![]() |
| ![]() |
|
<Новости от 01.09.2006> ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5
Налог на игорный бизнес
Письмо Минфина России от 14.07.2006 N 03-06-05-03/20
Налоговое законодательство обязывает налогоплательщика снять с учета игровое оборудование за два дня до его выбытия. После представления в налоговый орган заявления о снятии с регистрации объектов налогообложения организатор игорного бизнеса не вправе эксплуатировать игровые автоматы. Финансовое ведомство также не допускает эксплуатацию игрового оборудования после снятия его с учета, то есть в течение двух дней автомат должен быть демонтирован и убран из игрового зала. В обоснование своей позиции чиновники руководствуются п. 4 ст. 366 НК РФ, согласно которому объект налогообложения считается выбывшим с даты представления заявления о снятии его с учета. В то же время в п. 3 ст. 366 НК РФ нет указания на то, что игровые автоматы не должны эксплуатироваться в течение двух дней после подачи заявления. Казалось бы, в силу противоречивости указанных требований в данной ситуации следует воспользоваться ст. 3 НК РФ, предписывающей правоприменителям все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства толковать в пользу налогоплательщика. Однако мнение уполномоченных органов не в пользу организатора азартных игр. Они ссылаются на тот факт, что законодательством не предусмотрена регистрация окончания эксплуатации игровых автоматов, а налоговые органы не имеют возможности это проконтролировать. Поэтому игровой автомат считается выбывшим с даты представления заявления в налоговую инспекцию, а дальнейшая его эксплуатация как незарегистрированного объекта может являться основанием для привлечения организатора азартных игр к ответственности, предусмотренной п. 7 ст. 366 НК РФ за нарушение порядка регистрации. Отстоять иную позицию налогоплательщику будет сложно, так как аналогичные выводы в отношении момента выбытия игорных объектов сделаны Президиумом ВАС в Постановлении от 22.03.2006 N 11390/05. Это судебное решение послужило одной из причин, которые заставили финансовое ведомство изменить свою позицию по следующему не менее спорному вопросу о моменте возникновения обязанности уплаты налога на игорный бизнес.
Письмо Минфина России от 11.07.2006 N 03-06-05-03/19
Мнение о том, что организатор азартных игр становится плательщиком налога на игорный бизнес с начала осуществления деятельности и получения дохода, а не со дня регистрации объектов налогообложения, неоднократно высказывали Минфин и арбитражные суды (Письма от 23.12.2005 N 03-06-05-07/41, от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, Постановления ФАС ЦО от 26.01.2005 N А48-4855/04-13, ФАС СЗО от 31.01.2005 N А56-17264/2004, ФАС ВВО от 18.03.2005 N А38-6015-17/784-2004). Позиция налоговиков, требующих уплаты налога со дня регистрации, не всегда находила поддержку в судебных инстанциях.
В опубликованном разъяснении Минфин занял прямо противоположную позицию, сославшись на мнение ВАС РФ, высказанное в Постановлении от 23.03.2006 N 11390/05. Ввиду отсутствия возможности у налоговых органов контролировать начало осуществления игорной деятельности налогоплательщиком обязанность по исчислению налога у него возникает с даты подачи заявления о регистрации объектов налогообложения. Не исключено, что арбитражные суды при рассмотрении подобных ситуаций будут придерживаться позиции ВАС РФ, поэтому у организаций и предпринимателей шансы отстоять право уплаты налога с начала осуществления деятельности, как это удавалось им ранее, невелики. Отдельные суды уже последовали примеру Высшего Арбитражного Суда (см. например, Постановления ФАС ЗСО от 10.08.2006 N Ф04-4949/2006(25146-А27-27), от 08.08.2006 N Ф04-4958/2006(25126-А27-29)). В сложившейся ситуации налогоплательщику следует обратить внимание на заключительные положения разъяснения финансового ведомства, в которых говорится о документах, подтверждающих установку игровых автоматов. Одним из них является акт ввода игрового оборудования в эксплуатацию. Само название первичного документа говорит о том, что он оформляется только с момента фактического использования игрового автомата, а не с момента его установки. Тем самым, разделяя мнение ВАС РФ, финансовое ведомство не исключает возможности уплаты налога с начала осуществления предпринимательской деятельности. Но следовать этому "послаблению" финансистов нужно осторожно, так как налоговики, увидев находящиеся в игровом зале автоматы, посчитают их установленными независимо от того, эксплуатируются они или нет. Поэтому во избежание разногласий с контролерами и дальнейших судебных разбирательств организаторам игорного бизнеса следует позаботиться о том, чтобы до момента ввода в эксплуатацию неиспользуемое игровое оборудование находилось не в игровом зале, а, например, на складе у поставщика или в отдельном помещении при наличии такой возможности. В этом случае шансов привлечь налогоплательщика к ответственности у налоговиков значительно меньше.
Письмо ФНС России от 24.07.2006 N ГВ-6-02/720@
В целях единообразного применения положений гл. 29 Налогового кодекса ФНС России направила нижестоящим налоговым инспекциям Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-06-05-02/06, в котором в очередной раз указало, что следует считать датой представления по почте заявления о регистрации объектов налогообложения. Ею является шестой день с даты отправки заявления по почте. Следуя рекомендациям чиновников, организатору азартных игр нужно отправлять заявление по почте за неделю до установки игровых автоматов. Если этот срок пропущен, то во избежание штрафных санкций налогоплательщик может выбрать иной вариант, более надежный и проверенный, - представление заявления о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган лично или через своего представителя.
Реклама игорных заведений
Письмо ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512
Сотрудники антимонопольной службы разъяснили понятия "реклама" и "информация" для целей применения Закона о рекламе. В этом вопросе, по мнению чиновников, следует исходить из того, какие именно сведения об игорном заведении размещаются. Если они по своему содержанию относятся к информации, которую юридическое лицо распространяет в обязательном порядке на основании закона или по обычаям делового оборота, то такие сведения на вывеске нельзя считать рекламой независимо от их оформления. Например, наименование, адрес, режим работы компании и информация о предоставляемых услугах, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, доводятся до клиентов в обязательном порядке, поэтому такая информация не может рассматриваться как реклама и к ней не применимы требования Закона о рекламе. Указание на вывеске в месте нахождения игорного заведения профиля его деятельности - "Казино", "Игровой клуб" или "Игровые автоматы" - соответствует обычаям делового оборота, значит, это также не является рекламой. Аналогичная позиция высказана в Письме ФАС РФ от 15.02.2006 N АК/1893. Однако одновременное размещение на вывеске наименования и профиля вида деятельности, например "Игровой клуб Джек Пот", по мнению чиновников, идентифицирует оператора и может рассматриваться как реклама. На размещение такой информации распространяются все требования Закона о рекламе. Исключение из этого правила составляют товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и расположенные только в месте его нахождения. Но таким образом размещают информацию о себе немногие заведения. Не порадует игорные заведения и мнение чиновников в отношении размещения на вывесках игорных заведений изображений игровых автоматов, рулетки, а также соответствующих им надписей и названий проводимых игр. Такая информация признается рекламой и должна удовлетворять всем требованиям Закона о рекламе. В связи с тем что Закон о рекламе не содержит ограничений по количеству вывесок, при решении данного вопроса следует принимать целевое назначение размещения информации о игорном заведении. Если в здании несколько входов, то размещение информации на вывеске рядом с каждым из них не рассматривается как размещение рекламы. Противоположное мнение высказывают чиновники в отношении размещения вывески на крыше многоэтажного здания, которая не указывает на конкретное местонахождение игорного заведения. Заметим, законодательство не запрещает игорному заведению размещать информацию о себе, в том числе и рекламного характера, однако в последнем случае ему при оформлении вывески следует руководствоваться требованиями Закона о рекламе.
Продажа игровых автоматов
Постановление ФАС СЗО от 26.06.2006 N А56-1305/2006
Предметом спора между двумя организациями стал договор продажи игрового оборудования. По мнению продавца, он не имеет права заключить договор, так как деятельность по производству и реализации оборудования, предназначенного для ведения игорного бизнеса, подлежит обязательному лицензированию. Суд первой инстанции в решении данного вопроса исходил из того, что лицензия необходима в случае, если производитель и продавец - одно и то же лицо. Арбитражный суд с этим выводом не согласился, посчитав, что лицензированию подлежит деятельность как по производству, так и по реализации специального игрового оборудования. Такая позиция вызывает серьезные опасения, так как с продажей игровых автоматов, например, в целях обновления парка игрового оборудования или по другим причинам может столкнуться любой организатор азартных игр. Неужели на такую единичную операцию нужна лицензия, которую к тому же пока получить невозможно? В отсутствие порядка и положения о лицензировании деятельности по производству и реализации игрового оборудования дать окончательный ответ на данный вопрос вряд ли представляется возможным.
Уплата налога
Постановление ФАС ДВО от 04.06.2006 N Ф03-А04/06-2/366
При заполнении платежного поручения на перечисление налога на игорный бизнес обществом был указан неверный код ОКАТО, но, несмотря на это, перечисленный платеж поступил в региональный бюджет. Кроме того, как следует из п. 2 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога. При таких обстоятельствах, по мнению суда, у налогового органа отсутствовали основания для начисления штрафных санкций организации за неуплату налога на игорный бизнес.
Объект налогообложения
Постановление ФАС МО от 18.07.2006 N КА-А40/6670-06
На основе технического паспорта и сертификата судом установлено, что электронная рулетка представляет один игровой автомат с восемью игровыми местами, выполняющий одну игровую программу и обеспечивающий возможность одновременной игры всех участников. В связи с тем что в гл. 29 НК РФ игровой комплекс не рассматривается как объект налогообложения, действия налогового органа по взысканию штрафа за нарушение порядка регистрации признаны неправомерными.
Подписано в печать 01.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |