Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Исламское банковское дело: история развития (Начало) ("Международные банковские операции", 2006, N 4)



"Международные банковские операции", 2006, N 4

ИСЛАМСКОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Интерес к изучению жизни и устройства исламского общества, а также всего исторического наследия исламской цивилизации в настоящее время все больше возрастает, и это вызвано прежде всего тем, что европейское общество и страны Америки так или иначе оказываются связанными с теми процессами, которые происходят в странах Азии. Международное банковское сообщество оказывается напрямую вовлеченным в процессы, происходящие в экономике стран данного региона. Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов (институтов), позволяющих исламским банкам и финансовым учреждениям работать на международном банковском рынке, совершать межбанковские операции.

Религиозная основа исламских финансов

Экономика, хозяйственная жизнь людей - составная часть их культуры. На развитие хозяйственных форм и экономических институтов в каждом обществе воздействовали явления самого разного характера (политического, исторического, религиозного, социального). Не случайно в разных странах мира одни и те же экономические институты, общие по своей сути, весьма сильно отличаются друг от друга. В том числе это относится к коммерческим банкам Европы, Америки, России и других стран и регионов мира. Принципиально отличаются в этой связи исламские банки, осуществляющие свою деятельность на беспроцентной основе. Необходимость изучения данной проблемы состоит в том, что сегодня исламские банки развиваются очень быстро, с ними приходится считаться многим банкирам и предпринимателям всего мира. Однако большинство из них с трудом понимают специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с исламскими деловыми партнерами. До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом "вещью в себе", несмотря на то что обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом. Феномен исламских банков справедливо представляется многим сложным и многомерным. Его можно рассматривать комплексно: в социально-философском, историческом, культурном, политическом, психологическом, экономическом аспектах.

Известно, что этика бизнеса предполагает изучение соответствия моральных норм человека нормам деятельности и целям организаций. В то же время государства восточного и западного цивилизационного типа имеют разные системы ценностей: для западной цивилизации характерным является приоритет индивидуальных ценностей над общественными, материальных - над духовными, для восточной - приоритет общественных ценностей над индивидуальными, духовных - над материальными, стремление к изменению социальной среды через самосовершенствование человека. В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество нравственных ценностей перед экономическими благами.

Священный Коран представляет мусульманам свод морально-нравственных законов, регулирующих поведение в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Это прежде всего касается представлений о собственности, труде как источнике благосостояния, греховности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также вопроса о справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов. Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный на максимизации личной выгоды и выгоды для общего социального благосостояния. Исламская экономическая система признает частную собственность и рыночную конкуренцию, но главным в ней является положение о том, что все богатство принадлежит Богу, который передает его во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам и сохранять природу для будущих поколений.

Мораль ислама отрицает любое поведение, которое ведет к несправедливости и нарушению прав человека. Считаются незаконными любые спекулятивные сделки, обман, обособление финансовых ресурсов от реальной экономики. В исламской модели четко оговаривается понятие "зульм", означающее "несправедливость, ущерб, зло". В любом запрещенном или порицаемом шариатом бизнесе осуждается даже элемент зульма, несущий вред вовлеченным в этот бизнес людям или интересам общества. Вред может быть явным или скрытым (последствия его могут стать ощутимыми спустя некоторое время), может выражаться не только в имущественной форме, но и в серьезном нарушении нормальной работы государственных органов или отдельных коммерческих организаций. С целью борьбы с несправедливым и приносящим урон обществу поведением или бизнесом в исламской экономике запрещается любое незаконное присвоение чужой собственности или дохода, составляющее основу ростовщичества, так же как явно преступные действия - воровство либо мошенничество.

Мусульманин не должен забывать, что все земные блага - это дар Бога, который является их истинным собственником. Вверенные человеку производительные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае если человек сам не способен пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чужое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммад был удачливым купцом, в его торговые операции вложила средства богатая вдова Хадиджа, которая впоследствии стала его женой. Финансовые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финансовых услуг, которые предлагают современные исламские банки в международных финансовых центрах.

Экономическая модель, которую сегодня принято называть исламской, может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той или иной форме содержатся в Коране и в других основополагающих текстах ислама.

Примечание. Человек - не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта и т.д.), а на время своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом.

Этот ресурс не должен оставаться втуне, например обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции (от деривативов до игры в казино).

Мотив - ресурс, доверенный человеку, - должен рачительно использоваться на благо всего общества, в том числе обеспечивая материальное вознаграждение распорядителю, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы.

Применение ресурсов или обмен ими не считается актом эксплуатации, если при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные пропорции, а также заблаговременно не устанавливается обязательное к безусловной выплате априори фиксированное вознаграждение за ресурс.

В силу этого не допускается обмен разновеликими суммами денег, как это имеет место при кредитной операции.

Использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Это в полной мере распространяется и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового посредника.

Вознаграждение финансиста, следовательно, напрямую и полностью зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена.

Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов (и исламского банкинга, в частности) от превалирующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию "эффективность капитала". Имеется в виду, что ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком. Нетрудно заметить, что применительно к сфере финансов это схоже с тем, как функционирует рынок акций. Действительно, equity finance, или мобилизация средств через прямое участие в капитале, - основа основ исламской системы.

Между тем в кругах специалистов все чаще высказывается мнение, что именно за equity finance будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому исламу долговому финансированию, то есть через традиционный банковский кредит.

Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам этой религии, в первую очередь шариату - своду мусульманских законов и норм. Не являются исключением в этом отношении исламские банки, которые всю свою деятельность должны строить на принципах шариата. Проблема заключается в том, что среди мусульманских правоведов нет единства по многим, иногда ключевым, вопросам. Разные школы по-своему трактуют одни и те же положения ислама, в результате чего деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Тем не менее существуют общие принципы, которые никто не оспаривает, поэтому есть ряд операций, одинаковый для всех исламских банков. В первую очередь, это относится к беспроцентному кредитованию. В исламе есть запрет на риба (ростовщичество). Согласно этому запрету выдача денег под проценты по тяжести греховной равна семидесятикратному зина (прелюбодеянию).

Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. Однако в конечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, является актом веры.

Запрет на предоставление денег в рост уходит корнями в глубокую древность. Столь же давними являются и изобретения способов обхода этого ограничения, не противоречащих законам совести. Еще в средневековье мусульманские купцы оформляли сделки без упоминания процента (т.е. делали их формально беспроцентными) или путем перепродажи товаров изображали процент как торговую прибыль. А средневековые богословы выделяли даже законный (риба-уль-фадль) и незаконный (риба аннасия) проценты, хотя это разграничение признавали не все.

Исламская этика бизнеса, базирующаяся на принципах справедливости, отвергает и возможность взяток, монополизацию и предоставление неверной информации при определении стоимости ценных бумаг, не приемлет быстрых и нечестных способов обогащения, как то: азартных игр или спекуляций на фондовом рынке. Исламская модель оценивает эффективность фондовых рынков объемами инвестиций в реальные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.

Виды деятельности, категорически не совместимые с моралью ислама:

- ростовщичество (риба);

- неопределенные сделки с повышенным риском (гарар), например опционы и фьючерсы;

- игорный бизнес (мейсир);

- лотереи;

- спекуляция ценными бумагами;

- традиционное (коммерческое) страхование;

- производство и торговля запрещенными товарами;

- сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар, установление монополии;

- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.

В отдельную категорию можно выделить те запрещенные исламом виды деятельности, которые практически в любой стране мира рассматриваются как экономические преступления:

- коррупция;

- коммерческий шпионаж;

- обман и дезинформация;

- разглашение секретов и тайн;

- мошенничество;

- выпуск фальшивых денег и т.д.

Как и любую сферу жизни мусульманина, финансовую деятельность регламентируют священное писание мусульман - Коран, а также свод правовых и религиозных норм - шариат. "Коммерческие" нормы шариата не придуманы богословами. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых процедур, которые были признаны морально приемлемыми.

Пропагандисты бизнеса по-шариатски упирают на изначально присущую исламскому финансовому бизнесу справедливость. Скептики доказывают, что клиенты исламских банков получают в принципе те же самые услуги, что и в обычных кредитных организациях. Все перечисленные факты говорят о том, что исламская модель банковского дела развивается и будет развиваться в дальнейшем. "Ислам, - утверждает пакистанский публицист П. Ибрахим <1>, - разрешает создавать и накапливать богатства".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Middle East Economic Digest. - L., 2000.

Сегодня мусульмане составляют примерно 20 - 25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.

Исламские банки осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами и нормами исламского права. Они вполне приспособились к культурным, хозяйственным и религиозным условиям исламских стран.

Термин "исламские банки" хорошо известен как в мусульманском мире, так и на Западе. Он определяет форму банковского дела и финансов, при которой услуги предоставляются клиентам на беспроцентной основе. Сторонники исламских банков считают, что процент является ростовщической прибылью (риба), получение которой запрещают исламские законы. Такое отношение к банковскому проценту заставило мусульманских финансистов найти пути и способы развития альтернативной банковской системы, которая бы не противоречила шариату, в частности предписанию, запрещающему получение рибы. Система участия в прибылях и убытках, занимающая место традиционного процента, способствует включению больших слоев населения в финансовую систему страны, повышению нормы сбережений и активизации предпринимательской активности в исламских странах.

Согласно Корану правоверные мусульмане совершают тяжкий грех, когда получают доход от рибы, иными словами, от ростовщичества. Это, однако, не означает, что мусульмане никогда не пользовались услугами традиционных "светских" банков. Пользовались и продолжают пользоваться сейчас. Королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промышленные группы используют западные методы бизнеса. Финансовые учреждения западного типа появились в исламских странах в конце прошлого века - в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными операциями иностранных компаний. Местное торговое сообщество из националистических и религиозных соображений избегало услуг западных банков. Процессы модернизации в экономике заставили бизнесменов-мусульман открывать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты. Поэтому с конца 40-х гг. XX века ряд исламских экономистов начинает теоретическую разработку финансовой модели "исламского капитализма", исключающей ссудный процент. Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязательном условии - вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой практике должен избегать мусульманин, являются "риба" и "гарар".

Риба (дословно "излишек") - любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар - намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых считает, что понятие "риба" означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент, в то время как под определение "гарар" попадает любая спекулятивная операция.

Опасности ссудного процента

Религиозные каноны запрещают мусульманам участвовать в операциях, связанных с процентом. В основе этого запрета лежат следующие соображения.

1. Процент вызывает тенденцию к накопительству, побуждает к стремлению получить как можно больший доход без существенных затрат труда. В результате создается препятствие свободному притоку денежных средств в торговлю и бизнес. Деньги циркулируют главным образом среди богатых. Бедные, в том числе обладающие знаниями и способностью к труду, лишены средств. Они вынуждены постоянно прикладывать огромные усилия, чтобы выполнить свои процентные обязательства. Это нарушает фундаментальный принцип культурного и социоэкономического единства общества.

2. Когда отдельное лицо или организация занимает некоторую сумму у другого лица (например, для ведения торговли) и обязуется помимо ее выплатить дополнительную сумму (т.е. процент) за пользование деньгами в течение определенного периода, то это сразу ставит стороны в неравное положение. Заемщик платит больше, чем он занял (невыгодное положение), а кредитор извлекает выгоду без всяких усилий (выгодное положение). Если же кредитор становится участником торговых операций с согласованной долей участия в прибылях или убытках, то такая сделка приобретает справедливый характер.

3. При получении процентной ссуды некоторые заемщики не всегда заинтересованы в строгом соблюдении сроков погашения основной суммы кредита, так как не уверены, что будут в состоянии регулярно выплачивать что-либо сверх процентов, которые могут оказаться непомерными. Так они попадают в порочный круг ежемесячного погашения процентов, выделяя лишь незначительные суммы на погашение основного долга. Классическими примерами общепринятой системы ссудного процента являются кредит по открытому счету и ипотечный кредит. В рамках беспроцентной системы независимо от конкретно применяемого инструмента заемщик уверен, что его усилия и платежи в конечном счете направляются на погашение основной суммы задолженности. Это служит стимулом к упорному труду ради погашения кредита.

4. В системе кредита на основе процента кредитор имеет сильную мотивацию, поскольку ему гарантирована выплата как основной суммы, так и процента. История свидетельствует, что этот тип отношений дал толчок феодализму, ростовщичеству, применению жестоких методов взимания долга. Даже сегодня некоторые агентства по взысканию долгов (инкассирующие учреждения), стремясь получить вознаграждение от кредитора, постоянно тревожат заемщиков, а в случае неспособности последних погасить ссуду прибегают к конфискации собственности, обеспечивающей основные жизненные потребности.

5. В бизнесе этичной является лишь та ситуация, когда индивид получает вознаграждение ("делает деньги") пропорционально затратам умственного и физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму и проценты. Даже в случае, когда бизнес заемщика, в который он инвестировал ссуду, терпит убыток, кредитор ожидает возврата основной суммы плюс процентов.

6. В условиях системы процентного кредита заемщик вынужден изыскивать бизнес, который может принести прибыль, достаточную для выплаты процентов и удовлетворения собственных нужд. Бремя процентных платежей заставляет заемщиков обращаться к высокоприбыльным, но аморальным или бесполезным для общества видам бизнеса. Без давления процентных платежей вероятность инвестирования заемных средств в легальные виды бизнеса была бы значительно больше.

7. В рассматриваемых условиях большинство кредиторов не имеют конкретного интереса в хозяйственной деятельности заемщика. Их заботят лишь погашение ссуды и получение процентов в назначенные сроки. В случае упадка бизнеса заемщика кредитор воздерживается от дальнейшего кредитования. Если же контрагенты объединены партнерскими отношениями, кредитор становится заинтересованным в деле заемщика. Например, при ухудшении положения, вызванном нехваткой средств, у кредитора есть стимулы к поддержке бизнеса с целью выхода из кризиса.

8. Наконец, общепринятая процентная банковская система ведет к неравенству между богатыми и бедными. Ислам стремится к благосостоянию всех граждан в обществе. Примером крайней зависимости от процента служит тот факт, что Федеральная резервная система США может изменить процентную ставку в целях воздействия на рост национальной экономики. Повышение процентной ставки обычно означает замедление экономического роста. Недостатки процентной системы отмечают и многие западные эксперты.

В то время как ислам строжайше запрещает любое извлечение прибыли в форме процента, нет никаких возражений против вступления владельца капитала в партнерство с предпринимателем и участия первого в разделении деловых рисков. Это указывает на возможность такой организации банковского дела, при которой вкладчики и акционеры банка получают прибыль на свой капитал, которая напрямую связана с результатами бизнеса. Другими словами, вкладчики банка могут не получать фиксированный процент на свои сбережения, но им будет выплачиваться часть реально заработанной банком прибыли. Схожим образом банк не будет требовать фиксированный процент на выдаваемый им кредит, но может вступить с заемщиком в соглашение о разделе прибыли или убытков.

В условиях исламского запрета на процент обязательная благотворительность играет определенную роль в инвестиционном процессе. Этот инструмент противодействует накопительству богатых. Состоятельные индивиды могут свободно тратить свои деньги, вместо того чтобы сберегать их с целью получения процента. Использование средств для финансирования общественных и частных проектов способствует процветанию бизнеса и торговли, развитию экономики. Уровень обязательной благотворительности в 2,5% - лишь минимум. Лицо или организация могут пожертвовать и больше. Такие дополнительные взносы в благотворительный фонд повышают его возможности в распределении средств. Обязательная благотворительность не имеет ничего общего с любой формой налогообложения (например, с налогом на предметы роскоши). Ислам определяет ее как культовую форму. Она подразумевает избавление богатого человека от алчности и скупости и принесение пользы для общества в целом, сокращение неравенства между богатыми и бедными.

(Продолжение следует)

И.А.Зарипов

К. э. н.

ВЗФЭИ

А.В.Петров

К. э. н.

Евразбанк

Д.В.Житов

Независимый эксперт

Подписано в печать

15.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Основные элементы новых нормативов Базеля II (Окончание) ("Международные банковские операции", 2006, N 4) >
BankSearchPlus - справочник N 1 для международных расчетов ("Международные банковские операции", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.