Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Валютное регулирование и валютный контроль (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 33)



"Финансовая газета", 2006, N 33

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N 32)

Открытие счетов

физическими лицами - резидентами в банках,

расположенных за рубежом

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ физические лица - резиденты вправе без каких-либо ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). К странам - членам ОЭСР относятся Австралия, Венгрия, Исландия, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Южная Корея, Япония, а также все страны ЕС. В состав членов ФАТФ помимо указанных стран входят также Аргентина, Бразилия, Гонконг и Сингапур.

Единственным требованием согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ является уведомление налогового органа по месту учета физического лица - резидента об открытии и закрытии таких счетов (вкладов) в течение одного месяца со дня заключения или расторжения договора с иностранным банком об открытии счета (вклада). Уведомление налогового органа осуществляется по форме, которая утверждается ФНС России.

В тех случаях, когда счета (вклады) открываются в указанных странах в валюте Российской Федерации либо если счета (вклады) открываются в банках, расположенных в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, они подлежат обязательной предварительной регистрации в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, Указание Банка России от 30.03.2004 N 1411-У).

Такой порядок установлен Правилами осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 N 623 (далее - Правила). Физическое лицо - резидент, желающий открыть счет в иностранном банке, подлежащий предварительной регистрации, обращается в налоговый орган по месту своего жительства с заявлением по установленной форме и копией паспорта (п. 5 Правил). Заявление о предварительной регистрации рассматривается налоговым органом в течение 10 дней с момента представления документов, после чего налоговый орган либо выдает свидетельство о предварительной регистрации счета (вклада), либо выносит мотивированный отказ в регистрации.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ и п. 13 Правил в предварительной регистрации счета (вклада) может быть отказано только в случаях, если физическим лицом - резидентом не представлен необходимый комплект документов, либо представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, либо в представленных в налоговый орган документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения, либо счет, в отношении которого подано заявление о предварительной регистрации, уже открыт на день обращения в налоговый орган за регистрацией, либо в соответствии с федеральными законами введен запрет на открытие счета, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на счет.

В первых трех случаях отказа в регистрации физическое лицо - резидент может устранить выявленные нарушения и повторно обратиться в налоговый орган за предварительной регистрацией. Кроме того, отказ налогового органа в предварительной регистрации счета (вклада) может быть обжалован в судебном порядке (п. 18 Правил). О закрытии указанных счетов физические лица - резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с иностранным банком. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в иностранных банках может повлечь наложение на гражданина административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ (п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

Следует учитывать, что специальные требования о предварительной регистрации счетов действуют только до 1 января 2007 г., после чего счета в иностранных банках, расположенных в любом государстве, будут открываться без ограничений. При этом требование об уведомлении налогового органа об открытии и закрытии счетов будет распространено на все счета, открываемые за рубежом (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).

Физические лица - резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках Российской Федерации или с других своих счетов, открытых в банках за рубежом.

Пунктом 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что переводы средств на счета в банках за рубежом со счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, могут осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данная норма также действует до 1 января 2007 г.

В настоящее время требование о резервировании при осуществлении переводов на счета в банках за рубежом действует только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (Указание Банка России от 06.05.2005 N 1577-У (в ред. от 29.03.2006)). Физические лица - резиденты вправе осуществлять переводы денежных средств без ограничений. При первом переводе денежных средств на зарубежные счета физические лица - резиденты обязаны представить в уполномоченный банк уведомление налогового органа по месту своего учета об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, а при перечислении денежных средств на счет, подлежащий предварительной регистрации, - свидетельство о регистрации.

На счета физических лиц - резидентов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет (п. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).

Что касается валютных операций, связанных с использованием средств, зачисленных на счета (вклады) в банках за рубежом, то физические лица - резиденты вправе осуществлять их без ограничений при условии, что такие операции не связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за рубежом по состоянию на начало каждого календарного года (п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).

Купля-продажа иностранной валюты,

ввоз и вывоз валютных ценностей

Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации физическими лицами - резидентами производится только через уполномоченные банки и без каких-либо специальных требований при условии, что купля-продажа осуществляется ими не в целях предпринимательской деятельности (п. 5 ст. 11 Закона N 173-ФЗ). При этом требование об идентификации личности физического лица - резидента при купле-продаже им наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, неправомерно, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты и чеков, по просьбе самого физического лица - резидента.

Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. от 16.11.2005) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и располагать следующими сведениями о нем: фамилия, имя и отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

На основании Закона N 173-ФЗ и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П банки и иные кредитные организации обязаны осуществлять идентификацию физического лица при совершении банковских операций и иных сделок.

При осуществлении физическим лицом - резидентом переводов денежных средств без открытия банковских счетов, банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И (в ред. от 07.10.2005), банки вправе проводить упрощенную идентификацию физического лица на основании документа, удостоверяющего личность (установление фамилии, имени и отчества лица, реквизитов документа, удостоверяющего его личность), при выполнении условий п. 3.1 Положения N 262-П.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, относятся, в частности, и обменные пункты, которые при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с Законом N 115-ФЗ и п. 4.6 Инструкции N 113-И.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется физическими лицами - резидентами без ограничений при условии соблюдении ими требований таможенного законодательства Российской Федерации. Если физическое лицо - резидент единовременно ввозит в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние или внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, оно обязано их задекларировать путем подачи в таможенный орган таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Единовременный вывоз физическими лицами - резидентами из Российской Федерации наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Физические лица - резиденты вправе вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию (п. п. 2 и 3 ст. 15 Закона N 173-ФЗ). При этом допускается вывоз физическими лицами - резидентами из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, которые подлежат обязательному декларированию таможенному органу. Если сумма равна в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышает эту сумму, то декларирование вывозимых из Российской Федерации дорожных чеков производится по желанию физического лица - резидента (п. 6 Письма Федеральной таможенной службы от 26.07.2005 N 01-06/25300).

Представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта или валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации, не требуется при вывозе наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы.

Если физическое лицо - резидент вывозит из Российской Федерации наличную иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышающей этой суммы, то вывозимая наличная иностранная валюта или валюта Российской Федерации декларированию не подлежит. Если сумма превышает в эквиваленте 3000 долл. США, то физическое лицо - резидент обязано представить в таможенный орган таможенную декларацию на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации (п. 3 ст. 15 Закона N 173-ФЗ).

В соответствии со ст. 16.4 КоАП РФ недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации и подлежащей обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 25 МРОТ. Что касается остальных случаев нарушения установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, то к ним применим п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливающий административный штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.

Изменения к Закону N 173-ФЗ

В заключение отметим, что Федеральным законом от 26.07.2006 N 131-ФЗ в Закон N 173-ФЗ внесены изменения. Они касаются в основном требования о резервировании, которое теперь Банк России не устанавливает в отношении валютных операций движения капитала между физическими лицами - резидентами и нерезидентами, в том числе при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам, операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), при исполнении резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам (п. 1 ст. 8 Закона N 173-ФЗ).

Кроме того, изменился перечень норм, срок действия которых истекает 1 июля 2007 г. (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ). Теперь действие некоторых норм прекратилось уже 1 июля 2006 г. К указанным нормам относятся:

требования п. 7 ст. 7 об использовании специального счета и резервировании резидентом при расчетах и переводах денежных средств при приобретении физическим лицом - резидентом у нерезидента долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении физическим лицом - резидентом вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами;

нормы ч. 5 - 7 ст. 8, устанавливающие требование о резервировании физическим лицом - резидентом при осуществлении операций движения капитала, в том числе при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам, операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

нормы абз. 2 ч. 4 ст. 12, касающиеся установления требования о резервировании резидентом при переводах средств на счета в банках за рубежом со счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации;

нормы ч. 2 - 5, 7, 11 и 14 ст. 16, касающиеся порядка резервирования.

С 1 июля 2007 г. прекращают свое действие нормы:

п. 2 ст. 8 Закона N 173-ФЗ об установлении Банком России требования об использовании специального счета физическим лицом - резидентом при расчетах и переводах при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, осуществлении операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), исполнении резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

п. 9 ст. 8 об установлении Банком России требования об использовании специального счета резидентом и (или) требования о резервировании при осуществлении валютных операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), в случае, когда операции осуществляются на сумму свыше 150 000 долл. США в течение календарного года;

п. 3 ст. 12 об обязательной предварительной регистрации счетов в иностранных банках в валюте Российской Федерации либо в банках, расположенных в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ;

ст. 18 о порядке предварительной регистрации счетов за рубежом.

Д.Муратова

Группа компаний

"Беседин Аваков Тарасов и партнеры"

Подписано в печать

16.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
На какую подстатью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы учреждения по оплате подготовки документов, необходимых для оформления права собственности на недвижимое имущество? ("Финансовая газета", 2006, N 33) >
По какой подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы по техническому обслуживанию вычислительной техники, состоящей на балансе учреждения? ("Финансовая газета", 2006, N 33)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.