|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Что изменилось в налоговом законодательстве (Продолжение) ("Российский налоговый курьер", 2006, N 17)
"Российский налоговый курьер", 2006, N 17
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(Продолжение. Начало см. "Российский налоговый курьер", 2006, N 16)
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных июльским изменениям в налоговом законодательстве. В этом номере первая "порция" поправок, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 137-ФЗ. Мы привели наиболее существенные изменения и не стали включать в таблицу большое количество технических поправок. Речь, в частности, идет об изменении формулировки "в бюджет" на формулировку "в бюджетную систему Российской Федерации" и о повсеместном исключении из текста Кодекса термина "налоговый кредит".
————————————————————T————————————————————————————————————————————————T———————————¬ | В чем произошли | Что изменилось | Норма | | изменения | | НК РФ | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Перечень общих |Из нормы о том, что Налоговый кодекс определяет |Подпункт 3 | |принципов |принципы установления, введения в действие |п. 2 ст. 1 | |налогообложения |и прекращения действия ранее введенных налогов | | |в Российской |и сборов субъектов Российской Федерации | | |Федерации, которые |и местных налогов и сборов, исключено слово | | |устанавливает |"сборы". | | |Налоговый кодекс |Теперь Налоговый кодекс определяет принципы | | | |установления, введения в действие и прекращения | | | |действия только ранее введенных налогов | | | |субъектов РФ и местных налогов. Ранее введенные | | | |сборы субъектов РФ и местные сборы Налоговый | | | |кодекс не регламентирует | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах|Пункт 4 | | |состоит из законов о налогах субъектов РФ, |ст. 1 | | |принятых в соответствии с Налоговым кодексом | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Порядок издания |Правительство РФ включено в перечень органов, |Пункт 1 | |нормативных |имеющих право издавать нормативные правовые |ст. 4 | |правовых актов |акты по вопросам, связанным с налогообложением, | | |о налогах и сборах |которые не могут изменять или дополнять | | | |законодательство о налогах и сборах | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Действие актов |Федеральные законы, вносящие изменения |Пункт 1 | |законодательства |в Налоговый кодекс в части установления новых |ст. 5 | |о налогах и сборах |налогов и (или) сборов, а также акты | | |во времени |законодательства о налогах и сборах субъектов | | | |РФ и нормативные правовые акты представительных | | | |органов муниципальных образований, вводящие | | | |налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, | | | |следующего за годом их принятия, но не ранее | | | |одного месяца со дня их официального | | | |опубликования | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Положения ст. 5 НК РФ о действии актов |Пункт 5 | | |законодательства о налогах и сборах во времени |ст. 5 | | |распространяются на нормативные правовые акты | | | |о налогах и сборах федеральных органов | | | |исполнительной власти, органов исполнительной | | | |власти субъектов РФ и органов местного | | | |самоуправления. | | | |Упоминание о том, что указанные положения | | | |распространяются на нормативные правовые акты, | | | |регулирующие порядок взимания налогов, | | | |подлежащих уплате в связи с перемещением | | | |товаров через таможенную границу Российской | | | |Федерации, исключено | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Порядок признания |Нормативный правовой акт о налогах и сборах |Подпункт 3 | |нормативных |признается не соответствующим Налоговому |п. 1 ст. 6 | |правовых актов |кодексу, если он вводит обязанности, | | |о налогах и сборах |не предусмотренные Кодексом | | |не соответствующими| | | |Налоговому кодексу | | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Порядок исчисления |Статья изложена в новой редакции. |Статья 6.1 | |сроков, |Срок, установленный законодательством о налогах | | |установленных |и сборах, может определяться также указанием | | |законодательством |на действие, которое должно быть совершено. | | |о налогах и сборах |Исключены разъяснения о сроке, исчисляемом | | | |неделями. Срок, определенный днями, исчисляется | | | |в рабочих днях, если он не установлен | | | |в календарных днях. Рабочим днем считается | | | |день, который не признается в соответствии | | | |с законодательством РФ выходным | | | |и (или) нерабочим праздничным днем | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Перечень участников|Из перечня исключены государственные органы |Пункты 5 | |отношений, |исполнительной власти и исполнительные органы |и 7 ст. 9 | |регулируемых |местного самоуправления, другие уполномоченные | | |законодательством |ими органы, должностные лица и организации, | | |о налогах и сборах |осуществляющие в установленном порядке прием | | | |от налогоплательщиков (плательщиков сборов) | | | |денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) | | | |и их перечисление (перевод) в бюджеты, а также | | | |органы государственных внебюджетных фондов | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Институты, понятия |Понятия, используемые в Налоговом кодексе, |Пункт 2 | |и термины, |применяются и для иных актов законодательства |ст. 11 | |используемые |о налогах и сборах. | | |в Налоговом |К индивидуальным предпринимателям не относятся | | |кодексе |частные нотариусы и адвокаты, учредившие | | | |адвокатские кабинеты. Индивидуальными | | | |предпринимателями признаются главы крестьянских | | | |(фермерских) хозяйств. | | | |Из данной статьи исключены следующие понятия: | | | |физическое лицо налоговый резидент РФ, бюджеты | | | |и внебюджетные фонды. | | | |Дополнено понятие "счета". Так, счета — это | | | |расчетные (текущие) и иные счета в банках, | | | |открытые на основании договора банковского | | | |счета, на которые зачисляются и с которых могут | | | |расходоваться денежные средства организаций | | | |и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, | | | |занимающихся частной практикой, и адвокатов, | | | |учредивших адвокатские кабинеты. | | | |В статью включены новые понятия: | | | |— лицевые счета — счета, открытые в органах | | | |Федерального казначейства (иных органах, | | | |осуществляющих открытие и ведение лицевых | | | |счетов) в соответствии с бюджетным | | | |законодательством РФ; | | | |— счета Федерального казначейства — счета, | | | |открытые территориальным органам Федерального | | | |казначейства, предназначенные для учета | | | |поступлений и их распределения между бюджетами | | | |бюджетной системы Российской Федерации в | | | |соответствии с бюджетным законодательством РФ; | | | |— учетная политика для целей налогообложения —| | | |выбранная налогоплательщиком совокупность | | | |допускаемых Налоговым кодексом способов | | | |(методов) определения доходов и (или) расходов, | | | |их признания, оценки и распределения, а также | | | |учета иных необходимых для целей налогообложения| | | |показателей финансово—хозяйственной деятельности| | | |налогоплательщика. | | | |При отсутствии у физического лица места | | | |жительства на территории РФ по просьбе этого | | | |физического лица для целей налогообложения место| | | |жительства может определяться по месту | | | |пребывания физического лица. Местом пребывания | | | |признается место, где физическое лицо проживает | | | |временно. Оно определяется по адресу | | | |(наименование субъекта Российской Федерации, | | | |района, города, иного населенного пункта, улицы,| | | |номера дома, квартиры), по которому физическое | | | |лицо зарегистрировано по месту пребывания | | | |в порядке, установленном законодательством | | | |Российской Федерации | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Правила, предусмотренные частью первой |Пункт 5 | | |Налогового кодекса в отношении банков, теперь |ст. 11 | | |распространяются и на Центральный банк | | | |Российской Федерации | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Права |Исключено право налогоплательщиков на получение |Подпункт 4 | |налогоплательщиков |налогового кредита |п. 1 ст. 21| |(плательщиков +————————————————————————————————————————————————+———————————+ |сборов) |Налогоплательщики вправе требовать |Подпункт 10| | |от должностных лиц не только налоговых органов,|п. 1 ст. 21| | |но и иных уполномоченных органов соблюдения | | | |законодательства о налогах и сборах | | | |при совершении ими действий в отношении | | | |налогоплательщиков | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налогоплательщик имеет право на соблюдение |Подпункт 13| | |и сохранение налоговой тайны. Ранее |п. 1 ст. 21| | |налогоплательщик имел право "требовать | | | |соблюдения налоговой тайны" | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налогоплательщик имеет право на возмещение |Подпункт 14| | |в полном объеме убытков, причиненных незаконными|п. 1 ст. 21| | |актами налоговых органов или незаконными | | | |действиями (бездействием) их должностных лиц. | | | |Ранее он мог требовать возмещения | | | |в установленном порядке | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налогоплательщики получили право участвовать |Подпункт 15| | |в процессе рассмотрения материалов налоговой |п. 1 ст. 21| | |проверки или иных актов налоговых органов | | | |в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Порядок обеспечения|Права плательщиков сборов, как |Пункт 2 | |и защиты прав |и налогоплательщиков, обеспечиваются |ст. 22 | |налогоплательщиков |соответствующими обязанностями должностных лиц | | |(плательщиков |налоговых органов и иных уполномоченных органов.| | |сборов) |Неисполнение или ненадлежащее исполнение | | | |обязанностей по обеспечению их прав влечет | | | |ответственность, предусмотренную федеральными | | | |законами | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Перечень |Налогоплательщики обязаны представлять |Подпункт 4 | |обязанностей |в налоговый орган по месту учета налоговые |п. 1 ст. 23| |налогоплательщиков |декларации (расчеты), если такая обязанность | | |(плательщиков |предусмотрена законодательством о налогах | | |сборов) |и сборах. Исключена фраза о том, что декларации | | | |представляются по тем налогам, которые | | | |налогоплательщики должны уплачивать | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налогоплательщики обязаны представлять по месту |Подпункт 5 | | |жительства индивидуального предпринимателя, |п. 1 ст. 23| | |нотариуса, занимающегося частной практикой, | | | |адвоката, учредившего адвокатский кабинет, | | | |по запросу налогового органа Книгу учета доходов| | | |и расходов и хозяйственных операций. | | | |Налогоплательщики должны подавать по месту | | | |нахождения организации бухгалтерскую отчетность | | | |в соответствии с требованиями, установленными | | | |Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за | | | |исключением случаев, когда организации, согласно| | | |указанному Федеральному закону, не обязаны вести| | | |бухгалтерский учет или освобождены от ведения | | | |бухгалтерского учета | | | +————————————————————————————————————————————————+ | | |Исключен подпункт, в соответствии с которым | | | |налогоплательщики обязаны представлять | | | |в налоговый орган необходимую информацию | | | |и документы в случаях и порядке, предусмотренном| | | |Налоговым кодексом | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налогоплательщики должны в течение четырех лет |Подпункт 8 | | |обеспечивать сохранность данных не только |п. 1 ст. 23| | |бухгалтерского, но и налогового учета, а также | | | |других документов, необходимых для исчисления | | | |и уплаты налогов, в том числе документов, | | | |подтверждающих получение доходов, осуществление | | | |расходов (для организаций и индивидуальных | | | |предпринимателей) и уплату (удержание) налогов | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Организации и индивидуальные предприниматели |Подпункт 1 | | |обязаны письменно сообщать в налоговый орган |п. 2 ст. 23| | |соответственно по месту нахождения организации, | | | |месту жительства индивидуального предпринимателя| | | |об открытии или закрытии счетов (лицевых | | | |счетов) — в течение семи дней со дня открытия | | | |(закрытия) таких счетов. Ранее этот срок | | | |составлял 10 дней. Индивидуальные | | | |предприниматели сообщают в налоговый орган | | | |о счетах, используемых в предпринимательской | | | |деятельности | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Уточнен порядок сообщения организациями |Подпункт 3 | | |информации обо всех обособленных подразделениях,|п. 2 ст. 23| | |созданных на территории Российской Федерации. | | | |Указанную информацию организации представляют | | | |в налоговый орган по месту своего нахождения | | | |в течение одного месяца со дня создания | | | |обособленного подразделения или прекращения | | | |деятельности организации через обособленное | | | |подразделение (закрытия обособленного | | | |подразделения) | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Организации письменно сообщают в налоговый орган|Подпункт 4 | | |соответственно по месту нахождения не только |п. 2 ст. 23| | |о реорганизации, но и о ликвидации организации | | | |в течение трех дней со дня принятия такого | | | |решения | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Нотариусы, занимающиеся частной практикой, |Пункт 3 | | |и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, |ст. 23 | | |письменно сообщают в налоговый орган по месту | | | |своего жительства об открытии (закрытии) счетов,| | | |предназначенных для ведения профессиональной | | | |деятельности | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Налоговые агенты |Обеспечение и защита прав налоговых агентов |Пункт 2 | | |осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ |ст. 24 | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые агенты письменно сообщают в налоговый |Подпункт 2 | | |орган по месту своего учета о невозможности |п. 3 ст. 23| | |удержать налог и о сумме задолженности | | | |налогоплательщика в течение одного месяца | | | |со дня, когда налоговому агенту стало известно | | | |о таких обстоятельствах | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые агенты ведут учет не только |Подпункт 3 | | |выплаченных, но и начисленных налогоплательщикам|п. 3 ст. 23| | |доходов, а также исчисленных, удержанных | | | |и перечисленных в бюджетную систему Российской | | | |Федерации налогов, в том числе по каждому | | | |налогоплательщику | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые агенты обязаны в течение четырех лет |Подпункт 5 | | |обеспечивать сохранность документов, необходимых|п. 3 ст. 23| | |для исчисления, удержания и перечисления налогов| | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Сборщики налогов |Статья 25 НК РФ "Сборщики налогов и (или) | | |и (или) сборов |сборов" признана утратившей силу | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Права налоговых |Статья изложена в новой редакции |Статья 31 | |органов +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы вправе требовать в соответствии|Подпункт 1 | | |с законодательством о налогах и сборах |п. 1 ст. 31| | |от плательщика сбора документы по формам, | | | |установленным государственными органами | | | |и органами местного самоуправления, служащие | | | |основаниями для исчисления и уплаты (удержания | | | |и перечисления) налогов, сборов, а также | | | |документы, подтверждающие правильность | | | |исчисления и своевременность уплаты (удержания | | | |и перечисления) налогов, сборов | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы могут производить выемку |Подпункт 3 | | |документов как у налогоплательщиков или |п. 1 ст. 31| | |налоговых агентов, так и у плательщиков сбора | | | |при проведении налоговых проверок в случаях, | | | |когда есть достаточные основания полагать, | | | |что эти документы будут уничтожены, сокрыты, | | | |изменены или заменены | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы вправе осматривать любые |Подпункт 6 | | |производственные, складские, торговые и иные |п. 1 ст. 31| | |помещения и территории, используемые | | | |налогоплательщиком для извлечения доходов либо | | | |связанные с содержанием объектов | | | |налогообложения, независимо от места | | | |их нахождения в порядке, предусмотренном ст. 92 | | | |НК РФ | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы вправе требовать устранения |Подпункт 8 | | |выявленных нарушений законодательства о налогах |п. 1 ст. 31| | |и сборах и контролировать выполнение указанных | | | |требований не только от налогоплательщиков, | | | |налоговых агентов и их представителей, | | | |но и от плательщиков сборов и их представителей | | | +————————————————————————————————————————————————+ | | |Норма, предусматривающая право налоговых органов| | | |контролировать соответствие крупных расходов | | | |физических лиц их доходам, исключена | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы вправе требовать от банков |Подпункт 10| | |документы, подтверждающие факт списания со |п. 1 ст. 31| | |счетов налогоплательщика, плательщика сбора или | | | |налогового агента и с корреспондентских счетов | | | |банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов | | | |и перечисления этих сумм в бюджетную систему | | | |Российской Федерации | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей|Подпункт 14| | |юрисдикции или арбитражные суды иски: |п. 1 ст. 31| | |— о взыскании недоимки, пеней и штрафов | | | |за налоговые правонарушения в случаях, | | | |предусмотренных НК РФ; | | | |— возмещении ущерба, причиненного государству | | | |и (или) муниципальному образованию вследствие | | | |неправомерных действий банка по списанию | | | |денежных средств со счета налогоплательщика | | | |после получения решения налогового органа | | | |о приостановлении операций, в результате которых| | | |стало невозможным взыскание налоговым органом | | | |недоимки, задолженности по пеням и штрафам | | | |с налогоплательщика в порядке, предусмотренном | | | |Налоговым кодексом; | | | |— досрочном расторжении договора | | | |об инвестиционном налоговом кредите; | | | |— в иных случаях, предусмотренных Налоговым | | | |кодексом | | | +————————————————————————————————————————————————+ | | |Норма, предусматривающая право налоговых органов| | | |создавать налоговые посты, исключена | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Обязанности |Статья изложена в новой редакции. Предложения, |Статья 32 | |налоговых органов |в которых упоминается слово "налогоплательщики",| | | |дополнены словами "плательщики сборов | | | |и налоговые агенты" | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы обязаны руководствоваться |Подпункт 5 | | |письменными разъяснениями Министерства финансов |п. 1 ст. 32| | |Российской Федерации по вопросам применения | | | |законодательства Российской Федерации о налогах | | | |и сборах | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы должны сообщать |Подпункт 6 | | |налогоплательщикам, плательщикам сборов |п. 1 ст. 32| | |и налоговым агентам при их постановке на учет | | | |в налоговых органах сведения о реквизитах | | | |соответствующих счетов Федерального | | | |казначейства, а также в порядке, определяемом | | | |федеральным органом исполнительной власти, | | | |уполномоченным по контролю и надзору | | | |в области налогов и сборов, доводить | | | |до налогоплательщиков, плательщиков сборов | | | |и налоговых агентов сведения об изменении | | | |реквизитов этих счетов и иные сведения, | | | |необходимые для заполнения поручений | | | |на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов| | | |в бюджетную систему Российской Федерации | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы направляют оформленные на |Подпункт 7 | | |основании решений о возврате налогоплательщику, |п. 1 ст. 32| | |плательщику сбора или налоговому агенту сумм | | | |излишне уплаченных или излишне взысканных | | | |налогов, сборов, пеней и штрафов поручения | | | |соответствующим территориальным органам | | | |Федерального казначейства для исполнения | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы обязаны не только соблюдать |Подпункт 8 | | |налоговую тайну, но и обеспечивать ее |п. 1 ст. 32| | |сохранность | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы должны представлять |Подпункт 10| | |налогоплательщику, плательщику сбора |п. 1 ст. 32| | |или налоговому агенту по его запросу справки | | | |о состоянии расчетов указанного лица по налогам | | | |и сборам, пеням и штрафам на основании данных | | | |налогового органа. Запрашиваемая справка | | | |представляется в течение пяти дней со дня | | | |поступления в налоговый орган соответствующего | | | |письменного запроса налогоплательщика, | | | |плательщика сбора или налогового агента | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы обязаны по заявлению |Подпункт 11| | |налогоплательщика, плательщика сбора или |п. 1 ст. 32| | |налогового агента проводить совместную сверку | | | |сумм уплаченных налогов и сборов, пеней | | | |и штрафов | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Налоговые органы по заявлению налогоплательщика,|Подпункт 12| | |плательщика сбора или налогового агента должны |п. 1 ст. 32| | |выдавать копии решений, принятых налоговым | | | |органом в отношении этого налогоплательщика, | | | |плательщика сбора или налогового агента | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Если в течение двух месяцев со дня истечения |Пункт 3 | | |срока исполнения требования об уплате налога |ст. 32 | | |(сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) | | | |полностью не погасил указанную в данном | | | |требовании недоимку, размеры которой позволяют | | | |предполагать факт совершения нарушения | | | |законодательства о налогах и сборах, содержащего| | | |признаки преступления, налоговые органы в | | | |течение десяти дней со дня выявления указанных | | | |обстоятельств направляют материалы в органы | | | |внутренних дел для решения вопроса о возбуждении| | | |уголовного дела | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Полномочия |Министерство финансов дает письменные |Статья 34.2| |финансовых органов |разъяснения налогоплательщикам, плательщикам | | |в области налогов |сборов и налоговым агентам. Финансовые органы | | |и сборов |субъектов РФ и муниципальных образований дают | | | |письменные разъяснения по вопросам применения | | | |соответственно законодательства субъектов | | | |Российской Федерации о налогах и сборах | | | |и нормативных правовых актов муниципальных | | | |образований. | | | |Кроме того, статья дополняется п. 3, согласно | | | |которому Минфин России, финансовые органы | | | |субъектов РФ и муниципальных образований дают | | | |письменные разъяснения в пределах своей | | | |компетенции в течение двух месяцев со дня | | | |поступления соответствующего запроса. По | | | |решению руководителя (заместителя руководителя) | | | |соответствующего финансового органа указанный | | | |срок может быть продлен, но не более чем на один| | | |месяц | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Объекты |В соответствии с новой редакцией объект |Пункт 1 | |налогообложения |налогообложения — это реализация товаров (работ,|ст. 38 | | |услуг), имущество, прибыль, доход, расход | | | |или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, | | | |количественную или физическую характеристику, | | | |с наличием которого законодательство о налогах | | | |и сборах связывает возникновение у | | | |налогоплательщика обязанности по уплате налога | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Момент прекращения |Со смертью налогоплательщика — физического лица |Подпункт 3 | |обязанности |или с признанием его умершим задолженность по |п. 3 ст. 44| |по уплате налога |имущественным налогам этого лица в соответствии| | |и (или) сбора |с гражданским законодательством Российской | | | |Федерации погашается наследниками в пределах | | | |стоимости наследственного имущества в порядке, | | | |установленном гражданским законодательством | | | |Российской Федерации для оплаты наследниками | | | |долгов наследодателя | | +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Исполнение |Взыскание налога в судебном порядке |Пункт 2 | |обязанности |производится: |ст. 45 | |по уплате налога |1) с организации, которой открыт лицевой счет; |(новая | | |2) в случае взыскания недоимки, числящейся более|редакция) | | |трех месяцев за организациями, являющимися | | | |в соответствии с гражданским законодательством | | | |Российской Федерации зависимыми (дочерними) | | | |обществами (предприятиями), с соответствующих | | | |основных (преобладающих, участвующих) обществ | | | |(предприятий) в случаях, когда на счета | | | |последних в банках поступает выручка | | | |за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых| | | |(дочерних) обществ (предприятий), а также | | | |за организациями, являющимися в соответствии | | | |с гражданским законодательством Российской | | | |Федерации основными (преобладающими, | | | |участвующими) обществами (товариществами, | | | |предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ | | | |(предприятий), когда на их счета в банках | | | |поступает выручка за реализуемые товары (работы,| | | |услуги) основных (преобладающих, участвующих) | | | |обществ (товариществ, предприятий); | | | |3) с организации или индивидуального | | | |предпринимателя, если обязанность по уплате | | | |налога основана на изменении налоговым органом | | | |юридической квалификации сделки, совершенной | | | |налогоплательщиком, или статуса и характера | | | |деятельности этого налогоплательщика | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Обязанность по уплате налога считается |Пункт 3 | | |исполненной налогоплательщиком: |ст. 45 | | |1) с момента предъявления в банк поручения | | | |на перечисление в бюджетную систему Российской | | | |Федерации на соответствующий счет Федерального | | | |казначейства денежных средств со счета | | | |налогоплательщика в банке при наличии на нем | | | |достаточного денежного остатка на день платежа; | | | |2) с момента отражения на лицевом счете | | | |организации, которой открыт лицевой счет, | | | |операции по перечислению соответствующих | | | |денежных средств в бюджетную систему Российской| | | |Федерации; | | | |3) со дня внесения физическим лицом в банк, | | | |кассу местной администрации либо организацию | | | |федеральной почтовой связи наличных денежных | | | |средств для их перечисления в бюджетную систему | | | |Российской Федерации на соответствующий счет | | | |Федерального казначейства; | | | |4) со дня вынесения налоговым органом | | | |в соответствии с Налоговым кодексом решения | | | |о зачете сумм излишне уплаченных или сумм | | | |излишне взысканных налогов, пеней, штрафов | | | |в счет исполнения обязанности по уплате | | | |соответствующего налога; | | | |5) со дня удержания сумм налога налоговым | | | |агентом, если обязанность по исчислению | | | |и удержанию налога из денежных средств | | | |налогоплательщика возложена в соответствии | | | |с Налоговым кодексом на налогового агента | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Обязанность по уплате налога не признается |Пункт 4 | | |исполненной в случае: |ст. 45 | | |1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком| | | |налогоплательщику неисполненного поручения | | | |на перечисление соответствующих денежных средств| | | |в бюджетную систему Российской Федерации; | | | |2) отзыва налогоплательщиком — организацией, | | | |которой открыт лицевой счет, или возврата | | | |территориальным органом Федерального | | | |казначейства (иным уполномоченным органом, | | | |осуществляющим открытие и ведение лицевых | | | |счетов) налогоплательщику неисполненного | | | |поручения на перечисление соответствующих | | | |денежных средств в бюджетную систему Российской | | | |Федерации; | | | |3) возврата местной администрацией либо | | | |организацией федеральной почтовой связи | | | |налогоплательщику — физическому лицу наличных | | | |денежных средств, принятых для их перечисления | | | |в бюджетную систему Российской Федерации; | | | |4) неправильного указания налогоплательщиком | | | |в поручении на перечисление суммы налога номера | | | |счета Федерального казначейства и наименования | | | |банка получателя, повлекшего неперечисление этой| | | |суммы в бюджетную систему Российской Федерации | | | |на соответствующий счет Федерального | | | |казначейства; | | | |5) если на день предъявления налогоплательщиком | | | |в банк (территориальный орган Федерального | | | |казначейства, иной уполномоченный орган, | | | |осуществляющий открытие и ведение лицевых | | | |счетов) поручения на перечисление денежных | | | |средств в счет уплаты налога этот | | | |налогоплательщик имеет иные неисполненные | | | |требования, предъявленные к его счету (лицевому| | | |счету), которые в соответствии с гражданским | | | |законодательством Российской Федерации | | | |исполняются в первоочередном порядке, и если | | | |на этом счете (лицевом счете) нет достаточного | | | |остатка для удовлетворения всех требований | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Обязанность по уплате налога исполняется |Пункт 5 | | |в валюте Российской Федерации (действующая |ст. 45 | | |до 1 января 2007 г. редакция ст. 45 допускает | | | |уплату налога в иностранной валюте) | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Поручение на перечисление налога в бюджетную |Пункт 7 | | |систему Российской Федерации на соответствующий |ст. 45 | | |счет Федерального казначейства заполняется | | | |налогоплательщиком в соответствии с правилами | | | |заполнения поручений. Указанные правила | | | |устанавливаются Министерством финансов | | | |Российской Федерации по согласованию | | | |с Центральным банком Российской Федерации. | | | |При обнаружении налогоплательщиком ошибки | | | |в оформлении поручения на перечисление налога, | | | |не повлекшей неперечисление этого налога | | | |в бюджетную систему Российской Федерации на | | | |соответствующий счет Федерального казначейства, | | | |налогоплательщик вправе подать в налоговый орган| | | |по месту учета заявление о допущенной ошибке с | | | |приложением документов, подтверждающих уплату им| | | |указанного налога и его перечисление в бюджетную| | | |систему Российской Федерации на соответствующий | | | |счет Федерального казначейства, с просьбой | | | |уточнить основание, тип и принадлежность | | | |платежа, налоговый период или статус | | | |плательщика. | | | |По предложению налогового органа | | | |или налогоплательщика может быть проведена | | | |совместная сверка уплаченных налогоплательщиком | | | |налогов. Результаты сверки оформляются актом, | | | |который подписывается налогоплательщиком | | | |и уполномоченным должностным лицом налогового | | | |органа. | | | |Налоговый орган вправе требовать от банка копию | | | |поручения налогоплательщика на перечисление | | | |налога в бюджетную систему Российской Федерации,| | | |оформленного налогоплательщиком на бумажном | | | |носителе. Банк обязан представить в налоговый | | | |орган копию указанного поручения в течение пяти | | | |дней со дня получения требования налогового | | | |органа. | | | |В случае, предусмотренном п. 7 ст. 45 Налогового| | | |кодекса, на основании заявления | | | |налогоплательщика и акта совместной сверки | | | |уплаченных налогоплательщиком налогов, если | | | |такая совместная сверка проводилась, налоговый | | | |орган принимает решение об уточнении платежа | | | |на день фактической уплаты налогоплательщиком | | | |налога в бюджетную систему Российской Федерации | | | |на соответствующий счет Федерального | | | |казначейства. При этом налоговый орган | | | |пересчитывает пени, начисленные на сумму налога,| | | |за период со дня фактической уплаты в бюджетную | | | |систему Российской Федерации на соответствующий | | | |счет Федерального казначейства до дня принятия | | | |налоговым органом решения об уточнении платежа | | | +————————————————————————————————————————————————+———————————+ | |Правила, предусмотренные в ст. 45 НК РФ, |Пункт 8 | | |применяются также в отношении сборов, пеней |ст. 45 | | |и распространяются на плательщиков сборов | | | |и налоговых агентов | | L———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————— (Продолжение см. "Российский налоговый курьер", 2006, N 18)
Подписано в печать 17.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |