|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия ("Финансовая газета", 2006, N 36)
"Финансовая газета", 2006, N 36
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В последнее время доля казенных предприятий в общем объеме организаций, действующих в Российской Федерации, заметно увеличивается. Кроме исторически сложившихся факторов создания таких предприятий (например, для организации малорентабельных, но социально значимых производств, таких, как производство соли, спичек и т.п.) это связано, как правило, с проводящейся реформой бюджетного сектора экономики. В целях снятия с федерального и муниципальных бюджетов экономически не оправданного бремени содержания бюджетных учреждений, способных за счет своей коммерческой деятельности обеспечивать финансирование выполняемых ими уставных функций, такие учреждения преобразуются в коммерческие организации. Вместе с тем государственные (муниципальные) органы не заинтересованы в потере контроля за указанными предприятиями, так как последние выполняют важные социальные функции государственного уровня. Ранее преобразование бюджетных учреждений осуществлялось в основном в форме создания на их базе государственных или муниципальных унитарных предприятий (ГУП). Однако это было оправдано не всегда. Ведь некоторые организации в сфере культуры или спорта физически не способны достичь полной самоокупаемости и даже в случае преобразования их в ГУПы требуют постоянной "подпитки" бюджетными средствами. Учитывая изложенное, казенные предприятия имеют определенные преимущества как перед бюджетными учреждениями (в части экономии бюджетных средств за счет эффективного использования выручки от оказания ими платных услуг или производства социально значимой продукции), так и перед государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (в части относительно более высокого уровня контроля за ними со стороны создавших их государственных органов). Вместе с тем, поскольку организационная форма казенного предприятия является неким промежуточным звеном между государственными бюджетными учреждениями и ГУПами, в организации финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета казенных предприятий имеются определенные особенности, недостаточно полно прописанные действующими нормативными документами. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок создания казенных предприятий и организацию их деятельности, является ГК РФ (ст. ст. 56, 61, 63, 65, 113, 115, 296 и 297), а также Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Возможности создания казенных предприятий строго ограничены. Так, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано только в случае, если: преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
необходимо использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, обеспечивающего безопасность Российской Федерации, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализацию иных стратегических интересов Российской Федерации; требуется осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; разрабатываются и производятся отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимо производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимо осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; осуществляется деятельность, предусмотренная федеральными законами исключительно для казенных предприятий. Организационно-правовая форма казенного предприятия должна быть однозначно указана в его уставе. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устав казенного предприятия кроме прочих обязательных для унитарных предприятий сведений должен содержать информацию о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Поскольку по обязательствам казенного предприятия в конечном счете отвечает его учредитель, уставный капитал в данном предприятии не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Имущество казенного предприятия закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовать, сдавать в аренду, списывать и т.п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т.е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства). Деятельность казенного предприятия определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного предприятия программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг): объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом; лимит численности работников; объем средств, выделяемых из бюджета учредителя предприятия, и условия их предоставления; мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации развития казенного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия. Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества казенного предприятия помимо общих полномочий учредителя унитарного предприятия вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия. Таким образом, правомочия казенного предприятия в части использования имущества, поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а также распоряжения доходами от осуществления коммерческой деятельности крайне ограниченны. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Например, в соответствии с Приложением N 4 к Постановлению Правительства г. Москвы от 07.03.2006 N 154-ПП остаток денежных средств, не использованный казенным предприятием за финансовый год, подлежит зачислению в бюджет г. Москвы по истечении финансового года. В других случаях соответствующие органы власти могут изъять не использованные в течение года суммы полученных казенным предприятием доходов лишь частично либо учесть не использованный на конец года остаток средств в виде дополнительных источников формирования фондов казенного предприятия в смете следующего года. Характер коммерческой деятельности казенного предприятия (в том числе его ограниченную самостоятельность при выборе заказчиков товаров, работ и услуг, а также в использовании имущества и коммерческих доходов) обусловливает необходимость погашения убытков такого типа организаций за счет получаемого от учредителя целевого (как правило, бюджетного) финансирования. Целевой характер использования получаемых предприятием бюджетных средств контролируется средстводателем в рамках структуры кодов экономической классификации расходов бюджета (ЭКР), определенной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ (с изм. и доп. от 22.12.2005) "О бюджетной классификации Российской Федерации", что требует организации на казенном предприятии аналитического учета в рамках структуры кодов ЭКР. Поскольку само казенное предприятие не самостоятельно в использовании получаемых им доходов, распределение указанных доходов на финансирование целевых программ казенного предприятия должно быть регламентировано в его уставе в виде положений о создании и использовании различных фондов, включающих порядок формирования фондов (с определением долей отчисления в них средств доходов от осуществляемой предприятием коммерческой деятельности, а также за счет получаемого предприятием целевого финансирования). Целевой характер использования казенным предприятием заработанных средств в рамках сформированных фондов определяется утверждаемой учредителем предприятия сметой доходов и расходов. Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств казенного предприятия целесообразно детализировать все расходы казенного предприятия по кодам ЭКР. Примерная форма сметы доходов и расходов казенного предприятия приведена ниже.
Утверждаю Руководитель организации-учредителя казенного предприятия ___________________ (_____________) "____" ______________ 200_ г.
Смета доходов и расходов казенного предприятия ________________
(тыс. руб.) ————T——————————————T———————————T————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | N | Наименование |Общая сумма| Источники формирования и размеры фондов предприятия | |п/п| показателей |планируемых+———————————————————————————T————————————————————————————T———————————————————————————+ | | | доходов и | Фонд развития производства| Фонд развития | Фонд материального | | | | расходов | | социальной сферы | поощрения | | | | +————————————T——————————————+—————————————T——————————————+————————————T——————————————+ | | | | Доходы от | Целевое | Доходы от | Целевое | Доходы от | Целевое | | | | |коммерческой| (бюджетное) | коммерческой| (бюджетное) |коммерческой| (бюджетное) | | | | | и иной |финансирование| и иной |финансирование| и иной |финансирование| | | | | приносящей | | приносящей | | приносящей | | | | | | доход | | доход | | доход | | | | | |деятельности| | деятельности| |деятельности| | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |Установленный | 100% | 70% | * | 20% | * | 10% | * | | |норматив | | | | | | | | | |распределения | | | | | | | | | |коммерческих | | | | | | | | | |доходов между | | | | | | | | | |фондами | | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |1 |Доходы | 31 000,0 | 14 000,0 | | 5 000,0 | | 2 000,0 | | | |предприятия | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |1.2|Плановый | 20 000,0 | 14 000,0 | | 4 000,0 | | 2 000,0 | | | |объем выручки | | | | | | | | | |от | | | | | | | | | |коммерческой | | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | | |(всего) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |в том числе: | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |1 вид | | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |2 вид | | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |и т.д. | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |1.3|Утвержденные | 10 000,0 | | 10 000,0 | | | | | | |лимиты | | | | | | | | | |обязательств | | | | | | | | | |по целевому | | | | | | | | | |(бюджетному) | | | | | | | | | |финансированию| | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | | |(всего) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |1.4|Планируемые | 1 000,0 | | | 1 000,0 | | | | | |целевые | | | | | | | | | |поступления | | | | | | | | | |от физических | | | | | | | | | |и юридических | | | | | | | | | |лиц (всего) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2 |Расходы | | | 10 000,0 | 5 000,0 | | 2 000,0 | | | |предприятия | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.1|заработная | | 10 000,0 | | | | 1 500,0 | | | |плата (код | | | | | | | | | |ЭКР 211) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.2|прочие выплаты| | 1 000,0 | | | | | | | |работникам | | | | | | | | | |(код ЭКР 212) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.3|начисления на | | 2 000,0 | | | | 500,0 | | | |заработную | | | | | | | | | |плату (код | | | | | | | | | |ЭКР 211) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.4|оплата услуг | | | 500,0 | | | | | | |связи (код | | | | | | | | | |ЭКР 221) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.5|оплата | | | 1 000,0 | | | | | | |транспортных | | | | | | | | | |услуг (код | | | | | | | | | |ЭКР 222) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.6|оплата | | | 3 000,0 | | | | | | |коммунальных | | | | | | | | | |услуг (код | | | | | | | | | |ЭКР 223) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.7|оплата услуг | | | 500,0 | | | | | | |по аренде | | | | | | | | | |имущества | | | | | | | | | |(код ЭКР 224) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.8|оплата услуг | | | 1 000,0 | | | | | | |по содержанию | | | | | | | | | |имущества | | | | | | | | | |(код ЭКР 225) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |2.9|оплата прочих | | | 1 000,0 | | | | | | |услуг (код | | | | | | | | | |ЭКР 226) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |прочие расходы| | | 100,0 | 4 000,0 | | | | | |(код ЭКР 290) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |приобретение | | | 1 500,0 | 1 000,0 | | | | | |основных | | | | | | | | | |средств (код | | | | | | | | | |ЭКР 310) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |приобретение | | | 400,0 | | | | | | |НМА (код ЭКР | | | | | | | | | |320) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |приобретение | | | 1 000,0 | | | | | | |материальных | | | | | | | | | |запасов (код | | | | | | | | | |ЭКР 340) | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ |3 |Финансовый | + | | | | | | | | |результат | 1 000,0 | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |в том числе: | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |подлежащий | 1 000,0 | | | | | | | | |сдаче в | | | | | | | | | |бюджет | | | | | | | | | |учредителя | | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | | |по окончании | | | | | | | | | |года | | | | | | | | +———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————+ | |по решению | | | | | | | | | |учредителя | | | | | | | | | |предприятия | | | | | | | | | |переходящий | | | | | | | | | |на следующий | | | | | | | | | |год | | | | | | | | L———+——————————————+———————————+————————————+——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————— Руководитель казенного предприятия Главный бухгалтер казенного предприятия __________________(______________) _______________________(______________) "_____" _________________200_ г. "_____" ______________________200_ г.
В целях эффективного контроля за целевым использованием казенным предприятием средств, поступающих из всех запланированных источников, в системе его бухгалтерского учета следует организовать раздельный аналитический учет доходов и расходов по указанным в смете доходов и расходов источникам финансирования, фондам и целевым направлениям расходов. Не использованные на конец года средства всех сформированных на предприятии фондов (за исключением полученных от физических и юридических лиц внебюджетных целевых средств) подлежат сдаче в бюджет соответствующего учредителя предприятия, если последний своим решением не установил иной порядок их использования.
И.Гарнов Руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис" Подписано в печать 06.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |