Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Налоговым органом вынесено решение о привлечении нашей организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов. Правомерно ли это решение? Как учитывать указанные платежи в дальнейшем?



Вопрос: На основании результатов проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении нашей организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов. Правомерно ли это решение?

Каким образом организации следует учитывать указанные платежи для целей налогообложения прибыли в дальнейшем?

Ответ: Обязанность квотирования рабочих мест для инвалидов установлена для всех организаций (кроме общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций), численность работников в которых превышает 30 человек. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели обязаны вносить в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон). Главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ порядок отнесения расходов на обязательную плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли однозначно не урегулирован.

Спорной остается и правовая природа данных отчислений.

Так, в Письме УМНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 26-12/20483 высказывается мнение, что обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы как пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (п.2 ст.270 НК РФ). Аналогичной точки зрения на правовую природу указанной платы придерживался и Минфин России (Письмо от 26.08.1998 N 04-02-05/2).

На наш взгляд, эта позиция представляется весьма спорной. Санкция - это правоохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия. Напомним, что обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты вносится работодателем в бюджет субъекта РФ самостоятельно не только в случае нарушения действующего законодательства - невыполнения установленной квоты, но и в случае, если выполнить установленную квоту невозможно (ст.21 Закона). Таким образом, обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты не является санкцией, так как обязанность по ее внесению не связана с совершением правонарушения и вносится организацией в бюджет самостоятельно.

Но обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты не является и налогом (ст.ст.1, 8 НК РФ, ст.ст.19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), поэтому ее нельзя отнести к расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, в соответствии с пп.1 п.1 ст.264 НК РФ. Хотя по своим признакам обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты наиболее близка именно к налогам. Данная плата - обязательна, индивидуально безвозмездна, взимается с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. По своему смыслу данная плата аналогична существовавшему в СССР так называемому налогу на бездетность (установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.11.1941 "О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР").

В состав внереализационных расходов организаций, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (пп.20 п.1 ст.265 НК РФ). Расходами, в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п.1 ст.252 НК РФ). И, на наш взгляд, суммы внесенной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты могут быть включены организацией в состав внереализационных расходов организации. Этот платеж - документально подтвержден и обоснован, так как установлен действующим законодательством.

При возникновении спора об обоснованности включения сумм обязательных платежей в состав внереализационных расходов организации при исчислении налога на прибыль налоговые органы, скорее всего, будут обосновывать неправомерность таких действий налогоплательщика утверждением, что данные расходы не отвечают критерию, установленному п.1 ст.252, в части направленности на получение дохода. Однако внесение обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, так же как налогов, сборов и других подобных обязательных отчислений в бюджеты любого уровня, необходимо именно для осуществления организацией своей деятельности, в том числе и направленной на получение дохода. В ином случае деятельность организации становится нелегитимной, что влечет для нее ряд неблагоприятных последствий. Если организация добровольно не вносит обязательную плату за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости РФ вправе обратиться в суд с иском о взыскании этих платежей. В такой ситуации, кроме сумм взысканной обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, с организации могут быть взысканы судебные расходы, понесенные территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости РФ и сумма государственной пошлины (п.п.2, 3 ст.110 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как видим, ситуация может быть спорной, поэтому организации с учетом изложенной выше информации необходимо самостоятельно принять решение, учитывать или нет в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы в виде обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в данной ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты, действия или бездействия в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст.ст.137, 138 НК РФ).

М.Н.Ахтанина

Издательство "Главная книга"

01.07.2004

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В каком порядке индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму единого налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, на сумму фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование? >
Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты в размере 2/3 средней заработной платы, производимые работникам за время вынужденного простоя по вине работодателя?



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.