|
|
Анализ последних изменений НК РФ в части налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4
АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ НК РФ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Президент РФ 27 июля 2006 г. подписал долгожданный Закон о внесении изменений в часть первую НК РФ. Этот Закон вводит существенные поправки, связанные с налоговым администрированием. Проект закона был направлен Правительством в Федеральное Собрание Российской Федерации более года назад и по мере прохождения между первым и вторым чтением претерпел многочисленные изменения. В обсуждении законопроекта активно участвовали представители бизнес-сообщества и Минфина России.
До последнего момента стороны не могли прийти к единому мнению по двум ключевым вопросам: бизнес-сообщество настаивало на закреплении в НК РФ презумпции добросовестности налогоплательщиков и на установлении уголовной ответственности налоговых органов за принятие заведомо незаконных решений. Но депутаты не поддержали предпринимателей в этих вопросах. Тем не менее нововведения содержат много положительных для налогоплательщиков изменений, в частности установлены более четкие правила в отношении процедур налогового контроля. Вносятся изменения в порядок проведения камеральных проверок и существенно ограничиваются права налоговых органов по истребованию документов в ходе данной формы налогового контроля. Одним из важнейших изменений стало освобождение от уплаты пеней налогоплательщиков, которые руководствовались письменными разъяснениями налогового и финансового ведомств. Новый Закон также внес определенность в порядок исчисления сроков. Существенные изменения произойдут в порядке обжалования решений налоговых органов. С 2008 г. организация не сможет обратиться в суд, если не пройдет стадию досудебного обжалования решения инспекции в вышестоящем органе.
Но в новой редакции НК РФ появятся и нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков. Теперь налоговый орган будет вправе проводить выездную проверку по каждой уточненной декларации, в которой расчеты с бюджетом пересматриваются в пользу налогоплательщика, даже если выездная проверка за этот период прошла. Уже сейчас становится понятно, что ряд положений нового Закона вызовет различные толкования, а возможно, и споры организаций с налоговыми органами. Например, инспекторам в случае обоснованной необходимости предоставлено право истребовать у организаций информацию относительно сделок. Однако новый Закон не содержит прямых ответов на следующие вопросы: что понимается под обоснованной необходимостью, как и перед кем она должна быть обоснована, должно ли требование о представлении документов содержать информацию об основаниях их предъявления. Можно предположить, что часть первая НК РФ еще будет меняться и дополняться, по крайней мере, бизнес-сообщество уже готовит свои предложения по ряду вопросов. Почти наверняка спорные ситуации, которые вызовет практика применения новых положений НК РФ, станут предметом рассмотрения в судах высших инстанций, и в будущем мы получим правовые позиции судов по спорным вопросам. Предварительный анализ основных изменений, которые внесены новым Законом, и комментарии к ним отражены в приведенной ниже таблице.
Основные изменения в часть первую НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ
—————————————————T———————————————————————————————T———————————————¬
| Изменения | Комментарии | Вступление в |
| (статьи НК РФ) | | силу |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Порядок |Вводится новая редакция ст. 6.1|1 января |
|исчисления |НК РФ, регулирующая порядок |2007 г. |
|сроков (ст. 6.1)|исчисления сроков, |В отношении |
| |установленных законодательством|сроков, течение|
| |о налогах и сборах. Помимо |которых не |
| |календарной даты, указания на |завершилось к 1|
| |событие, которое должно |января 2007 г.,|
| |неизбежно наступить, и периода |продолжают |
| |времени новые правила уточняют,|действовать |
| |что срок может быть определен и|старые правила |
| |указанием на действие, которое | |
| |должно быть совершено. | |
| |Новая редакция ст. 6.1 НК РФ по| |
| |сравнению с прежней не содержит| |
| |сроков, исчисляемых в неделях. | |
| |Порядок их исчисления вызывал | |
| |споры между налогоплательщиками| |
| |и налоговыми органами. Так, | |
| |согласно действующей редакции | |
| |НК РФ срок для представления | |
| |возражений на акт налоговой | |
| |проверки составляет две недели.| |
| |Одновременно с этим в ч. 5 ст. | |
| |6.1 НК РФ содержится правило о | |
| |том, что неделей признается | |
| |период времени, состоящий из 5 | |
| |рабочих дней, следующих подряд.| |
| |Многие налогоплательщики | |
| |полагали, что при такой | |
| |формулировке закона нужно | |
| |считать только полные недели, а| |
| |неполные не учитывать вообще. | |
| |Иными словами, если акт вручили| |
| |во вторник, то первая неделя | |
| |начнет исчисляться со | |
| |следующего понедельника. | |
| |Однако был и иной подход. | |
| |Минфин России в Письме от 19 | |
| |июля 2006 г. N 03—02—07/1—187 | |
| |разъяснил, что если акт | |
| |проверки организация получила | |
| |во вторник, то срок начинает | |
| |течь со среды по пятницу и | |
| |затем далее, с новой рабочей | |
| |недели. | |
| |Теперь проблема устранена: срок| |
| |на представление возражений на | |
| |акт проверки составит 15 дней. | |
| |Новая редакция ст. 6.1 НК РФ | |
| |определяет, что те сроки, | |
| |которые установлены НК РФ в | |
| |днях, будут исчисляться в | |
| |рабочих днях, если отсутствует | |
| |отдельное указание на дни | |
| |календарные | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Установление |Существующая практика |1 января |
|обязательности |свидетельствует, что в своей |2007 г. |
|разъяснений |повседневной деятельности | |
|Минфина России |налоговые органы далеко не во | |
|для налоговых |всех случаях ориентируются на | |
|органов (пп. 5 |письменные разъяснения Минфина | |
|п. 1 ст. 32) |России, несмотря на то что | |
| |именно этот орган с июля 2004 | |
| |г. наделен соответствующими | |
| |полномочиями. | |
| |Вводится новая редакция ст. 32 | |
| |НК РФ, которая содержит | |
| |перечень обязанностей налоговых| |
| |органов. Наиболее существенные | |
| |изменения претерпел пп. 5 п. 1 | |
| |ст. 32 НК РФ, который теперь | |
| |устанавливает, что налоговые | |
| |органы должны руководствоваться| |
| |письменными разъяснениями | |
| |Минфина России по вопросам | |
| |применения законодательства о | |
| |налогах и сборах | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Лишение |Действующая редакция ст. 46 НК |1 января |
|пресекательного |РФ устанавливает, что решение о|2007 г. |
|характера сроков|взыскании налога с организации |В отношении |
|судебного |(предпринимателя) должно быть |сроков, течение|
|взыскания |принято налоговым органом в |которых не |
|налога, пеней и |течение 60 дней с даты |завершилось к 1|
|штрафов (ст. ст.|истечения срока исполнения |января 2007 г.,|
|46, 48, 115) |требования об уплате налога. В |продолжают |
| |случае пропуска указанного |действовать |
| |срока налог может быть взыскан |старые правила |
| |только в судебном порядке. Для | |
| |обращения в суд за взысканием | |
| |налога с организаций, как | |
| |разъяснено в п. 12 | |
| |Постановления Пленума ВАС РФ от| |
| |28 февраля 2001 г. N 5 "О | |
| |некоторых вопросах применения | |
| |части первой Налогового кодекса| |
| |Российской Федерации", | |
| |действует шестимесячный срок. В| |
| |настоящее время при обращении | |
| |инспекции в суд пропуск этого | |
| |срока влечет за собой отказ в | |
| |удовлетворении иска, поскольку | |
| |срок является пресекательным. | |
| |Новая редакция ст. 46 НК РФ | |
| |содержит положение, которое | |
| |предоставляет возможность судам| |
| |восстановить срок для обращения| |
| |в суд за принудительным | |
| |взысканием налога, если он | |
| |пропущен налоговым органом по | |
| |уважительным причинам. | |
| |Аналогичными положениями | |
| |дополнены ст. 48 НК РФ, | |
| |регулирующая порядок взыскания | |
| |налога с физических лиц, и ст. | |
| |115 НК РФ, устанавливающая | |
| |сроки для взыскания в судебном | |
| |порядке штрафов за нарушение | |
| |налогового законодательства. | |
| |Внесенные изменения, | |
| |безусловно, ухудшают положение | |
| |налогоплательщиков. Более того,| |
| |новые правила не указывают на | |
| |предельные сроки, в течение | |
| |которых по ходатайству | |
| |налогового органа суд может | |
| |восстановить пропущенный для | |
| |предъявления иска срок. | |
| |Можно предположить, что будут | |
| |возникать споры и в отношении | |
| |критериев уважительности причин| |
| |пропуска налоговыми органами | |
| |срока для взыскания | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Уточнение |Новая редакция ст. 69 НК РФ |1 января |
|порядка |вводит срок для добровольного |2007 г. |
|выставления |исполнения требования об уплате|В отношении |
|требования об |налога, который устанавливается|сроков, течение|
|уплате налога |в 10 календарных дней с даты |которых не |
|(ст. ст. 69, 70)|получения требования, если |завершилось к 1|
| |другой, более продолжительный |января 2007 г.,|
| |срок не указан в этом |продолжают |
| |требовании. |действовать |
| |В настоящее время НК РФ не |старые правила |
| |установлен срок для | |
| |добровольного исполнения | |
| |требования, что на практике | |
| |приводит к ситуациям, когда в | |
| |том или ином случае должностные| |
| |лица налоговых органов | |
| |устанавливают его по своему | |
| |усмотрению. Не редки и случаи, | |
| |когда к моменту получения | |
| |организацией требования | |
| |установленный в нем срок для | |
| |добровольной уплаты налога | |
| |оказывается уже истекшим. Со | |
| |вступлением в силу изменений в | |
| |ст. 69 НК РФ в вопросе о сроке | |
| |добровольного исполнения | |
| |требования наступит правовая | |
| |определенность. | |
| |Вносятся изменения и в п. 1 ст.| |
| |70 НК РФ. В действующей | |
| |редакции срок на выставление | |
| |требования об уплате налога | |
| |исчисляется с момента | |
| |наступления срока его уплаты. | |
| |После вступления в силу | |
| |изменений этот срок будет | |
| |исчисляться со дня выявления | |
| |недоимки. Это изменение для | |
| |налогоплательщиков является не | |
| |столь благоприятным. Можно | |
| |предположить, что в отношении | |
| |определения момента выявления | |
| |недоимки или момента, когда она| |
| |должна (может) быть выявлена | |
| |налоговым органом, возникнут | |
| |споры между налогоплательщиками| |
| |и инспекциями | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Освобождение от |На данный момент согласно пп. 3|Применяется в |
|уплаты пеней при|п. 1 ст. 111 НК РФ в качестве |отношении |
|выполнении |обстоятельства, исключающего |письменных |
|письменных |вину лица в совершении |разъяснений, |
|разъяснений |налогового правонарушения, |данных после 31|
|(ст. 75) |указано выполнение |декабря 2006 г.|
| |налогоплательщиком или | |
| |налоговым агентом письменных | |
| |разъяснений по вопросам | |
| |применения законодательства о | |
| |налогах и сборах. Иными | |
| |словами, в настоящий момент | |
| |выполнение разъяснений может | |
| |исключить наложение штрафа. | |
| |Изменения, вносимые в ст. 75 НК| |
| |РФ, устанавливают, что не могут| |
| |быть начислены пени на сумму | |
| |недоимки, которая образовалась | |
| |в связи с выполнением | |
| |налогоплательщиком письменных | |
| |разъяснений уполномоченных | |
| |органов по вопросам | |
| |налогообложения | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Порядок |На сегодняшний день НК РФ |1 января |
|приостановления |предоставляет налоговым органам|2007 г. |
|операций по |право приостанавливать операции| |
|счетам (ст. 76) |по счетам организаций. Это | |
| |право не обусловлено | |
| |соотношением суммы недоимки и | |
| |объемов денежных операций по | |
| |счету. Таким образом, | |
| |организация, у которой есть | |
| |даже небольшая недоимка, может | |
| |полностью лишиться возможности | |
| |распоряжаться собственными | |
| |денежными средствами. | |
| |Теперь ограничение операций по | |
| |счетам возможно только в | |
| |пределах взыскиваемой суммы. | |
| |Если сумма денежных средств по | |
| |всем счетам, операции по | |
| |которым приостановлены, | |
| |превысит сумму задолженности, | |
| |налогоплательщик вправе подать | |
| |заявление об отмене | |
| |приостановления. В заявлении | |
| |нужно указать счета, на которых| |
| |достаточно средств для | |
| |удовлетворения требований, и | |
| |желательно приложить выписки об| |
| |остатках денежных средств на | |
| |этих счетах. В этом случае | |
| |инспекция в течение 2 дней | |
| |обязана отменить | |
| |приостановление по другим | |
| |счетам | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Уточнение правил|Зачет сумм штрафов |В отношении |
|проведения |Действующая редакция ст. 78 НК |сумм, излишне |
|зачета |РФ прямо не предусматривает |уплаченных с 1 |
|(возврата) |возможность зачета суммы |января 2007 г. |
|излишне |переплаты по налогу в счет | |
|уплаченных сумм |задолженности по штрафам. | |
|налогов, пеней, |Исключение составляют положения| |
|штрафов (ст. 78)|п. 2 ст. 176 НК РФ, | |
| |предоставляющие инспекции | |
| |возможность зачесть сумму НДС, | |
| |подлежащую возмещению, в счет | |
| |задолженности по штрафам. Эта | |
| |ситуация приводила к спорам | |
| |между налогоплательщиками и | |
| |налоговыми органами. | |
| |Новая редакция ст. 78 НК РФ | |
| |указывает на возможность зачета| |
| |по штрафам. Учитывая судебный | |
| |порядок взыскания штрафов, | |
| |зачет переплаты по налогу в | |
| |погашение задолженности по | |
| |штрафам по инициативе | |
| |налогового органа следует | |
| |признать допустимым только с | |
| |согласия налогоплательщика либо| |
| |в отношении суммы штрафа, по | |
| |которой имеется вступившее в | |
| |законную силу судебное решение | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Сроки проведения зачета |В отношении |
| |Решение о зачете излишне |сумм, излишне |
| |уплаченных сумм в счет |уплаченных с 1 |
| |предстоящих платежей должно |января 2007 г. |
| |быть принято налоговым органом | |
| |в течение 10 рабочих дней | |
| |(вместо 5 дней в действующей | |
| |редакции НК РФ). | |
| |В настоящее время налоговый | |
| |орган обязан вернуть денежные | |
| |средства в течение одного | |
| |месяца со дня получения | |
| |заявления от организации. | |
| |Однако указанный срок часто | |
| |толкуется инспекциями как срок | |
| |для вынесения ими решения о | |
| |возврате. В новой редакции НК | |
| |РФ налоговым органам отведено | |
| |10 рабочих дней на вынесение | |
| |решения о возврате и | |
| |направление этого решения в | |
| |Казначейство. Общий срок для | |
| |возврата денежных средств | |
| |остался прежним — один месяц | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Зачет платежей в различные |1 января |
| |бюджеты |2008 г. |
| |В действующей редакции НК РФ | |
| |зачет излишне уплаченного | |
| |налога в счет предстоящих | |
| |платежей и погашения недоимки | |
| |по налогам и пеням | |
| |осуществляется только в рамках | |
| |одного бюджета. Если у | |
| |налогоплательщика есть | |
| |переплата по налогу, | |
| |зачисляемому в федеральный | |
| |бюджет, и недоимка по налогу, | |
| |зачисляемому в местный бюджет, | |
| |то зачет произвести нельзя (п. | |
| |4 ст. 78 НК РФ) и налог | |
| |приходится платить. | |
| |Внесенные изменения позволят | |
| |налогоплательщикам производить | |
| |зачет переплат не внутри одного| |
| |бюджета, а по соответствующим | |
| |видам налогов | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Особенности |В новой редакции ст. 176 НК РФ |В отношении |
|принятия решений|указано, что по каждой |деклараций, |
|о возмещении НДС|декларации, на основании |представленных |
|(ст. 176) |которой организация претендует |после 31 |
| |на возмещение НДС, будет |декабря 2006 г.|
| |проводиться камеральная | |
| |проверка в порядке, | |
| |определенном ст. 88 НК РФ. Если| |
| |нарушений обнаружено не будет, | |
| |то в течение 7 рабочих дней по | |
| |окончании проверки налоговый | |
| |орган должен будет вынести | |
| |решение о возмещении налога. По| |
| |сравнению с действующими | |
| |нормами налоговым органам | |
| |предоставлены дополнительные 7 | |
| |дней для вынесения решения. | |
| |Если в ходе камеральной | |
| |проверки будут обнаружены | |
| |нарушения, то составляется акт | |
| |проверки, после чего он и | |
| |другие материалы проверки будут| |
| |рассматриваться руководителем | |
| |(заместителем руководителя) | |
| |соответствующей инспекции в | |
| |порядке, установленном ст. 101 | |
| |НК РФ. После рассмотрения | |
| |материалов выносится решение о | |
| |привлечении либо об отказе в | |
| |привлечении организации к | |
| |ответственности. Одновременно с| |
| |указанным решением принимаются | |
| |решения о возмещении или об | |
| |отказе в возмещении налога, о | |
| |зачете (возврате) налога. Новой| |
| |редакцией ст. 176 НК РФ | |
| |фактически упразднены | |
| |мотивированные заключения, | |
| |которые сейчас получают | |
| |налогоплательщики при отказе в | |
| |возмещении НДС по ставке 0% | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Правила |Представление "нулевых" |1 января |
|налоговой |деклараций |2007 г. |
|отчетности |В настоящее время организации, | |
|(ст. 80) |применяющие специальные | |
| |налоговые режимы, часто | |
| |сталкиваются с требованиями | |
| |инспекторов о представлении | |
| |"нулевых" деклараций по | |
| |налогам, от уплаты которых есть| |
| |освобождение. Некоторые | |
| |инспекции даже привлекают таких| |
| |налогоплательщиков к | |
| |ответственности за | |
| |несвоевременное представление | |
| |отчетности. | |
| |Данная проблема разрешена. | |
| |Теперь НК РФ прямо указывает, | |
| |что у организации отсутствует | |
| |обязанность представлять | |
| |декларации по налогам, от | |
| |уплаты которых она освобождена | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Представление отчетности в |С 1 января 2007|
| |электронном виде |г. до 1 января |
| |Сейчас НК РФ позволяет |2008 г. <*> |
| |организациям самостоятельно | |
| |определять, в каком виде | |
| |(бумажном или электронном) им | |
| |представлять отчетность. С | |
| |вступлением в силу новаций | |
| |ситуация изменится. Все | |
| |организации, у которых | |
| |среднесписочная численность | |
| |работников превысит 100 | |
| |человек, будут обязаны | |
| |представлять декларации в | |
| |электронном виде | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Порядок |Исчисление сроков проведения |1 января |
|проведения |проверок |2007 г. <**> |
|камеральных |На основании действующей | |
|налоговых |редакции ст. 88 НК РФ | |
|проверок |камеральные проверки проводятся| |
|(ст. 88) |в течение трех месяцев со дня | |
| |представления | |
| |налогоплательщиком налоговой | |
| |декларации и документов, | |
| |служащих основанием для | |
| |исчисления и уплаты налога. | |
| |Данное положение часто | |
| |трактовалось налоговыми | |
| |органами следующим образом: | |
| |срок проверки начинает | |
| |исчисляться только с момента | |
| |получения затребованных после | |
| |подачи декларации | |
| |дополнительных документов. | |
| |После внесения изменений в ст. | |
| |88 НК РФ возможность подобного | |
| |подхода у налоговых органов | |
| |будет утрачена. | |
| |Согласно нововведениям | |
| |камеральная проверка должна | |
| |быть проведена в течение трех | |
| |месяцев со дня представления | |
| |налогоплательщиком декларации и| |
| |документов, которые в | |
| |соответствии с НК РФ должны | |
| |прилагаться к налоговой | |
| |декларации. Сроки представления| |
| |каких—либо дополнительных | |
| |документов на продолжительность| |
| |камеральных проверок влиять уже| |
| |не будут | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Представление пояснений и |1 января |
| |дополнительных документов |2007 г. <**> |
| |Действующие положения НК РФ не | |
| |содержат прямых ограничений в | |
| |отношении возможностей | |
| |налоговых органов требовать | |
| |дополнительные документы у | |
| |налогоплательщиков в ходе | |
| |камеральных проверок. Именно | |
| |такое положение дел вызывало | |
| |наиболее острую реакцию у | |
| |предпринимательского сообщества| |
| |и привело к необходимости | |
| |принять меры на законодательном| |
| |уровне. Отрадно отметить, что в| |
| |данном случае нововведения | |
| |существенно и в пользу | |
| |налогоплательщиков сокращают | |
| |полномочия налоговых органов. | |
| |Новым Законом устанавливается | |
| |следующий порядок. При | |
| |обнаружении несоответствия | |
| |сведений, представленных | |
| |налогоплательщиком, сведениям, | |
| |содержащимся в документах, | |
| |которые имеются у инспекции и | |
| |получены в ходе мероприятий | |
| |налогового контроля, налоговый | |
| |орган вправе потребовать | |
| |пояснений от налогоплательщика.| |
| |Для их представления установлен| |
| |5—дневный срок. При этом | |
| |организация вправе (но не | |
| |обязана!) представить любые | |
| |документы, которые сочтет | |
| |необходимыми для подтверждения | |
| |своей позиции, а налоговый | |
| |орган обязан эти документы | |
| |принять и рассмотреть. | |
| |Исключения из указанного | |
| |правила будут действовать для | |
| |закрытого перечня документов и | |
| |случаев, когда налоговый орган | |
| |в ходе камеральной проверки | |
| |будет вправе истребовать, а | |
| |организация обязана представить| |
| |дополнительные сведения: | |
| |— в отношении документов, | |
| |подтверждающих право | |
| |организации на использование | |
| |налоговых льгот; | |
| |— в отношении документов, | |
| |подтверждающих вычеты по НДС; | |
| |— при проверке правильности | |
| |исчисления налогов, связанных с| |
| |использованием природных | |
| |ресурсов | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Оформление результатов проверок|1 января |
| |Согласно нововведениям |2007 г. <**> |
| |налоговые органы будут обязаны | |
| |составлять по результатам | |
| |камеральных проверок акты, в | |
| |которых должны быть описаны все| |
| |выявленные нарушения. | |
| |Соответственно, организация | |
| |будет вправе представить | |
| |мотивированные возражения на | |
| |акт. Поэтому, даже если | |
| |налоговые органы, как и сейчас,| |
| |не станут сообщать организациям| |
| |в ходе самой проверки о | |
| |выявленных противоречиях и | |
| |ошибках в документах, | |
| |налогоплательщики в любом | |
| |случае получают право на | |
| |представление возражений на акт| |
| |проверки | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Порядок |Место проведения проверки |1 января |
|проведения |Действующая редакция ст. 89 НК |2007 г. <**> |
|выездных |РФ предполагает проведение | |
|налоговых |выездной налоговой проверки на | |
|проверок |территории налогоплательщика. | |
|(ст. 89) |Однако не каждая организация | |
| |может предоставить инспекторам | |
| |помещение для работы. Вносимые | |
| |изменения решают эту проблему и| |
| |предусматривают возможность | |
| |проведения выездной проверки по| |
| |местонахождению налогового | |
| |органа | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Период, за который проводится |1 января |
| |проверка |2007 г. <**> |
| |Как указано в НК РФ, налоговой | |
| |проверкой могут быть охвачены | |
| |только три года деятельности | |
| |организации, предшествовавшие | |
| |году проверки. В связи с такой | |
| |формулировкой возникает вопрос,| |
| |что считать датой начала | |
| |выездной проверки — дату | |
| |вынесения решения о ее | |
| |назначении или дату | |
| |фактического начала контрольных| |
| |мероприятий. Налоговые органы, | |
| |как правило, выбирают первый | |
| |вариант. Поэтому нередко | |
| |организация получает решение о | |
| |назначении проверки в декабре | |
| |текущего года, а контрольные | |
| |мероприятия начинаются только в| |
| |следующем году. Такой подход | |
| |позволяет инспекторам, назначив| |
| |проверку, например, в конце | |
| |2005 г., проверить период 2002 | |
| |— 2004 гг., в то время как, | |
| |если бы проверка была назначена| |
| |в начале 2006 г., проводить | |
| |контрольные мероприятия за 2002| |
| |г. было бы уже нельзя. Суды, в | |
| |том числе ВАС РФ, не всегда | |
| |поддерживали инспекции в этом | |
| |вопросе и в ряде судебных актов| |
| |выражали мнение, что период | |
| |проведения проверки связан | |
| |именно с годом ее проведения, а| |
| |не с годом вынесения решения о | |
| |назначении. | |
| |Спор разрешен вносимыми | |
| |изменениями, которые прямо | |
| |устанавливают, что в рамках | |
| |выездной проверки может быть | |
| |проверен период, не превышающий| |
| |трех календарных лет, | |
| |предшествовавших году, в | |
| |котором вынесено решение о | |
| |проведении проверки. Однако | |
| |одновременно с этим внесены | |
| |изменения в порядок исчисления | |
| |сроков проведения выездных | |
| |проверок | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Срок проведения проверки |1 января |
| |Сейчас в этот срок включаются |2007 г. <**> |
| |только дни фактического | |
| |пребывания проверяющих на | |
| |территории налогоплательщика. | |
| |По этой причине проверка может | |
| |растянуться на годы. Новая | |
| |редакция НК РФ предусматривает | |
| |исчисление срока на проведение | |
| |проверки независимо от времени | |
| |нахождения проверяющих на | |
| |территории организации. Срок | |
| |начнет исчисляться с момента | |
| |вынесения решения о назначении | |
| |проверки и составит два месяца | |
| |с возможностью продления до | |
| |четырех, а в исключительных | |
| |случаях до шести месяцев. В | |
| |ряде случаев (их перечень | |
| |является исчерпывающим) | |
| |проверка может быть | |
| |приостановлена, но не более чем| |
| |на шесть месяцев. При | |
| |истребовании документов от | |
| |иностранных государств срок | |
| |приостановления может быть | |
| |увеличен еще на три месяца | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
| |Повторные выездные проверки |1 января |
| |В настоящее время повторная |2007 г. <**> |
| |проверка налогоплательщика | |
| |может проводиться в случае | |
| |реорганизации или ликвидации | |
| |организации либо в порядке | |
| |контроля вышестоящего | |
| |налогового органа за | |
| |деятельностью нижестоящего. В | |
| |новой редакции НК РФ | |
| |установлено одно основание для | |
| |проведения повторной выездной | |
| |поверки. Теперь при | |
| |представлении организацией | |
| |уточненной декларации, в | |
| |которой указана сумма налога в | |
| |размере меньшем, чем была | |
| |заявлена ранее, налоговый орган| |
| |получает право провести | |
| |повторную выездную проверку за | |
| |период, в отношении которого | |
| |внесены уточнения. Ограничения | |
| |по количеству проведения | |
| |проверок в течение года на | |
| |повторные проверки не | |
| |распространяются. | |
| |Таким образом, по каждой | |
| |представленной организацией | |
| |уточненной декларации, в | |
| |которой сумма налога | |
| |уменьшилась, инспекция вправе | |
| |провести отдельную выездную | |
| |проверку. Однако, если по | |
| |результатам повторной проверки | |
| |будут выявлены нарушения, | |
| |которые ранее инспекторы не | |
| |заметили, налоговые санкции к | |
| |организации применяться не | |
| |будут, за исключением случаев, | |
| |когда нарушения не были | |
| |выявлены в результате сговора | |
| |налогоплательщика с | |
| |должностными лицами налогового | |
| |органа | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Порядок |Сроки представления документов |1 января |
|истребования |В действующей редакции ст. 93 |2007 г. <**> |
|документов |НК РФ проверяемая организация | |
|(ст. 93) |обязана исполнить требование | |
| |инспекторов о представлении | |
| |документов для проверки в | |
| |течение 5 дней. Однако | |
| |представить в отведенный срок | |
| |большое количество | |
| |истребованных документов часто | |
| |бывает просто невозможно. | |
| |Отметим, что суды нередко | |
| |поддерживали налогоплательщиков| |
| |и признавали отсутствие их вины| |
| |в подобных ситуациях. | |
| |Нововведения существенно | |
| |улучшают положение | |
| |налогоплательщиков в таких | |
| |ситуациях и снимают часть | |
| |спорных ситуаций: | |
| |— во—первых, организации дается| |
| |10 рабочих дней на | |
| |представление документов; | |
| |— во—вторых, если этих 10 дней | |
| |не хватает, налогоплательщик на| |
| |следующий день после получения | |
| |требования уведомляет об этом | |
| |налоговый орган и указывает | |
| |сроки, в которые может | |
| |исполнить требование. В течение| |
| |2 дней с момента получения | |
| |такого уведомления руководитель| |
| |(заместитель руководителя) | |
| |инспекции вправе продлить сроки| |
| |представления документов, о чем| |
| |выносится отдельное решение | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Истребование документов у |1 января |
| |контрагентов и третьих лиц |2007 г. <**> |
| |Из НК РФ исключается упоминание| |
| |о такой форме налогового | |
| |контроля, как встречная | |
| |проверка. По своему содержанию | |
| |она состояла в истребовании | |
| |документов не у | |
| |налогоплательщика, а у его | |
| |контрагентов. Взамен | |
| |исключенных положений, которые | |
| |регулировали данный вопрос, НК | |
| |РФ дополнен ст. 93.1 | |
| |"Истребование документов | |
| |(информации) о | |
| |налогоплательщике, плательщике | |
| |сборов и налоговом агенте или | |
| |информации о конкретных | |
| |сделках". Положения указанной | |
| |статьи дают инспекции право | |
| |истребовать у контрагента | |
| |организации и иных лиц | |
| |документы и информацию о | |
| |проверяемом налогоплательщике | |
| |как в период проверки, так и | |
| |при проведении дополнительных | |
| |мероприятий налогового контроля| |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Повторное истребование |1 января |
| |документов |2010 г. |
| |В настоящее время многие | |
| |налогоплательщики сталкиваются | |
| |с проблемой повторного | |
| |истребования инспекцией | |
| |документов, которые уже были | |
| |представлены. Новая редакция НК| |
| |РФ запрещает налоговым органам | |
| |истребовать у проверяемой | |
| |организации документы, ранее | |
| |поданные при проведении | |
| |камеральных или выездных | |
| |проверок, за исключением | |
| |случаев, когда документы были | |
| |подлинными и инспекция | |
| |впоследствии вернула их | |
| |организации | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Оформление |Сроки для составления актов |1 января |
|результатов |проверок и представления |2007 г. <**> |
|налоговых |возражений | |
|проверок |Действующая редакция НК РФ не | |
|(ст. ст. 100, |обязывает налоговый орган | |
|101) |составлять акт при проведении | |
| |камеральной проверки. С | |
| |вступлением в силу новой | |
| |редакции НК РФ налоговые органы| |
| |при выявлении нарушений по | |
| |результатам камеральной | |
| |проверки должны будут в течение| |
| |10 рабочих дней после ее | |
| |окончания составить акт. | |
| |Возражения на акты проверок, | |
| |согласно нововведениям, могут | |
| |быть представлены | |
| |налогоплательщиком в течение 15| |
| |рабочих дней с момента | |
| |получения акта. | |
| |Отметим, что срок для | |
| |представления возражений | |
| |увеличен по сравнению с | |
| |действующей редакцией НК РФ | |
| |(сейчас этот срок равен двум | |
| |неделям). Безусловно, | |
| |увеличение срока для подготовки| |
| |мотивированных возражений | |
| |улучшает положение | |
| |налогоплательщика, позволяет | |
| |серьезнее подготовиться к | |
| |рассмотрению материалов | |
| |проверки, представить | |
| |дополнительные документы | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Порядок и сроки рассмотрения |1 января |
| |материалов проверки |2007 г. <**> |
| |На данном этапе, если | |
| |организация не представила | |
| |письменные возражения на акт | |
| |проверки, материалы проверки | |
| |рассматриваются в отсутствие | |
| |налогоплательщика. | |
| |Новая редакция НК РФ | |
| |предписывает извещать | |
| |организацию о рассмотрении | |
| |материалов проверки, принимать | |
| |документы, выслушивать | |
| |объяснения налогоплательщика | |
| |независимо от того, представлял| |
| |ли он свои возражения. | |
| |Также в новой редакции НК РФ | |
| |установлен 10—дневный срок (с | |
| |момента истечения срока для | |
| |представления возражений) для | |
| |рассмотрения материалов | |
| |проверки и вынесения решения | |
| |(указанный срок может быть | |
| |продлен не более чем на один | |
| |месяц). Действующая редакция | |
| |устанавливает срок только для | |
| |рассмотрения материалов | |
| |проверки. Поэтому пока еще не | |
| |редкость, когда | |
| |налогоплательщики после | |
| |рассмотрения возражений | |
| |находятся в длительном ожидании| |
| |вынесения решения | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Дополнительные мероприятия |1 января |
| |налогового контроля |2007 г. <**> |
| |В настоящее время налоговые | |
| |органы по результатам выездной | |
| |проверки вправе вынести решение| |
| |о проведении мероприятий | |
| |дополнительного контроля, | |
| |причем срок для их проведения | |
| |не установлен. Также в | |
| |действующей редакции НК РФ не | |
| |установлен и перечень | |
| |мероприятий, которые могут быть| |
| |проведены на данном этапе. В | |
| |судебной практике, однако, | |
| |находила поддержку позиция, что| |
| |дополнительные мероприятия | |
| |налогового контроля не могут | |
| |сводиться к продолжению уже | |
| |завершенной проверки. Новации | |
| |фактически закрепляют такой | |
| |подход, прямо устанавливая, что| |
| |в ходе дополнительных | |
| |мероприятий налогового контроля| |
| |можно истребовать документы, | |
| |допрашивать свидетелей, | |
| |проводить экспертизы. Срок | |
| |проведения дополнительных | |
| |мероприятий не может превышать | |
| |одного месяца | |
+————————————————+———————————————————————————————+———————————————+
|Вступление |Вступление решений налоговых |1 января |
|решений по |органов в силу |2007 г. |
|результатам |Действующий порядок | |
|налоговых |предусматривает, что решение | |
|проверок в силу |налоговой инспекции действует с| |
|и порядок их |момента его утверждения | |
|обжалования, |(принятия). | |
|принятие |Новая редакция НК РФ | |
|обеспечительных |устанавливает срок вступления в| |
|мер |силу вынесенного по результатам| |
|(ст. ст. 101 — |проверки решения: 10 рабочих | |
|101.2) |дней с момента получения | |
| |решения налогоплательщиком. В | |
| |случае подачи | |
| |налогоплательщиком | |
| |апелляционной жалобы в | |
| |вышестоящую инстанцию решение | |
| |вступает в силу только после | |
| |его утверждения в вышестоящем | |
| |органе. | |
| |Указанные изменения, | |
| |безусловно, можно оценить как | |
| |положительные, поскольку | |
| |организация не будет находиться| |
| |под практически немедленной | |
| |угрозой обращения решений | |
| |налоговых органов к исполнению | |
| |(списания средств со счетов, | |
| |ареста имущества). Организациям| |
| |дано время подготовиться к | |
| |обжалованию решения при наличии| |
| |такой необходимости | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Обжалование решений в |1 января |
| |вышестоящем органе |2007 г. |
| |Как уже отмечалось, новая | |
| |редакция НК РФ предусматривает | |
| |возможность апелляционного | |
| |обжалования решений при условии| |
| |подачи жалобы до вступления | |
| |решения в силу. По результатам | |
| |рассмотрения апелляционной | |
| |жалобы вышестоящий орган вправе| |
| |отменить, изменить или оставить| |
| |без изменения решение | |
| |инспекции. | |
| |Также сохранен и действующий | |
| |порядок обжалования решений | |
| |инспекций, вступивших в силу | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Обжалование решений в судебном |1 января |
| |порядке |2007 г. |
| |На данном этапе организации |С 1 января |
| |вправе одновременно обжаловать |2009 г. — в |
| |решение инспекции и в |части права |
| |вышестоящем органе, и в суде. |обращения в суд|
| |Новые положения НК РФ дают |только после |
| |возможность обращаться в суд |обжалования в |
| |только после обжалования |вышестоящем |
| |решения в вышестоящем органе. |органе |
| |Фактически появляется | |
| |обязательная досудебная стадия | |
| |обжалования решений в | |
| |вышестоящих налоговых органах. | |
| |Исходя из имеющейся практики | |
| |рассмотрения вышестоящими | |
| |органами жалоб положительные | |
| |решение по ним принимаются | |
| |довольно редко. Таким образом, | |
| |процесс рассмотрения законности| |
| |решения инспекции во всех | |
| |инстанциях станет занимать | |
| |более продолжительное время. | |
| |Однако в новом порядке есть и | |
| |положительные стороны: у | |
| |налогоплательщика будет | |
| |значительно больше времени на | |
| |выработку позиции и подготовку | |
| |документов по всем эпизодам | |
| |решений. Кроме того, не | |
| |вступившее в силу решение | |
| |налогового органа не может быть| |
| |обращено к исполнению, но по | |
| |нему могут быть приняты | |
| |обеспечительные меры | |
| +———————————————————————————————+———————————————+
| |Обеспечительные меры |1 января |
| |В целях обеспечения возможности|2007 г. |
| |исполнения не вступившего в | |
| |силу решения руководитель | |
| |(заместитель руководителя) | |
| |инспекции может принять | |
| |обеспечительные меры в виде | |
| |запрета организации отчуждать | |
| |имущество, приостановления | |
| |операций по счетам в банке. | |
| |По просьбе организации принятые| |
| |обеспечительные меры могут быть| |
| |заменены на предоставленную | |
| |организацией банковскую | |
| |гарантию, залог ценных бумаг, | |
| |поручительство. Инспекция не | |
| |вправе отказать | |
| |налогоплательщику в такой | |
| |замене при предоставлении | |
| |гарантии банка с | |
| |соответствующим рейтингом | |
L————————————————+———————————————————————————————+————————————————
————————————————————————————————
<*> Применяется только в отношении организаций, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек.<**> Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, действующем до вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Оформление результатов таких проверок проводится также по старым правилам.
А.Г.Дымова Эксперт департамента налогов и права компании "ФБК" Подписано в печать 14.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |