Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Международные документарные операции: концепция децентрализации ("Международные банковские операции", 2006, N 4)



"Международные банковские операции", 2006, N 4

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ: КОНЦЕПЦИЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Пока еще очень немногие российские коммерческие банки, пожалуй, за исключением Внешторгбанка и Сбербанка, поручают выполнение международных документарных операций своим территориальным учреждениям. В то же время децентрализация документарного бизнеса все шире используется крупными западными банками как для удовлетворения запросов клиентуры, так и в целях сокращения внутренних издержек и расходов на содержание персонала. Имелся опыт децентрализованного проведения международных расчетов и у Внешэкономбанка СССР. Масштабы российской территории, а также значительное количество субъектов внешнеэкономических связей прямо предполагают приближение банковских услуг к пунктам отправки и получения экспортных и импортных грузов. В предлагаемой статье автор рассматривает организационные и практические вопросы возможного привлечения территориальных банковских учреждений для осуществления документарных операций. Отдельные положения статьи отличаются от действующей практики проведения операций по международным расчетам и носят дискуссионный характер.

Вероятно, прежде чем рассматривать возможность и порядок выполнения территориальными учреждениями коммерческого банка международных документарных операций, целесообразно, по крайней мере схематично, определить потребности клиента банка в банковских услугах такого рода <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Настоящая публикация отражает только личную точку зрения автора и ни в коей мере не распространяется на операции, осуществляемые банковским учреждением, в котором он работает.

Расчеты по экспорту

Примем за данное, что документарные операции по поручению клиента-экспортера, который осуществляет отгрузки товара за границу разными видами транспорта из различных пунктов, находящихся на территории России, выполняются головным офисом <1> коммерческого банка.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Под головным офисом автор понимает также учреждение коммерческого банка, имеющее корреспондентские счета с иностранными банками и специализирующееся на проведении международных операций. Под территориальным учреждением банка понимаются в зависимости от организационной структуры коммерческого банка как филиал (отделение), так и дополнительный офис.

При сосредоточении указанных операций в головном офисе схемы движения расчетных документов, необходимых для представления в банки, могут варьироваться.

1. Экспортер является клиентом головного офиса банка и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка осуществляется из этого же пункта (рис. 1).

     
   ———————————————————————————————¬   ——————————————————————¬   ————————————¬
   | клиент (отгрузка; подготовка |   |    представление    |   |иностранный|
   | полного комплекта документов,+——>|документов в головной+——>|    банк   |
   |включая транспортный документ)|   |      офис банка     |   |           |
   L———————————————————————————————   L——————————————————————   L————————————
   

Рис. 1

2. Экспортер является клиентом головного офиса банка и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка осуществляется из любого другого пункта (рис. 2).

     
   ———————————————¬   ——————————————————¬   ———————————————————¬   —————————¬   ————————————¬
   |пункт отгрузки|   |    пересылка    |   |клиент (подготовка|   |головной|   |иностранный|
   | (транспортный+——>|  транспортного  +——>| полного комплекта+——>|  офис  +——>|    банк   |
   |   документ)  |   |документа клиенту|   |    документов)   |   |  банка |   |           |
   L———————————————   L——————————————————   L———————————————————   L—————————   L————————————
   

Рис. 2

3. Экспортер является клиентом территориального учреждения банка и находится в том же населенном пункте, что и территориальное учреждение банка; отгрузка осуществляется из этого же пункта (рис. 3).

     
   ——————————————————————¬   ———————————————————¬   ———————————¬   —————————¬   ————————————¬
   |  клиент (отгрузка;  |   |     возможное    |   | пересылка|   |головной|   |иностранный|
   |  подготовка полного |   |   представление  |   |документов|   |  офис  |   |    банк   |
   |комплекта документов,+——>|    документов    +——>|в головной+——>|  банка +——>|           |
   | включая транспортный|   | в территориальное|   |офис банка|   |        |   |           |
   |      документ)      |   | учреждение банка |   |          |   |        |   |           |
   L——————————————————————   L———————————————————   L———————————   L—————————   L————————————
   

Рис. 3

4. Экспортер является клиентом территориального учреждения банка; отгрузка осуществляется из любого другого пункта (рис. 4).

     
   ——————————————¬   ——————————————¬   ————————————¬   —————————————————¬   ———————————¬   —————————¬   ————————————¬
   |    пункт    |   |  пересылка  |   |   клиент  |   |    возможное   |   | пересылка|   |головной|   |иностранный|
   |   отгрузки  |   |транспортного|   |(подготовка|   |  представление |   |документов|   |  офис  |   |    банк   |
   |(транспортный+——>|  документа  +——>|  полного  +——>|  документов в  +——>|в головной+——>|  банка +——>|           |
   |  документ)  |   |   клиенту   |   | комплекта |   | территориальное|   |офис банка|   |        |   |           |
   |             |   |             |   |документов)|   |учреждение банка|   |          |   |        |   |           |
   L——————————————   L——————————————   L————————————   L—————————————————   L———————————   L—————————   L————————————
   

Рис. 4

Для клиента-экспортера ускорение получения транспортного документа и представления его вместе с другими требуемыми документами в банковское учреждение, осуществляющее документарную операцию, может способствовать ускорению получения экспортной выручки, если по контракту предусмотрены расчеты по предъявлении (at sight).

Помимо этого при использовании аккредитивной формы расчетов клиент-экспортер должен, если, конечно, условиями аккредитива не предусмотрено иное, уложиться в 21-дневный срок от даты отгрузки товара, предусмотренный Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов <1> для представления документов в банк, уполномоченный на исполнение аккредитива.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Здесь и далее по тексту имеется в виду действующая редакция Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (Публикация МТП N 500).

Клиент-экспортер, находящийся в ином пункте, чем банковское учреждение, выполняющее документарную операцию, заинтересован в "приближении" к нему банковского обслуживания операции также потому, что определенные расхождения или недочеты в документах можно исправить только на месте.

При этом совершенно естественно, что наиболее важным является наличие банковского учреждения не столько по месту нахождения самого клиента-экспортера, сколько в пункте отгрузки товара. Определенное исключение составляют российские экспортные отгрузки по железной дороге, до настоящего времени предполагающие переоформление внутренних железнодорожных накладных на международные в пункте пересечения пределов СНГ.

Очевидно также, что, не имея своего представителя в пункте отгрузки товара, клиент-экспортер может поручить транспортно-экспедиторское обслуживание контракта, включая подготовку всей необходимой товарной и расчетной документации, специализированной фирме в пункте отгрузки.

Если платежные условия контракта предусматривают расчеты по документарному инкассо, теоретически любое банковское учреждение может выполнять функции банка-ремитента, особенно если оно непосредственно или через свой головной офис связано корреспондентскими отношениями с инкассирующим и (или) представляющим банком, указанным экспортером, а также имеет возможность осуществлять межбанковские коммуникации по системе SWIFT.

При этом вышеприведенные схемы движения расчетных документов независимо от того, клиентом какого именно учреждения банка является экспортер, могут претерпеть существенные изменения (рис. 5)

     
   ——————————————————————————————¬     ———————————¬     ————————————¬
   | пункт отгрузки (транспортный|     |банковское|     |иностранный|
   |   документ плюс подготовка  |     |учреждение|     |    банк   |
   | полного комплекта документов|     | в пункте |     |           |
   |  самим экспортером или, по  +————>| отгрузки +————>|           |
   |его поручению и от его имени,|     |          |     |           |
   |  транспортно—экспедиторской |     |          |     |           |
   |           фирмой)           |     |          |     |           |
   L——————————————————————————————     L———————————     L————————————
   

Рис. 5

Уменьшается количество участников и звеньев, которые должны пройти документы, а главное - существенно ускоряется время их пробега от пункта отгрузки до иностранного банка. Направляя документы в адрес иностранного банка, банковское учреждение, находящееся в пункте отгрузки, дает по поручению клиента платежные инструкции о зачислении суммы инкассового поручения в пользу клиента-экспортера.

Таким образом, исходя из потребностей экспортера операции по экспортным документарным инкассо могут и должны осуществляться учреждениями банков, находящимися в пунктах отгрузки товаров за границу.

При расчетах по документарным аккредитивам, выставляемым иностранными банками в пользу российских предприятий-экспортеров, общие принципы схемы движения расчетных документов сохраняются, но они уже не могут определяться непосредственно экспортером и обслуживающими его российскими банковскими учреждениями, а в значительной мере зависят от условий аккредитива, сформулированных иностранным банком-эмитентом.

Вариант 1

Документарный аккредитив, выставленный иностранным банком в пользу российского экспортера и полученный головным офисом банка экспортера, предусматривает исполнение самим банком-эмитентом. Формально Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов не содержат запрета на авизование аккредитива бенефициару с использованием еще одного банковского учреждения <1>, а также на представление документов исполняющему аккредитив банку (в данном варианте - банку-эмитенту) иным банковским учреждением, чем авизующий банк. Следовательно, независимо от местонахождения бенефициара документы, подготовленные и представленные по его поручению и от его имени, могут быть приняты и направлены банку-эмитенту банковским учреждением, находящимся в пункте отгрузки товара за границу.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В подготавливаемую в настоящее время новую редакцию Унифицированных правил предлагается включение понятия "второй авизующий банк".

Возможны различные способы банковского обслуживания бенефициара-экспортера.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом головного офиса банка, получившего аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка должна быть произведена из этого же пункта.

Аккредитив авизуется бенефициару головным офисом банка. После отгрузки документы представляются бенефициаром также в головной офис банка.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом головного офиса банка, получившего аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка должна быть произведена из иного пункта.

Аккредитив авизуется бенефициару головным офисом банка. Бенефициар может информировать головной офис банка о своем намерении представить документы в территориальное учреждение банка, находящееся в пункте отгрузки товара за границу. Головной офис банка должен дать соответствующие инструкции указанному территориальному учреждению.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом территориального учреждения банка, иного, чем головной офис банка, получивший аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и территориальное учреждение банка; отгрузка осуществляется из этого же пункта.

Аккредитив может быть авизован головным офисом банка через территориальное учреждение по месту нахождения бенефициара. После отгрузки документы представляются бенефициаром в данное территориальное учреждение.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом территориального учреждения банка, иного, чем головной офис банка, получивший аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и территориальное учреждение банка; отгрузка осуществляется из любого другого пункта:

Аккредитив может быть авизован головным офисом банка через территориальное учреждение 1 по месту нахождения бенефициара. Бенефициар может информировать территориальное учреждение 1 о своем намерении представить документы в территориальное учреждение 2, находящееся в пункте отгрузки товара за границу. Территориальное учреждение 1 должно обратиться к головному офису банка, с тем чтобы соответствующие инструкции были даны территориальному учреждению 2.

Вариант 2

Документарный аккредитив, выставленный иностранным банком в пользу российского экспортера, предусматривает исполнение самим банком-эмитентом и получен непосредственно территориальным учреждением банка, обслуживающим экспортера.

Рассмотрим возможные способы банковского обслуживания бенефициара-экспортера.

Отгрузка должна быть произведена из пункта местонахождения бенефициара.

Аккредитив авизуется бенефициару данным территориальным учреждением банка. После отгрузки документы представляются бенефициаром в это же банковское учреждение.

Отгрузка должна быть произведена из пункта, иного, чем место нахождения бенефициара и обслуживающего его территориального учреждения банка.

Аккредитив авизуется бенефициару данным территориальным учреждением банка. Бенефициар может информировать обслуживающее его территориальное учреждение банка о своем намерении представить документы в территориальное учреждение 2, находящееся непосредственно в пункте отгрузки товара за границу. Территориальное учреждение, обслуживающее бенефициара, должно самостоятельно или через головной офис банка дать соответствующие инструкции территориальному учреждению 2.

В вариантах 1 и 2, направляя в адрес банка-эмитента документы, представленные бенефициаром-экспортером, банковское учреждение (головной офис или территориальное учреждение) дает банку-эмитенту платежные инструкции о зачислении выручки в пользу клиента-экспортера по предъявлении или по наступлении срока, определяемого в соответствии с условиями аккредитива.

По документарному аккредитиву, предусматривающему акцепт, наряду с платежными инструкциями банку-эмитенту должны быть также даны указания в отношении акцептуемых им тратт, а по аккредитиву, предусматривающему платеж с рассрочкой, - инструкции в отношении обычно выставляемого обязательства платежа с рассрочкой. Естественно, что такие инструкции могут исходить от банковского учреждения, направляющего документы банку-эмитенту. Однако получателем акцептованных банком-эмитентом тратт или выставленного им обязательства платежа с рассрочкой должен быть головной офис банка. (Очевидно, что данный порядок может распространяться и на тратты, акцептованные иностранными импортерами при расчетах по инкассо, предусматривающим выдачу документов против акцепта.)

Остается открытым вопрос о проверке документов банковским учреждением, которому они представлены клиентом-экспортером. В принципе, поскольку исполнение аккредитива осуществляется самим банком-эмитентом, такая проверка необязательна. В то же время, как показывает международная практика, все банки осуществляют проверку документов, действуя в интересах своих клиентов, которые, соответственно, оплачивают соответствующую комиссию, взимаемую банковским учреждением, проверяющим документы.

Вариант 3

Документарный аккредитив, выставленный иностранным банком в пользу российского экспортера и полученный головным офисом банка экспортера, предусматривает исполнение головным офисом коммерческого банка или вообще данным коммерческим банком, обслуживающим экспортера.

Возможны следующие способы банковского обслуживания бенефициара-экспортера.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом головного офиса банка, получившего аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка должна быть произведена из этого же пункта.

Аккредитив авизуется бенефициару головным офисом банка. После отгрузки документы представляются бенефициаром также в головной офис банка.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом головного офиса банка, получившего аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и головной офис банка; отгрузка должна быть произведена из иного пункта.

Аккредитив авизуется бенефициару головным офисом банка. Если только условия аккредитива не содержат указания на ограничение его исполнения головным офисом банка, бенефициар может информировать головной офис банка о своем намерении представить документы в территориальное учреждение банка, находящееся непосредственно в пункте отгрузки товара за границу. Головной офис банка должен дать соответствующие инструкции указанному территориальному учреждению.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом территориального учреждения банка, иного, чем головной офис банка, получивший аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и территориальное учреждение банка; отгрузка осуществляется из этого же пункта.

Аккредитив может быть авизован головным офисом банка через территориальное учреждение по месту нахождения бенефициара. После отгрузки документы представляются бенефициаром в данное территориальное учреждение.

Бенефициар документарного аккредитива является клиентом территориального учреждения банка, иного, чем головной офис банка, получивший аккредитив от банка-эмитента, и находится в том же населенном пункте, что и территориальное учреждение банка; отгрузка осуществляется из любого другого пункта.

Аккредитив может быть авизован головным офисом банка через территориальное учреждение 1 по месту нахождения бенефициара. Бенефициар может информировать территориальное учреждение 1 о своем намерении представить документы в территориальное учреждение 2, находящееся непосредственно в пункте отгрузки товара за границу. Территориальное учреждение 1 должно обратиться к головному офису банка, с тем чтобы соответствующие инструкции были даны территориальному учреждению 2.

Вариант 4

Аккредитив, выставленный иностранным банком в пользу российского экспортера и предусматривающий исполнение данным коммерческим банком, получен непосредственно территориальным учреждением банка, обслуживающим экспортера.

Возможны следующие способы банковского обслуживания бенефициара-экспортера.

Отгрузка должна быть произведена из пункта местонахождения бенефициара.

Аккредитив авизуется бенефициару данным территориальным учреждением банка. После отгрузки документы представляются бенефициаром в это же банковское учреждение.

Отгрузка должна быть произведена из пункта, иного, чем место нахождения бенефициара и обслуживающего его территориального учреждения банка.

Аккредитив авизуется бенефициару данным территориальным учреждением банка. Бенефициар может информировать обслуживающее его территориальное учреждение банка о своем намерении представить документы в территориальное учреждение 2, находящееся непосредственно в пункте отгрузки товара за границу. Территориальное учреждение, обслуживающее бенефициара, должно самостоятельно или через головной офис банка дать соответствующие инструкции территориальному учреждению 2.

В вариантах 3 и 4 банковское учреждение (головной офис или территориальное учреждение) после получения документов, представленных экспортером, обязано проверить документы, выполнить платежные обязательства, возложенные на него банком-эмитентом, по отношению к бенефициару-экспортеру, а также направить документы банку-эмитенту, затребовав возмещение предусмотренным условиями аккредитива способом.

Вариант 5

Документарный аккредитив, выставленный иностранным банком в пользу российского экспортера и полученный головным офисом или территориальным учреждением банка экспортера, содержит просьбу о добавлении к выставленному аккредитиву подтверждения данного банка экспортера.

По мнению автора, вопрос о подтверждении аккредитива, то есть принятии на себя банком обязательства по отношению к экспортеру, должен решаться исключительно головным офисом банка. При этом, если аккредитив был направлен банком-эмитентом непосредственно территориальному учреждению банка, обслуживающему экспортера, это учреждение должно незамедлительно передать решение о добавлении подтверждения головному офису банка. Что касается последующего исполнения данного подтвержденного аккредитива, то оно в зависимости от конкретной ситуации может быть осуществлено аналогично вариантам 3 - 4.

Применительно ко всем видам вариантов 3, 4 и 5, вероятно, уместно напомнить, что согласно ст. 2 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов в качестве "другого" банка рассматриваются только отделения банка, находящиеся в разных странах.

В результате выполнения операций по аккредитивам территориальными учреждениями коммерческого банка в вариантах 1 и 2 экспортер аналогично расчетам в форме документарного инкассо получает реальную возможность ускорения пробега документов и, в зависимости от условий платежа по аккредитиву, получения экспортной выручки. В вариантах 3 - 5 экспортер может рассчитывать на практически немедленное получение выручки по аккредитивам, предусматривающим платеж по предъявлении.

Необходимо также отметить потенциальную заинтересованность иностранного импортера в проведении расчетной экспортной операции банковским учреждением, наиболее приближенным к экспортеру и к пункту отгрузки товара. Это наиболее характерно для операций, предусматривающих представление в комплекте расчетных документов полного комплекта коносаментов или любых транспортных документов, выписанных на имя или приказу банка - эмитента документарного аккредитива.

Некоторые банковские вопросы, связанные с возможным

проведением экспортных документарных операций

территориальными учреждениями банка

На данном этапе рассмотрения автор исходит из того, что коммерческий банк принял для себя принципиальное решение о децентрализации осуществления экспортных документарных операций по поручению своей клиентуры.

1. Инструкции о зачислении платежей в пользу клиента-экспортера по инкассовым операциям и по документарным аккредитивам, исполняемым непосредственно банками-эмитентами, а также в пользу банка экспортера по исполняемым и (или) подтвержденным им аккредитивам.

По общему правилу инструкции иностранным банкам должны предусматривать зачисление средств на корреспондентский счет головного офиса банка независимо от того, ведется ли текущий валютный счет клиента в головном офисе или в ином банковском учреждении по месту нахождения клиента. Исключением может быть наличие собственных корреспондентских счетов у отдельных территориальных учреждений банка.

2. Порядок извещения головного офиса банка его территориальными учреждениями об осуществленных операциях.

Исходя из принципа зачисления средств на корреспондентский счет головного офиса территориальное учреждение в момент направления документов в адрес иностранного банка должно наиболее быстрым способом (например, используя внутреннюю электронную связь) информировать головной офис о типе и основных реквизитах (номер, бенефициар, сумма, банк-плательщик, ожидаемый срок платежа) проведенной операции. Одновременно территориальное учреждение должно направить головному офису копию требования о платеже, отосланного банку-плательщику, и, как минимум, копии поручения клиента-экспортера, коммерческого счета, а также сопроводительного письма, при котором документы были направлены за границу.

3. Паспорт сделки.

Соответствующий паспорт сделки может быть открыт экспортером, а также вестись либо в головном, либо в территориальном офисе банка по месту нахождения клиента в зависимости от того, где ведется текущий валютный счет клиента. При этом, как представляется, совершенно не обязательно, чтобы банковское учреждение, в котором ведется счет клиента и открыт паспорт сделки, являлось учреждением, принявшим документы, представленные клиентом-экспортером, или учреждением того же самого банка, территориальный офис которого принял документы и головной офис которого получил платеж из-за границы для последующего зачисления на счет клиента.

В то же время, если паспорт сделки ведется не в территориальном учреждении банка, принимающем документы, очевидно, что это учреждение должно получить от экспортера информацию о месте открытия паспорта сделки. На практике, особенно при расчетах по аккредитивам, все может быть гораздо проще. Поскольку аккредитив, выставленный иностранным банком, скорее всего, будет получен головным офисом банка, информация о месте ведения паспорта сделки будет уже содержаться в инструкциях, получаемых территориальным учреждением при поручении ему осуществления данной операции.

После приема документов и затребования платежа территориальное учреждение должно будет направить указанному экспортером банковскому учреждению, в котором ведется паспорт сделки, копии тех же документов, что и головному офису (копию требования о платеже, отосланного банку-плательщику, и копии поручения клиента-экспортера, коммерческого счета, а также сопроводительного письма, при котором документы были направлены за границу).

4. Поручение территориальному учреждению на осуществление экспортной документарной операции.

При использовании инкассовой формы расчетов такое поручение банку дает сам экспортер, который может "принести" документы в любое банковское учреждение. Несомненно, он будет ориентироваться на традиционно обслуживающий его банк. Исходя из этого все учреждения банка, обслуживающего клиентов-экспортеров, и особенно находящиеся в пунктах отгрузки экспортных товаров, должны быть подготовлены головным офисом к проведению инкассовых операций.

В противном случае и операция, и сам клиент-экспорт могут "уйти" из банка. Хотя и в западной практике случается, что банковское учреждение, получившее от экспортера инкассовое поручение на заграницу, может предложить экспортеру просто переправить поручение своему головному офису или другому учреждению, специализирующемуся на данных операциях, для дальнейшего направления документов инкассирующему банку. Причинами могут быть как неподготовленность указанного учреждения к проведению инкассовых операций, так и временное отсутствие соответствующего специалиста. Однако если данное учреждение находится непосредственно в пункте отгрузки, для клиента дополнительная пересылка документов из банка в банк означает задержку получения экспортной выручки.

При расчетах по документарному аккредитиву, исполняемому как иностранным банком-эмитентом, так и банком экспортера (включая возможное добавление подтверждения), реализация возможности представления документов бенефициаром-экспортером в иное банковское учреждение, чем то, которое получило аккредитив от банка-эмитента, намного сложнее.

Как показывает практика всех банков, главной проблемой являются правильное прочтение и интерпретация бенефициаром-экспортером условий полученного им аккредитива как в части его соответствия платежным условиям контракта (которые, к сожалению, зачастую ограничиваются лишь общими указаниями), так и в части требований к оформлению документов. В этих условиях большая роль принадлежит банковскому учреждению, авизующему аккредитив, которое наряду с идентификацией и проверкой полноты аккредитивного обязательства банка-эмитента призвано дать бенефициару-экспортеру необходимый комментарий к полученному документу, а также рекомендации по его реализации или изменению (уточнению). Следовательно, если бенефициар-экспортер обслуживается непосредственно территориальным учреждением банка, головной офис, получивший аккредитив от банка-эмитента, должен передать территориальному учреждению не только условия аккредитива, но и относящиеся к ним рекомендации, с тем чтобы бенефициар был авизован надлежащим образом.

В зависимости от организационной структуры коммерческого банка территориальное учреждение банка, обслуживающее экспортера, должно также располагать инструкциями головного офиса о порядке авизования аккредитивов, которые могут быть получены учреждением непосредственно от банков-эмитентов.

Условия аккредитива могут предусматривать отгрузку из иного пункта, чем местонахождение авизующего банка (головного офиса или территориального учреждения). Получив аккредитив, клиент-экспортер может самостоятельно или по совету авизующего банка принять решение о представлении документов после отгрузки товара в учреждение банка, находящееся непосредственно в пункте отгрузки, и дать авизующему банку поручение на передачу аккредитива соответствующему территориальному банковскому учреждению.

Процедура эта не новая: в практике Внешторгбанка (Внешэкономбанка СССР) она именовалась "передачей аккредитивов на исполнение в портовые учреждения" <1>. Хотя не следует забывать, что и Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, и подход банков к оценке и практике проведения операций по аккредитивам претерпели существенные изменения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См., в частности, соответствующие разделы Инструкции Банка для внешней торговли СССР N 1 "О порядке совершения банковских операций по международным расчетам". - М: Финансы и статистика, 1986.

Получив поручение клиента-экспортера, авизующий банк должен, в первую очередь, определить целесообразность и возможность передачи аккредитива территориальному банковскому учреждению, находящемуся в пункте отгрузки товара, исходя из условий и порядка расчетов по аккредитиву, состояния расчетов с данным банком-эмитентом, а также обязательств, возлагаемых аккредитивом на сам банк, обслуживающий экспортера. Как уже указывалось, исходя из положений Унифицированных правил операции по аккредитиву могут быть осуществлены любым учреждением банка экспортера, находящимся в данной стране. Отсюда также следует, что извещение банка-эмитента о реализации операций по аккредитиву иным учреждением банка, получившего аккредитив, находящимся в той же стране, является необязательным.

Если принципиальных препятствий для осуществления операций по аккредитиву учреждением банка, находящимся в пункте отгрузки, не существует, это учреждение должно получить:

- условия аккредитива;

- все относящиеся к ним рекомендации, которые были даны бенефициару банковским учреждением, авизовавшим аккредитив;

- общие и возможные специальные для данного аккредитива рекомендации, касающиеся проверки документов;

- указания о порядке начисления и предъявления к платежу (взыскания) комиссии за проверку документов;

- указания, относящиеся к затребованию платежа/оплате принятых документов и порядку извещения банка-эмитента, а также к отсылке документов;

- указания о порядке извещения головного офиса банка и учреждения банка, непосредственно обслуживающего экспортера и авизовавшего аккредитив (если оно отлично от головного офиса банка).

Вопрос состоит в том, от кого учреждение банка, находящееся в пункте отгрузки, должно получить вышеперечисленные материалы и указания. Как уже указывалось выше, целесообразно, чтобы эти инструкции исходили от банковского учреждения, получившего аккредитив от банка-эмитента. Сказанное не исключает установления несколько иного порядка, согласно которому все инструкции о передаче аккредитивных операций между учреждениями банка должны "проходить" через головной офис банка.

Целесообразно также, чтобы помимо указаний о порядке затребования платежа по каждой конкретной операции территориальное учреждение банка располагало установленными головным офисом образцами всех требований и платежных инструкций, которые могут направляться иностранным банкам. Сказанное относится и к инкассовым, и к аккредитивным операциям. Децентрализация расчетов ни в коей мере не должна нарушать единую практику работы банка и его учреждений по отношению к иностранным корреспондентам.

5. Примерные инструкции и платежная информация, которые в соответствии с указаниями, направленными ему головным офисом (учреждением банка, получившим аккредитив от банка-эмитента), территориальное учреждение банка может давать банкам-эмитентам при направлении им документов по аккредитивам.

Аккредитив исполняется непосредственно банком-эмитентом и предусматривает:

- платеж по предъявлении (at sight) - просить банк-эмитент кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка или уполномочить головной офис дебетовать ведущийся у него корреспондентский счет банка-эмитента (если таковой имеется);

- платеж с рассрочкой - просить банк-эмитент подтвердить головному офису срок платежа, определенный в соответствии с условиями аккредитива, а по наступлении срока платежа - кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка или уполномочить головной офис дебетовать ведущийся у него корреспондентский счет банка-эмитента (если таковой имеется);

- акцепт - просить банк-эмитент акцептовать тратту, выставленную бенефициаром, и направить ее в адрес головного офиса.

Банк-эмитент поручает исполнение аккредитива банку экспортера, и банк экспортера (головной офис или учреждение банка, получившее аккредитив от банка-эмитента и авизовавшее его бенефициару) информировал бенефициара о принятии данного поручения. Аккредитив предусматривает:

- платеж по предъявлении (at sight) - при отсылке документов в зависимости от условий аккредитива:

а) направить в адрес банка-эмитента сообщение по системе SWIFT с информацией о том, что документы приняты и счет банка-эмитента, ведущийся в головном офисе банка (если таковой имеется), дебетован, или просить кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка,

или

б) направить в адрес рамбурсирующего банка, указанного в условиях аккредитива, рамбурсное требование <1> (преимущественно по системе SWIFT) с просьбой кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка;

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Оформленное в соответствии с Правилами для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (Публикация МТП N 525).

- платеж с рассрочкой - при отсылке документов сообщить банку-эмитенту о принятии документов и конкретном сроке платежа, определенном в соответствии с условиями аккредитива и в зависимости от условий аккредитива:

а) информировать банк-эмитент о том, что его счет, ведущийся в головном офисе банка (если таковой имеется), будет дебетован по наступлении указанного срока

или

б) просить банк-эмитент кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка по наступлении указанного срока,

или

в) информировать банк-эмитент о том, что по наступлении срока головной офис банка будет рамбурсироваться на рамбурсирующий банк, указанный в условиях аккредитива;

- акцепт - при отсылке документов сообщить банку-эмитенту о принятии документов и акцепте тратты, представленной бенефициаром, указав срок платежа по тратте, а также в зависимости от условий аккредитива:

а) информировать банк-эмитент о том, что его счет, ведущийся в головном офисе банка (если таковой имеется), будет дебетован по наступлении срока платежа по тратте

или

б) просить банк-эмитент кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка по наступлении срока платежа по тратте,

или

в) информировать банк-эмитент о том, что по наступлении срока платежа по тратте головной офис банка будет рамбурсироваться на рамбурсирующий банк, указанный в условиях аккредитива;

- негоциацию <1> - при отсылке документов сообщить банку-эмитенту о том, что тратта и (или) документы, представленные бенефициаром, негоциированы (куплены), а также в зависимости от условий аккредитива:

а) просить банк-эмитент по получении документов кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка или уполномочить головной офис дебетовать ведущийся у него корреспондентский счет банка-эмитента (если таковой имеется),

или

б) направить в адрес рамбурсирующего банка, указанного в условиях аккредитива, рамбурсное требование (преимущественно по системе SWIFT) с просьбой кредитовать корреспондентский счет головного офиса банка.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Вариант, достаточно редко практикуемый российскими коммерческими банками.

Банк-эмитент поручает исполнение аккредитива банку экспортера с просьбой добавить свое подтверждение аккредитиву. Инструкции и платежная информация, направляемые территориальным учреждением банка экспортера банку-эмитенту, аналогичны тем, которые могут быть даны по аккредитивам, исполняемым банком экспортера. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, по мнению автора, вопрос о подтверждении аккредитива, то есть принятии на себя банком обязательства по отношению к экспортеру, должен решаться исключительно головным офисом банка. Что касается согласия на исполнение аккредитива, то, как представляется, информировать о нем клиента-экспортера может непосредственно учреждение банка, авизующее аккредитив, если, конечно, исполнение аккредитива не ограничено головным офисом банка. Впрочем, головной офис при необходимости может рекомендовать клиенту-экспортеру обратиться за соответствующим изменением условий аккредитива.

Говоря об операциях по подтверждаемым аккредитивам, следует отметить, что возможность и целесообразность их децентрализации определяются каждым банком в зависимости от его организационной структуры и профессиональной подготовки персонала в головном офисе и на местах. При всех преимуществах децентрализованного порядка расчетов его нельзя признать приемлемым, если принятие принципиальных решений о подтверждении аккредитивов, а также контроль соблюдения лимитов, установленных для принятия обязательств корреспондентов, осуществляются одним офисом банка, обсуждение с корреспондентом условий подтверждения конкретного аккредитива - другим, а принятие документов - третьим.

6. Платежи в пользу клиентов-экспортеров.

Если счет клиента-экспортера и соответствующий паспорт сделки не ведутся в учреждении банка, находящемся в пункте отгрузки и осуществившем прием расчетных документов по экспортной операции, это банковское учреждение не участвует в процессе осуществления платежа в пользу клиента.

По документарным аккредитивам, исполняемым иностранными банками-эмитентами, равно как и по экспортным инкассо, средства, поступившие на корреспондентские счета головного офиса, зачисляются на счет клиента-экспортера, ведущийся либо непосредственно в головном офисе, либо в территориальном учреждении банка (в последнем случае по системе межфилиальных расчетов).

По документарным аккредитивам, исполняемым и (или) подтвержденным банком экспортера, по которым он уполномочен на дебетование ведущегося у него текущего счета банка-эмитента, зачисление средств на счет клиента-экспортера осуществляется аналогичным образом по мере дебетования счета банка-эмитента в соответствии с условиями аккредитива.

Что касается исполняемых и (или) подтвержденных банком экспортера аккредитивов, платежи по которым осуществляются банком-эмитентом или рамбурсирующим банком путем кредитования счетов банка-экспортера, то не только российские коммерческие банки, но и большинство банков мира обычно платят бенефициарам-экспортерам только после фактического получения средств от корреспондента. При этом некоторые банки в соответствии со своей внутренней регламентацией осуществляют платежи в пользу бенефициаров более поздним сроком, чем дата приема представленных документов (что, очевидно, возможно только по аккредитивам с платежом по предъявлении). Хотя, естественно, данная практика не соответствует теоретической концепции подтверждения или исполнения аккредитива.

Экспортер-бенефициар исполняемого и (или) подтвержденного российским банком документарного аккредитива, операции по которому осуществляются территориальным учреждением указанного банка, вправе обратиться с просьбой произвести ему платеж, не дожидаясь поступления средств от банка-эмитента. Ряд банков практикует предоставление бенефициарам таких аккредитивов кредита на период между датой платежа, который должен был бы быть произведен в силу добавленного подтверждения (принятого поручения по исполнению аккредитива), и датой фактического получения средств от банка-эмитента. Если подобной постоянной договоренности между банком и клиентом-экспортером не существует, такой кредит по конкретной операции, по мнению автора, может быть предоставлен в разовом порядке по решению головного офиса банка. По всей вероятности, кредит в валюте платежа по аккредитиву будет предоставлен головным офисом, в то время как кредит в рублях - непосредственно территориальным офисом, в котором обслуживается клиент.

7. Бухгалтерский учет.

Как представляется, бухгалтерский учет экспортных документарных операций, проводимых территориальным учреждением банка, должен осуществляться исходя из того, что получение экспортной выручки во всех случаях осуществляется головным офисом банка.

Экспортное документарное инкассо должно быть учтено в территориальном учреждении банка на внебалансовом счете с момента принятия поручения от клиента до момента подтверждения головным офисом получения им от территориального учреждения копий документов, свидетельствующих о приеме документов и затребовании платежа (см. выше п. 2).

Условия экспортного аккредитива, полученные учреждением для осуществления операций, также должны быть оприходованы на внебалансовом счете. Сумма учтенного аккредитива уменьшается по мере представления клиентом-бенефициаром документов по аккредитиву и их принятия учреждением. Сами принятые документы наиболее целесообразно учитывать в порядке и на период, аналогичные указанным выше для документарного инкассо. Ели аккредитив не использован клиентом, он снимается с учета по истечении срока действия (аналогично поступают с неиспользованным остатком аккредитива).

Определенную сложность может представлять ситуация, когда в территориальном учреждении банка, осуществившем экспортную операцию, ведутся текущий валютный счет клиента и паспорт соответствующей сделки. В этом случае может быть принято решение продолжать учитывать на внебалансе затребованные платежи до получения от головного офиса банка средств в пользу клиента.

Особенностью учета территориальным учреждением проводимых им экспортных операций является также их включение в общую статистику операций банка: в зависимости от установленного порядка работы операции учреждения либо добавляются, либо исключаются из общих показателей данного вида по банку.

8. Неправильно оформленные клиентом документы, рекламации и переписка.

За исключением тех случаев, когда представленные клиентом в территориальное учреждение документы содержат неточности, ошибки и расхождения (с условиями аккредитива), которые после их констатации учреждением банка могут быть устранены клиентом на месте, все вопросы в отношении возможности приема неправильно оформленных клиентом документов должны решаться только головным офисом банка.

Точно так же любые рекламации, полученные непосредственно территориальным учреждением от иностранных банков в отношении документов или затребованных платежей, должны немедленно передаваться для рассмотрения в головной офис банка.

9. Комиссии.

Если комиссия, взимаемая территориальным учреждением по инкассо и за проверку документов по документарным аккредитивам, подлежит оплате импортером или банком-эмитентом, она включается в направляемое иностранному банку требование о платеже.

Данная комиссия, естественно, должна находить свое отражение в финансовых результатах работы учреждения. Возможным вариантом является ее перечисление головным офисом на счет учреждения по мере получения средств от иностранных корреспондентов или с определенной периодичностью.

Комиссия, подлежащая оплате непосредственно клиентом-экспортером, может взыскиваться учреждением с клиентского счета, если таковой ведется в учреждении. Если счет клиента ведется в головном офисе или в другом территориальном учреждении, комиссия может быть дебетована по системе межфилиальных расчетов.

Сложнее вариант комиссионных отношений головного офиса и территориального учреждения, при котором территориальному учреждению "оставляется" только часть комиссии за проверку документов по документарным аккредитивам исходя из того, что учреждение выполняет операции не самостоятельно, а на основании инструкций головного офиса по каждой операции.

И наконец, еще одной особенностью работы с комиссией является практиковавшееся Внешторгбанком (Внешэкономбанком СССР) поручение территориальным учреждениям предъявлять к платежу иностранным банкам (одновременно с отсылкой документов и затребованием платежей) сумм начисленных головным офисом комиссий за подтверждение или авизование, а также за изменение документарных аккредитивов. Такого рода поручение оправданно, если банк определил для себя, что наиболее предпочтительным является предъявление к платежу всей комиссии по аккредитивной операции в момент использования аккредитива бенефициаром.

Расчеты по импорту

При осуществлении документарных операций по импорту заинтересованность клиента-импортера в услугах территориального учреждения банка, не имеющего собственных корреспондентских счетов с банком экспортера, может определяться двумя основными обстоятельствами.

1. Необходимость получения документов, позволяющих как можно быстрее распорядиться импортированным товаром.

Речь, естественно, идет о документах, направляемых экспортером через банки, то есть о проведении расчетов по контракту с использованием инкассо или документарного аккредитива. Территориальное банковское учреждение, уполномоченное головным офисом на проведение импортных документарных операций, должно по преимуществу находиться в пункте назначения, фигурирующем в международном транспортном документе, которым оформлено движение соответствующего товара, при условии что в этом же пункте производится таможенное оформление товара. Таким пунктом может быть и непосредственно местонахождение клиента-импортера, и, например, иной пункт (порт), если импортер поручает получение товара и организацию (оформление) его дальнейшей транспортировки специализированной транспортно-экспедиторской фирме.

Однако в современных условиях перевозка товаров различными видами транспорта все больше оформляется накладными, оригиналы которых следуют с грузом. Следовательно, необходимость получения транспортного документа, именно направленного через банки, возникает у импортера в основном при оформлении перевозки коносаментом, являющимся единственным товарораспорядительным документом, причем только тогда, когда через банки направляется полный комплект коносаментов. Во всех остальных случаях необходимость привлечения территориального учреждения банка к расчетам по импортной операции для ускорения получения товара возникает у импортера, только если транспортный документ выписан на имя или приказу банка импортера. Такой порядок выписки транспортного документа возможен в принципе только при расчетах по аккредитивам, а участие в операции территориального учреждения банка оправданно, только если оно располагает полномочиями головного офиса на индоссирование полученного документа в пользу или приказу клиента-импортера.

2. Целесообразность подготовки на месте поручения (заявления) на выставление документарного аккредитива (или платежной гарантии), а также оформления обеспечения, требуемого головным офисом банка при выставлении им указанных платежных обязательств в пользу иностранных экспортеров.

Функции, выполнение которых в связи с этим может быть передано головным офисом коммерческого банка территориальному учреждению, достаточно полно изложены в публикации О.Д. Земляковой <1>. Отметим только, что чрезвычайно важной является проверка территориальным учреждением соответствия платежных условий, указанных в заявлении на выставление аккредитива, платежным условиям контракта, а также стандартным условиям выставления аккредитивов головным офисом данного банка. Не следует забывать при этом, что головной офис, выставляя свое платежное обязательство, не может изменить условия платежа экспортеру (что являлось бы нарушением контрактных условий), в то время как условия предоставления возмещения банку, осуществившему платеж в пользу экспортера, могут быть иными и согласованы с корреспондентом и (или) определены головным офисом непосредственно.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: журнал "Международные банковские операции", 2005, N 5, с. 64 - 71.

Некоторые банковские вопросы, связанные

с возможным проведением импортных документарных операций

территориальными учреждениями банка

1. Исполнение территориальным учреждением банка инкассовых поручений, направляемых иностранными банками непосредственно в его адрес.

Иностранный банк-ремитент при наличии корреспондентских отношений с головным офисом коммерческого банка может направить инкассовое поручение территориальному учреждению банка, непосредственно обслуживающему импортера или находящемуся в пункте назначения товара. Территориальное учреждение банка наряду с проверкой соответствия инкассового поручения и приложенных к нему документов должно немедленно известить импортера о получении документов, указав на возможность их передачи импортеру или его представителю только на условиях, указанных в инкассовом поручении, включая необходимость оплаты комиссий.

По инкассо, предусматривающему выдачу документов против платежа по предъявлении (at sight), основанием для такой передачи может быть заявление импортера на перевод платежа в пользу иностранного экспортера. Если текущий валютный счет импортера и паспорт сделки ведутся в другом территориальном учреждении или в головном офисе банка, основанием для выдачи документов может быть полученное (например, по системе внутренней электронной связи) от соответствующего учреждения банка подтверждение о представлении импортером надлежащим образом оформленного поручения на перевод. Комиссия, причитающаяся инкассирующему территориальному учреждению банка и являющаяся составной частью заявления импортера на перевод, должна быть перечислена по системе межфилиальных расчетов или зачислена на накопительный счет учреждения, ведущийся в головном офисе.

Если инкассо предусматривает выдачу документов против акцепта импортером тратты или (реже) выставления им иного срочного платежного обязательства, территориальное учреждение банка должно получить либо акцептованную импортером тратту, либо соответствующее платежное обязательство и направить их банку - ремитенту инкассового поручения. При этом, если территориальное учреждение банка не ведет текущий валютный счет импортера и паспорт сделки, ему необходимо также информировать соответствующее учреждение банка.

При получении от иностранного банка для инкассации платежа ранее акцептованной импортером срочной тратты действия территориального учреждения банка аналогичны реализации инкассового поручения с платежом по предъявлении.

2. Получение территориальным учреждением банка документов по импортным аккредитивам.

По мнению автора, документарные аккредитивы по поручению клиентов-импортеров должны выставляться исключительно головным офисом банка. (Соответствующий паспорт сделки должен вестись также в головном офисе.) Головной офис, руководствуясь инструкциями приказодателя-импортера, может дать инструкции банку экспортера (авизующему или исполняющему и (или) подтверждающему аккредитив) о направлении принятых от экспортера документов непосредственно территориальному учреждению банка, обслуживающему приказодателя или находящемуся в пункте назначения товара. При принятии данного решения банк-эмитент будет руководствоваться условиями расчетов по аккредитиву (является ли он сам исполняющим банком или исполнение аккредитива поручено банку, обслуживающему экспортера), а также спецификой транспортного документа, который должен быть представлен (точнее, его необходимостью для ускорения получения товара импортером).

Трудно предположить, что по исполняемому им самим аккредитиву (независимо от способа реализации аккредитива) головной офис как банк-эмитент доверит территориальному учреждению проверку документов, а главное - принятие на основании этой проверки решения о реализации платежного обязательства. Скорее всего, территориальное учреждение банка будет использоваться только в качестве посредника при пересылке документов приказодателю-импортеру уже после реализации банком-эмитентом своего обязательства по аккредитиву.

Что касается документарных аккредитивов, исполнение которых поручается банку, обслуживающему экспортера (а таких аккредитивов, как правило, большинство), то по ним головной офис (банк-эмитент) может дать инструкции исполняющему (подтверждающему) банку об отсылке документов в адрес территориального учреждения одновременно с направлением головному офису извещения по системе SWIFT, подтверждающего прием документов, соответствующих условиям аккредитива, и также содержащего платежную информацию/инструкции.

3. Обмен информацией между головным офисом и территориальным учреждением банка об операциях по аккредитиву.

Давая банку, исполняющему (подтверждающему) аккредитив, инструкции о направлении документов непосредственно в адрес территориального учреждения, головной офис (банк-эмитент) должен поручить территориальному учреждению получение и проверку указанных документов. Одновременно территориальное учреждение должно получить от головного офиса:

- условия аккредитива и относящиеся к ним рекомендации по проверке документов;

- указания головного офиса о порядке извещения о получении документов и результатах их проверки;

- указания о порядке начисления и взыскания с клиента-импортера комиссии за проверку документов.

Поскольку извещение исполняющего (подтверждающего) банка поступает в головной офис раньше, чем территориальное учреждение получает документы, головной офис должен информировать территориальное учреждение как об ожидаемом получении документов, так и об осуществлении головным офисом платежа (принятии им на себя платежного обязательства).

Со своей стороны территориальное учреждение должно информировать головной офис о получении документов и результатах их проверки, подтверждая, что документы, соответствующие условиям аккредитива, переданы клиенту-импортеру.

4. Территориальное учреждение и платеж по аккредитиву; комиссия за проверку документов.

Исходя из современной практики проведения расчетов по импортным аккредитивам российскими коммерческими банками, когда покрытие или иное обеспечение платежа a priori находится у банка-эмитента, территориальное учреждение, получающее документы по импортному аккредитиву, не принимает участия в осуществлении платежа по аккредитиву. Однако нельзя исключить, что при ведении территориальным учреждением текущего валютного счета клиента-импортера платеж по аккредитиву может осуществляться и в дебет указанного счета по системе межфилиальных расчетов.

Комиссия за проверку документов по импортному аккредитиву, причитающаяся территориальному учреждению банка и подлежащая оплате клиентом-импортером, предъявляется непосредственно клиенту или учреждению банка, ведущему его текущий валютный счет и соответствующий паспорт сделки, и должна быть перечислена по системе межфилиальных расчетов или зачислена на накопительный счет учреждения, ведущийся в головном офисе.

5. Бухгалтерский учет.

Импортное инкассовое поручение должно быть учтено в территориальном учреждении банка на внебалансовом счете с момента его поступления из-за границы до момента получения заявления импортера на перевод платежа в пользу иностранного экспортера или подтверждения о том, что такое заявление представлено в головной офис или в иное территориальное учреждение, в котором ведутся текущий валютный счет клиента и соответствующий паспорт сделки.

Условия импортного аккредитива, полученные учреждением для проверки поступающих из-за границы документов, по мнению автора, могут быть предметом только внесистемного учета.

Документы по аккредитиву, полученные от исполняющего (подтверждающего) банка, должны быть учтены в территориальном учреждении банка на внебалансовом счете с момента их поступления из-за границы до момента передачи клиенту-импортеру.

Проводимые территориальным учреждением банка операции по импортным инкассо могут включаться в общую статистику операций банка.

6. Документы, содержащие отклонения от условий аккредитива, выставленного головным офисом, рекламации и переписка.

При обнаружении в документах, полученных от исполняющего (подтверждающего) банка, отклонений от условий аккредитива территориальное учреждение должно незамедлительно информировать головной офис (банк-эмитент), передав ему детальную информацию обо всех обнаруженных расхождениях и неточностях. Дальнейшие действия (контакты с клиентом-импортером, истребование его согласия с расхождениями, передачу ему документов) территориальное учреждение может совершать только на основании указаний, полученных от головного офиса.

Точно так же любая дополнительная информация в отношении документов, полученная непосредственно территориальным учреждением от клиента-импортера или исполняющего (подтверждающего) банка, должна немедленно передаваться для рассмотрения в головной офис банка.

Как видно из изложенного, по сравнению с возможной децентрализацией проведения расчетов по экспортным документарным операциям передача территориальным учреждениям банка функций по получению и проверке документов по импортным аккредитивам ограничена как спецификой условий расчетов по аккредитивам, выставляемым головным офисом, так и относительно громоздкой системой коммуникации между головным офисом и территориальным учреждением. Кроме того, потребность клиентов-импортеров в такой децентрализации носит относительный характер.

* * *

Автор статьи не ставил своей задачей осветить все аспекты децентрализованного порядка проведения международных операций.

В приведенных вариантах была исключена, как пока, по-видимому, нереальная, гипотеза относительно того, что банковские учреждения, участвующие в выполнении документарной операции, могут входить в структуру различных коммерческих банков. Хотя, как представляется, при нормальном развитии банковской системы и отношений партнерства между российскими коммерческими банками это - дело недалекого будущего.

Не рассматривалось также осуществление документарных операций территориальными учреждениями, имеющими собственные корреспондентские счета или работающими по корреспондентским счетам головного офиса банка в рамках предоставленных им полномочий. Вероятно, это чрезвычайно важный момент, особенно для эффективной работы банковских учреждений, находящихся в международных портах как России, так и других стран СНГ. Несмотря на то что применительно к документарным операциям зарубежные территориальные учреждения коммерческого банка являются по отношению к головному офису "другими" банками, они могут выполнять поручаемые им операции в качестве поверенных (агентов) головного офиса.

Естественно также, что осуществление международных документарных операций всеми или отдельными территориальными учреждениями банка требует от головного офиса соответствующего извещения иностранных корреспондентов. Кроме того, данные учреждения должны иметь возможность пользоваться системой SWIFT. Подписи специалистов таких учреждений должны фигурировать в альбоме подписей банка. Кстати, о персонале территориальных банковских учреждений: как следует из уже имевшегося опыта децентрализации выполнения международных документарных операций, ряд выпускников экономических, языковых и педагогических учебных заведений на местах может быть успешно использован для проведения этой работы в банках.

И наконец, из этого же опыта следует, что пересылка территориальными учреждениями проверенных ими документов в головной офис для так называемой контрольной проверки в большинстве случаев не является оправданной и только задерживает расчеты.

Г.К.Кобахидзе

К. э. н.

Евробанк (Париж)

Подписано в печать

15.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
BankSearchPlus - справочник N 1 для международных расчетов ("Международные банковские операции", 2006, N 4) >
Продажа факторинговых услуг: средства повышения ее эффективности ("Международные банковские операции", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.