недобросовестности покупателя. Поэтому в этом случае налоговики могут запретить вычет "входного" НДС. Правда, для этого инспекции надо доказать, что у покупателя есть другие признаки недобросовестности.

Проблемы могут быть и у самого поставщика. Ведь если при проверке покупателя инспекторы узнали о несовпадении юридического и фактического адресов продавца, могут назначить встречную проверку. А о результатах встречной проверки покупателя инспекция, как правило, сообщает в налоговую поставщика.

Столкнувшись с претензиями налоговиков, организации выбирают один из следующих способов:

- собираются менять юридический адрес. Как перевестись в другую инспекцию, читайте на странице 83;

- платят штрафы и продолжают работать по фактическому адресу. Но в этом случае налоговики могут не прекратить своих претензий и настаивать на смене юридического адреса.

Есть и организации, к которым инспекторы не предъявляли претензии по поводу различий между юридическим и фактическим адресами. Для того чтобы и в будущем избежать столкновений с налоговой, юристы советуют организовывать работу с учетом некоторых правил (читайте на с. 82).

Советы практика. Как строить отношения с инспекцией, чтобы не привлекать внимания к различию в адресах

Юрий Воробьев, адвокат Baker&McKenzie, CIS Ltd

1. Обеспечьте бесперебойную связь с инспекцией.

То, что юридический и фактический адреса не совпадают, налоговики заподозрят, если организация не реагирует на письма, посланные по месту регистрации. Поэтому фирме необходимо обеспечить бесперебойную связь с инспекцией. Для этого можно договориться с почтой о том, что фирма будет забирать корреспонденцию сама. То есть попросите, чтобы почтальон не разносил письма по юридическому адресу.

Еще один вариант - если по юридическому адресу фактически находится другая фирма, то можно с ее сотрудниками договориться, что они будут сообщать о полученной корреспонденции.

Или же лучше оформить на организацию, которая располагается по вашему юридическому адресу, доверенность на получение ваших писем. Тогда корреспонденция наверняка не будет возвращаться инспекторам.

2. Соглашайтесь, чтобы налоговики проводили выездные проверки в инспекции.

Этот совет для организаций, у которых небольшой объем документов. Тогда лучше всего сделать копии бумаг и предложить налоговикам провести выездную проверку не в офисе фирмы, а в инспекции. Практика показывает, что инспекторы всегда соглашаются на такие условия. Это и понятно. Налоговикам комфортнее находиться в привычном для них помещении и использовать базу с разъяснениями ФНС России.

Как не привлечь внимания инспекторов

Чиновники не против, чтобы организации указывали в документах одновременно два адреса - юридический и фактический. Мы же делать этого не рекомендуем. Организациям, у которых не совпадают юридический и фактический адреса, лучше не привлекать к этому факту внимание инспекторов. Поэтому своим партнерам сообщить о реальном местонахождении можно и по телефону.

Адрес в счете-фактуре

Пункт 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ, где перечислены обязательные реквизиты счета-фактуры, не уточняет, какой адрес следует указывать в документе.

Однако Минфин России считает, что если в счете-фактуре не указан юридический адрес, то вычет "входного" НДС по такому документу невозможен. Эта точка зрения изложена в Письме от 7 августа 2006 г. N 03-04-09/15.

При этом Минфин России уточнил, что если поставщик в счете-фактуре указал оба адреса - юридический и фактический, то ошибкой это не является. И вычет НДС по такому документу возможен. Однако все-таки советуем указывать лишь адрес регистрации.

Адрес в учредительных документах

В учредительных документах указывается тот адрес, который организация заявила при регистрации. Минфин России считает, что если у фирмы фактическое местонахождение отличается от адреса "прописки", то этот факт можно указать в уставе. Но на самом деле это создаст лишние сложности для фирмы. Ведь изменения, внесенные в учредительные документы, следует регистрировать в инспекции. А сообщив о том, что у фирмы два адреса, вы рискуете привлечь внимание чиновников. Поэтому вносить изменения в учредительные документы имеет смысл, только если организация решила сделать свой фактический адрес юридическим.

Накладные, акты

Формально в первичных документах можно вовсе не указывать адрес организации. Ведь такая информация не является обязательной в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Однако если для "первички", подтверждающей хозяйственную операцию, предусмотрена унифицированная форма, то придется заполнить все реквизиты документа. И среди них может быть и адрес фирмы. Например, такой реквизит предусмотрен в товарной накладной по форме N ТОРГ-12. И законодательство не уточняет, какой адрес следует проставлять в товарной накладной. Самое безопасное - указывать в накладных и актах юридический адрес. Тогда данные в первичных документах и счетах-фактурах не будут различаться.

Как перевестись в другую инспекцию

Инспекторы настаивают, чтобы организации, у которых различаются фактический и юридический адреса, перерегистрировались. Если организация решила перейти в другую инспекцию, сначала внесите изменения в учредительные документы.

А затем сообщите о смене адреса регистрации в инспекцию, из которой вы собираетесь переводиться. Для этого в налоговую надо подать заявление по форме N Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Перевести организацию в другую инспекцию налоговики должны в течение пяти дней после принятия заявления по форме N Р13001.

Инспекция, из которой переводится организация, вправе провести сверку по платежам в бюджет и назначить проверку.

Того же мнения придерживается Сергей Залогин, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по г. Москве. Он считает, что инспекторы не должны усложнять перевод организации в другую налоговую. И в тот день, когда предприятие инспекторы сняли с учета по старому адресу, должна происходить регистрация по новому юридическому адресу.

Е.А.Савина

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

06.09.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Я только сейчас обнаружила, что в одной из форм 2-НДФЛ за 2005 г. я допустила ошибку. Как мне ее исправить? ("Главбух", 2006, N 18) >
Сложные вопросы списания бюджетных платежей ("Главбух", 2006, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.