|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Неуловимая база для земельного налога ("Новая бухгалтерия", 2006, N 9)
"Новая бухгалтерия", 2006, N 9
НЕУЛОВИМАЯ БАЗА ДЛЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
С вступлением в силу гл. 31 "Земельный налог" НК РФ возник вопрос: требуется ли уплачивать земельный налог за участки, по которым не утверждена их кадастровая стоимость? На этот вопрос попытался ответить Минфин в Письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75.
Налоговая база как она есть...
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (только организации) или праве пожизненного наследуемого владения (только физические лица) (ст. 388 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу и рассчитывают сумму земельного налога и авансовых платежей самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на каком-либо из перечисленных прав (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ). Физические лица определяют налоговую базу и уплачивают земельный налог (авансовые платежи) на основании налоговых уведомлений (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ). При этом налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ).
В самом общем виде размер годового земельного налога определяется по формуле:
ГЗН = КС х НС,
где ГЗН - годовая сумма земельного налога; КС - кадастровая стоимость земельного участка; НС - утвержденная соответствующим муниципальным образованием налоговая ставка. Что касается авансовых платежей, то: - за I квартал 2006 г. авансовый расчет следовало представлять по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н; - а начиная со II квартала 2006 г. расчет представляется по форме, установленной Приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н.
* * *
Для установления кадастровой стоимости требуется провести государственную кадастровую оценку земель в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости <*>. ————————————————————————————————<*> См. п. 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
Налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Причем налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Это обязанность органов местного самоуправления (исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Местные органы должны определять и порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков.
Если налоговой базы нет
Но что делать налогоплательщикам, если кадастровая стоимость земельных участков на 1 января текущего года не утверждена или не доведена до их сведения? Как в этом случае следует уплачивать (и следует ли вообще уплачивать) земельный налог? Минфин России в Письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 (далее - Письмо от 06.06.2006) дает разъяснения по указанным вопросам. При этом Минфин выделил три возможных ситуации. 1. Результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта текущего года не утверждены. 2. Результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта утверждены, однако порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщика не определен. 3. Кадастровая стоимость земельных участков и порядок доведения до налогоплательщика определены, но до сведения налогоплательщиков кадастровая стоимость не доведена. Во всех перечисленных случаях Минфин считает, что если результаты государственной кадастровой оценки земель не утверждены в срок до 1 марта, то авансовые платежи и земельный налог по таким земельным участкам не уплачиваются. Тем не менее налогоплательщикам следует представить в отношении данных земельных участков "нулевые" налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам). По мнению Минфина, пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога (авансовых платежей) во всех указанных случаях начисляться не должны, поскольку налог (авансовые платежи) налогоплательщиком не уплачен в срок по не зависящим от него обстоятельствам. По нашему мнению, все сказанное должно полностью распространяться и на уплату штрафов, вернее, являться безусловным основанием для освобождения от их уплаты. А вот за непредставление "нулевых" деклараций (авансовых расчетов) исходя из трактовки Минфина штрафы налогоплательщику придется заплатить. Непредставление налоговой декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ). Если просрочка оказалась свыше 180 дней после истечения установленного срока, то налогоплательщику придется уплатить штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ). Отсюда следует, что если налогоплательщик не исполнил обязанность по представлению "нулевой" налоговой декларации в течение 180 дней, то он может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ с минимальным размером штрафа - 100 руб. А если просрочка превысит 180 дней, то исходя из смысла п. 2 ст. 119 НК РФ платить вообще ничего не нужно. Если же не представлен авансовый расчет, то на налогоплательщика может быть наложен штраф в следующих размерах: - на организацию - в размере 50 руб. за каждый не представленный вовремя расчет (ст. 126 НК РФ); - на должностное лицо организации - в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
* * *
И все же во всех перечисленных случаях расслабляться не следует: по мнению Минфина, после того как результаты кадастровой оценки будут утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков, последним следует представить уточненную декларацию за налоговый период. А если кадастровая стоимость доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей за III квартал, то придется представить и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы с уплатой сумм авансовых платежей. Вот и получается, что при утверждении кадастровой стоимости земельного участка и доведении ее до налогоплательщика с опозданием налогоплательщик все равно должен уплачивать земельный налог в текущем году, подавая уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации. При условии, конечно, что кадастровая стоимость все же будет доведена до сведения налогоплательщика в текущем году. Думается, что при доведении (пусть и с опозданием) кадастровой стоимости участков до налогоплательщиков налоговые органы вспомнят не только об обязанности налогоплательщиков уплатить налог и авансовые платежи, но и об ответственности за их неуплату (несвоевременную уплату).
* * *
В контексте данной темы существует такая точка зрения: если кадастровая оценка участка в Государственном реестре земель была отражена на дату после 1 января 2006 г., то в 2006 г. земельный налог налогоплательщики уплачивать не обязаны (п. 1 ст. 391 НК РФ). Причина проста: кадастровая стоимость как объект налогообложения на установленную законом дату не существовала. Однако Минфин России, судя по содержанию его Письма от 06.06.2006, с такой трактовкой явно не согласится.
Где зарыта информация?
С учетом изложенного возникает закономерный вопрос: а кто и как должен доводить информацию о кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщика? Порядок доведения этой информации должен устанавливаться органами местного самоуправления. И вариантов здесь может быть множество: от рассылки адресных уведомлений <*> до публикаций стоимости земельных участков в прессе или в Интернете <**>. Налогоплательщикам также могут предложить самим делать запросы о стоимости участков в местные органы власти или в органы Роснедвижимости. ————————————————————————————————<*> В г. Москве кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения плательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов г. Москвы путем рассылки заказных почтовых отправлений с уведомлением о вручении (см. Распоряжение Правительства города Москвы от 04.04.2005 N 522-РП "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков". <**> В г. Санкт-Петербурге информация о кадастровой стоимости земельных участков размещается на сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, в официальных изданиях города, на стендах в районных отделах Комитета (см. Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.10.2005 N 2150-рк).
Поэтому рекомендуем организациям самим проявить инициативу и ознакомиться с нормативным актом (нормативными актами) органов местного самоуправления, устанавливающим(и) порядок уплаты земельного налога на их территории (если такой документ(ы) принят(ы)). Ведь незнание кадастровой стоимости земельного участка не освобождает от уплаты земельного налога. Обратите внимание! Обязанность налоговых органов доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков гл. 31 НК РФ не установлена. Но Минфин России проявил инициативу и в рассматриваемом Письме от 06.06.2006 обязал налоговые органы "доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена". И даже разъяснил, как именно: "при проведении камеральной проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам)". Этот процесс, по-видимому, все-таки должен быть облечен в письменную форму: по результатам проверки соответствующее уведомление должно выдаваться налогоплательщику под расписку или высылаться по почте. Означает ли данное заявление Минфина, что при невыдаче налоговыми органами указанных уведомлений налогоплательщики освобождаются от уплаты штрафов и пеней (учитывая содержание гл. 31 НК РФ), определить трудно. Можно предположить, что окончательную позицию по данному вопросу сформируют лишь суды (конечно, при наличии соответствующих дел). В связи с этим возникает еще один закономерный вопрос: а с какого именно дня следует рассчитывать пени и штрафы, если налоговики все же захотят применить их к налогоплательщику? Начало начисления пени определяется днем, следующим за днем уплаты соответствующего налога (сбора) (п. 3 ст. 75 НК РФ). День уплаты земельного налога устанавливается представительными органами местного самоуправления (п. 1 ст. 297 НК РФ), да и то при условии, что кадастровая оценка земель не только проведена, но и доведена до сведения налогоплательщика (п. 14 ст. 396 НК РФ). Все сказанное полностью справедливо и для определения момента совершения налогового правонарушения (ст. 106 НК РФ), которое является основанием для назначения штрафа (п. 1 ст. 114 НК РФ). Отсюда следуют, как минимум, два вывода: - во-первых, уведомления налоговых органов никак не могут являться основанием для расчета и начисления пеней или штрафов; - во-вторых, при наличии любого из перечисленных в Письме Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 обстоятельств установить момент совершения налогоплательщиком правонарушения будет крайне затруднительно. Неустановление этого момента, согласно трактовке п. 7 ст. 3 НК РФ <*>, должно являться основанием для освобождения его от налоговой ответственности. Но это обстоятельство, по-видимому, придется доказывать уже в суде. ————————————————————————————————<*> Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Все концы - в землю!
Применительно к данной теме хотелось бы отметить и еще одну - четвертую - ситуацию, которую обошел вниманием Минфин: организация или гражданин имеют соответствующий правоустанавливающий документ на участок, но этот участок в Государственном реестре земель не значится. К примеру, такой участок попросту мог не пройти межевание, не имеет установленных границ и/или на него не сформировано кадастровое дело. Нередки также случаи, когда земельный участок вообще не имеет ни правоустанавливающих документов, ни границ, ни кадастровых номеров. Это в основном касается участков под строениями. То есть на строение документы, конечно, есть, а вот землей никто так и "не занимался". Во всех перечисленных случаях платить земельный налог не нужно, поскольку отсутствует объект налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка.
Л.Зуйкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 14.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |