|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
<Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"> (Начало) ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 17)
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 17
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2006 N 137-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ">
Нововведения затронули в первую очередь нормы НК РФ. Кроме этого, они коснулись отдельных положений Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Закон начинает действовать с 01.01.2007 за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Он внес серьезные изменения в часть первую НК РФ, которые направлены на повышение эффективности налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, обеспечение прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Законодатель устранил ряд пробелов в кодексе, поставил точки в спорных вопросах. Нововведения во второй части НК РФ большей частью носят технический характер (связаны с уточнением исчисления сроков).
Для удобства читателей основные изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом N 137-ФЗ, представлены в таблице.
——————————————————————T——————————————————————————————————————————¬ | Номер и название | Вносимые изменения | | статьи НК РФ | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ | Часть первая НК РФ | +—————————————————————T——————————————————————————————————————————+ |Статья 4. Нормативные|Уточнено, что Правительство РФ в | |правовые акты |пределах своей компетенции издает | |Правительства |нормативные правовые акты по вопросам, | |Российской Федерации,|связанным с налогообложением и сборами | |федеральных органов |(п. 1). | |исполнительной | | |власти, органов | | |исполнительной власти| | |субъектов Российской | | |Федерации, | | |исполнительных | | |органов местного | | |самоуправления о | | |налогах и сборах | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 5. Действие |Уточнено, что нормы данной статьи о | |актов |действии актов законодательства о налогах | |законодательства о |и сборах распространяются на нормативные | |налогах и сборах во |правовые акты о налогах и сборах | |времени |федеральных органов исполнительной | | |власти, органов исполнительной власти | | |субъектов РФ, органов местного | | |самоуправления (п. 5). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 6. |Расширен перечень причин, по которым | |Несоответствие |нормативные правовые акты о налогах и | |нормативных правовых |сборах признаются не соответствующими НК | |актов о налогах и |РФ, в части введения ими обязанностей, не | |сборах настоящему |предусмотренных НК РФ (пп. 3 п. 1). | |Кодексу | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 6.1. Порядок |Расширен перечень критериев, | |исчисления сроков, |определяющих сроки, установленные | |установленных |законодательством о налогах и сборах, в | |законодательством о |части указания на действие, которое | |налогах и сборах |должно быть совершено (п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан порядок исчисления срока, | | |определенного днями (п. 6). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 9. Участники |Сокращен перечень участников отношений, | |отношений, |регулируемых законодательством о налогах | |регулируемых |и сборах, в части сборщиков налогов и | |законодательством о |сборов и органов ГВБФ (п. п. 5, 7). | |налогах и сборах | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 11. Институты,|Указано, что понятийный аппарат данной | |понятия и термины, |статьи распространяется на все акты | |используемые в |законодательства о налогах и сборах | |настоящем Кодексе |(абз. 1 п. 2). | | |Уточнены понятия: | | |— "организация" (абз. 2 п. 2); | | |— "индивидуальный предприниматель" (из | | |него исключены частные нотариусы, | | |адвокаты, учредившие адвокатские | | |кабинеты; включены главы крестьянских | | |(фермерских) хозяйств) (абз. 4 п. 2); | | |— "счета (счет)" (абз. 10 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Даны понятия: | | |— "лицевые счета" (абз. 11 п. 2); | | |— "счета Федерального казначейства" | | |(абз. 12 п. 2); | | |— "учетная политика для целей | | |налогообложения" (абз. 22 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Исключены понятия: | | |— "физические лица" (абз. 5 п. 2); | | |— "бюджеты (бюджет)" (абз. 7 п. 2); | | |— "внебюджетные фонды" (абз. 8 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано, что при отсутствии у | | |физического лица места жительства на | | |территории РФ оно может определяться по | | |месту пребывания физического лица | | |(абз. 19 п. 2). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 21. Права |В перечень прав налогоплательщиков | |налогоплательщиков |включено право на участие в процессе | |(плательщиков сборов)|рассмотрения материалов налоговой | | |проверки или иных актов налоговых | | |органов (абз. 15 п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 23. |Уточнена обязанность индивидуальных | |Обязанности |предпринимателей и других лиц | |налогоплательщиков |представлять по запросу налогового | |(плательщиков сборов)|органа книгу учета доходов и расходов и | | |хозяйственных операций (пп. 5 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано, в каких случаях организация | | |вправе не представлять бухгалтерскую | | |отчетность (пп. 5 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Расширен перечень обязанностей | | |налогоплательщиков в части: | | |— обеспечения сохранности данных | | |налогового учета (пп. 8 п. 1); | | |— сообщения в налоговый орган о | | |ликвидации организации (в течение трех | | |дней со дня принятия решения о | | |ликвидации) (пп. 4 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнена обязанность | | |налогоплательщиков — организаций и | | |индивидуальных предпринимателей | | |письменно сообщить в налоговый орган об | | |открытии или закрытии не только счетов, | | |но и лицевых счетов. Сокращен срок | | |исполнения данных обязанностей (пп. 1 | | |п. 2). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 24. Налоговые |Указан момент исчисления срока, в | |агенты |течение которого налоговый агент обязан | | |письменно сообщить в налоговый орган о | | |невозможности удержать налог с | | |налогоплательщика (пп. 2 п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан срок, в течение которого | | |налоговые агенты обязаны обеспечивать | | |сохранность документов, необходимых для | | |исчисления, удержания и перечисления | | |налогов (пп. 5 п. 3). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 25. Сборщики |Утратила силу в связи с упразднением | |налогов и (или) |института сборщиков налогов. | |сборов | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 31. Права |Уточнено, что права налоговых органов | |налоговых органов |распространяются на плательщиков сборов | | |(пп. 1, 3, 8 п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 32. |Уточнены обязанности налоговых органов. | |Обязанности налоговых|Они обязаны: | |органов |— руководствоваться письменными | | |разъяснениями Минфина России по вопросам | | |применения законодательства о налогах и | | |сборах (пп. 5 п. 1); | | |— сообщать налогоплательщикам, | | |плательщикам сборов, налоговым агентам | | |при их постановке на учет в налоговых | | |органах сведения о реквизитах | | |соответствующих счетов Федерального | | |казначейства, доводить до них сведения | | |об изменении реквизитов этих счетов и | | |иные сведения (пп. 6 п. 1); | | |— представлять налогоплательщику, | | |плательщику сборов, налоговому агенту | | |справку о состоянии его расчетов по | | |налогам, сборам, пеням, штрафам (пп. 10 | | |п. 1); | | |— осуществлять по заявлению | | |налогоплательщика, плательщика сбора, | | |налогового агента совместную сверку сумм | | |уплаченных налогов, сборов, пеней, | | |штрафов (пп. 11 п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 34.2. |Указан срок, в течение которого | |Полномочия финансовых|финансовые органы дают письменные | |органов в области |разъяснения по запросам (п. 3). | |налогов и сборов | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 35. |Уточнено, что налоговые и таможенные | |Ответственность |органы несут ответственность за убытки, | |налоговых органов, |причиненные также плательщикам сборов и | |таможенных органов, а|налоговым агентам (п. 1). | |также их должностных | | |лиц | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 37. |Уточнено, что органы внутренних дел | |Ответственность |несут ответственность за убытки, | |органов внутренних |причиненные также плательщикам сборов и | |дел и их должностных |налоговым агентам (п. 1). | |лиц | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 38. Объект |Уточнено понятие объекта налогообложения | |налогообложения |(п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 45. Исполнение|Указаны случаи, когда взыскание налога | |обязанности по уплате|производится в судебном порядке (п. 2). | |налога или сбора |Уточнено, когда: | | |— обязанность по уплате налога считается | | |исполненной налогоплательщиком (п. 3); | | |— обязанность по уплате налога не | | |считается исполненной налогоплательщиком | | |(п. 4). | | |Указан механизм исправления ошибок в | | |оформлении поручения на перечисление | | |налога, не повлекших неперечисление | | |налога в бюджетную систему РФ на | | |соответствующие счета Федерального | | |казначейства (п. 7). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 46. Взыскание |Уточнен предельный срок, по истечении | |налога, сбора, а |которого принимается решение о взыскании | |также пеней, штрафа |налога (абз. 1 п. 3). | |за счет денежных +——————————————————————————————————————————+ |средств на счетах |Уточнен срок, в течение которого до | |налогоплательщика |сведения налогоплательщика (налогового | |(плательщика |агента) доводится решение о взыскании | |сборов) — |налога (абз. 3 п. 3). | |организации, | | |индивидуального +——————————————————————————————————————————+ |предпринимателя или |Указана очередность взыскания налога с | |налогового агента — |рублевых и валютных счетов | |организации, |налогоплательщика (налогового агента) | |индивидуального |(абз. 2 п. 5). | |предпринимателя в | | |банках | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 47. Взыскание |Указан период, в течение которого | |налога, сбора, а |принимается решение о взыскании налога | |также пеней и штрафов|за счет имущества налогоплательщика | |за счет иного |(налогового агента) — организации или | |имущества |индивидуального предпринимателя | |налогоплательщика |(абз. 3 п. 1). | |(налогового агента) —+——————————————————————————————————————————+ |организации, |Уточнено имущество налогоплательщика | |индивидуального |(налогового агента) — организации или | |предпринимателя |индивидуального предпринимателя, за счет | | |которого в первую очередь производится | | |взыскание налога (пп. 1 п. 5). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 48. Взыскание |Указано, что пропущенный налоговым | |налога, сбора, пеней |(таможенным) органом по уважительной | |и штрафов за счет |причине срок подачи заявления о | |имущества |взыскании налога за счет имущества | |налогоплательщика |налогоплательщика — физического лица, | |(плательщика |не являющегося индивидуальным | |сборов) — физического|предпринимателем, может быть | |лица, не являющегося |восстановлен судом (п. 2). | |индивидуальным | | |предпринимателем | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 50. Исполнение|Уточнено, что сумма пеней, штрафов, | |обязанности по уплате|излишне уплаченная юридическим лицом | |налогов и сборов |или излишне взысканная до его | |(пеней, штрафов) при |реорганизации, подлежит зачету | |реорганизации |налоговым органом в счет исполнения | |юридического лица |правопреемником обязанности | | |реорганизованного юридического лица | | |(абз. 1 п. 10). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 54. Общие |Указано, что правила п. п. 1, 2 данной | |вопросы исчисления |статьи, касающиеся исчисления налоговой | |налоговой базы |базы по итогам налогового периода, в | | |том числе перерасчета налоговой базы и | | |суммы налога, при обнаружении ошибок | | |(искажений) в исчислении налоговой | | |базы, распространяются и на налоговых | | |агентов (п. 3). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 58. Порядок |Указан порядок уплаты авансовых платежей | |уплаты налогов и |(п. 3). | |сборов |Указан порядок действий местной | | |администрации и организации федеральной | | |почтовой связи в случае, если через них | | |налогоплательщики (налоговые агенты), | | |являющиеся физическими лицами, | | |уплачивают налоги (п. 4). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан срок уплаты налога | | |налогоплательщиком при получении | | |налогового уведомления (п. 6). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что правила, предусмотренные | | |данной статьей, применяются в отношении | | |порядка уплаты пеней и штрафов (п. 7). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указаны нормы, которые применяются и для | | |уплаты авансовых платежей (п. 8). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 59. Списание |Указано, что нормы данной статьи | |безнадежных долгов по|применяются и при списании безнадежной | |налогам и сборам |задолженности по штрафам (п. 2). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 60. |Уточнены обязанности банков по | |Обязанности банков по|исполнению поручений на перечисление | |исполнению поручений |налогов и сборов. | |на перечисление | | |налогов и сборов | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 61. Общие |Из статьи и ее названия исключено | |условия изменения |упоминание о возможности изменения срока | |срока уплаты налога и|уплаты пени. | |сбора +——————————————————————————————————————————+ | |Исключено условие о том, что изменение | | |срока уплаты налога и сбора допускается | | |в пределах лимитов предоставления | | |отсрочек, рассрочек (п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что срок уплаты госпошлины | | |изменяется с учетом особенностей, | | |предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Исключено указание на то, что изменение | | |срока уплаты налога может осуществляться | | |в форме налогового кредита (п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Исключено указание на то, что правила, | | |предусмотренные данной главой, | | |применяются также в отношении изменения | | |срока уплаты налога в ГВБФ (п. 7). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 64. Порядок и |Увеличен предельный срок отсрочки или | |условия |рассрочки по уплате налога (п. 1). | |предоставления +——————————————————————————————————————————+ |отсрочки или |Расширен перечень оснований для | |рассрочки по уплате |предоставления отсрочки (рассрочки) | |налога и сбора |налогоплательщикам, в отношении которых | | |осуществляются процедуры финансового | | |оздоровления (пп. 3 п. 2). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 65. Порядок и |Утратила силу. | |условия | | |предоставления | | |налогового кредита | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 69. Требование|Введен срок исполнения требования об | |об уплате налога и |уплате налога | |сбора |(абз. 3 п. 4). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что нормы статьи применяются | | |также к требованиям об уплате штрафов | | |(п. 8). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 70. Сроки |Уточнен момент, с которого исчисляется | |направления |трехмесячный срок направления | |требования об уплате |налогоплательщику требования об уплате | |налога и сбора |налога (абз. 1 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено: действие статьи | | |распространяется также на сроки | | |направления требования об уплате пеней и | | |штрафов (п. 3). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 72. Способы |Исключено указание на то, что правила, | |обеспечения |предусмотренные гл. 11 "Способы | |исполнения |обеспечения обязанностей по уплате | |обязанности по уплате|налогов и сборов" НК РФ, применяются | |налогов и сборов |также в отношении способа обеспечения | | |исполнения обязательств по уплате | | |налогов в ГВБФ (п. 3). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 75. Пеня |Указаны случаи принудительного взыскания | | |пеней с организаций и индивидуальных | | |предпринимателей в судебном порядке | | |(абз. 3 п. 6). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано: пени не начисляются на сумму | | |недоимки, которая образовалась у | | |налогоплательщика (плательщика сбора, | | |налогового агента) в результате | | |выполнения им письменных разъяснений | | |финансовых, налоговых или иных | | |уполномоченных ведомств, данных ему либо | | |неопределенному кругу лиц (п. 8). | | |Аналогичная поправка внесена в ст. 111 | | |НК РФ. | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 76. |Сокращен срок непредставления | |Приостановление |налогоплательщиком налоговой декларации | |операций по счетам в |в установленный срок, по истечении | |банках организаций и |которого налоговый орган получает право | |индивидуальных |на приостановление операций по счету | |предпринимателей |налогоплательщика (п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан механизм досрочной отмены | | |приостановления операций по счетам, если | | |остаток денежных средств на счетах | | |превышает сумму, подлежащую уплате | | |налогоплательщиком (п. 9). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 77. Арест |Уточнено, что арест имущества | |имущества |применяется в качестве способа | | |обеспечения исполнения решения о | | |взыскании также пеней и штрафов. | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 78. Зачет или |Уточнено: нормы этой статьи также | |возврат сумм излишне |регулируют зачет или возврат сумм | |уплаченных налога, |излишне уплаченных штрафов. | |сбора, пеней, штрафа +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что сумма излишне уплаченного | | |налога подлежит зачету также в счет | | |задолженности по пеням и штрафам за | | |налоговые правонарушения (абз. 1 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Сокращен срок, в течение которого | | |налоговый орган обязан сообщить | | |налогоплательщику о каждом ставшем | | |известном налоговому органу факте | | |излишней уплаты суммы налога | | |(абз. 1 п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано, что при обнаружении фактов, | | |свидетельствующих о возможной излишней | | |уплате налога, совместная сверка | | |расчетов может быть проведена и по | | |предложению налогоплательщика. Сверку | | |можно произвести не только по налогам, | | |но и по сборам, пеням, штрафам (абз. 2 | | |п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнен срок, в течение которого | | |налоговый орган принимает решение о | | |зачете суммы излишне уплаченного налога | | |в счет предстоящих платежей | | |налогоплательщика (абз. 2 п. 4). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан срок, в течение которого | | |налоговым органом принимается решение о | | |зачете суммы излишне уплаченного налога | | |в счет погашения недоимки по иным | | |налогам, задолженности по пеням и (или) | | |штрафам (абз. 2 п. 5). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено: в течение трех лет со дня | | |излишней уплаты налога может быть подано | | |заявление о зачете переплаты (п. 7). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнен срок, в течение которого | | |налоговый орган обязан сообщить в | | |письменной форме налогоплательщику о | | |принятом решении о зачете (возврате) | | |излишне уплаченного налога или решении | | |об отказе в этом (абз. 1 п. 9). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что правила данной статьи | | |применяются также в отношении излишне | | |уплаченных сумм штрафов (п. 14). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Исключено положение, согласно которому | | |нормы данной статьи применяются также | | |при зачете или возврате излишне | | |уплаченных сумм налога, поступающих в | | |ГВБФ (п. 13). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 79. Возврат |Сокращены сроки, в течение которых | |сумм излишне |налоговый орган: | |взысканных налога, |— принимает решение о возврате сумм | |сбора, пеней и штрафа|излишне взысканного налога (с двух | | |недель до 10 дней) (абз. 1 п. 2); | | |— установив факт излишнего взыскания | | |налога, обязан сообщить об этом | | |налогоплательщику (с одного месяца до 10 | | |дней) (абз. 1 п. 4). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что правила, установленные | | |данной статьей, применяются также в | | |отношении зачета или возврата излишне | | |уплаченных сумм штрафов (п. 9). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 80. Налоговая |Уточнено понятие "налоговая декларация". | |декларация |Даны понятия "расчет авансового | | |платежа", "расчет сбора" (п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано, какие налогоплательщики вправе | | |не представлять в налоговые органы | | |декларации (расчеты) (абз. 1 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано, в каких случаях можно | | |представлять налоговую декларацию по | | |упрощенной форме (абз. 2 п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указаны налогоплательщики, | | |представляющие налоговые декларации | | |(расчеты) в налоговый орган в | | |электронном виде (абз. 2 п. 3). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 81. Внесение |Указано, что когда выявленные | |изменений в налоговую|налогоплательщиком в декларации ошибки | |декларацию |не приводят к занижению суммы налога, | | |подлежащей оплате, он вправе подать | | |уточненную налоговую декларацию. | | |Уточненная налоговая декларация, сданная | | |по истечении срока подачи декларации, не | | |признается представленной с нарушением | | |срока (абз. 2 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Смягчены условия, при соблюдении которых | | |налогоплательщик освобождается | | |от ответственности, если уточненная | | |налоговая декларация представлена им в | | |налоговый орган по истечении сроков | | |подачи декларации и уплаты налога (п. 4). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что нормы статьи применяются | | |также в отношении плательщиков сборов и | | |налоговых агентов (абз. 3 п. 6, п. 7). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 82. Общие |Определено содержание налогового | |положения о налоговом|контроля (п. 1). | |контроле | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 83. Учет |Уточнен порядок постановки на учет | |организаций и |организации при осуществлении ею | |физических лиц |деятельности в РФ через обособленное | | |подразделение (п. 4). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 84. Порядок |Уточнен период, в течение которого | |постановки на учет и |налоговый орган по заявлению организации | |снятия с учета |снимает ее с учета по месту нахождения | |организаций и |обособленного подразделения в случае | |физических лиц. |принятия ею решения о прекращении | |Идентификационный |деятельности (закрытии) своего | |номер |обособленного подразделения (п. 5). | |налогоплательщика | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 87. Налоговые |Исключены общие нормы, касающиеся | |проверки |проведения повторных и встречных | | |проверок, а также охвата налоговой | | |проверкой периодов деятельности | | |проверяемого лица. Данные нормы отражены | | |в ст. 89 НК РФ. | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 88. |Предусмотрена возможность установления | |Камеральная налоговая|законодательством о налогах и сборах | |проверка |иных сроков проведения камеральных | | |проверок, кроме трех месяцев (п. 2). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан срок, в течение которого | | |налогоплательщик должен дать пояснения | | |или внести соответствующие исправления в | | |документы в случае выявления налоговым | | |органом ошибок в декларации (расчете) | | |или противоречий в иных документах (п. 3).| | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано на обязательное составление | | |акта, если по результатам камеральной | | |налоговой проверки выявлен факт | | |совершения налогового правонарушения или | | |иного нарушения законодательства о | | |налогах и сборах (п. 5). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указано: налоговый орган при камеральной | | |налоговой проверке не вправе требовать | | |от налогоплательщика дополнительные | | |сведения и документы, кроме | | |исключительных случаев (п. 7). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 89. Выездная |Уточнено место проведения выездной | |налоговая проверка |налоговой проверки в случае, если у | | |налогоплательщика отсутствует | | |возможность предоставить помещение для | | |ее проведения (п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указан порядок вынесения решения о | | |проведении налоговой проверки и его | | |содержание (п. 2). | | |Уточнены правила проведения выездных | | |налоговых проверок (п. 5). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнен срок, на который может быть | | |продлена выездная налоговая проверка | | |(п. 6). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнен порядок проведения проверки | | |деятельности филиалов и | | |представительств налогоплательщика в | | |рамках выездной налоговой проверки (п. 7).| | +——————————————————————————————————————————+ | |Определены порядок и основания | | |приостановления проведения выездной | | |налоговой проверки руководителем | | |(заместителем руководителя) налогового | | |органа (п. 9). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 93. |Указано, как проверяемое лицо должно | |Истребование |заверять копии документов, истребованных | |документов при |налоговым органом, проводящим налоговую | |проведении налоговой |проверку (п. 2). | |проверки +——————————————————————————————————————————+ | |Увеличен срок представления проверяемым | | |лицом документов, истребованных в ходе | | |налоговой проверки (п. 3). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнено, что выемка документов | | |налоговым органом, проводящим налоговую | | |проверку, производится и в случае | | |непредставления проверяемым лицом | | |запрошенных документов (п. 4). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 93.1. |Указан порядок истребования документов | |Истребование |(информации) о налогоплательщике, | |документов |плательщике сборов и налоговом агенте | |(информации) о |или информации о конкретных сделках у | |налогоплательщике, |участников этих сделок и иных лиц. | |плательщике сборов и | | |налоговом агенте или | | |информации о | | |конкретных сделках | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 94. Выемка |Уточнен порядок изъятия документов | |документов и |(п. 9). | |предметов | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 100. |Указаны основные реквизиты акта | |Оформление |налоговой проверки (п. 3). | |результатов налоговой+——————————————————————————————————————————+ |проверки |Увеличен срок представления лицом, в | | |отношении которого проводилась проверка | | |(его представителя), возражений по акту | | |налоговой проверки с 14 до 15 дней | | |(п. 6). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 100.1. Порядок|Указан порядок рассмотрения дел о | |рассмотрения дел о |налоговых правонарушениях. | |налоговых | | |правонарушениях | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 101. Вынесение|Уточнено, что руководитель (заместитель | |решения по |руководителя) налогового органа должен | |результатам |рассматривать акт налоговой проверки и | |рассмотрения |другие материалы налоговой проверки | |материалов налоговой |только в случае, если в ходе проверки | |проверки |были обнаружены нарушения | | |законодательства о налогах и сборах. | | |Уточнен срок рассмотрения руководителем | | |(заместителем руководителя) налогового | | |органа данных документов, включая | | |возражения налогоплательщика (п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указаны действия руководителя | | |(заместителя руководителя) налогового | | |органа, например, его обязанности перед | | |рассмотрением материалов налоговой | | |проверки по существу (п. п. 2 — 6). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнены сведения, указываемые в решении | | |о привлечении к ответственности за | | |совершение налогового правонарушения | | |(п. 8). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Установлены обеспечительные меры (п. 10). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Определено, что налоговый орган по | | |просьбе лица, в отношении которого было | | |вынесено решение о принятии | | |обеспечительных мер, может заменить эти | | |меры (п. 11). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Указаны условия, при соблюдении которых | | |налоговый орган не вправе отказать | | |налогоплательщику в замене | | |обеспечительных мер (п. 12). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Уточнены последствия несоблюдения | | |требований к процедуре рассмотрения | | |материалов налоговой проверки (п. 14). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 101.1. |Утратила силу. | |Производство по делу | | |о предусмотренных | | |настоящим Кодексом | | |нарушениях | | |законодательства о | | |налогах и сборах, | | |совершенных лицами, | | |не являющимися | | |налогоплательщиками, | | |плательщиками сбора | | |или налоговыми | | |агентами | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 101.2. Порядок|Указан порядок обжалования решения | |обжалования решения |налогового органа о привлечении к | |налогового органа о |ответственности за совершение | |привлечении к |налогового правонарушения или решения | |ответственности за |об отказе в привлечении к | |совершение налогового|ответственности за совершение | |правонарушения или |налогового правонарушения. | |решения об отказе в | | |привлечении к | | |ответственности за | | |совершение налогового| | |правонарушения | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 101.3. |Указан порядок исполнения решения | |Исполнение решения |налогового органа о привлечении к | |налогового органа о |ответственности за совершение | |привлечении к |налогового правонарушения или решения | |ответственности за |об отказе в привлечении к | |совершение налогового|ответственности за совершение | |правонарушения или |налогового правонарушения. | |решения об отказе в | | |привлечении к | | |ответственности за | | |совершение налогового| | |правонарушения | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 101.4. |Указан порядок проведения производства | |Производство по делу |по делу о предусмотренных НК РФ | |о предусмотренных |налоговых правонарушениях. | |настоящим Кодексом | | |налоговых | | |правонарушениях | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 103.1. |Утратила силу. | |Взыскание налоговой | | |санкции на основании | | |решения налогового | | |органа | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 111. |Уточнено, когда выполнение | |Обстоятельства, |налогоплательщиком (плательщиком сбора, | |исключающие вину лица|налоговым агентом) письменных | |в совершении |разъяснений финансового, налогового и | |налогового |иных уполномоченных ведомств исключает | |правонарушения |вину лица в совершении налогового | | |правонарушения (пп. 3 п. 1). | | +——————————————————————————————————————————+ | |Открыт перечень обстоятельств, | | |исключающих вину лица в совершении | | |налогового правонарушения (пп. 4 п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 112. |Перечень обстоятельств, смягчающих | |Обстоятельства, |ответственность за совершение | |смягчающие и |налогового правонарушения, дополнен | |отягчающие |нормой о тяжелом материальном положении | |ответственность за |физического лица (пп. 2.1 п. 1). | |совершение налогового| | |правонарушения | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 113. Срок |Указан момент, которым заканчивается | |давности привлечения |течение срока исковой давности (п. 1). | |к ответственности за +——————————————————————————————————————————+ |совершение налогового|Указано, когда приостанавливается | |правонарушения |течение срока давности привлечения к | | |ответственности (п. 1.1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 117. Уклонение|Уточнен срок, за превышение которого | |от постановки на учет|при ведении деятельности организацией | |в налоговом органе |или индивидуальным предпринимателем без | | |постановки на учет в налоговом органе | | |предусмотрена ответственность. | | |Указана минимальная сумма штрафа за | | |совершение этого налогового | | |правонарушения (п. 2). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 122. Неуплата |Действие статьи распространено на | |или неполная уплата |сборы. | |сумм налога (сбора) | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 126. |Уточнено, что для плательщиков сборов | |Непредставление |непредставление в установленный срок в | |налоговому органу |налоговые органы документов и (или) иных | |сведений, необходимых|сведений является налоговым | |для осуществления |правонарушением, за которое предусмотрена | |налогового контроля |ответственность (п. 1). | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 129.2. |Установлена ответственность за | |Нарушение порядка |нарушение порядка регистрации объектов | |регистрации объектов |игорного бизнеса. | |игорного бизнеса | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 130. Состав |Утратила силу. | |издержек, связанных с| | |осуществлением | | |налогового контроля | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Статья 140. |Указаны виды решений, принимаемых | |Рассмотрение жалобы |вышестоящим налоговым органом по итогам | |вышестоящим налоговым|рассмотрения апелляционной жалобы (п. 2 | |органом или |ч. 2). | |вышестоящим | | |должностным лицом | | L—————————————————————+——————————————————————————————————————————— Устранение дисбаланса во взаимоотношениях налогового и финансового ведомств
Согласно п. 2 Положения о федеральной налоговой службе <1> ФНС находится в ведении Министерства финансов, то есть налоговики должны подчиняться финансовому ведомству. Но на практике это не так, о чем свидетельствует комментирование налоговиками точки зрения финансистов, официальные споры между ними по налогообложению. Источник противоречий в том, что налоговая служба до сих пор считает себя главной фигурой в вопросах контроля применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. ————————————————————————————————<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
До вступления в силу указанного документа в сфере налогообложения налоговики не подчинялись финансистам. Их полномочия распределялись так: - Минфин обеспечивал проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координировал деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти; - МНС осуществляло контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками. Таким образом, ранее вопросами исполнения законодательства о налогах и сборах занималось налоговое ведомство. Налогоплательщики руководствовались письмами финансистов, если они не противоречили мнению налоговиков или официальная позиция налоговой службы отсутствовала. После того как налоговики стали подчиняться Минфину, ситуация изменилась, но ненамного. В настоящее время ФНС по большей части независима от финансовой службы: - оценивает письма Минфина. Например, в Письме ФНС России от 02.08.2005 N 01-2-02/1086 говорится: с данной позицией Минфина России ФНС России в целом согласна. Вместе с тем ФНС России считает...; - указывает финансовому ведомству на выявленные в его позиции ошибки. Ярким примером служит спор по поводу последствий для налогоплательщика неправильного оформления платежного поручения на перечисление налога. В Письме ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367 указано: в отношении Письма Минфина России от 1 марта 2005 г. N 03-02-07/1-54 Федеральной налоговой службой Российской Федерации в адрес Минфина России направлено Письмо N 10-1-06/1254 от 17.03.2005 о несогласии с позицией, изложенной в Письме, поскольку она противоречит налоговому законодательству. По существу, это превышение налоговиками своих полномочий. Наличие по одному вопросу у финансового и налогового ведомств разных позиций, когда мнение подчиненного (ФНС) доминирует в силу того, что налоговые инспекции руководствуются письмами, вышедшими из-под пера налогового ведомства, противоречит утвержденной правительством системе взаимоотношений в сфере налогообложения, дестабилизирует ее, вызывает сложности у налогоплательщиков в применении законодательства о налогах и сборах. Для того чтобы налоговики не превышали своих полномочий, законодатель уточнил ст. 32 НК РФ, расширив перечень их обязанностей, - они должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина. ФНС придется пересмотреть свою точку зрения по тем вопросам, по которым она были не согласна с финансистами, и отменить действие некоторых писем.
Ограничение по начислению пеней
В какой мере налогоплательщик должен отвечать за ошибочные разъяснения фискальными ведомствами вопросов налогообложения? Законодатель рассмотрел эту ситуацию и внес некоторые изменения в пользу налогоплательщика. НК РФ предусмотрено, что финансовое и налоговое ведомства дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Практика показала, что разъяснения финансовых ведомств могут отличаться от тех, что даны налоговиками. Кроме того, одно ведомство может выпустить различные рекомендации по одному вопросу, разъяснения фискальных ведомств могут противоречить законодательству, а фискальная позиция вследствие влияния арбитражной практики или иных причин может измениться. Такие факторы негативно сказываются на расчете налогоплательщиком суммы налога. То есть, если он будет руководствоваться письмом финансового или налогового ведомства, это не гарантирует правильности его действий, а также того, что налоговая инспекция сочтет их правомерными. Подпунктом 3 п. 1 ст. 111 НК РФ признано, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений этих ведомств, данных в пределах их компетенции, освобождает налогоплательщика от ответственности. В то же время при возникновении недоимки по налогу в соответствии с НК РФ ему будут начислены пени. Пунктом 1 ст. 75 НК РФ дано понятие пеней. Под ними подразумевается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должен выплатить вследствие уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Действующей редакцией данной статьи предусмотрены только две причины непогашения недоимки, дающие право не платить пени: приостановление операций налогоплательщика в банке по решению суда или налогового органа или наложение ареста на его имущество. Это ставит налогоплательщика в невыгодное положение, когда он руководствуется разъяснениями фискальных ведомств. Неужели он должен отвечать за их ошибки, уплачивая пени? Законодатель обратил внимание на данную ситуацию и внес поправки в ст. 75 НК РФ, освободив налогоплательщика от уплаты пеней в случае выполнения им письменных разъяснений фискальных и иных уполномоченных ведомств, предназначенных для него либо для неопределенного круга лиц.
Порядок сдачи отчетности в налоговые органы
Федеральным законом N 137-ФЗ внесены изменения в статьи, посвященные порядку сдачи отчетности в налоговые органы. В частности, в новой редакции изложена ст. 80 НК РФ, в ч. 3 которой указано: налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что абз. 1 повторяет старое положение этого Закона. В связи с этим в спорах налогоплательщиков и налоговых органов о необходимости представления дополнительно к отчетности на бумажных носителях еще и дискеты Федеральный закон N 137-ФЗ ничего не изменил. Однако, несмотря на это мы считаем необходимым еще раз напомнить нашим читателям о сущности этих споров и проанализировать позиции сторон, но об этом чуть позже. А сейчас мы остановимся на нововведениях, которые напрямую затронут порядок представления отчетности налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек. В полной мере эта норма начнет действовать с 1 января 2008 г. Дело в том, что законодатель предусмотрел особый порядок ее ввода в действие. В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона N 101-ФЗ абз. 2 п. 3 ст. 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) применяется до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек. Следовательно, в течение 2007 г. сдавать отчетность в электронном виде будут обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 г. превысит 250 человек, а не 100, как указано в новой редакции п. 3 ст. 80 НК РФ. Рассмотрим требования налоговых органов дублировать информацию с бумажных форм отчетности на дискету. Как показывает практика, многие налоговые органы отказывают налогоплательщику в принятии отчетности без дискеты. Правомочны ли эти требования? При принятии от налогоплательщиков налоговой отчетности налоговые органы пользуются Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности (далее - Регламент), утвержденным Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, действующим в редакции Приказа МНС России от 15.09.2004 N САЭ-3-03/497@. В соответствии с этим документом налоговые декларации и бухгалтерская отчетность в налоговые органы могут представляться: - на бумажных носителях; - в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; - в электронном виде на электронных носителях записи. При этом только первые два способа соответствуют предусмотренному законодательством порядку. В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 80 НК РФ финансовое ведомство правомочно устанавливать порядок представления налоговых деклараций в электронном виде. Таким образом, на первый взгляд, в установлении порядка сдачи отчетности на электронных носителях нет ничего противозаконного. Однако только на первый взгляд. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на то, что п. 1.3 Регламента практически дословно повторяет вышеприведенную норму, дальнейший анализ документа показывает, что налоговые органы в стремлении максимально автоматизировать процесс ввода данных в своих внутренних документах идут по пути не выполнения закона, а практического внедрения своего видения процесса принятия отчетности, и лишь потом пытаются "подтянуть" законодательство под созданную их внутренними документами систему. Выделенный нами союз "или" говорит о том, что НК РФ не предусматривает обязанности одновременного представления налогоплательщиками отчетности на бумажном носителе и в электронном виде. Кроме того, абз. 5 п. 2 ст. 80 НК РФ делегирует финансовому ведомству лишь полномочия по установлению порядка представления в электронном виде налоговых деклараций. Установление такого порядка в отношении бухгалтерской отчетности является явным превышением фискалами своих полномочий. Необходимо четко уяснить, что налоговые органы всего лишь пользователи бухгалтерской отчетности, и устанавливать порядок ее представления они не вправе. В связи с тем что бухгалтерское законодательство также не предусматривает обязанности одновременного представления отчетности на бумажном и электронном носителях, данное требование незаконно. В Регламенте порядку представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде посвящены два раздела: в разд. 3 речь идет о представлении отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то есть в полном соответствии с требованиями закона, в разд. 4 - об отчетности, представляемой в электронном виде на электронных носителях записи. Многие налогоплательщики, и сегодняшний вопрос это подтверждает, в последнее время сталкиваются с ничем не мотивированными требованиями налоговых органов на местах представлять отчетность не только на бумажных носителях, но и на дискетах, то есть в соответствии с терминологией комментируемого документа "на электронных носителях записи". В настоящее время на практике, с одной стороны, налоговые органы на местах всеми способами стараются явочным путем принудить налогоплательщиков сдавать отчетность не только в бумажном виде, но и на электронных носителях (на дискетах), с другой - тратят много сил и времени, чтобы убедить налогоплательщиков в том, что представить отчетность в электронном виде в их же интересах: экономит их время, то есть все делается исключительно во имя их же (налогоплательщиков) блага. Раздел 4 Регламента показывает всю фарисейскую сущность этих утверждений. Пункт документа о дублировании бумажной отчетности информацией на дискете красноречиво говорит о том, что чиновников налогового ведомства ничуть не волнует свободное время налогоплательщиков. В соответствии с п. 4.1.2 Регламента при представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным. Нетрудно догадаться, что по доброй воле ни один налогоплательщик не изъявит желания одновременно с отчетностью в бумажной форме сдавать еще и дискету. И этому есть вполне понятные причины. Сдача отчетности в электронном виде (на дискете) займет дополнительное время как на изучение программы налогового органа, в формате которой данная отчетность должна быть представлена, так и на ввод информации с бумажного носителя в электронную форму. Кроме того, учитывая "трепетные чувства" законодателей ко всякого рода изменениям и дополнениям в налоговом законодательстве, форматы сдачи отчетности в электронном виде будут постоянно корректироваться. Следовательно, постоянная головная боль налогоплательщиков, сдающих отчетность в электронном виде, по поводу анализа этих изменений может перейти в хроническую. Кроме того, сдача отчетности на электронном носителе (дискете) не экономит время налогоплательщика на стояние в очередях, скорее, наоборот - требует дополнительных затрат. К этому выводу приводит анализ положений, содержащихся в комментируемом Регламенте. В соответствии с пп. 4.4.4 разд. 4 Регламента, где речь идет о сдаче отчетности на электронных носителях, налоговые декларации и бухгалтерская отчетность в бумажном виде подвергаются визуальному контролю, который осуществляется в присутствии представившего документы лица, то есть когда налогоплательщик отстоял в очереди. На это обстоятельство прямо указывает устная форма предложения налогоплательщику (его представителю) внести необходимые изменения в формы отчетности, если в них были выявлены дефекты. Таким образом, представление отчетности в электронном виде на электронных носителях записи (на дискете) абсолютно не сокращает очередь за дверью инспектора. Более того, к визуальному контролю отчетности на бумажном носителе в данном случае добавляется еще и обязательный программный контроль на соответствие формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде (пп. 4.4.1 Регламента). А это, с одной стороны, увеличивает время нахождения налогоплательщиков в очередях, о благе которых так пекутся чиновники из налогового ведомства, с другой - доказывает истинные цели и намерения налоговых органов. На деле это не что иное, как перекладывание одной из самых трудоемких и неблагодарных, с позиции соблюдения фискальных интересов, обязанностей по вводу информации в электронные сети налоговых органов, В связи с вышеизложенным налоговые органы не вправе отказывать в приеме налоговой декларации на бумажном носителе без дублирования информации на дискете. Кроме того, Письмом МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866 управлениям налоговой службы по субъектам РФ поручено принять меры к недопущению отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях. Таким образом, если местные налоговые органы отказываются принять отчетность на бумажных носителях, то это прямое нарушение указаний вышестоящего руководства. Позицию о недопустимости отказа в приеме налоговой декларации на бумажном носителе высказал Минфин в Письме от 12.07.2006 N 03-02-07/1-178. Правда, в нем также отмечено, что в целях сокращения затрат времени на сдачу налогоплательщиками отчетности в налоговые органы, избежания ошибок при формировании данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов с использованием средств входного контроля, возможности оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (магнитном носителе) налоговые органы вправе рекомендовать налогоплательщикам представлять в электронном виде налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налога. Обратите внимание: рекомендовать, а не требовать.
Срок представления проверяемым лицом документов, истребованных в ходе налоговой проверки
Действующая редакция НК РФ
Срок представления документов в ходе налоговой проверки по требованию налогового органа определен в п. 1 ст. 93 НК РФ и составляет 5 дней. Какие дни имел в виду законодатель: календарные или рабочие? Это наболевший для налогоплательщиков вопрос. В ст. 93 НК РФ он не рассмотрен. В ст. 6.1 "Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах" НК РФ отсутствует норма, рассматривающая порядок расчета срока, исчисляемого в днях. В ней только указан порядок определения последнего дня срока: в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Правильная трактовка законодательного пробела для проверяемого лица имеет большое значение. Если срок исчисляется в рабочих днях, то проверяемое лицо кроме пяти рабочих дней сможет использовать и нерабочие дни для того чтобы подготовить все потребованные налоговым органом документы. Если срок исчисляется только в календарных днях, то количество рабочих дней, когда проверяемое лицо должно подготовить документы, при попадании в него выходных может сократиться до трех, а при включении в него и праздничных дней стать еще меньше. Нередко перечень этих документов слишком большой, и дополнительные дни для их представления нужны. Кроме этого, непредставление документов и иных сведений в установленный срок, даже с опозданием на один день, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ влечет взыскание штрафа за каждый непредставленный документ в сумме 50 руб. В рассматриваемом вопросе можно обратиться к норме ст. 6.1 НК РФ, рассматривающей срок, исчисляемый неделями, согласно которой неделей признается период из пяти следующих подряд рабочих дней. По аналогии срок, исчисляемый днями, должен состоять только из рабочих, следующих подряд, дней. Такой вывод очевиден. Кроме этого, если срок, исчисляемый днями, определяется в календарных днях, то налогоплательщики находятся в неравном положении, так как реальный срок выполнения требования налогового органа, исчисляемый в рабочих днях, будет зависеть от дней недели, на которые он приходится.
Фискальные ведомства
Фискальные ведомства занимают позицию, направленную на пополнение бюджета. Финансовое ведомство в Письме от 10.04.2003 N 04-01-10/2-23 указало: течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Затем оно подтвердило неизменность своей точки зрения в Письме от 23.11.2005 N 03-02-07/1-317: в связи с тем, что в п. 1 ст. 93 Кодекса прямо не указано, что требование о представлении документов исполняется в течение пяти рабочих дней, такое требование исполняется в течение пяти календарных дней. На это можно возразить, что данной нормой прямо не указано, что эти пять дней должны быть календарными. Это лишь фискальная трактовка пробела в законодательстве. При этом финансовое ведомство не обращает внимания на п. 7 ст. 3 НК РФ, предписывающий все неясности законодательства о налогах и сборах трактовать в пользу налогоплательщика.
Арбитражная практика
Арбитражные суды, рассматривая споры налоговиков и налогоплательщиков, не имеют единого мнения и по большей части склоняются к точке зрения налоговиков. Поддержана позиция налоговой инспекции в Постановлениях: - ФАС Уральского округа от 13.07.2005 N Ф09-2938/05-С7; - ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2006 N А19-40460/05-43-Ф02-2646/06-С1. Суд указал: согласно ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Законодатель в указанной норме упоминает о нерабочих днях только в случае, когда последний день срока падает на нерабочий день, в таком случае днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, выходные и праздничные дни при исчислении сроков во всех остальных случаях не исключаются из расчета срока. Таким образом, срок, установленный законодательством о налогах и сборах, с начала его исчисления течет непрерывно. Это значит, что нерабочие дни, если они приходятся на начало течения срока или встречаются на его протяжении, включаются в срок. ФАС Западно-Сибирского округа изменил свою позицию в пользу налоговиков. В Постановлении от 26.09.2005 N Ф04-6229/2005(15083-А27-15) он встал на сторону налогоплательщика. Позднее он разделил точку зрения налоговой инспекции (Постановление от 23.05.2006 N Ф04-2852/2006(22611-А70-27)). Таким образом, ситуация сложилась в ущерб налогоплательщику как с позиции фискальных ведомств, так и с позиции судов. Точку в спорах поставили нововведения Федерального закона N 137-ФЗ.
Новая редакция НК РФ
Новой редакцией п. 6 ст. 6.1 НК РФ указано, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Справедливость восторжествовала - данный срок не будет зависеть от дней недели, на которые он приходится. Кроме этого, во избежание споров законодатель дал понятие рабочего дня. Под ним понимается день, который согласно законодательству РФ не признается выходным или нерабочим праздничным днем. Также положительное для налогоплательщика изменение внесено и в ст. 93 НК РФ. Увеличен с 5 до 10 дней срок представления документов, истребованных налоговым органом в ходе проведения проверки, исчисляемый со дня вручения требования.
(Окончание см. "Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 18)
Ю.Г.Кувшинов Главный редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
В.В.Никитин Редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера" Подписано в печать 17.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |