Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Проекты Указаний Банка России об оценке экономического положения кредитных организаций и об изменениях в порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам ("Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 9)



"Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 9

ПРОЕКТЫ УКАЗАНИЙ БАНКА РОССИИ ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДКЕ

ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ

2 и 3 августа текущего года с интервалом буквально в один день на интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации были опубликованы проекты нормативных документов, вызвавших заинтересованность среди представителей банковского сообщества. В первую очередь это проект Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций", который касается деятельности практически всех кредитных организаций, а также проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" <1>, который главным образом затрагивает деятельность кредитных организаций, активно занимающихся кредитованием физических лиц. Рассмотрим каждый документ отдельно и проанализируем те нововведения, которые предлагает Банк России.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Проекты нормативных документов Банка России размещены по интернет-адресу: http://www.cbr.ru/analytics/standart_acts/projects/.

Проект Указания Банка России "Об оценке экономического

положения кредитных организаций"

Данный документ заменяет два действующих нормативных акта Банка России, которые после выхода нового Указания признаются утратившими силу:

Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций";

Указание Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание 1379-У).

Проект нового Указания по сути представляет симбиоз этих двух документов, при этом за основу взяты принципы из Указания Банка России "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".

На интернет-сайте Банка России <2> размещены Методика финансового состояния банка, утвержденная 04.09.2000, и Методика (алгоритмы) расчета показателей финансовой устойчивости банка, которые, скорее всего, также утратят силу в связи с выходом нового Указания.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/.

В проекте нового Указания Банк России определяет порядок оценки экономического положения кредитных организаций как для целей надзора за коммерческими банками, так и для оценки финансовой устойчивости в целях признания ее достаточной для участия кредитных организаций в системе страхования вкладов.

При этом для целей банковского надзора кредитные организации будут классифицированы по пяти группам.

Группа 1. Кредитные организации без выявленных недостатков.

Группа 2. Кредитные организации с повышенным риском.

Группа 3. Кредитные организации, испытывающие текущие трудности.

Группа 4. Кредитные организации с серьезными проблемами.

Группа 5. Кредитные организации в критическом положении.

Классификация кредитных организаций в ту или иную группу будет производиться территориальными учреждениями Банка России не реже 1 раза в квартал по результатам оценки:

- выполнения обязательных нормативов;

- финансовой устойчивости;

- наличия примененных в отношении кредитной организации мер воздействия.

При этом немаловажным следует отметить тот факт, что в соответствии с проектом нового Указания теперь кредитные организации будут в обязательном порядке ежеквартально проинформированы, к какой группе они относятся и, что не менее важно, какая информация послужила основанием для подобной классификации.

Характеристики всех классификационных групп, указанных в проекте нового Указания, можно свести в одну таблицу исходя из результатов оценок.

Таблица

     
   —————————————————T———————————————T————————————————————————————————————————————————¬
   |    Нарушение   |    Наличие    |         Оценка финансовой устойчивости         |
   |  обязательных  |примененных мер+———————————————T———————————————T————————————————+
   |   нормативов   |  воздействия  |   финансовое  |    качество   |  прозрачность  |
   |                |               |   положение   |   управления  |    структуры   |
   |                |               |               |               |  собственности |
   +————————————————+———————————————+———————————————+———————————————+————————————————+
   |Группа 1                                                                         |
   +————————————————T———————————————T————————————————T———————————————T———————————————+
   |нет             |нет            |хорошее         |хорошее        |прозрачная     |
   |                |               |                |               |или достаточно |
   |                |               |                |               |прозрачная     |
   +————————————————+———————————————+————————————————+———————————————+———————————————+
   |Группа 2                                                                         |
   |    — кредитные организации не имеют текущих трудностей;                         |
   |    — выявленные недостатки в случае их неустранения могут привести              |
   |к возникновению трудностей в деятельности в ближайшие 12 месяцев                 |
   +————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
   |не соблюдается  |нет            |хотя бы одна    |хорошее или     |прозрачная    |
   |в совокупности  |               |из групп        |удовлетворитель—|или достаточно|
   |за 6 и более    |               |показателей     |ное             |прозрачная    |
   |операционных    |               |финансового     |                |              |
   |дней в течение  |               |положения       |                |              |
   |30              |               |оценивается как |                |              |
   |последовательных|               |удовлетворитель—|                |              |
   |операционных    |               |ная             |                |              |
   |дней хотя бы    |               |                |                |              |
   |один            |               |                |                |              |
   |из обязательных |               |                |                |              |
   |нормативов,     |               |                |                |              |
   |за исключением  |               |                |                |              |
   |нормативов Н1   |               |                |                |              |
   |и/или Н2 и Н3   |               |                |                |              |
   +————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
   |Группа 3                                                                         |
   |    — кредитные организации имеют недостатки в деятельности, неустранение которых|
   |может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей       |
   |финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов          |
   |и вкладчиков                                                                     |
   +————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
   |не соблюдается  |взыскание      |хотя бы одна    |сомнительное    |непрозрачная  |
   |в совокупности  |штрафов,       |из групп        |                |              |
   |за 6 и более    |осуществление  |показателей     |                |              |
   |операционных    |мероприятий    |финансового     |                |              |
   |дней в течение  |по финансовому |положения       |                |              |
   |30              |оздоровлению,  |оценивается     |                |              |
   |последовательных|замена         |как сомнительная|                |              |
   |операционных    |руководителей  |                |                |              |
   |дней нормативы  |кредитной      |                |                |              |
   |Н2 и/или Н3     |организации,   |                |                |              |
   |                |осуществление  |                |                |              |
   |                |реорганизации, |                |                |              |
   |                |изменение      |                |                |              |
   |                |обязательных   |                |                |              |
   |                |нормативов <3> |                |                |              |
   +————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
   |Группа 4                                                                         |
   |    — кредитные организации, недостатки в деятельности которых непосредственно   |
   |сопряжены с угрозой финансовой устойчивости и их устранение предполагает         |
   |осуществление срочных и действенных мер со стороны органов управления            |
   |и владельцев кредитной организации                                               |
   +————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
   |не соблюдается  |               |хотя бы одна    |неудовлетвори—  |              |
   |норматив        |               |из групп        |тельное         |              |
   |достаточности   |               |показателей     |                |              |
   |Н1, но не более |               |финансового     |                |              |
   |чем 5 раз       |               |положения       |                |              |
   |в течение 30    |               |оценивается как |                |              |
   |последовательных|               |неудовлетвори—  |                |              |
   |операционных    |               |тельная         |                |              |
   |дней            |               |                |                |              |
   +————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+——————————————+
   |Группа 5                                                                         |
   |    — кредитные организации, финансовая устойчивость которых существенным образом|
   |подорвана, и их состояние при непринятии экстренных мер органами управления      |
   |и владельцами кредитной организации несовместимо с продолжением деятельности     |
   |на рынке банковских услуг                                                        |
   +————————————————T———————————————T————————————————T————————————————T——————————————+
   |                |имеются        |                |                |              |
   |                |основания для  |                |                |              |
   |                |осуществления  |                |                |              |
   |                |мер по         |                |                |              |
   |                |предупреждению |                |                |              |
   |                |банкротств,    |                |                |              |
   |                |а в случаях,   |                |                |              |
   |                |когда          |                |                |              |
   |                |эти основания  |                |                |              |
   |                |сопряжены с    |                |                |              |
   |                |наличием угрозы|                |                |              |
   |                |кредиторам и   |                |                |              |
   |                |вкладчикам <4>,|                |                |              |
   |                |имеются        |                |                |              |
   |                |основания      |                |                |              |
   |                |для отзыва     |                |                |              |
   |                |лицензии на    |                |                |              |
   |                |осуществление  |                |                |              |
   |                |банковских     |                |                |              |
   |                |операций <5>   |                |                |              |
   L————————————————+———————————————+————————————————+————————————————+———————————————
   

<3> В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".

<4> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

<5> В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Оценка финансового положения кредитных организаций основывается на расчете соответствующей группы показателей:

- капитала;

- активов;

- доходности;

- ликвидности.

Как уже отмечалось ранее, состав и значение показателей, а также методика расчета не претерпели значительных изменений по сравнению с действующим Указанием N 1379-У, кроме группы показателей доходности и ликвидности.

Оценка показателей осуществляется путем расчета обобщающего результата по каждой группе, который представляет собой средневзвешенное значение показателей соответствующей группы. Исходя из полученного значения обобщающего показателя, складывается оценка каждой группы показателей:

1 - хорошая;

2 - удовлетворительная;

3 - сомнительная;

4 - неудовлетворительная.

Прежде всего необходимо отметить изменения в методологии расчета финансового результата. Именно для целей надзора Банк России предлагает не использовать влияние финансового результата прошлого года, как это было в Указании N 1379-У, а учитывать только результат текущего года. Исправлены по сравнению с Указанием N 1379-У ссылки на отчетные формы для расчета финансового результата. Изменены в худшую для кредитных организаций сторону пограничные значения практически всех показателей группы оценки доходности.

В группе показателей оценки ликвидности по сравнению с Указанием N 1379-У исключены 2 показателя, касающиеся использования кредитной организацией усреднения обязательных резервов и наличия/отсутствия фактов недовзноса в обязательные резервы.

Также существенным нововведением проекта нового Указания является расчет прогнозных значений показателей оценки капитала и доходности. Предполагается, что территориальные учреждения Банка России будут анализировать не только финансовое состояние на отчетную дату, но и рассчитывать прогнозные значения на 12 месяцев вперед на основе данных за 2 предыдущих года. При этом в случае обнаружения в прогнозных значениях негативных тенденций может быть принято решение о необходимости ухудшения фактической оценки показателей групп оценки капитала и доходности с возможной реклассификацией кредитной организации в более худшую группу.

Оценка качества управления по сравнению с показателями, приведенными в Указании N 1379-У, дополнена новым показателем ПУ6, характеризующим состояние управления стратегическим риском в кредитной организации. По показателям состояния системы управления рисками (ПУ4) и состояния системы внутреннего контроля (ПУ6) обновлен список вопросов для проведения оценки.

Оценка прозрачности структуры собственности по составу и методике расчета показателей, используемых для ее оценки, не изменилась по сравнению с действующим Указанием N 1379-У.

Методика оценки финансовой устойчивости кредитных организаций в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (далее - ССВ) существенно не изменилась по сравнению с применяемым в настоящее время Указанием N 1379-У. При этом в проекте нового Указания различается методика расчета показателей доходности в целях надзора и в целях соответствия требованиям к финансовой устойчивости для участия в ССВ. Для целей соответствия кредитной организации требованиям к финансовой устойчивости для участия в ССВ, так же как и в настоящее время, при расчете показателей доходности используется оценка как текущего года, так и прошедшего по "методу затухания" (чем отчетная дата ближе к концу текущего года, тем меньше влияние результатов прошедшего года). При этом расчет прогнозов и корректировка фактических значений показателей оценки капитала и доходности не осуществляются. Также для целей участия в ССВ применяются те же пограничные значения показателей доходности, что и в Указании N 1379-У, а для целей банковского надзора эти значения гораздо жестче.

В соответствии с проектом нового Указания финансовая устойчивость признается соответствующей требованиям к участию в ССВ, если по всем группам показателей оценки финансовой устойчивости результат не хуже удовлетворительного, то есть только кредитные организации, классифицированные в 1 и 2 группы.

В проекте нового Указания более четко по сравнению с действующими документами указаны основания, по которым банк, уже участвующий в ССВ, может быть признан не соответствующим требованиям к участию в ССВ.

Таким образом, кратко подводя итоги проекта нового Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций", можно отметить следующее.

- Проект нового Указания содержит более качественную методику классификации кредитных организаций, чем применяющееся сейчас для целей банковского надзора Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций".

- Как для целей надзора, так и для оценки финансовой устойчивости кредитных организаций для участия в ССВ будет применяться методика, построенная на одних и тех же принципах.

- Методика расчета показателей стала более формализована и, как следствие, более понятна.

- Для целей надзора за кредитными организациями будут использоваться не только фактические значения отдельных групп показателей, но и прогнозные.

- Классификация кредитной организации в ту или иную группу и информация, послужившая основанием для такой классификации, будет ежеквартально доводиться территориальными учреждениями Банка России непосредственно до органов управления кредитной организации.

Проект Указания Банка России

"О внесении изменений в Положение Банка России

от 26 марта 2004 года N 254-П

"О порядке формирования кредитными организациями

резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной

и приравненной к ней задолженности"

Рассматриваемый проект изменений в Положение Банка России N 254-П содержит ряд изменений как технического характера (устраняет неточности в терминах и обновляет ссылки на действующие нормативные документы), так и изменения методологического характера.

Изменения затронули практически каждый раздел действующего Положения, но наиболее существенные касаются формирования резерва на возможные потери по портфелям однородных ссуд, предоставленных физическим лицам.

В проекте изменений Банк России установил минимальный размер резерва, который кредитные организации обязаны формировать в зависимости от наличия и продолжительности просроченных платежей. В настоящий момент до вступления в силу изменений Банк России предоставляет кредитным организациям право самим определять размер резерва в зависимости от применяемой методики оценки кредитного риска.

По указанным портфелям устанавливаются следующие минимальные размеры резервов:

     
   ——————————————————————————————————————————————T——————————————————¬
   |          Портфели однородных ссуд,          |Минимальный размер|
   |       предоставленных физическим лицам      |      резерва     |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Портфель ссуд без просроченных платежей      |         3%       |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Портфель ссуд с просроченными платежами      |         5%       |
   |по ссудам продолжительностью от 1 до 30      |                  |
   |календарных дней                             |                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Портфель ссуд с просроченными платежами      |        20%       |
   |по ссудам продолжительностью от 31 до 60 дней|                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Портфель ссуд с просроченными платежами      |        50%       |
   |по ссудам продолжительностью от 61 до 90 дней|                  |
   +—————————————————————————————————————————————+——————————————————+
   |Портфель ссуд с просроченными платежами      |        75%       |
   |по ссудам продолжительностью свыше 90 дней   |                  |
   L—————————————————————————————————————————————+———————————————————
   

Также в проекте изменений существенным условием для включения ссуды физическому лицу в портфель однородных ссуд является доведение до заемщика информации о размере процентной ставки на момент выдачи кредита. Главная особенность заключается в том, что в расчет эффективной процентной ставки необходимо будет включать все дополнительные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды: проценты за пользование ссудой, комиссионные неустойки и другие.

Современная практика кредитования физических лиц показывает, что банки для привлечения клиентов предпочитают получать доход по кредитам не только через процентную ставку по кредитному договору, но также используя различные виды комиссий - за предоставление кредита, за ведение ссудного счета, за рассмотрение документов и т.д. В соответствии с проектом изменений банки обязаны будут доводить до заемщика "большую" (с учетом комиссий) процентную ставку, чем заявлено в договоре.

Очевидно, это, а также наметившаяся тенденция роста просроченной задолженности в банках - крупных игроках на рынке кредитования физических лиц способствовали предлагаемым со стороны Банка России изменениям в формировании резерва на возможные потери по ссудам физическим лицам.

Таким образом, предлагаемый Банком России проект изменений направлен главным образом на ужесточение требований к формированию резервов на возможные потери по портфелю ссуд, предоставленных физическим лицам. Безусловно, это касается в первую очередь кредитных организаций, занимающихся так называемым "розничным" кредитованием со значительной долей ссуд с просроченными платежами.

А.И.Малышев

Директор

департамента планирования

и анализа деятельности банка

Банк "ГЛОБЭКС"

Подписано в печать

16.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Налог на имущество: вопросы и ответы ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 17) >
Новое в Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах" ("Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.