|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Хорошего понемногу ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 17)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 17
ХОРОШЕГО ПОНЕМНОГУ
В конце июля Президент РФ подписал несколько законов, вносящих изменения в отдельные главы НК РФ. В этом номере мы прокомментируем Федеральный закон N 144-ФЗ <1>, посвященный, прежде всего, социальным вычетам и специальному режиму для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы".
Шаг навстречу налогоплательщикам
Налоговым кодексом предусмотрено, что налогоплательщик - физическое лицо может уменьшить налоговую базу по НДФЛ на налоговые вычеты, в том числе социальные и имущественные (п. 3 ст. 210 НК РФ). В их число входят вычеты в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ), а также за медицинские услуги для себя, супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Такие расходы принимаются к вычету в фактическом размере, но не выше определенного ограничения. Законодатель учитывает инфляционные процессы, происходящие в нашей стране, и периодически повышает указанный предел. В настоящее время он составляет 38 000 руб. (был установлен с 1 января 2003 г.). Безусловно, подорожавшие с тех пор перечисленные услуги перестали вписываться в эти лимиты, поэтому Законом N 144-ФЗ предусмотрено повышение указанных лимитов до 50 000 руб. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ N 201 <2> (далее - Перечень), сумма налогового вычета по-прежнему принимается в размере фактически произведенных расходов. Законом N 144-ФЗ дополнен перечень медицинских услуг, в отношении которых может быть применен социальный вычет. Ранее к их числу относились услуги по лечению в медицинских учреждениях РФ, входящие в Перечень, и стоимость медикаментов, назначенных лечащим врачом, которые приобретаются налогоплательщиком за счет собственных средств и также входят в Перечень. Теперь можно будет применить социальный налоговый вычет и в случае, если налогоплательщик уплачивал в налоговом периоде страховые взносы по договору добровольного личного страхования. Данным договором должна быть предусмотрена оплата исключительно услуг по лечению, для страховой организации обязательно наличие лицензии на ведение соответствующего вида деятельности. ————————————————————————————————<2> Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
Кроме того, изменения коснулись имущественных вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ, которые применяются при продаже жилья и при приобретении нового. Прежде законодатель не учитывал, что согласно ст. 16 ЖК РФ <3> к жилым помещениям относятся не только жилые дома и квартиры, а также их части, но и комнаты, под которыми понимается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для проживания граждан. Положения ЖК РФ допускают куплю-продажу комнат наравне с другими видами жилья. Теперь налогоплательщик сможет уменьшить налоговую базу от продажи комнаты на суммы, полученные в налоговом периоде от ее продажи с учетом ограничений, установленных пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, или на суммы фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов от реализации комнаты. Кроме того, налогоплательщик сможет получить налоговый вычет в сумме, потраченной на приобретение комнаты на территории РФ, в том числе на дополнительные расходы, перечисленные в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. ————————————————————————————————<3> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
Указанные изменения распространяются на расходы, произведенные налогоплательщиком начиная с 1 января 2007 г.
Льготный режим для программистов
Со следующего года воспользоваться льготным режимом обложения ЕСН сможет российская организация, разрабатывающая и реализующая программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающая услуги (выполняющая работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, работающая преимущественно на экспорт. Расшифровка соответствующих понятий содержится в п. 1 ст. 1 Закона N 3523-1 <4>. ————————————————————————————————<4> Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Для применения льготного режима необходим документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий в порядке, установленном Правительством РФ (следует надеяться на своевременное его принятие). Если уже существующая организация намерена применять в налоговом периоде льготный режим, то она сможет это сделать при выполнении двух условий: 1) если по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода, доля доходов от реализации программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ, баз данных в сумме всех доходов за указанный период составляет не менее 90%, в том числе от иностранных лиц не менее 70%; 2) если среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода, составляет не менее 50 человек. Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ. Иностранные лица, учитываемые в расчете, не должны вести деятельность на территории РФ. В случае лишения организации государственной аккредитации она теряет право применять льготный режим. То же произойдет, если организация не выполнит хотя бы одно из упомянутых условий по итогам отчетного (налогового) периода. Вновь созданные и аккредитованные организации могут применять льготный режим при выполнении обоих условий по итогам отчетного (налогового) периода. Видимо, таким организациям придется уделить много внимания планированию своей деятельности и текущему анализу ее показателей для соблюдения этих условий. Однако вызывает большие сомнения, что произойдет массовый переход программистских организаций на льготный режим. Ведь все, что они смогут себе позволить после выполнения этих достаточно жестких условий, это применение пониженных ставок по ЕСН при достижении более низкого предела, чем установленный для прочих организаций, - 75 000 руб. (у остальных - 280 000 руб.), и списывать расходы на приобретение ЭВМ не через амортизацию, а посредством включения их в материальные расходы в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Следует признать, что указанные изменения вряд ли существенно облегчат налоговое бремя организаций, работающих в сфере информационных технологий, особенно если учесть, что первоначально планировалось ввести для них специальный режим, сходный с УСНО, но предназначенный не только для малых предприятий.
Другие поправки
Законом N 144-ФЗ внесены уточнения в ст. 251 НК РФ, в которой перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Теперь дополнительно не будут учитываться доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате штрафов и пеней, а не только налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). Фактически восстановлена редакция данного пункта, действовавшая до 1 января 2005 г., в которой речь шла о любой кредиторской задолженности перед бюджетами разных уровней, что представляется более логичным. Таким образом, законодатель исправил свою ошибку, ведь данная поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ введен п. 1.1, согласно которому организациям разрешено в целях налогообложения прибыли списывать единовременно на расходы до 10% капитальных вложений. В их состав, который был подробно расписан, по неизвестной причине (скорее всего, по недосмотру законодателя) не вошли расходы на реконструкцию основных средств при том, что согласно п. 2 ст. 257 НК РФ в числе расходов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств, учитывается и реконструкция. В результате исправлена и эта ошибка, так как данная поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. Расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), с 1 января 2007 г. включаются в состав прочих расходов равномерно в течение одного года независимо от того, были использованы соответствующие исследования и разработки или положительный результат не был достигнут. Ранее в первом случае расходы списывались в течение двух лет, во втором - трех лет. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 262 НК РФ. Нужно отметить, что ныне действующая редакция данной статьи также введена лишь 1 января 2006 г., что является продолжением тенденции улучшения положения налогоплательщиков. Наконец, со следующего года уменьшена ставка сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов в отношении краба камчатского. Кроме того, указано, что организации и индивидуальные предприниматели наравне с иными физическими лицами будут уплачивать сбор за пользование объектами животного мира по месту нахождения органа, выдавшего соответствующую лицензию (разрешение), а не по месту учета, как раньше. Соответственно, именно в налоговые органы по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение), следует обращаться по поводу предоставления необходимых сведений, зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям). В отношении уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов сохраняется прежний порядок.
Ю.А.Васильев К. э. н., генеральный директор КГ "Аюдар", автор книги "Годовой отчет-2005" Подписано в печать 16.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |