Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Плата за негативное воздействие на окружающую среду ("Российский налоговый курьер", 2006, N 18)



"Российский налоговый курьер", 2006, N 18

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны организации, деятельность которых отрицательно сказывается на экологической обстановке. Как рассчитать размер платы? Кто ее должен уплачивать?

Общие положения

За негативное воздействие на окружающую среду вносится плата. Это предусмотрено в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) не является налоговым платежом, поэтому положения Налогового кодекса на нее не распространяются.

В ст. 16 Закона N 7-ФЗ указано, что порядок исчисления и взимания платы устанавливается законодательством Российской Федерации. Однако пока соответствующий закон отсутствует, базовым нормативным правовым документом по этому вопросу является Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344).

С 1 января 2005 г. администрированием платы занимается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Это определено Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Приказом Ростехнадзора от 24.08.2005 N 604 функции администратора платы возложены на территориальные органы данного ведомства. При этом п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Федерации могут корректировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачислять эти средства в счет таких платежей.

Объект, плательщики и ставки платы

Объектом платы являются некоторые виды негативного воздействия на окружающую среду. Они перечислены в п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ. Причем данный перечень не является закрытым.

Однако нормативы платы установлены только в отношении отдельных видов воздействия. Это:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

Учитывая изложенное, фактически объект взимания платы появляется только при тех видах воздействия на окружающую среду, в отношении которых установлены ставки, хотя формально список таких видов гораздо шире.

Вносить плату должны предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, которые осуществляют любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и в процессе деятельности которых имеют место какие-либо из указанных видов вредного воздействия на окружающую среду (п. 1 Порядка).

Таким образом, обязанность вносить плату может появиться у любой организации, например из-за использования транспорта. Ведь транспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. На это указано в п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Нормативы платы за выбросы передвижными источниками установлены в зависимости от видов топлива (Приложение N 1 к Постановлению N 344). Поэтому обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает, если используются транспортные средства (иные передвижные источники), которые работают:

- на неэтилированном бензине;

- дизельном топливе;

- керосине;

- сжатом природном газе;

- сжиженном газе.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками приведены в Приложении N 1 к Постановлению N 344. Если организация осуществляет выбросы загрязняющих веществ, которые перечислены в указанном Приложении, у нее появляется обязанность по внесению платы.

Что касается размещения отходов производства и потребления, то с ним такая ситуация. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые утратили свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 был утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - каталог). Если организация в процессе деятельности производит какие-либо отходы, указанные в каталоге, она должна вносить плату за их размещение.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены по видам класса опасности отходов. В примечании к каталогу сказано, что последняя цифра 13-значного кода, который присвоен каждому виду отходов, означает класс их опасности.

Например, код несортированных пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания заканчивается цифрой 5. Это означает, что они относятся к отходам V класса опасности (практически неопасные). Данный класс опасности указан в Нормативах платы за размещение отходов. Следовательно, предприятия общественного питания и организации, имеющие столовые (кухни) для сотрудников, должны исчислять и вносить плату за размещение отходов.

Многие организации для вывоза отходов на свалки заключают договоры с профильными фирмами. В связи с этим возникает вопрос: кто в таком случае должен вносить плату?

Плательщиком выступает либо собственник отходов, либо лицо, которое их размещает по поручению собственника. Причем если отходы производства и потребления размещаются от лица собственника, то он и является плательщиком.

Если отходы производства и потребления размещаются от лица того, кто действует по поручению собственника (от лица посредника-комиссионера), платить за это обязан именно посредник. Об этом сказано в Письме Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145.

Ставки платы, согласно Постановлению N 344, установлены твердые - в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. Причем эти ставки могут быть базовыми или дифференцированными.

Предусмотрено два вида базовых ставок (базовых нормативов) платы:

- за вредное воздействие в пределах допустимых нормативов;

- за вредное воздействие сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Кроме того, в п. 5 Порядка приведен общий для всех видов вредного воздействия расчет платы за сверхлимитное загрязнение, который будет рассмотрен ниже.

Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природы и здоровья населения. Можно продемонстрировать это на примере тех же выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками. Для них установлены нормативы платы по видам топлива (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух

загрязняющих веществ передвижными источниками

(согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344)

     
   ——————————————————T——————————T—————————————————————————¬
   |   Вид топлива   |  Единица | Нормативы платы за 1 ед.|
   |                 | измерения|     измерения, руб.     |
   +—————————————————+——————————+—————————————————————————+
   |Бензин           |Тонна     |           1,3           |
   |неэтилированный  |          |                         |
   +—————————————————+——————————+—————————————————————————+
   |Дизельное топливо|Тонна     |           2,5           |
   +—————————————————+——————————+—————————————————————————+
   |Керосин          |Тонна     |           2,5           |
   +—————————————————+——————————+—————————————————————————+
   |Сжатый           |Тыс. куб. |           0,7           |
   |природный газ    |м         |                         |
   +—————————————————+——————————+—————————————————————————+
   |Сжиженный газ    |Тонна     |           0,9           |
   L—————————————————+——————————+——————————————————————————
   

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Эти коэффициенты указаны в Приложении N 2 к Постановлению N 344.

Например, в Центральном округе действует коэффициент 1,9 для атмосферного воздуха и коэффициент 1,6 для почвы (при определении платы за размещение отходов производства и потребления). Кроме того, если выброс загрязняющих веществ осуществляется в атмосферный воздух городов, дополнительно к коэффициенту 1,9 применяется коэффициент 1,2.

Базовые ставки платы умножаются на установленные коэффициенты, и таким образом получаются дифференцированные ставки.

Дифференцированные ставки платы могут устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это предусмотрено в п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Все нормативы платы, которые были утверждены в 2003 г. Постановлением N 344, применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы платы, утвержденные в 2005 г. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410, - с коэффициентом 1,08. Основанием служит ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 49 в текущем году установлены сроки перечисления платы ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обратите внимание: с 2006 г. утратил силу действовавший ранее Порядок, согласно которому 10% платы направлялось в федеральный бюджет.

Теперь налогоплательщики не распределяют сумму платы по бюджетам - это обязанность органа, который осуществляет кассовое обслуживание соответствующего бюджета.

Территориальные органы Ростехнадзора доводят до сведения плательщиков реквизиты счетов, открытых для платы территориальными органами Федерального казначейства, и порядок заполнения платежных поручений на ее перечисление.

Порядок постановки на учет плательщиков и виды отчетности, которую им надо сдавать в Ростехнадзор, в настоящее время федеральными нормативными правовыми актами не установлены. Но исходя из функций и правомочий Ростехнадзора, эти вопросы могут быть урегулированы приказами и распоряжениями территориальных подразделений данного ведомства.

Таким образом, по всем вопросам, связанным с платой за негативное воздействие, следует обращаться в то подразделение Ростехнадзора, которое действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативы и лимиты негативного воздействия

Для расчета платы исходными данными служат предельно допустимые нормативы и лимиты негативного воздействия на окружающую среду. О них сказано в п. п. 1 - 3 ст. 23 Закона N 7-ФЗ.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду устанавливают субъекты хозяйственной и иной деятельности. При этом указанные субъекты руководствуются нормативами допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативами качества окружающей среды, а также технологическими нормативами.

Лимиты на выбросы и сбросы могут устанавливаться, только если невозможно соблюсти нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ. Это допускается лишь при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, которые выдают указанные органы исполнительной власти.

Нормативы платы за размещение отходов установлены за превышение лимита на размещение.

Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Так сказано в ст. 1 Закона N 89-ФЗ.

Общий для всех видов негативного воздействия порядок разработки и утверждения нормативов установлен Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545. Кроме того, для каждого отдельного вида воздействия на окружающую среду имеется свой порядок разработки и утверждения нормативов (табл. 2).

Таблица 2. Нормативы и лимиты негативного воздействия

на окружающую среду

     
   ————————————T———————————————————————————————————————T————————————————¬
   |    Вид    |        Документы, утверждающие        |  Орган власти, |
   |воздействия+————————————————T——————————————————————+  утверждающий  |
   |           |     порядок    |   методики расчета   |    нормативы   |
   |           |   разработки   |  нормативов, которые |                |
   |           |  и утверждения |  могут использовать  |                |
   |           |   нормативов   |      плательщики     |                |
   +———————————+————————————————+——————————————————————+————————————————+
   |Выбросы в  |Постановление   |Приказы Госкомэкологии|Территориальные |
   |атмосферный|Правительства РФ|России                |органы          |
   |воздух     |от 02.03.2000   |от 14.04.1997 N 158,  |Ростехнадзора — |
   |           |N 183           |от 12.11.1997 N 497,  |для стационарных|
   |           |                |от 08.04.1998 N 199   |источников      |
   |           |                |и от 30.04.1997 N 216 |выбросов <*>    |
   +———————————+————————————————+——————————————————————+————————————————+
   |Выбросы    |Постановления   |Письмо МПР России     |Территориальные |
   |(сбросы)   |Правительства РФ|от 09.03.1999         |органы          |
   |в водные   |от 10.03.2000   |N НМ—61/1119 и        |Ростехнадзора по|
   |объекты    |N 208           |Госкомэкологии России |согласованию с  |
   |           |и от 19.12.1996 |от 05.03.1999         |территориальными|
   |           |N 1504          |N 02—19/24—64         |органами        |
   |           |                |                      |Федерального    |
   |           |                |                      |агентства водных|
   |           |                |                      |ресурсов и      |
   |           |                |                      |Федеральной     |
   |           |                |                      |службы по       |
   |           |                |                      |надзору в сфере |
   |           |                |                      |защиты прав     |
   |           |                |                      |потребителей    |
   |           |                |                      |и благополучия  |
   |           |                |                      |человека        |
   +———————————+————————————————+——————————————————————+————————————————+
   |Размещение |Постановление   |Приказ МПР России     |Территориальные |
   |отходов    |Правительства РФ|от 11.03.2002 N 115   |органы          |
   |           |от 16.06.2000   |                      |Ростехнадзора   |
   |           |N 461           |                      |                |
   L———————————+————————————————+——————————————————————+—————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливается государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии и вплоть до их принятия - Ростехнадзором (Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183).

Будущие плательщики должны самостоятельно рассчитать проекты нормативов вредного воздействия на окружающую среду по каждому конкретному источнику.

В отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности расчеты делаются на основе проектной документации. По действующим объектам хозяйственной и иной деятельности расчеты производятся исходя из данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Затем расчеты согласовываются с уполномоченным органом исполнительной власти (с 2005 г. - это территориальные органы Ростехнадзора), который по результатам согласования утверждает нормативы (лимиты) и выдает разрешение на определенный вид вредного воздействия в утвержденных пределах.

Порядок расчета платы

Правила расчета платы содержатся в п. п. 3 - 5 Порядка. Прежде всего определяется ставка - базовая или дифференцированная. Последняя рассчитывается в том случае, если для конкретного природного или социально-культурного объекта установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы и значимость данного объекта.

Обратите внимание! Субъекты РФ не вправе устанавливать базовые ставки

Законодатель предоставил органам исполнительной власти субъектов РФ право устанавливать лишь дифференцированные ставки. Вводить дополнительные базовые ставки (например, по тем загрязняющим веществам, для которых Постановлением N 344 не предусмотрены ставки) они не могут. На это указано в Определении Верховного Суда РФ от 24.11.2004 N 2-Г04-7.

Как уже отмечалось, в 2006 г. к ставке (базовой или дифференцированной) применяется еще и коэффициент 1,3 или 1,08.

Если размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов не превышают установленные для плательщика предельно допустимые нормативы, то плата рассчитывается таким образом. Сначала ставка платы умножается на величину соответствующего вида загрязнения, а затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.

Пример 1. ООО "Альфа" получило в территориальном отделении Ростехнадзора разрешение на выброс в атмосферу следующих загрязняющих веществ:

- бензина;

- ангидрида сернистого;

- азота диоксида;

- керосина;

- сажи.

Фактический размер выбросов этих веществ за III квартал 2006 г. не превысил установленных нормативов. Для расчета платы за выбросы в атмосферу в регионе, в котором ведет деятельность ООО "Альфа", установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, - 1,9.

Базовые ставки платы по всем загрязняющим веществам, на выброс которых получило разрешение ООО "Альфа" (за исключением сажи), установлены в 2003 г. Поэтому к ним применяется коэффициент 1,3. Базовые ставки для выбросов сажи установлены в 2005 г., а значит, к ним применяется коэффициент 1,08.

Используя данные о фактических выбросах, произведенных ООО "Альфа" за квартал, нормативы платы и указанные коэффициенты, рассчитаем плату за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников этой организации за III квартал 2006 г. (табл. 3).

Таблица 3. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух

в пределах нормативов

     
   —————————————T———————————T———————————T————————————T——————————————————T————————————————¬
   |Загрязняющие|Фактический|  Базовая  | Учитываемые|Дифференцированная|   Сумма платы  |
   |  вещества  | выброс за |   ставка  |коэффициенты|      ставка      |(гр. 2 x гр. 5),|
   |            |квартал, т |платы, руб.|            |  (гр. 3 x гр. 4) |      руб.      |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |      1     |     2     |     3     |      4     |         5        |        6       |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Азота       |   0,0058  |   52,00   |1,9 x 1,3   |      128,440     |      0,74      |
   |диоксид     |           |           |            |                  |                |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Ангидрид    |   0,0006  |   21,00   |1,9 x 1,3   |       51,870     |      0,03      |
   |сернистый   |           |           |            |                  |                |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Бензин      |   0,0161  |    1,20   |1,9 x 1,3   |        2,964     |      0,05      |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Керосин     |   0,0024  |    2,50   |1,9 x 1,3   |        6,175     |      0,01      |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Сажа        |   0,0030  |   80,00   |1,9 x 1,08  |      164,160     |      0,49      |
   +————————————+———————————+———————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Итого                                                               |      1,31      |
   L————————————————————————————————————————————————————————————————————+—————————————————
   

Сначала определим дифференцированную ставку. Для этого базовую ставку (графа 3) умножаем на соответствующие коэффициенты (графа 4). Результат записываем в графу 5.

Затем фактическое количество выброса конкретного вещества (графа 2) умножаем на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Получаем сумму платы за выброс в атмосферный воздух конкретного вещества. Вносим эти данные в графу 6.

Полученные результаты по выбросам всех веществ суммируем. В результате получаем общую сумму платы, которую до 20 октября ООО "Альфа" обязано уплатить за выбросы в атмосферу стационарными источниками по итогам III квартала 2006 г. Эта сумма равна 1 руб. 31 коп.

Примечание. Налоговый учет платы за загрязнение

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемые доходы, отнесены только платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Плата за вредное воздействие в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающее предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы в целях налогообложения прибыли не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Данную позицию Минфин России разъясняет в Письме от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169.

Если выбросы (сбросы) загрязняющих веществ превышают нормативы, но находятся в пределах установленных лимитов, плата рассчитывается следующим образом. Сначала разница между лимитными и предельно допустимыми нормативами выбросов (по видам загрязнений) умножается на соответствующую ставку платы. Затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.

Пример 2. ООО "Омега" получило в Ростехнадзоре разрешение на сброс в водные источники нефтепродуктов и взвешенных веществ с предельно допустимыми нормативами сброса в квартал соответственно 0,0001 и 0,250 т. Однако фактически в III квартале 2006 г. сброс по нефтепродуктам составил 0,0041 т, а по взвешенным веществам - 0,263 т. Это находится в пределах установленных для ООО "Омега" лимитов, но превышает предельно допустимые нормативы (ПДН).

Рассчитаем размер сбросов нефтепродуктов, превышающий ПДН:

0,0041 т - 0,0001 т = 0,004 т.

Размер сбросов взвешенных веществ, превышающий ПДН:

0,263 т - 0,250 т = 0,013 т.

Допустим, что для бассейна реки, в которую ООО "Омега" сбрасывает загрязняющие вещества, установлен коэффициент 1,2.

Для расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ сначала определим дифференцированные ставки для нефтепродуктов и взвешенных веществ.

Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием дополнительного коэффициента. Он рассчитывается как "величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде этого водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ" (см. Примечание к Нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утвержденным Постановлением N 344).

Предположим, концентрация природных взвешенных веществ в реке, в которую осуществляет сбросы ООО "Омега", составляет 11 мг/л. А допустимое увеличение содержания взвешенных веществ при их сбросе к фону реки - 1,2 мг/л.

Дополнительный коэффициент для взвешенных веществ - Квз для ООО "Омега" рассчитывается так:

Квз = 1 : (11 + 1,2).

В рассматриваемом примере Квз равен 0,08.

Кроме того, в 2006 г. в отношении платы за сбросы нефтепродуктов и взвешенных веществ действует коэффициент 1,3.

С учетом базовых нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные источники, установленных в Постановлении N 344, и указанных выше нормативов рассчитаем дифференцированные ставки (табл. 4).

Таблица 4. Определение дифференцированных ставок

для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ

в водные источники

     
   ——————————————T————————————T————————————T————————————T——————————————————T——————————————————¬
   |     Вид     |Ставка платы|Ставка платы| Учитываемые|Дифференцированная|Дифференцированная|
   |загрязняющего|  за сбросы | за сбросы, |коэффициенты| ставка за сбросы | ставка за сбросы,|
   |   вещества  | в пределах | превышающие|            |  в пределах ПДН  |  превышающие ПДН |
   |             |  ПДН, руб. |  ПДН, руб. |            |  (гр. 2 x гр. 4) |  (гр. 3 x гр. 4) |
   +—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————————+——————————————————+
   |      1      |      2     |     3      |     4      |        5         |         6        |
   +—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————————+——————————————————+
   |Нефтепродукты|   5 510    |   27 550   |1,2 x 1,3   |    8 595,60      |     42 978,00    |
   +—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————————+——————————————————+
   |Взвешенные   |     336    |    1 830   |1,2 x 1,3 x |       45,68      |        228,38    |
   |вещества     |            |            |0,08        |                  |                  |
   L—————————————+————————————+————————————+————————————+——————————————————+———————————————————
   

Плата ООО "Омега" за сбросы загрязняющих веществ в реку в пределах нормативов рассчитывается с учетом фактических сбросов в пределах нормативов и с использованием дифференцированной ставки для сбросов в пределах норм (графа 5). Расчет производится аналогично тому, как показано в примере 1.

Чтобы рассчитать сумму платы ООО "Омега" за сбросы в реку загрязняющих веществ с превышением нормативов по итогам III квартала 2006 г., надо использовать размеры превышения нормативов сбросов (в пределах лимитов) и дифференцированные ставки за сбросы сверх нормативов (из графы 6 табл. 4). Этот расчет см. в табл. 5.

Таблица 5. Расчет платы за сбросы в реку, превышающие

установленные нормативы, но в пределах установленных

лимитов

     
   ——————————————T——————————T——————————————————T————————————————————¬
   |     Вид     |  Размер  |Дифференцированная|   Сумма платы за   |
   |загрязняющего| выбросов | ставка за сбросы,| сбросы, превышающие|
   |   вещества  |  в части |  превышающие ПДН |         ПДН        |
   |             |превышения|(из гр. 6 табл. 4)|  (гр. 2 x гр. 3),  |
   |             |    ПДН   |                  |         руб.       |
   +—————————————+——————————+——————————————————+————————————————————+
   |      1      |    2     |         3        |         4          |
   +—————————————+——————————+——————————————————+————————————————————+
   |Нефтепродукты|   0,004  |     42 987,00    |       171,91       |
   +—————————————+——————————+——————————————————+————————————————————+
   |Взвешенные   |   0,013  |        228,38    |         2,97       |
   |вещества     |          |                  |                    |
   +—————————————+——————————+——————————————————+————————————————————+
   |Итого                                      |       174,88       |
   L———————————————————————————————————————————+—————————————————————
   

Размеры выбросов, превышающих установленные нормативы (но в пределах лимитов), умножаем на соответствующую дифференцированную ставку. Полученные результаты суммируем. Таким образом, искомая величина составит 174 руб. 88 коп.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется так. Сначала величина превышения фактической массы выбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами умножается на соответствующую ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов. Затем полученные показатели суммируются по видам загрязнений и умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.

Пример 3. ООО "Гамма" получило разрешения Ростехнадзора на размещение отходов в виде мусора бытовых помещений, строительного мусора и стеклянного боя. Фактическое количество размещенных отходов в III квартале 2006 г. по всем названным позициям превысило установленные лимиты. Кроме того, в этот период у ООО "Гамма" образовались также отходы полиэтилена (в виде пленки и поврежденной полиэтиленовой тары), на размещение которых разрешения нет.

Следовательно, расчет платы ООО "Гамма" за размещение отходов сверх установленных лимитов делается по отходам полиэтилена - за все количество фактически размещенных отходов, а по остальным видам отходов - за количество их превышения над установленными лимитами. В пределах лимитов плата за размещение отходов рассчитывается аналогично расчету в примере 1 (см. табл. 3).

Нормативы платы, согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344 зависят от класса опасности отходов. Класс опасности конкретного вида отходов определяется по его коду в каталоге, утвержденном Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.

К нормативам платы за размещение отходов IV класса опасности (мусор бытовых помещений и строительный мусор) в 2006 г. применяется коэффициент 1,3, а к нормативам платы за размещение отходов V класса опасности (стеклянный бой и отходы полиэтилена) - коэффициент 1,08.

В регионе, где ООО "Гамма" размещает отходы, действует коэффициент 1,6.

Используя указанные выше данные, определим сумму платы, которую ООО "Гамма" обязано перечислить по итогам III квартала 2006 г. (табл. 6).

Таблица 6. Расчет платы за размещение отходов

сверх установленных лимитов

     
   ———————————————T—————————————T——————————————T————————————T——————————————————T————————————————¬
   |  Вид отходов |  Количество |Норматив платы| Учитываемые|Дифференцированная|   Сумма платы  |
   |              |   отходов,  | за размещение|коэффициенты|      ставка      |(гр. 3 x гр. 4),|
   |              | превышающих |  в пределах  |            |  (гр. 3 x гр. 4) |       руб.     |
   |              |    лимит    | лимитов, руб.|            |                  |                |
   |              |размещения, т|              |            |                  |                |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |       1      |      2      |       3      |      4     |        5         |        6       |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Мусор         |    0,100    |    248,4     |1,6 x 1,3   |      516,67      |     51,67      |
   |бытовых       |             |              |            |                  |                |
   |помещений     |             |              |            |                  |                |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Мусор         |    0,600    |    248,4     |1,6 x 1,3   |      516,67      |    310,00      |
   |строительный  |             |              |            |                  |                |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Стеклянный бой|    0,002    |      8       |1,6 x 1,08  |       13,82      |      0,03      |
   |незагрязненный|             |              |            |                  |                |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Отходы        |    0,070    |      8       |1,6 x 1,08  |       13,82      |      0,96      |
   |полиэтилена   |             |              |            |                  |                |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Сумма         |             |              |            |                  |    326,66      |
   +——————————————+—————————————+——————————————+————————————+——————————————————+————————————————+
   |Повышающий    |                                   5                                         |
   |коэффициент   |                                                                             |
   |за размещение |                                                                             |
   |сверх лимита  |                                                                             |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |Итого                                      362,5 x 5 = 1813,30                              |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Дифференцированная ставка рассчитывается так: соответствующий норматив платы (графа 3) умножается на учитываемые коэффициенты (графа 4). Затем количество отходов, размещенное сверх установленных лимитов по каждому виду загрязняющих веществ (графа 2), умножается на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Получение суммы (графа 6) складываются и умножаются на повышающий коэффициент 5.

Таким образом, за размещение отходов сверх установленных лимитов ООО "Гамма" по итогам III квартала 2006 г. должно заплатить 1813 руб. 30 коп.

Для расчета платы помимо нормативов и лимитов негативного воздействия требуются данные о массе загрязнений, фактически поступающих в окружающую среду, и о величине фактически размещенных отходов.

26 января 1993 г. МПР России утвердило Методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. В них содержится в том числе порядок расчета платы по каждому виду загрязнения (Приложение N 1), а также порядок определения массы загрязнений, поступающих в окружающую среду.

Обратите внимание! Плата при отсутствии разрешения

Бывает, что у природопользователя нет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов. Тогда вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется как за сверхлимитное загрязнение. Основание - п. 6 Порядка.

Ответственность за неуплату и несвоевременную уплату

В связи с признанием платы фискальным сбором неналогового характера <**> практика начисления на суммы платы пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом в настоящее время признается судами незаконной <***>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О.

<***> См. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 N Ф04-9330/2004(7633-А70-23), ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2005 N А42-2603/04-27, ФАС Поволжского округа от 31.05.2005 N А12-32124/04-с29 и ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2003 N Ф08-4571/2003-1745А.

По тем же основаниям невозможно взыскать плату с плательщиков в бесспорном порядке. На это указывает и ряд судебных постановлений. Например, Постановления ФАС Поволжского округа от 09.08.2005 N А12-610/05-с51 и ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2005 N Ф04-419/2005(14680-А70-7).

Однако это вовсе не означает, что можно безнаказанно не платить за загрязнения.

По ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицам грозит штраф от 30 до 60 МРОТ, а юридическим лицам - от 500 до 1000 МРОТ. Рассмотрение дел о таких правонарушениях находится в компетенции Ростехнадзора.

Н.Ш.Шустрова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Подписано в печать

30.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Снижение налоговых ставок: утопия или эффективное решение ("Российский налоговый курьер", 2006, N 18) >
...Организация выпускает сувенирную продукцию. Мы рассылаем фирменные конверты с каталогами, содержащими информацию о нашей продукции. Для этого мы заключили договор с отделением связи. Кроме того, мы рассылаем каталоги постоянным клиентам. Как отражаются эти операции в бухучете? Различается ли порядок налогового учета расходов на распространение каталогов среди клиентов и затрат на рассылки? ("Российский налоговый курьер", 2006, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.