|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Роль обязательного аудита в сфере аудиторских услуг ("Аудиторские ведомости", 2006, N 9)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 9
РОЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В СФЕРЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
В 2006 г. некоммерческим партнерством "Межрегиональная аудиторская палата Сибири" было проведено социологическое исследование аудиторских организаций из Ачинска, Барнаула, Бийска, Иркутска, Кемерова Красноярска, Новокузнецка, Новосибирска, Норильска, Омска, Томска. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов - руководителей аудиторских организаций. Целью данного опроса было определение основных тенденций развития аудита в Сибирском регионе. В статье приводятся основные результаты опроса.
Средний стаж работы опрошенных аудиторских организаций составил 8,6 года. Период деятельности самых старших организаций не превысил 15 лет, а самой молодой - один год. Средний размер выручки у респондентов составил 4,65 млн руб. Среднее количество штатных аттестованных аудиторов аудиторских организаций, принявших участие в анкетировании, - 6 человек. Наибольшее количество штатных аудиторов в организации - 21 человек, наименьшее - один. Помимо обязательного аудита опрошенные организации оказывают иные услуги: инициативный аудит, консультационные услуги, аудит тарифов на услуги ЖКХ, консультационные услуги по вопросам бухгалтерского, налогового учета и отчетности, проведение семинаров, анализ финансово-экономического состояния, тестирование бухгалтерского персонала, правовое сопровождение, независимая экспертиза любых составляющих хозяйственного процесса, разработка учетной политики, оценка имущества и т.д. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.
Актуальные проблемы аудита
Наибольшее число респондентов (31%) считают, что главной проблемой в России на современном этапе ее развития являются заниженные цены на предоставление аудиторских услуг. Значительное число респондентов (28%) назвали отсутствие заинтересованности со стороны пользователей аудиторских услуг. В число трех первостепенных проблем включается неясность роли института аудита в обществе, в число наименее значимых - "разобщенность аудиторских организаций" и "низкое качество работы" (доли этих ответов составили 11,5 и 9% соответственно). Респондентами были выражено мнение об одинаковой важности всех предложенных проблем, о недостаточной незаинтересованности государства в развитии независимого российского аудита, неразвитости фондового рынка, рынка ценных бумаг и др.
Перспективы российского аудита
Пятая часть опрошенных респондентов (21%) считает, что у российского аудита слабые перспективы развития. Только 9% полагают, что перспективы "весьма хорошие", но, по мнению основной массы компаний (70%), у рынка аудиторских услуг "хорошее" будущее.
Доля обязательного аудита
В данном вопросе было предложено выбрать из нескольких объектов: до 20%; 20 - 40%; 40 - 60%; 60 - 80%, свыше 80%. Большинство компаний (15) относят долю, занимаемую обязательным аудитом, от общего объема оказываемых услуг к последней группе (свыше 80%), причем четыре компании указали долю, равную 100%. Четвертой группе (60 - 80%) отдали свое предпочтение 13 респондентов, третьей (40 - 60%) - 10, а последние две группы получили по 6 голосов. Необходимо заметить, что три из пятидесяти компаний вообще не оказывают такой услуги. Средняя по всем опрошенным величина доли, занимаемая обязательным аудитом в общем объеме оказываемых услуг, составила 62%.
Мотивы прохождения обязательного аудита
Девять компаний из пятидесяти считают, что для осуществления качественного обязательного аудита среди предложенных мотивов наиболее побудительными являются "усиление наказания за отказ от обязательного аудита" и "расширение адресности предоставления аудиторского заключения". Сочетание таких мотивов, как "улучшение работы своей организации" и "расширение адресности предоставления аудиторского заключения", вызвало одобрение у семи респондентов. И четыре участника решили, что все предложенные варианты способствуют принятию руководителями экономических субъектов решения осуществлять качественный обязательный аудит. Наиболее действенным мотивом респонденты считают "расширение адресности предоставления аудиторского заключения", ему отдали предпочтение 47%. На втором месте стоит стимул "улучшить работу своей организации" (30%), и, наконец, 23% получил мотив "усиление наказания за отказ от обязательного аудита". Также некоторые компании выделяют такие мотивы, как развитие рынка ценных бумаг, IPO, выход на фондовый рынок, закрепление необходимости проведения аудита доходности и оказания аудиторскими организациями качественных аудиторских услуг.
Необходимые изменения и дополнения в российском законодательстве для развития обязательного аудита
Двенадцать респондентов решили, что наиболее важными изменениями являются "повышение ответственности за отказ от обязательного аудита" и "расширение адресности предоставления аудиторского заключения", им предпочтение отдали 43% и 33% опрошенных соответственно. "Повышение ответственности аудиторских организаций за некачественный аудит" выделяют 19% респондентов. И только 5% опрошенных считают нужным "ускорить введение системы саморегулирования профессии", но есть также мнение, что этого делать нельзя. Некоторые респонденты полагают, что необходимо повысить административный контроль за работой аудиторских организаций, восстановить лицензии, другие же, наоборот, думают, что нужно снизить такое влияние и давление на рынок.
Роль российского обязательного аудита в обществе
На поставленный вопрос были предложены четыре варианта ответов: высокая; средняя; низкая; нет никакой роли. Подавляющее число респондентов считают роль обязательного аудита в обществе низкой (76%). Однако 12%, наоборот, думают, что она высокая, и 8% - что "нет никакой роли".
Пути развития института обязательного аудита
На вопрос о том, какие из путей развития института обязательного аудита наиболее перспективны, большая часть респондентов (36,26%) высказалась за расширение сферы обязательного аудита. Следующая наиболее весомая группа мнений (29,67%) была получена в пользу повышения роли аудита в обслуживании государственных интересов. За повышение роли аудита как общественного контролера при получении государственных средств и расширение списка сопутствующих аудиту услуг было получено 19,78% и 12,09% ответов соответственно. И только два респондента (2,2%) выразили желание оставить все как есть. Среди иных ответов, полученных в результате опроса, были пожелания развивать рынок ценных бумаг с целью повышения востребованности аудиторов, а также повышать роль аудита в защите интересов квалифицированных пользователей финансовой отчетности.
Оценка полезности обязательного аудита аудиторами
Многие аудиторские организации (53,62%) при ответе на этот вопрос отдали предпочтение варианту, что реальная полезность обязательного аудита заключается в том, что он позволяет избежать налоговых штрафов. Треть респондентов рассматривает обязательный аудит как средство повышения эффективности проверяемой организации. Меньшая часть мнений (13,04%) - в пользу того, что обязательный аудит помогает в получении кредита в банке, государственных инвестиций и т.д. Были и другие мнения, согласно которым обязательный аудит является средством совершенствования налоговой, финансовой, экономической, договорной политики организации; помогает руководству принимать стратегические решения, а акционерам - доверительно относиться к решениям управленческого персонала организации; позволяет оптимизировать систему внутреннего контроля в организации.
Оценка полезности обязательного аудита пользователями
Большинство опрошенных организаций (62,26%) считают, что пользователи невысоко оценивают полезность обязательного аудита и соглашаются на него лишь из-за требований законодательных актов. Треть респондентов рассматривают степень оценки полезности как очень низкую. И только 5,66% опрошенных оценивают полезность обязательного аудита как высокую.
Степень важности единых критериев при расчете цены аудиторских услуг
Преобладающее мнение опрошенных по данному вопросу заключается в том, что установка единых критериев при расчете цены достаточно важна, но сложно осуществима. Этому варианту отдали предпочтение 67,35% респондентов. Доля каждого из остальных предложенных вариантов (очень важно; важно; нет необходимости; вредно) незначительна, наибольшая из них (нет необходимости) составила 10,2%.
Дальнейшие планы на рынке аудиторских услуг
Большинство аудиторских компаний (66,67%) связывают свое будущее с расширением сферы сопутствующих услуг. Многие (20,37%) планируют осуществлять свою дальнейшую деятельность без особых изменений. И только 12,96% опрошенных будут искать возможность влиться в крупную аудиторско-консалтинговую группу. Среди иных ответов были поиск возможности сотрудничества с крупной аудиторской компанией, увеличение доли обязательного аудита в общем объеме услуг, сокращение численности персонала, работа по субподряду с крупной аудиторской организацией.
Выводы
Как мы видим из приведенного анализа, по оценке более 90% опрошенных руководителей аудиторских организаций, пользователи аудиторских услуг не заинтересованы в проведении обязательного аудита. В числе трех основных проблем российского аудита участники опроса называют: отсутствие заинтересованности со стороны пользователей аудиторских услуг; неясность роли института аудита в обществе; занижение цен на предоставление аудиторских услуг. На вопрос о своих дальнейших планах на рынке аудиторских услуг порядка 70% опрошенных ответили, что не связывают свою дальнейшую деятельность со сферой обязательного аудита. Эти, на наш взгляд, достаточно тревожные тенденции требуют пристального внимания и изучения, в том числе на федеральном уровне, особенно при принятии изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Участники исследования выделили в качестве наиболее перспективных три основных направления развития института обязательного аудита в России: расширение сферы обязательного аудита; повышение значения аудита при обслуживании государственных интересов и усиление роли аудита как общественного контролера при получении государственных средств хозяйствующими субъектами. Нам представляется, что в настоящее время крайне важно и своевременно разработать соответствующий механизм реализации обязательного аудита, учитывающий интересы как государства и общества в целом, так и собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта. Как следствие, при этом должен произойти положительный сдвиг в отношении предпринимательской среды к институту обязательного аудита.
А.А.Голенко Президент Межрегиональной аудиторской палаты Сибири, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России Подписано в печать 18.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |