|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
О совершенствовании налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Президент Российской Федерации 27 июля 2006 г. подписал одобренный Советом Федерации Закон N 137-ФЗ <1>, направленный на совершенствование налогового администрирования. Документ вступает в силу 1 января 2007 г., за исключением отдельных положений, вводимых в действие в иные сроки. Российский союз промышленников и предпринимателей исключительно позитивно оценивает факт диалога бизнеса и власти при рассмотрении данного законопроекта. По нашему мнению, этот диалог оказался достаточно результативным, что подтверждается редакцией принятого Закона. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Отметим, что все предложения бизнеса по улучшению качества налогового контроля представляли собой баланс интересов налогоплательщиков и налоговых органов.
Положительные для бизнеса новации в НК РФ
Изменена концепция камеральной налоговой проверки. Одними из наиболее острых проблем, волновавших налогоплательщика, были представление колоссального объема документов и серьезные издержки, связанные с оспариванием решений налоговых органов о доначислении налогов по итогам камеральной проверки. В соответствии с новой редакцией:
- при камеральной проверке налоговый орган не вправе истребовать документы, кроме прямо поименованных в НК РФ; - при выявлении ошибок налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику для предоставления пояснений; - при обнаружении нарушений составляется акт проверки, рассматриваются возражения и только по итогам выносится решение. Регламентирована процедура выездной налоговой проверки. В настоящее время, несмотря на установленный НК РФ срок проверки (два месяца), она может длиться бесконечно, так как в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика. Кроме того, проверка может быть приостановлена на неопределенный срок и неограниченное число раз. При этом истребованные документы налогоплательщику не возвращаются. В соответствии с новой редакцией: - вводится ограничение на количество проверок одного налогоплательщика в течение одного года - не более двух (кроме случаев проверки по решению руководителя ФНС России); - срок проверки исчисляется вне зависимости от времени фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика; - приостановление проверки возможно только по исчерпывающему перечню оснований: истребование документов у контрагентов проверяемого лица, запрос документов у иностранного государства, проведение экспертизы, перевод представленных документов; - при приостановлении проверки налогоплательщику возвращаются все документы и прекращаются все действия на его территории. Изменен порядок применения санкций по итогам повторных проверок. В настоящее время если при повторной проверке выявлено нарушение налогового законодательства, то по ее итогам могут быть доначислены налоги, начислены пени и штрафы. В соответствии с новой редакцией штрафы по итогам повторной проверки не начисляются, если только не доказан факт сговора налогоплательщика и проверяющего инспектора. Увеличены сроки для представления налогоплательщиком документов в налоговый орган. В соответствии с действующим порядком документы должны представляться в течение 5 дней. По новой редакции данный срок увеличен до 10 дней и может быть продлен по решению налогового органа. Изменен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика. В соответствии с действующей редакцией в случае направления в банк решения налогового органа приостанавливаются все расходные операции. По новым правилам приостанавливаются операции только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Изменен порядок направления налоговым органом материалов в МВД России для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В соответствии с действующим порядком налоговый орган автоматически направляет материалы в МВД России для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если сумма неуплаченных налогов, указанная в решении ИФНС России, больше 500 000 руб. (1,5 млн руб. для крупных компаний). В результате принятых поправок материалы направляются в органы внутренних дел, если по истечении двух месяцев налогоплательщик не уплатил сумму, указанную в требовании, и эта сумма превышает 500 000 руб. (1,5 млн руб. для крупных компаний). При этом если налогоплательщик согласен с решением налогового органа, то материалы в МВД России не направляются. Данная новация практически исключает возможность использовать процессуальные последствия, связанные с возбуждением уголовного дела, для оказания давления на бизнес. Внесение указанных изменений в Налоговый кодекс РФ будет способствовать защите прав налогоплательщиков и снижению издержек при осуществлении налогового контроля.
Вопросы, которые остались
Однако в Законе не удалось до конца решить проблему толкования ряда норм НК РФ, а также существования норм, допускающих возможность необоснованного отказа в реализации прав налогоплательщика. Так, сохранена действующая редакция нормы об основаниях для проведения камеральной проверки. В соответствии с ней самостоятельным основанием для начала проверки может быть наличие у налоговых органов информации о деятельности налогоплательщика. Таким образом, камеральная проверка может начаться и без представления налоговой декларации. Вводится возможность продления выездной налоговой проверки на срок до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. При этом в Законе нет четкого перечня оснований для продления срока проверки. Следовательно, сохраняется риск необоснованного затягивания проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой к налогоплательщику, руководствовавшемуся в своих действиях письменными разъяснениями Минфина России или ФНС России, не могут быть применены штрафные санкции. При этом делается оговорка о том, что данная норма не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. На наш взгляд, использование в законе оценочных категорий может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов и произвольному ограничению налогоплательщика в его правах. В целях исключения различного толкования норм НК РФ и злоупотребления должностными лицами налоговых органов предоставленными полномочиями РСПП достиг принципиальных договоренностей с Минфином России и ФНС России: - о подготовке соответствующего разъяснения Минфина России о невозможности начала камеральной проверки без представления налоговых деклараций; - подготовке ФНС России с участием РСПП проекта нормативного акта, регламентирующего порядок принятия решения о продлении выездной налоговой проверки.
О дальнейших шагах по модернизации налоговой системы
По мнению РСПП, с принятием поправок в часть первую НК РФ реформу налоговой системы, предполагающую существенное изменение условий и порядка налогообложения, можно считать завершенной. Пожалуй, единственным не решенным пока вопросом остается введение налога на недвижимость. Но отсутствие необходимой базы для этого налога, а именно кадастра объектов недвижимости, делает его введение невозможным. Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым продолжить действия, направленные на модернизацию налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. В частности, на наш взгляд, необходимо: - совершенствовать амортизационную политику с точки зрения создания дополнительных стимулов для инвестиций; - провести анализ предложений по улучшению администрирования НДС, в том числе предложений по его замене на налог с продаж; - проанализировать практику применения гл. 31 НК РФ "Земельный налог"; - совершенствовать налогообложение добычи полезных ископаемых.
С.Ю.Беляков Заместитель председателя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Подписано в печать 14.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |