Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




О совершенствовании налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Президент Российской Федерации 27 июля 2006 г. подписал одобренный Советом Федерации Закон N 137-ФЗ <1>, направленный на совершенствование налогового администрирования. Документ вступает в силу 1 января 2007 г., за исключением отдельных положений, вводимых в действие в иные сроки. Российский союз промышленников и предпринимателей исключительно позитивно оценивает факт диалога бизнеса и власти при рассмотрении данного законопроекта. По нашему мнению, этот диалог оказался достаточно результативным, что подтверждается редакцией принятого Закона.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Отметим, что все предложения бизнеса по улучшению качества налогового контроля представляли собой баланс интересов налогоплательщиков и налоговых органов.

Положительные для бизнеса новации в НК РФ

Изменена концепция камеральной налоговой проверки.

Одними из наиболее острых проблем, волновавших налогоплательщика, были представление колоссального объема документов и серьезные издержки, связанные с оспариванием решений налоговых органов о доначислении налогов по итогам камеральной проверки. В соответствии с новой редакцией:

- при камеральной проверке налоговый орган не вправе истребовать документы, кроме прямо поименованных в НК РФ;

- при выявлении ошибок налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику для предоставления пояснений;

- при обнаружении нарушений составляется акт проверки, рассматриваются возражения и только по итогам выносится решение.

Регламентирована процедура выездной налоговой проверки.

В настоящее время, несмотря на установленный НК РФ срок проверки (два месяца), она может длиться бесконечно, так как в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика. Кроме того, проверка может быть приостановлена на неопределенный срок и неограниченное число раз. При этом истребованные документы налогоплательщику не возвращаются.

В соответствии с новой редакцией:

- вводится ограничение на количество проверок одного налогоплательщика в течение одного года - не более двух (кроме случаев проверки по решению руководителя ФНС России);

- срок проверки исчисляется вне зависимости от времени фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика;

- приостановление проверки возможно только по исчерпывающему перечню оснований:

истребование документов у контрагентов проверяемого лица,

запрос документов у иностранного государства,

проведение экспертизы,

перевод представленных документов;

- при приостановлении проверки налогоплательщику возвращаются все документы и прекращаются все действия на его территории.

Изменен порядок применения санкций по итогам повторных проверок.

В настоящее время если при повторной проверке выявлено нарушение налогового законодательства, то по ее итогам могут быть доначислены налоги, начислены пени и штрафы.

В соответствии с новой редакцией штрафы по итогам повторной проверки не начисляются, если только не доказан факт сговора налогоплательщика и проверяющего инспектора.

Увеличены сроки для представления налогоплательщиком документов в налоговый орган.

В соответствии с действующим порядком документы должны представляться в течение 5 дней. По новой редакции данный срок увеличен до 10 дней и может быть продлен по решению налогового органа.

Изменен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В соответствии с действующей редакцией в случае направления в банк решения налогового органа приостанавливаются все расходные операции.

По новым правилам приостанавливаются операции только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Изменен порядок направления налоговым органом материалов в МВД России для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с действующим порядком налоговый орган автоматически направляет материалы в МВД России для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если сумма неуплаченных налогов, указанная в решении ИФНС России, больше 500 000 руб. (1,5 млн руб. для крупных компаний).

В результате принятых поправок материалы направляются в органы внутренних дел, если по истечении двух месяцев налогоплательщик не уплатил сумму, указанную в требовании, и эта сумма превышает 500 000 руб. (1,5 млн руб. для крупных компаний). При этом если налогоплательщик согласен с решением налогового органа, то материалы в МВД России не направляются.

Данная новация практически исключает возможность использовать процессуальные последствия, связанные с возбуждением уголовного дела, для оказания давления на бизнес.

Внесение указанных изменений в Налоговый кодекс РФ будет способствовать защите прав налогоплательщиков и снижению издержек при осуществлении налогового контроля.

Вопросы, которые остались

Однако в Законе не удалось до конца решить проблему толкования ряда норм НК РФ, а также существования норм, допускающих возможность необоснованного отказа в реализации прав налогоплательщика.

Так, сохранена действующая редакция нормы об основаниях для проведения камеральной проверки. В соответствии с ней самостоятельным основанием для начала проверки может быть наличие у налоговых органов информации о деятельности налогоплательщика. Таким образом, камеральная проверка может начаться и без представления налоговой декларации.

Вводится возможность продления выездной налоговой проверки на срок до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. При этом в Законе нет четкого перечня оснований для продления срока проверки. Следовательно, сохраняется риск необоснованного затягивания проверки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой к налогоплательщику, руководствовавшемуся в своих действиях письменными разъяснениями Минфина России или ФНС России, не могут быть применены штрафные санкции. При этом делается оговорка о том, что данная норма не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. На наш взгляд, использование в законе оценочных категорий может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов и произвольному ограничению налогоплательщика в его правах.

В целях исключения различного толкования норм НК РФ и злоупотребления должностными лицами налоговых органов предоставленными полномочиями РСПП достиг принципиальных договоренностей с Минфином России и ФНС России:

- о подготовке соответствующего разъяснения Минфина России о невозможности начала камеральной проверки без представления налоговых деклараций;

- подготовке ФНС России с участием РСПП проекта нормативного акта, регламентирующего порядок принятия решения о продлении выездной налоговой проверки.

О дальнейших шагах по модернизации налоговой системы

По мнению РСПП, с принятием поправок в часть первую НК РФ реформу налоговой системы, предполагающую существенное изменение условий и порядка налогообложения, можно считать завершенной. Пожалуй, единственным не решенным пока вопросом остается введение налога на недвижимость. Но отсутствие необходимой базы для этого налога, а именно кадастра объектов недвижимости, делает его введение невозможным.

Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым продолжить действия, направленные на модернизацию налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. В частности, на наш взгляд, необходимо:

- совершенствовать амортизационную политику с точки зрения создания дополнительных стимулов для инвестиций;

- провести анализ предложений по улучшению администрирования НДС, в том числе предложений по его замене на налог с продаж;

- проанализировать практику применения гл. 31 НК РФ "Земельный налог";

- совершенствовать налогообложение добычи полезных ископаемых.

С.Ю.Беляков

Заместитель председателя

комитета РСПП по налоговой

и бюджетной политике

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Анализ последних изменений НК РФ в части налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4) >
Гарантийный срок, установленный изготовителем, - 36 месяцев со дня покупки изделия. Из них в течение последних 24 месяцев изготовитель гарантирует только безвозмездное устранение дефектов по условиям гарантии. В какой срок покупатель может обратиться к продавцу с требованиями в соответствии с Законом о защите прав потребителей? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.