Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Постановка на учет в КФМ ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)



"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КФМ

О постановке на учет в органах Комитета РФ по финансовому мониторингу наслышаны многие организаторы азартных игр, однако не все четко представляют, для каких целей это необходимо. Содержащиеся в нормативных актах по данному вопросу требования многочисленны и в основном общего характера, поэтому не все участники игорного бизнеса считают необходимым их выполнять. Данная статья поможет читателю определить, какие требования обязательны к применению и за невыполнение каких из них игорное заведение может быть привлечено к ответственности.

Что требует закон?

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, деятельность которых не контролируется надзорными органами, согласно требованиям Постановления Правительства РФ N 28 <1>, обязаны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. В период принятия данного документа "проверяющих" в игорном бизнесе было не так много, как в настоящее время. Одним из уполномоченных в вопросе контроля игорной индустрии являлся лицензирующий орган - Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. В его функции входила проверка соблюдения игорными заведениями лицензионных требований и условий, установленных Положением <2> о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. Таким образом, лицензирующий орган ведал ограниченным кругом вопросов. Не входил в его компетенцию и контроль операций с денежными средствами, в осуществлении которых у организаторов игорного бизнеса задействованы немалые суммы.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

<2> Положение о лицензировании деятельности организации и содержании тотализаторов и игорных заведений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525.

Такой контроль необходим в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Его правовые основы и механизм предупредительных мер установлены Законом N 115-ФЗ (далее - Закон о противодействии легализации доходов) <3>. Поэтому функции контроля операций с денежными средствами были возложены на федеральную службу по финансовому мониторингу. Кто же из организаторов азартных игр должен зарегистрироваться в этих органах?

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Кто должен встать на учет?

В первоначальной редакции Постановления Правительства РФ N 28 и Закона о противодействии легализации доходов в списке лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, были поименованы организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и игры, в которых разыгрывается призовой фонд между участниками. Они подлежали постановке на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу (КФМ). Кроме этого, на них ложился ряд дополнительных обязанностей по разработке правил внутреннего контроля, а также по фиксированию, хранению и представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. За нарушение этих требований ст. 15.27 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ. Как видим, предусмотренные штрафные санкции составляют значительные суммы, поэтому пренебрегать требованиями Закона о противодействии легализации доходов не стоит.

Заметим, в списке организаций, подлежащих постановке на учет в КФМ, казино и игровые залы прямо не поименованы. Однако, по мнению чиновников, они обязаны встать на учет наравне с тотализаторами и букмекерскими конторами независимо от того, разыгрывают они призовой фонд между участниками игр или нет. Игорные заведения, которые не встали на учет, не разработали и не представили правила внутреннего контроля, региональные управления КФМ стали штрафовать. В силу отсутствия официальных разъяснений отстоять свои права и не уплачивать штраф игорные заведения (казино и игровые залы) могли только в судебном порядке.

Большинство принятых в том периоде решений свидетельствуют о неправомерности требований чиновников. Так, в Постановлении ФАС ПО от 20.05.2004 N А55-14185/03-6 суд указал, что основным условием, обязывающим игорное заведение встать на учет, является розыгрыш организатором азартных игр между участниками призового фонда. В зале игровых автоматов оборудование используется для проведения азартных игр без участия организатора, и розыгрыш призового фонда на нем изначально не предусмотрен. В связи с этим игорное заведение в тот период не обязано было вставать на учет в КФМ и разрабатывать правила внутреннего контроля. Действия сотрудников регионального управления КФМ были признаны неправомерными также в отношении привлечения к административной ответственности казино (Постановление ФАС ПО от 22.07.2004 N А55-15513/03-5). Но если владелец зала игровых автоматов разыгрывал призовой фонд (например, путем проведения стимулирующей лотереи) и это подтверждалось материалами судебного разбирательства, то ответственности за нарушение Закона о противодействии легализации доходов избежать ему не удавалось (см., например, Постановление ФАС СКО от 08.06.2005 N Ф08-2486/2005-1005А).

Возможно, судебные разбирательства по данному вопросу продолжались бы и далее, если бы не поправки, внесенные летом 2004 г. в Закон о противодействии легализации доходов <4>. В новой редакции Закона в списке организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, оказались не только тотализаторы и букмекерские конторы, но и организаторы основанных на риске игр, в том числе в электронной форме. Такие же изменения были внесены в Постановление Правительства РФ N 28 <5>, которое обязывает встать на учет в КФМ всех, кто проводит азартные игры.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Изменения внесены Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

<5> Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 638 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Следует отметить, что законодательство обязывает вставать на учет только организации, а для индивидуальных предпринимателей, проводящих азартные игры, такого указания нет. При этом в Законе о противодействии легализации доходов установлены права и обязанности только для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Как видим, предпринимателей, которые занимаются игорным бизнесом, в этом списке нет, что освобождает их от обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Однако организации, проводящие азартные игры, обязаны соблюдать все требования Закона о противодействии легализации доходов. В чем они заключаются?

Постановка на учет в КФМ

В первую очередь, организация игорного бизнеса, осуществляющая операции с денежными средствами независимо от их суммы, обязана встать на учет в КФМ в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Постановления Правительства от 18.01.2003 N 28). Компания, которая занимается игорным бизнесом не сначала осуществления своей деятельности, данный срок отсчитывает с момента проведения азартных игр.

Для постановки на учет представляются заявление в произвольной форме, подписанное руководителем организации, и специальная Карта постановки на учет, форма которой утверждена КФМ <6>. Отказ федеральной службы в постановке на учет не освобождает организацию от этой процедуры. После устранения причин, по которым было вынесено такое решение, организация в течение пяти дней обязана вновь представить указанные документы и встать на учет.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Приказ Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении Карты постановки на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

В дальнейшем, если у организации будут меняться сведения, которые она указала в специальной Карте, например смена адреса, руководителя или должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, ей необходимо известить об этом орган КФМ в течение 5 дней. Одновременно с постановкой на учет организатору азартных игр в течение месяца с момента своего создания следует самостоятельно разработать и утвердить правила внутреннего контроля (Постановление Правительства РФ N 6 <7>).

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О Порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом".

Правила внутреннего контроля

Типовые правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих денежные операции, не утверждены. Правительство разработало лишь Рекомендации <8>, которыми может руководствоваться игорное заведение при составлении правил внутреннего контроля.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Постановление Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р "Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В таких правилах должны быть указаны порядок документального фиксирования необходимой информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных законодательством. После утверждения руководителем правил внутреннего контроля их необходимо согласовать с органом КФМ <9>. Основной целью выполнения правил является сбор информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, при осуществлении которых документально должны быть зафиксированы:

- вид операции и основания ее совершения;

- дата и сумма операции;

- сведения, необходимые для идентификации участников сделки.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Положение о порядке согласования правил внутреннего контроля организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2006 N 88н.

Данную информацию следует взять из документов, предъявляемых клиентами организации. Возможно, посетитель игорного заведения не согласится с этим требованием, однако при осуществлении операций, которые подлежат обязательному контролю, закон на стороне организатора азартных игр. В числе таких операций получение от игроков денежных средств за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, а также выплата им выигрышей в сумме, равной или превышающей 600 000 руб. в каждом из указанных случаев (п. 1 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов). При осуществлении такой операции организатор азартных игр должен не только собрать о ней информацию, но и представить ее в орган КФМ.

Информация по операциям с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю, представляется в федеральную службу не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции. Игорному заведению не следует пренебрегать данным требованием п. 4 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов, так как в случае установления факта нарушения порядка представления информации организация может быть привлечена к ответственности.

Т.Н.Сухарева

Эксперт журнала

"Игорный бизнес:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

01.09.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Продажа бизнеса ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5) >
<Новости от 01.09.2006> ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.