|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Анализ последних изменений НК РФ в части налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4
АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ НК РФ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Президент РФ 27 июля 2006 г. подписал долгожданный Закон о внесении изменений в часть первую НК РФ. Этот Закон вводит существенные поправки, связанные с налоговым администрированием. Проект закона был направлен Правительством в Федеральное Собрание Российской Федерации более года назад и по мере прохождения между первым и вторым чтением претерпел многочисленные изменения. В обсуждении законопроекта активно участвовали представители бизнес-сообщества и Минфина России.
До последнего момента стороны не могли прийти к единому мнению по двум ключевым вопросам: бизнес-сообщество настаивало на закреплении в НК РФ презумпции добросовестности налогоплательщиков и на установлении уголовной ответственности налоговых органов за принятие заведомо незаконных решений. Но депутаты не поддержали предпринимателей в этих вопросах. Тем не менее нововведения содержат много положительных для налогоплательщиков изменений, в частности установлены более четкие правила в отношении процедур налогового контроля. Вносятся изменения в порядок проведения камеральных проверок и существенно ограничиваются права налоговых органов по истребованию документов в ходе данной формы налогового контроля. Одним из важнейших изменений стало освобождение от уплаты пеней налогоплательщиков, которые руководствовались письменными разъяснениями налогового и финансового ведомств. Новый Закон также внес определенность в порядок исчисления сроков. Существенные изменения произойдут в порядке обжалования решений налоговых органов. С 2008 г. организация не сможет обратиться в суд, если не пройдет стадию досудебного обжалования решения инспекции в вышестоящем органе.
Но в новой редакции НК РФ появятся и нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков. Теперь налоговый орган будет вправе проводить выездную проверку по каждой уточненной декларации, в которой расчеты с бюджетом пересматриваются в пользу налогоплательщика, даже если выездная проверка за этот период прошла. Уже сейчас становится понятно, что ряд положений нового Закона вызовет различные толкования, а возможно, и споры организаций с налоговыми органами. Например, инспекторам в случае обоснованной необходимости предоставлено право истребовать у организаций информацию относительно сделок. Однако новый Закон не содержит прямых ответов на следующие вопросы: что понимается под обоснованной необходимостью, как и перед кем она должна быть обоснована, должно ли требование о представлении документов содержать информацию об основаниях их предъявления. Можно предположить, что часть первая НК РФ еще будет меняться и дополняться, по крайней мере, бизнес-сообщество уже готовит свои предложения по ряду вопросов. Почти наверняка спорные ситуации, которые вызовет практика применения новых положений НК РФ, станут предметом рассмотрения в судах высших инстанций, и в будущем мы получим правовые позиции судов по спорным вопросам. Предварительный анализ основных изменений, которые внесены новым Законом, и комментарии к ним отражены в приведенной ниже таблице.
Основные изменения в часть первую НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ
—————————————————T———————————————————————————————T———————————————¬ | Изменения | Комментарии | Вступление в | | (статьи НК РФ) | | силу | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Порядок |Вводится новая редакция ст. 6.1|1 января | |исчисления |НК РФ, регулирующая порядок |2007 г. | |сроков (ст. 6.1)|исчисления сроков, |В отношении | | |установленных законодательством|сроков, течение| | |о налогах и сборах. Помимо |которых не | | |календарной даты, указания на |завершилось к 1| | |событие, которое должно |января 2007 г.,| | |неизбежно наступить, и периода |продолжают | | |времени новые правила уточняют,|действовать | | |что срок может быть определен и|старые правила | | |указанием на действие, которое | | | |должно быть совершено. | | | |Новая редакция ст. 6.1 НК РФ по| | | |сравнению с прежней не содержит| | | |сроков, исчисляемых в неделях. | | | |Порядок их исчисления вызывал | | | |споры между налогоплательщиками| | | |и налоговыми органами. Так, | | | |согласно действующей редакции | | | |НК РФ срок для представления | | | |возражений на акт налоговой | | | |проверки составляет две недели.| | | |Одновременно с этим в ч. 5 ст. | | | |6.1 НК РФ содержится правило о | | | |том, что неделей признается | | | |период времени, состоящий из 5 | | | |рабочих дней, следующих подряд.| | | |Многие налогоплательщики | | | |полагали, что при такой | | | |формулировке закона нужно | | | |считать только полные недели, а| | | |неполные не учитывать вообще. | | | |Иными словами, если акт вручили| | | |во вторник, то первая неделя | | | |начнет исчисляться со | | | |следующего понедельника. | | | |Однако был и иной подход. | | | |Минфин России в Письме от 19 | | | |июля 2006 г. N 03—02—07/1—187 | | | |разъяснил, что если акт | | | |проверки организация получила | | | |во вторник, то срок начинает | | | |течь со среды по пятницу и | | | |затем далее, с новой рабочей | | | |недели. | | | |Теперь проблема устранена: срок| | | |на представление возражений на | | | |акт проверки составит 15 дней. | | | |Новая редакция ст. 6.1 НК РФ | | | |определяет, что те сроки, | | | |которые установлены НК РФ в | | | |днях, будут исчисляться в | | | |рабочих днях, если отсутствует | | | |отдельное указание на дни | | | |календарные | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Установление |Существующая практика |1 января | |обязательности |свидетельствует, что в своей |2007 г. | |разъяснений |повседневной деятельности | | |Минфина России |налоговые органы далеко не во | | |для налоговых |всех случаях ориентируются на | | |органов (пп. 5 |письменные разъяснения Минфина | | |п. 1 ст. 32) |России, несмотря на то что | | | |именно этот орган с июля 2004 | | | |г. наделен соответствующими | | | |полномочиями. | | | |Вводится новая редакция ст. 32 | | | |НК РФ, которая содержит | | | |перечень обязанностей налоговых| | | |органов. Наиболее существенные | | | |изменения претерпел пп. 5 п. 1 | | | |ст. 32 НК РФ, который теперь | | | |устанавливает, что налоговые | | | |органы должны руководствоваться| | | |письменными разъяснениями | | | |Минфина России по вопросам | | | |применения законодательства о | | | |налогах и сборах | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Лишение |Действующая редакция ст. 46 НК |1 января | |пресекательного |РФ устанавливает, что решение о|2007 г. | |характера сроков|взыскании налога с организации |В отношении | |судебного |(предпринимателя) должно быть |сроков, течение| |взыскания |принято налоговым органом в |которых не | |налога, пеней и |течение 60 дней с даты |завершилось к 1| |штрафов (ст. ст.|истечения срока исполнения |января 2007 г.,| |46, 48, 115) |требования об уплате налога. В |продолжают | | |случае пропуска указанного |действовать | | |срока налог может быть взыскан |старые правила | | |только в судебном порядке. Для | | | |обращения в суд за взысканием | | | |налога с организаций, как | | | |разъяснено в п. 12 | | | |Постановления Пленума ВАС РФ от| | | |28 февраля 2001 г. N 5 "О | | | |некоторых вопросах применения | | | |части первой Налогового кодекса| | | |Российской Федерации", | | | |действует шестимесячный срок. В| | | |настоящее время при обращении | | | |инспекции в суд пропуск этого | | | |срока влечет за собой отказ в | | | |удовлетворении иска, поскольку | | | |срок является пресекательным. | | | |Новая редакция ст. 46 НК РФ | | | |содержит положение, которое | | | |предоставляет возможность судам| | | |восстановить срок для обращения| | | |в суд за принудительным | | | |взысканием налога, если он | | | |пропущен налоговым органом по | | | |уважительным причинам. | | | |Аналогичными положениями | | | |дополнены ст. 48 НК РФ, | | | |регулирующая порядок взыскания | | | |налога с физических лиц, и ст. | | | |115 НК РФ, устанавливающая | | | |сроки для взыскания в судебном | | | |порядке штрафов за нарушение | | | |налогового законодательства. | | | |Внесенные изменения, | | | |безусловно, ухудшают положение | | | |налогоплательщиков. Более того,| | | |новые правила не указывают на | | | |предельные сроки, в течение | | | |которых по ходатайству | | | |налогового органа суд может | | | |восстановить пропущенный для | | | |предъявления иска срок. | | | |Можно предположить, что будут | | | |возникать споры и в отношении | | | |критериев уважительности причин| | | |пропуска налоговыми органами | | | |срока для взыскания | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Уточнение |Новая редакция ст. 69 НК РФ |1 января | |порядка |вводит срок для добровольного |2007 г. | |выставления |исполнения требования об уплате|В отношении | |требования об |налога, который устанавливается|сроков, течение| |уплате налога |в 10 календарных дней с даты |которых не | |(ст. ст. 69, 70)|получения требования, если |завершилось к 1| | |другой, более продолжительный |января 2007 г.,| | |срок не указан в этом |продолжают | | |требовании. |действовать | | |В настоящее время НК РФ не |старые правила | | |установлен срок для | | | |добровольного исполнения | | | |требования, что на практике | | | |приводит к ситуациям, когда в | | | |том или ином случае должностные| | | |лица налоговых органов | | | |устанавливают его по своему | | | |усмотрению. Не редки и случаи, | | | |когда к моменту получения | | | |организацией требования | | | |установленный в нем срок для | | | |добровольной уплаты налога | | | |оказывается уже истекшим. Со | | | |вступлением в силу изменений в | | | |ст. 69 НК РФ в вопросе о сроке | | | |добровольного исполнения | | | |требования наступит правовая | | | |определенность. | | | |Вносятся изменения и в п. 1 ст.| | | |70 НК РФ. В действующей | | | |редакции срок на выставление | | | |требования об уплате налога | | | |исчисляется с момента | | | |наступления срока его уплаты. | | | |После вступления в силу | | | |изменений этот срок будет | | | |исчисляться со дня выявления | | | |недоимки. Это изменение для | | | |налогоплательщиков является не | | | |столь благоприятным. Можно | | | |предположить, что в отношении | | | |определения момента выявления | | | |недоимки или момента, когда она| | | |должна (может) быть выявлена | | | |налоговым органом, возникнут | | | |споры между налогоплательщиками| | | |и инспекциями | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Освобождение от |На данный момент согласно пп. 3|Применяется в | |уплаты пеней при|п. 1 ст. 111 НК РФ в качестве |отношении | |выполнении |обстоятельства, исключающего |письменных | |письменных |вину лица в совершении |разъяснений, | |разъяснений |налогового правонарушения, |данных после 31| |(ст. 75) |указано выполнение |декабря 2006 г.| | |налогоплательщиком или | | | |налоговым агентом письменных | | | |разъяснений по вопросам | | | |применения законодательства о | | | |налогах и сборах. Иными | | | |словами, в настоящий момент | | | |выполнение разъяснений может | | | |исключить наложение штрафа. | | | |Изменения, вносимые в ст. 75 НК| | | |РФ, устанавливают, что не могут| | | |быть начислены пени на сумму | | | |недоимки, которая образовалась | | | |в связи с выполнением | | | |налогоплательщиком письменных | | | |разъяснений уполномоченных | | | |органов по вопросам | | | |налогообложения | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Порядок |На сегодняшний день НК РФ |1 января | |приостановления |предоставляет налоговым органам|2007 г. | |операций по |право приостанавливать операции| | |счетам (ст. 76) |по счетам организаций. Это | | | |право не обусловлено | | | |соотношением суммы недоимки и | | | |объемов денежных операций по | | | |счету. Таким образом, | | | |организация, у которой есть | | | |даже небольшая недоимка, может | | | |полностью лишиться возможности | | | |распоряжаться собственными | | | |денежными средствами. | | | |Теперь ограничение операций по | | | |счетам возможно только в | | | |пределах взыскиваемой суммы. | | | |Если сумма денежных средств по | | | |всем счетам, операции по | | | |которым приостановлены, | | | |превысит сумму задолженности, | | | |налогоплательщик вправе подать | | | |заявление об отмене | | | |приостановления. В заявлении | | | |нужно указать счета, на которых| | | |достаточно средств для | | | |удовлетворения требований, и | | | |желательно приложить выписки об| | | |остатках денежных средств на | | | |этих счетах. В этом случае | | | |инспекция в течение 2 дней | | | |обязана отменить | | | |приостановление по другим | | | |счетам | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Уточнение правил|Зачет сумм штрафов |В отношении | |проведения |Действующая редакция ст. 78 НК |сумм, излишне | |зачета |РФ прямо не предусматривает |уплаченных с 1 | |(возврата) |возможность зачета суммы |января 2007 г. | |излишне |переплаты по налогу в счет | | |уплаченных сумм |задолженности по штрафам. | | |налогов, пеней, |Исключение составляют положения| | |штрафов (ст. 78)|п. 2 ст. 176 НК РФ, | | | |предоставляющие инспекции | | | |возможность зачесть сумму НДС, | | | |подлежащую возмещению, в счет | | | |задолженности по штрафам. Эта | | | |ситуация приводила к спорам | | | |между налогоплательщиками и | | | |налоговыми органами. | | | |Новая редакция ст. 78 НК РФ | | | |указывает на возможность зачета| | | |по штрафам. Учитывая судебный | | | |порядок взыскания штрафов, | | | |зачет переплаты по налогу в | | | |погашение задолженности по | | | |штрафам по инициативе | | | |налогового органа следует | | | |признать допустимым только с | | | |согласия налогоплательщика либо| | | |в отношении суммы штрафа, по | | | |которой имеется вступившее в | | | |законную силу судебное решение | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Сроки проведения зачета |В отношении | | |Решение о зачете излишне |сумм, излишне | | |уплаченных сумм в счет |уплаченных с 1 | | |предстоящих платежей должно |января 2007 г. | | |быть принято налоговым органом | | | |в течение 10 рабочих дней | | | |(вместо 5 дней в действующей | | | |редакции НК РФ). | | | |В настоящее время налоговый | | | |орган обязан вернуть денежные | | | |средства в течение одного | | | |месяца со дня получения | | | |заявления от организации. | | | |Однако указанный срок часто | | | |толкуется инспекциями как срок | | | |для вынесения ими решения о | | | |возврате. В новой редакции НК | | | |РФ налоговым органам отведено | | | |10 рабочих дней на вынесение | | | |решения о возврате и | | | |направление этого решения в | | | |Казначейство. Общий срок для | | | |возврата денежных средств | | | |остался прежним — один месяц | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Зачет платежей в различные |1 января | | |бюджеты |2008 г. | | |В действующей редакции НК РФ | | | |зачет излишне уплаченного | | | |налога в счет предстоящих | | | |платежей и погашения недоимки | | | |по налогам и пеням | | | |осуществляется только в рамках | | | |одного бюджета. Если у | | | |налогоплательщика есть | | | |переплата по налогу, | | | |зачисляемому в федеральный | | | |бюджет, и недоимка по налогу, | | | |зачисляемому в местный бюджет, | | | |то зачет произвести нельзя (п. | | | |4 ст. 78 НК РФ) и налог | | | |приходится платить. | | | |Внесенные изменения позволят | | | |налогоплательщикам производить | | | |зачет переплат не внутри одного| | | |бюджета, а по соответствующим | | | |видам налогов | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Особенности |В новой редакции ст. 176 НК РФ |В отношении | |принятия решений|указано, что по каждой |деклараций, | |о возмещении НДС|декларации, на основании |представленных | |(ст. 176) |которой организация претендует |после 31 | | |на возмещение НДС, будет |декабря 2006 г.| | |проводиться камеральная | | | |проверка в порядке, | | | |определенном ст. 88 НК РФ. Если| | | |нарушений обнаружено не будет, | | | |то в течение 7 рабочих дней по | | | |окончании проверки налоговый | | | |орган должен будет вынести | | | |решение о возмещении налога. По| | | |сравнению с действующими | | | |нормами налоговым органам | | | |предоставлены дополнительные 7 | | | |дней для вынесения решения. | | | |Если в ходе камеральной | | | |проверки будут обнаружены | | | |нарушения, то составляется акт | | | |проверки, после чего он и | | | |другие материалы проверки будут| | | |рассматриваться руководителем | | | |(заместителем руководителя) | | | |соответствующей инспекции в | | | |порядке, установленном ст. 101 | | | |НК РФ. После рассмотрения | | | |материалов выносится решение о | | | |привлечении либо об отказе в | | | |привлечении организации к | | | |ответственности. Одновременно с| | | |указанным решением принимаются | | | |решения о возмещении или об | | | |отказе в возмещении налога, о | | | |зачете (возврате) налога. Новой| | | |редакцией ст. 176 НК РФ | | | |фактически упразднены | | | |мотивированные заключения, | | | |которые сейчас получают | | | |налогоплательщики при отказе в | | | |возмещении НДС по ставке 0% | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Правила |Представление "нулевых" |1 января | |налоговой |деклараций |2007 г. | |отчетности |В настоящее время организации, | | |(ст. 80) |применяющие специальные | | | |налоговые режимы, часто | | | |сталкиваются с требованиями | | | |инспекторов о представлении | | | |"нулевых" деклараций по | | | |налогам, от уплаты которых есть| | | |освобождение. Некоторые | | | |инспекции даже привлекают таких| | | |налогоплательщиков к | | | |ответственности за | | | |несвоевременное представление | | | |отчетности. | | | |Данная проблема разрешена. | | | |Теперь НК РФ прямо указывает, | | | |что у организации отсутствует | | | |обязанность представлять | | | |декларации по налогам, от | | | |уплаты которых она освобождена | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Представление отчетности в |С 1 января 2007| | |электронном виде |г. до 1 января | | |Сейчас НК РФ позволяет |2008 г. <*> | | |организациям самостоятельно | | | |определять, в каком виде | | | |(бумажном или электронном) им | | | |представлять отчетность. С | | | |вступлением в силу новаций | | | |ситуация изменится. Все | | | |организации, у которых | | | |среднесписочная численность | | | |работников превысит 100 | | | |человек, будут обязаны | | | |представлять декларации в | | | |электронном виде | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Порядок |Исчисление сроков проведения |1 января | |проведения |проверок |2007 г. <**> | |камеральных |На основании действующей | | |налоговых |редакции ст. 88 НК РФ | | |проверок |камеральные проверки проводятся| | |(ст. 88) |в течение трех месяцев со дня | | | |представления | | | |налогоплательщиком налоговой | | | |декларации и документов, | | | |служащих основанием для | | | |исчисления и уплаты налога. | | | |Данное положение часто | | | |трактовалось налоговыми | | | |органами следующим образом: | | | |срок проверки начинает | | | |исчисляться только с момента | | | |получения затребованных после | | | |подачи декларации | | | |дополнительных документов. | | | |После внесения изменений в ст. | | | |88 НК РФ возможность подобного | | | |подхода у налоговых органов | | | |будет утрачена. | | | |Согласно нововведениям | | | |камеральная проверка должна | | | |быть проведена в течение трех | | | |месяцев со дня представления | | | |налогоплательщиком декларации и| | | |документов, которые в | | | |соответствии с НК РФ должны | | | |прилагаться к налоговой | | | |декларации. Сроки представления| | | |каких—либо дополнительных | | | |документов на продолжительность| | | |камеральных проверок влиять уже| | | |не будут | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Представление пояснений и |1 января | | |дополнительных документов |2007 г. <**> | | |Действующие положения НК РФ не | | | |содержат прямых ограничений в | | | |отношении возможностей | | | |налоговых органов требовать | | | |дополнительные документы у | | | |налогоплательщиков в ходе | | | |камеральных проверок. Именно | | | |такое положение дел вызывало | | | |наиболее острую реакцию у | | | |предпринимательского сообщества| | | |и привело к необходимости | | | |принять меры на законодательном| | | |уровне. Отрадно отметить, что в| | | |данном случае нововведения | | | |существенно и в пользу | | | |налогоплательщиков сокращают | | | |полномочия налоговых органов. | | | |Новым Законом устанавливается | | | |следующий порядок. При | | | |обнаружении несоответствия | | | |сведений, представленных | | | |налогоплательщиком, сведениям, | | | |содержащимся в документах, | | | |которые имеются у инспекции и | | | |получены в ходе мероприятий | | | |налогового контроля, налоговый | | | |орган вправе потребовать | | | |пояснений от налогоплательщика.| | | |Для их представления установлен| | | |5—дневный срок. При этом | | | |организация вправе (но не | | | |обязана!) представить любые | | | |документы, которые сочтет | | | |необходимыми для подтверждения | | | |своей позиции, а налоговый | | | |орган обязан эти документы | | | |принять и рассмотреть. | | | |Исключения из указанного | | | |правила будут действовать для | | | |закрытого перечня документов и | | | |случаев, когда налоговый орган | | | |в ходе камеральной проверки | | | |будет вправе истребовать, а | | | |организация обязана представить| | | |дополнительные сведения: | | | |— в отношении документов, | | | |подтверждающих право | | | |организации на использование | | | |налоговых льгот; | | | |— в отношении документов, | | | |подтверждающих вычеты по НДС; | | | |— при проверке правильности | | | |исчисления налогов, связанных с| | | |использованием природных | | | |ресурсов | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Оформление результатов проверок|1 января | | |Согласно нововведениям |2007 г. <**> | | |налоговые органы будут обязаны | | | |составлять по результатам | | | |камеральных проверок акты, в | | | |которых должны быть описаны все| | | |выявленные нарушения. | | | |Соответственно, организация | | | |будет вправе представить | | | |мотивированные возражения на | | | |акт. Поэтому, даже если | | | |налоговые органы, как и сейчас,| | | |не станут сообщать организациям| | | |в ходе самой проверки о | | | |выявленных противоречиях и | | | |ошибках в документах, | | | |налогоплательщики в любом | | | |случае получают право на | | | |представление возражений на акт| | | |проверки | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Порядок |Место проведения проверки |1 января | |проведения |Действующая редакция ст. 89 НК |2007 г. <**> | |выездных |РФ предполагает проведение | | |налоговых |выездной налоговой проверки на | | |проверок |территории налогоплательщика. | | |(ст. 89) |Однако не каждая организация | | | |может предоставить инспекторам | | | |помещение для работы. Вносимые | | | |изменения решают эту проблему и| | | |предусматривают возможность | | | |проведения выездной проверки по| | | |местонахождению налогового | | | |органа | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Период, за который проводится |1 января | | |проверка |2007 г. <**> | | |Как указано в НК РФ, налоговой | | | |проверкой могут быть охвачены | | | |только три года деятельности | | | |организации, предшествовавшие | | | |году проверки. В связи с такой | | | |формулировкой возникает вопрос,| | | |что считать датой начала | | | |выездной проверки — дату | | | |вынесения решения о ее | | | |назначении или дату | | | |фактического начала контрольных| | | |мероприятий. Налоговые органы, | | | |как правило, выбирают первый | | | |вариант. Поэтому нередко | | | |организация получает решение о | | | |назначении проверки в декабре | | | |текущего года, а контрольные | | | |мероприятия начинаются только в| | | |следующем году. Такой подход | | | |позволяет инспекторам, назначив| | | |проверку, например, в конце | | | |2005 г., проверить период 2002 | | | |— 2004 гг., в то время как, | | | |если бы проверка была назначена| | | |в начале 2006 г., проводить | | | |контрольные мероприятия за 2002| | | |г. было бы уже нельзя. Суды, в | | | |том числе ВАС РФ, не всегда | | | |поддерживали инспекции в этом | | | |вопросе и в ряде судебных актов| | | |выражали мнение, что период | | | |проведения проверки связан | | | |именно с годом ее проведения, а| | | |не с годом вынесения решения о | | | |назначении. | | | |Спор разрешен вносимыми | | | |изменениями, которые прямо | | | |устанавливают, что в рамках | | | |выездной проверки может быть | | | |проверен период, не превышающий| | | |трех календарных лет, | | | |предшествовавших году, в | | | |котором вынесено решение о | | | |проведении проверки. Однако | | | |одновременно с этим внесены | | | |изменения в порядок исчисления | | | |сроков проведения выездных | | | |проверок | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Срок проведения проверки |1 января | | |Сейчас в этот срок включаются |2007 г. <**> | | |только дни фактического | | | |пребывания проверяющих на | | | |территории налогоплательщика. | | | |По этой причине проверка может | | | |растянуться на годы. Новая | | | |редакция НК РФ предусматривает | | | |исчисление срока на проведение | | | |проверки независимо от времени | | | |нахождения проверяющих на | | | |территории организации. Срок | | | |начнет исчисляться с момента | | | |вынесения решения о назначении | | | |проверки и составит два месяца | | | |с возможностью продления до | | | |четырех, а в исключительных | | | |случаях до шести месяцев. В | | | |ряде случаев (их перечень | | | |является исчерпывающим) | | | |проверка может быть | | | |приостановлена, но не более чем| | | |на шесть месяцев. При | | | |истребовании документов от | | | |иностранных государств срок | | | |приостановления может быть | | | |увеличен еще на три месяца | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ | |Повторные выездные проверки |1 января | | |В настоящее время повторная |2007 г. <**> | | |проверка налогоплательщика | | | |может проводиться в случае | | | |реорганизации или ликвидации | | | |организации либо в порядке | | | |контроля вышестоящего | | | |налогового органа за | | | |деятельностью нижестоящего. В | | | |новой редакции НК РФ | | | |установлено одно основание для | | | |проведения повторной выездной | | | |поверки. Теперь при | | | |представлении организацией | | | |уточненной декларации, в | | | |которой указана сумма налога в | | | |размере меньшем, чем была | | | |заявлена ранее, налоговый орган| | | |получает право провести | | | |повторную выездную проверку за | | | |период, в отношении которого | | | |внесены уточнения. Ограничения | | | |по количеству проведения | | | |проверок в течение года на | | | |повторные проверки не | | | |распространяются. | | | |Таким образом, по каждой | | | |представленной организацией | | | |уточненной декларации, в | | | |которой сумма налога | | | |уменьшилась, инспекция вправе | | | |провести отдельную выездную | | | |проверку. Однако, если по | | | |результатам повторной проверки | | | |будут выявлены нарушения, | | | |которые ранее инспекторы не | | | |заметили, налоговые санкции к | | | |организации применяться не | | | |будут, за исключением случаев, | | | |когда нарушения не были | | | |выявлены в результате сговора | | | |налогоплательщика с | | | |должностными лицами налогового | | | |органа | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Порядок |Сроки представления документов |1 января | |истребования |В действующей редакции ст. 93 |2007 г. <**> | |документов |НК РФ проверяемая организация | | |(ст. 93) |обязана исполнить требование | | | |инспекторов о представлении | | | |документов для проверки в | | | |течение 5 дней. Однако | | | |представить в отведенный срок | | | |большое количество | | | |истребованных документов часто | | | |бывает просто невозможно. | | | |Отметим, что суды нередко | | | |поддерживали налогоплательщиков| | | |и признавали отсутствие их вины| | | |в подобных ситуациях. | | | |Нововведения существенно | | | |улучшают положение | | | |налогоплательщиков в таких | | | |ситуациях и снимают часть | | | |спорных ситуаций: | | | |— во—первых, организации дается| | | |10 рабочих дней на | | | |представление документов; | | | |— во—вторых, если этих 10 дней | | | |не хватает, налогоплательщик на| | | |следующий день после получения | | | |требования уведомляет об этом | | | |налоговый орган и указывает | | | |сроки, в которые может | | | |исполнить требование. В течение| | | |2 дней с момента получения | | | |такого уведомления руководитель| | | |(заместитель руководителя) | | | |инспекции вправе продлить сроки| | | |представления документов, о чем| | | |выносится отдельное решение | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Истребование документов у |1 января | | |контрагентов и третьих лиц |2007 г. <**> | | |Из НК РФ исключается упоминание| | | |о такой форме налогового | | | |контроля, как встречная | | | |проверка. По своему содержанию | | | |она состояла в истребовании | | | |документов не у | | | |налогоплательщика, а у его | | | |контрагентов. Взамен | | | |исключенных положений, которые | | | |регулировали данный вопрос, НК | | | |РФ дополнен ст. 93.1 | | | |"Истребование документов | | | |(информации) о | | | |налогоплательщике, плательщике | | | |сборов и налоговом агенте или | | | |информации о конкретных | | | |сделках". Положения указанной | | | |статьи дают инспекции право | | | |истребовать у контрагента | | | |организации и иных лиц | | | |документы и информацию о | | | |проверяемом налогоплательщике | | | |как в период проверки, так и | | | |при проведении дополнительных | | | |мероприятий налогового контроля| | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Повторное истребование |1 января | | |документов |2010 г. | | |В настоящее время многие | | | |налогоплательщики сталкиваются | | | |с проблемой повторного | | | |истребования инспекцией | | | |документов, которые уже были | | | |представлены. Новая редакция НК| | | |РФ запрещает налоговым органам | | | |истребовать у проверяемой | | | |организации документы, ранее | | | |поданные при проведении | | | |камеральных или выездных | | | |проверок, за исключением | | | |случаев, когда документы были | | | |подлинными и инспекция | | | |впоследствии вернула их | | | |организации | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Оформление |Сроки для составления актов |1 января | |результатов |проверок и представления |2007 г. <**> | |налоговых |возражений | | |проверок |Действующая редакция НК РФ не | | |(ст. ст. 100, |обязывает налоговый орган | | |101) |составлять акт при проведении | | | |камеральной проверки. С | | | |вступлением в силу новой | | | |редакции НК РФ налоговые органы| | | |при выявлении нарушений по | | | |результатам камеральной | | | |проверки должны будут в течение| | | |10 рабочих дней после ее | | | |окончания составить акт. | | | |Возражения на акты проверок, | | | |согласно нововведениям, могут | | | |быть представлены | | | |налогоплательщиком в течение 15| | | |рабочих дней с момента | | | |получения акта. | | | |Отметим, что срок для | | | |представления возражений | | | |увеличен по сравнению с | | | |действующей редакцией НК РФ | | | |(сейчас этот срок равен двум | | | |неделям). Безусловно, | | | |увеличение срока для подготовки| | | |мотивированных возражений | | | |улучшает положение | | | |налогоплательщика, позволяет | | | |серьезнее подготовиться к | | | |рассмотрению материалов | | | |проверки, представить | | | |дополнительные документы | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Порядок и сроки рассмотрения |1 января | | |материалов проверки |2007 г. <**> | | |На данном этапе, если | | | |организация не представила | | | |письменные возражения на акт | | | |проверки, материалы проверки | | | |рассматриваются в отсутствие | | | |налогоплательщика. | | | |Новая редакция НК РФ | | | |предписывает извещать | | | |организацию о рассмотрении | | | |материалов проверки, принимать | | | |документы, выслушивать | | | |объяснения налогоплательщика | | | |независимо от того, представлял| | | |ли он свои возражения. | | | |Также в новой редакции НК РФ | | | |установлен 10—дневный срок (с | | | |момента истечения срока для | | | |представления возражений) для | | | |рассмотрения материалов | | | |проверки и вынесения решения | | | |(указанный срок может быть | | | |продлен не более чем на один | | | |месяц). Действующая редакция | | | |устанавливает срок только для | | | |рассмотрения материалов | | | |проверки. Поэтому пока еще не | | | |редкость, когда | | | |налогоплательщики после | | | |рассмотрения возражений | | | |находятся в длительном ожидании| | | |вынесения решения | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Дополнительные мероприятия |1 января | | |налогового контроля |2007 г. <**> | | |В настоящее время налоговые | | | |органы по результатам выездной | | | |проверки вправе вынести решение| | | |о проведении мероприятий | | | |дополнительного контроля, | | | |причем срок для их проведения | | | |не установлен. Также в | | | |действующей редакции НК РФ не | | | |установлен и перечень | | | |мероприятий, которые могут быть| | | |проведены на данном этапе. В | | | |судебной практике, однако, | | | |находила поддержку позиция, что| | | |дополнительные мероприятия | | | |налогового контроля не могут | | | |сводиться к продолжению уже | | | |завершенной проверки. Новации | | | |фактически закрепляют такой | | | |подход, прямо устанавливая, что| | | |в ходе дополнительных | | | |мероприятий налогового контроля| | | |можно истребовать документы, | | | |допрашивать свидетелей, | | | |проводить экспертизы. Срок | | | |проведения дополнительных | | | |мероприятий не может превышать | | | |одного месяца | | +————————————————+———————————————————————————————+———————————————+ |Вступление |Вступление решений налоговых |1 января | |решений по |органов в силу |2007 г. | |результатам |Действующий порядок | | |налоговых |предусматривает, что решение | | |проверок в силу |налоговой инспекции действует с| | |и порядок их |момента его утверждения | | |обжалования, |(принятия). | | |принятие |Новая редакция НК РФ | | |обеспечительных |устанавливает срок вступления в| | |мер |силу вынесенного по результатам| | |(ст. ст. 101 — |проверки решения: 10 рабочих | | |101.2) |дней с момента получения | | | |решения налогоплательщиком. В | | | |случае подачи | | | |налогоплательщиком | | | |апелляционной жалобы в | | | |вышестоящую инстанцию решение | | | |вступает в силу только после | | | |его утверждения в вышестоящем | | | |органе. | | | |Указанные изменения, | | | |безусловно, можно оценить как | | | |положительные, поскольку | | | |организация не будет находиться| | | |под практически немедленной | | | |угрозой обращения решений | | | |налоговых органов к исполнению | | | |(списания средств со счетов, | | | |ареста имущества). Организациям| | | |дано время подготовиться к | | | |обжалованию решения при наличии| | | |такой необходимости | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Обжалование решений в |1 января | | |вышестоящем органе |2007 г. | | |Как уже отмечалось, новая | | | |редакция НК РФ предусматривает | | | |возможность апелляционного | | | |обжалования решений при условии| | | |подачи жалобы до вступления | | | |решения в силу. По результатам | | | |рассмотрения апелляционной | | | |жалобы вышестоящий орган вправе| | | |отменить, изменить или оставить| | | |без изменения решение | | | |инспекции. | | | |Также сохранен и действующий | | | |порядок обжалования решений | | | |инспекций, вступивших в силу | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Обжалование решений в судебном |1 января | | |порядке |2007 г. | | |На данном этапе организации |С 1 января | | |вправе одновременно обжаловать |2009 г. — в | | |решение инспекции и в |части права | | |вышестоящем органе, и в суде. |обращения в суд| | |Новые положения НК РФ дают |только после | | |возможность обращаться в суд |обжалования в | | |только после обжалования |вышестоящем | | |решения в вышестоящем органе. |органе | | |Фактически появляется | | | |обязательная досудебная стадия | | | |обжалования решений в | | | |вышестоящих налоговых органах. | | | |Исходя из имеющейся практики | | | |рассмотрения вышестоящими | | | |органами жалоб положительные | | | |решение по ним принимаются | | | |довольно редко. Таким образом, | | | |процесс рассмотрения законности| | | |решения инспекции во всех | | | |инстанциях станет занимать | | | |более продолжительное время. | | | |Однако в новом порядке есть и | | | |положительные стороны: у | | | |налогоплательщика будет | | | |значительно больше времени на | | | |выработку позиции и подготовку | | | |документов по всем эпизодам | | | |решений. Кроме того, не | | | |вступившее в силу решение | | | |налогового органа не может быть| | | |обращено к исполнению, но по | | | |нему могут быть приняты | | | |обеспечительные меры | | | +———————————————————————————————+———————————————+ | |Обеспечительные меры |1 января | | |В целях обеспечения возможности|2007 г. | | |исполнения не вступившего в | | | |силу решения руководитель | | | |(заместитель руководителя) | | | |инспекции может принять | | | |обеспечительные меры в виде | | | |запрета организации отчуждать | | | |имущество, приостановления | | | |операций по счетам в банке. | | | |По просьбе организации принятые| | | |обеспечительные меры могут быть| | | |заменены на предоставленную | | | |организацией банковскую | | | |гарантию, залог ценных бумаг, | | | |поручительство. Инспекция не | | | |вправе отказать | | | |налогоплательщику в такой | | | |замене при предоставлении | | | |гарантии банка с | | | |соответствующим рейтингом | | L————————————————+———————————————————————————————+———————————————— ————————————————————————————————<*> Применяется только в отношении организаций, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек. <**> Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, действующем до вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Оформление результатов таких проверок проводится также по старым правилам.
А.Г.Дымова Эксперт департамента налогов и права компании "ФБК" Подписано в печать 14.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |