![]() |
| ![]() |
|
Постановка на учет в КФМ ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КФМ
О постановке на учет в органах Комитета РФ по финансовому мониторингу наслышаны многие организаторы азартных игр, однако не все четко представляют, для каких целей это необходимо. Содержащиеся в нормативных актах по данному вопросу требования многочисленны и в основном общего характера, поэтому не все участники игорного бизнеса считают необходимым их выполнять. Данная статья поможет читателю определить, какие требования обязательны к применению и за невыполнение каких из них игорное заведение может быть привлечено к ответственности.
Что требует закон?
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, деятельность которых не контролируется надзорными органами, согласно требованиям Постановления Правительства РФ N 28 <1>, обязаны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. В период принятия данного документа "проверяющих" в игорном бизнесе было не так много, как в настоящее время. Одним из уполномоченных в вопросе контроля игорной индустрии являлся лицензирующий орган - Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. В его функции входила проверка соблюдения игорными заведениями лицензионных требований и условий, установленных Положением <2> о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. Таким образом, лицензирующий орган ведал ограниченным кругом вопросов. Не входил в его компетенцию и контроль операций с денежными средствами, в осуществлении которых у организаторов игорного бизнеса задействованы немалые суммы. ————————————————————————————————<1> Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы". <2> Положение о лицензировании деятельности организации и содержании тотализаторов и игорных заведений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525.
Такой контроль необходим в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Его правовые основы и механизм предупредительных мер установлены Законом N 115-ФЗ (далее - Закон о противодействии легализации доходов) <3>. Поэтому функции контроля операций с денежными средствами были возложены на федеральную службу по финансовому мониторингу. Кто же из организаторов азартных игр должен зарегистрироваться в этих органах? ————————————————————————————————<3> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Кто должен встать на учет?
В первоначальной редакции Постановления Правительства РФ N 28 и Закона о противодействии легализации доходов в списке лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, были поименованы организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и игры, в которых разыгрывается призовой фонд между участниками. Они подлежали постановке на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу (КФМ). Кроме этого, на них ложился ряд дополнительных обязанностей по разработке правил внутреннего контроля, а также по фиксированию, хранению и представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. За нарушение этих требований ст. 15.27 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ. Как видим, предусмотренные штрафные санкции составляют значительные суммы, поэтому пренебрегать требованиями Закона о противодействии легализации доходов не стоит. Заметим, в списке организаций, подлежащих постановке на учет в КФМ, казино и игровые залы прямо не поименованы. Однако, по мнению чиновников, они обязаны встать на учет наравне с тотализаторами и букмекерскими конторами независимо от того, разыгрывают они призовой фонд между участниками игр или нет. Игорные заведения, которые не встали на учет, не разработали и не представили правила внутреннего контроля, региональные управления КФМ стали штрафовать. В силу отсутствия официальных разъяснений отстоять свои права и не уплачивать штраф игорные заведения (казино и игровые залы) могли только в судебном порядке. Большинство принятых в том периоде решений свидетельствуют о неправомерности требований чиновников. Так, в Постановлении ФАС ПО от 20.05.2004 N А55-14185/03-6 суд указал, что основным условием, обязывающим игорное заведение встать на учет, является розыгрыш организатором азартных игр между участниками призового фонда. В зале игровых автоматов оборудование используется для проведения азартных игр без участия организатора, и розыгрыш призового фонда на нем изначально не предусмотрен. В связи с этим игорное заведение в тот период не обязано было вставать на учет в КФМ и разрабатывать правила внутреннего контроля. Действия сотрудников регионального управления КФМ были признаны неправомерными также в отношении привлечения к административной ответственности казино (Постановление ФАС ПО от 22.07.2004 N А55-15513/03-5). Но если владелец зала игровых автоматов разыгрывал призовой фонд (например, путем проведения стимулирующей лотереи) и это подтверждалось материалами судебного разбирательства, то ответственности за нарушение Закона о противодействии легализации доходов избежать ему не удавалось (см., например, Постановление ФАС СКО от 08.06.2005 N Ф08-2486/2005-1005А). Возможно, судебные разбирательства по данному вопросу продолжались бы и далее, если бы не поправки, внесенные летом 2004 г. в Закон о противодействии легализации доходов <4>. В новой редакции Закона в списке организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, оказались не только тотализаторы и букмекерские конторы, но и организаторы основанных на риске игр, в том числе в электронной форме. Такие же изменения были внесены в Постановление Правительства РФ N 28 <5>, которое обязывает встать на учет в КФМ всех, кто проводит азартные игры. ————————————————————————————————<4> Изменения внесены Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". <5> Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 638 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Следует отметить, что законодательство обязывает вставать на учет только организации, а для индивидуальных предпринимателей, проводящих азартные игры, такого указания нет. При этом в Законе о противодействии легализации доходов установлены права и обязанности только для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Как видим, предпринимателей, которые занимаются игорным бизнесом, в этом списке нет, что освобождает их от обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Однако организации, проводящие азартные игры, обязаны соблюдать все требования Закона о противодействии легализации доходов. В чем они заключаются?
Постановка на учет в КФМ
В первую очередь, организация игорного бизнеса, осуществляющая операции с денежными средствами независимо от их суммы, обязана встать на учет в КФМ в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Постановления Правительства от 18.01.2003 N 28). Компания, которая занимается игорным бизнесом не сначала осуществления своей деятельности, данный срок отсчитывает с момента проведения азартных игр. Для постановки на учет представляются заявление в произвольной форме, подписанное руководителем организации, и специальная Карта постановки на учет, форма которой утверждена КФМ <6>. Отказ федеральной службы в постановке на учет не освобождает организацию от этой процедуры. После устранения причин, по которым было вынесено такое решение, организация в течение пяти дней обязана вновь представить указанные документы и встать на учет. ————————————————————————————————<6> Приказ Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении Карты постановки на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
В дальнейшем, если у организации будут меняться сведения, которые она указала в специальной Карте, например смена адреса, руководителя или должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, ей необходимо известить об этом орган КФМ в течение 5 дней. Одновременно с постановкой на учет организатору азартных игр в течение месяца с момента своего создания следует самостоятельно разработать и утвердить правила внутреннего контроля (Постановление Правительства РФ N 6 <7>). ————————————————————————————————<7> Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О Порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом".
Правила внутреннего контроля
Типовые правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих денежные операции, не утверждены. Правительство разработало лишь Рекомендации <8>, которыми может руководствоваться игорное заведение при составлении правил внутреннего контроля. ————————————————————————————————<8> Постановление Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р "Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В таких правилах должны быть указаны порядок документального фиксирования необходимой информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных законодательством. После утверждения руководителем правил внутреннего контроля их необходимо согласовать с органом КФМ <9>. Основной целью выполнения правил является сбор информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, при осуществлении которых документально должны быть зафиксированы: - вид операции и основания ее совершения; - дата и сумма операции; - сведения, необходимые для идентификации участников сделки. ————————————————————————————————<9> Положение о порядке согласования правил внутреннего контроля организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2006 N 88н.
Данную информацию следует взять из документов, предъявляемых клиентами организации. Возможно, посетитель игорного заведения не согласится с этим требованием, однако при осуществлении операций, которые подлежат обязательному контролю, закон на стороне организатора азартных игр. В числе таких операций получение от игроков денежных средств за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, а также выплата им выигрышей в сумме, равной или превышающей 600 000 руб. в каждом из указанных случаев (п. 1 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов). При осуществлении такой операции организатор азартных игр должен не только собрать о ней информацию, но и представить ее в орган КФМ. Информация по операциям с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю, представляется в федеральную службу не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции. Игорному заведению не следует пренебрегать данным требованием п. 4 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов, так как в случае установления факта нарушения порядка представления информации организация может быть привлечена к ответственности.
Т.Н.Сухарева Эксперт журнала "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 01.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |