|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Валютное регулирование и валютный контроль (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 33)
"Финансовая газета", 2006, N 33
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N 32)
Открытие счетов физическими лицами - резидентами в банках, расположенных за рубежом
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ физические лица - резиденты вправе без каких-либо ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). К странам - членам ОЭСР относятся Австралия, Венгрия, Исландия, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Южная Корея, Япония, а также все страны ЕС. В состав членов ФАТФ помимо указанных стран входят также Аргентина, Бразилия, Гонконг и Сингапур. Единственным требованием согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ является уведомление налогового органа по месту учета физического лица - резидента об открытии и закрытии таких счетов (вкладов) в течение одного месяца со дня заключения или расторжения договора с иностранным банком об открытии счета (вклада). Уведомление налогового органа осуществляется по форме, которая утверждается ФНС России.
В тех случаях, когда счета (вклады) открываются в указанных странах в валюте Российской Федерации либо если счета (вклады) открываются в банках, расположенных в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, они подлежат обязательной предварительной регистрации в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, Указание Банка России от 30.03.2004 N 1411-У). Такой порядок установлен Правилами осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 N 623 (далее - Правила). Физическое лицо - резидент, желающий открыть счет в иностранном банке, подлежащий предварительной регистрации, обращается в налоговый орган по месту своего жительства с заявлением по установленной форме и копией паспорта (п. 5 Правил). Заявление о предварительной регистрации рассматривается налоговым органом в течение 10 дней с момента представления документов, после чего налоговый орган либо выдает свидетельство о предварительной регистрации счета (вклада), либо выносит мотивированный отказ в регистрации. В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ и п. 13 Правил в предварительной регистрации счета (вклада) может быть отказано только в случаях, если физическим лицом - резидентом не представлен необходимый комплект документов, либо представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, либо в представленных в налоговый орган документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения, либо счет, в отношении которого подано заявление о предварительной регистрации, уже открыт на день обращения в налоговый орган за регистрацией, либо в соответствии с федеральными законами введен запрет на открытие счета, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на счет. В первых трех случаях отказа в регистрации физическое лицо - резидент может устранить выявленные нарушения и повторно обратиться в налоговый орган за предварительной регистрацией. Кроме того, отказ налогового органа в предварительной регистрации счета (вклада) может быть обжалован в судебном порядке (п. 18 Правил). О закрытии указанных счетов физические лица - резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с иностранным банком. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в иностранных банках может повлечь наложение на гражданина административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ (п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Следует учитывать, что специальные требования о предварительной регистрации счетов действуют только до 1 января 2007 г., после чего счета в иностранных банках, расположенных в любом государстве, будут открываться без ограничений. При этом требование об уведомлении налогового органа об открытии и закрытии счетов будет распространено на все счета, открываемые за рубежом (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ). Физические лица - резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках Российской Федерации или с других своих счетов, открытых в банках за рубежом. Пунктом 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что переводы средств на счета в банках за рубежом со счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, могут осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данная норма также действует до 1 января 2007 г. В настоящее время требование о резервировании при осуществлении переводов на счета в банках за рубежом действует только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (Указание Банка России от 06.05.2005 N 1577-У (в ред. от 29.03.2006)). Физические лица - резиденты вправе осуществлять переводы денежных средств без ограничений. При первом переводе денежных средств на зарубежные счета физические лица - резиденты обязаны представить в уполномоченный банк уведомление налогового органа по месту своего учета об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, а при перечислении денежных средств на счет, подлежащий предварительной регистрации, - свидетельство о регистрации. На счета физических лиц - резидентов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет (п. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ). Что касается валютных операций, связанных с использованием средств, зачисленных на счета (вклады) в банках за рубежом, то физические лица - резиденты вправе осуществлять их без ограничений при условии, что такие операции не связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации. Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за рубежом по состоянию на начало каждого календарного года (п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Купля-продажа иностранной валюты, ввоз и вывоз валютных ценностей
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации физическими лицами - резидентами производится только через уполномоченные банки и без каких-либо специальных требований при условии, что купля-продажа осуществляется ими не в целях предпринимательской деятельности (п. 5 ст. 11 Закона N 173-ФЗ). При этом требование об идентификации личности физического лица - резидента при купле-продаже им наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, неправомерно, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты и чеков, по просьбе самого физического лица - резидента. Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. от 16.11.2005) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и располагать следующими сведениями о нем: фамилия, имя и отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). На основании Закона N 173-ФЗ и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П банки и иные кредитные организации обязаны осуществлять идентификацию физического лица при совершении банковских операций и иных сделок. При осуществлении физическим лицом - резидентом переводов денежных средств без открытия банковских счетов, банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И (в ред. от 07.10.2005), банки вправе проводить упрощенную идентификацию физического лица на основании документа, удостоверяющего личность (установление фамилии, имени и отчества лица, реквизитов документа, удостоверяющего его личность), при выполнении условий п. 3.1 Положения N 262-П. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, относятся, в частности, и обменные пункты, которые при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с Законом N 115-ФЗ и п. 4.6 Инструкции N 113-И. В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется физическими лицами - резидентами без ограничений при условии соблюдении ими требований таможенного законодательства Российской Федерации. Если физическое лицо - резидент единовременно ввозит в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние или внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, оно обязано их задекларировать путем подачи в таможенный орган таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Единовременный вывоз физическими лицами - резидентами из Российской Федерации наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию. Физические лица - резиденты вправе вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию (п. п. 2 и 3 ст. 15 Закона N 173-ФЗ). При этом допускается вывоз физическими лицами - резидентами из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, которые подлежат обязательному декларированию таможенному органу. Если сумма равна в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышает эту сумму, то декларирование вывозимых из Российской Федерации дорожных чеков производится по желанию физического лица - резидента (п. 6 Письма Федеральной таможенной службы от 26.07.2005 N 01-06/25300). Представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта или валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации, не требуется при вывозе наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. Если физическое лицо - резидент вывозит из Российской Федерации наличную иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышающей этой суммы, то вывозимая наличная иностранная валюта или валюта Российской Федерации декларированию не подлежит. Если сумма превышает в эквиваленте 3000 долл. США, то физическое лицо - резидент обязано представить в таможенный орган таможенную декларацию на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации (п. 3 ст. 15 Закона N 173-ФЗ). В соответствии со ст. 16.4 КоАП РФ недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации и подлежащей обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 25 МРОТ. Что касается остальных случаев нарушения установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, то к ним применим п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливающий административный штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.
Изменения к Закону N 173-ФЗ
В заключение отметим, что Федеральным законом от 26.07.2006 N 131-ФЗ в Закон N 173-ФЗ внесены изменения. Они касаются в основном требования о резервировании, которое теперь Банк России не устанавливает в отношении валютных операций движения капитала между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, в том числе при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам, операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), при исполнении резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам (п. 1 ст. 8 Закона N 173-ФЗ). Кроме того, изменился перечень норм, срок действия которых истекает 1 июля 2007 г. (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ). Теперь действие некоторых норм прекратилось уже 1 июля 2006 г. К указанным нормам относятся: требования п. 7 ст. 7 об использовании специального счета и резервировании резидентом при расчетах и переводах денежных средств при приобретении физическим лицом - резидентом у нерезидента долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении физическим лицом - резидентом вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами; нормы ч. 5 - 7 ст. 8, устанавливающие требование о резервировании физическим лицом - резидентом при осуществлении операций движения капитала, в том числе при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам, операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами); нормы абз. 2 ч. 4 ст. 12, касающиеся установления требования о резервировании резидентом при переводах средств на счета в банках за рубежом со счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации; нормы ч. 2 - 5, 7, 11 и 14 ст. 16, касающиеся порядка резервирования. С 1 июля 2007 г. прекращают свое действие нормы: п. 2 ст. 8 Закона N 173-ФЗ об установлении Банком России требования об использовании специального счета физическим лицом - резидентом при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, осуществлении операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; п. 9 ст. 8 об установлении Банком России требования об использовании специального счета резидентом и (или) требования о резервировании при осуществлении валютных операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), в случае, когда операции осуществляются на сумму свыше 150 000 долл. США в течение календарного года; п. 3 ст. 12 об обязательной предварительной регистрации счетов в иностранных банках в валюте Российской Федерации либо в банках, расположенных в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ; ст. 18 о порядке предварительной регистрации счетов за рубежом.
Д.Муратова Группа компаний "Беседин Аваков Тарасов и партнеры" Подписано в печать 16.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |