![]() |
| ![]() |
|
...Организация перечислила в бюджет авансовый платеж по земельному налогу, ошибочно рассчитанный исходя из ставки 1,5% вместо 0,3%. Перечисление налога отражено по коду бюджетной классификации. После обнаружения ошибки организация представила расчет на меньшую сумму. В результате по налогу в целом образовалась переплата, а по коду бюджетной классификации - недоимка. Каков порядок начисления пени по отдельным кодам бюджетной классификации? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 35)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 35
Вопрос: Организация, являющаяся плательщиком земельного налога, перечислила в бюджет авансовый платеж по налогу, ошибочно рассчитанный исходя из ставки земельного налога 1,5% вместо 0,3%. Перечисление налога в бюджет было отражено по соответствующему коду бюджетной классификации 1 06 06022 04 0000 110. Впоследствии организация обнаружила ошибку и представила авансовый расчет по земельному налогу на меньшую сумму, рассчитанную по ставке 0,3%. В результате по земельному налогу в целом образовалась переплата, а по коду бюджетной классификации 1 06 06022 04 0000 110 - недоимка. Каков порядок начисления пени по отдельным кодам бюджетной классификации по земельному налогу, если в целом по земельному налогу имеется переплата?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе перечислить налоги досрочно. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 45 НК РФ. Как отмечается в Постановлении КС РФ от 12.10.1998 N 24-П, положение ст. 57 Конституции Российской Федерации предполагает, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Вместе с тем Постановлением признается, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло. При перечислении налога с нарушением срока уплаты начисляются пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ). Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Согласно Постановлению КС РФ от 17.12.1996 N 20-П и Определению от 04.07.2002 N 202-О пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. В Постановлении КС РФ от 14.07.2005 N 9-П отмечено, что в целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель на основании ст. ст. 57, 71 (пп. "в", "ж", "з", "о"), 72 (пп. "б", "и" ч. 1), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты. Системой налогов и сборов в Российской Федерации, установленной гл. 2 НК РФ, предусмотрен один земельный налог, являющийся местным налогом. Его установление не зависит от количества кодов бюджетной классификации, присвоенных Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации" для определения соответствующих групп доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе для налогового дохода от земельного налога, взимаемого по разным ставкам, установленным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
При наличии разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком по вопросу начисления пеней и основываясь на нормах Кодекса и вышеуказанных правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, следует учитывать реальность, своевременность и полноту уплаты налогоплательщиком земельного налога в соответствующий бюджет, не повлекшие причинение ущерба этому бюджету. Учитывая изложенное, при уплате налогоплательщиком в соответствующий бюджет своевременно и в полном объеме суммы земельного налога, рассчитанной по ставке 1,5% вместо 0,3%, не повлекшей причинение ущерба этому бюджету, основания для начисления пеней отсутствуют. Налогоплательщикам гарантируется право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц (ст. 137 НК РФ).
Е.Холева Минфин России Подписано в печать 30.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |