Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




К вопросу о целесообразности введения единой ставки НДС ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ СТАВКИ НДС

В современной российской налоговой системе НДС выступает одним из самых сложных и проблемных налогов. Последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику и налогоплательщиков должно затронуть и этот налог. В программе социально-экономического развития страны предусматривается реализация предложения о снижении ставки НДС и в ближайшие годы доведении ее до 13% с учетом складывающихся в среднесрочной перспективе условий функционирования российской экономики.

За период существования в российской налоговой системе налога на добавленную стоимость (с 1992 г. по настоящее время) его ставка снижалась дважды: в 1993 г. - с 28 до 20% и в 2004 г. - с 20 до 18%. Снижение ставки одного из основных налогов российской налоговой системы само по себе не вызывает тревоги. Потери доходной части бюджета из-за понижения ставки важнейшего с фискальных позиций налога в условиях имеющегося экономического роста страны будут не столь катастрофичны, как в 1993 г. Снижение ставки НДС может рассматриваться как последовательная реализация налоговой политики, направленной на снижение налогового бремени в РФ. Дискуссионным может быть лишь вопрос о порядке снижения величины ставки. Предлагаемое снижение ставки НДС весьма значительно. Мировая практика налогообложения показывает, что больший экономический эффект приносят действия, когда ставка налога последовательно снижается на протяжении длительного времени. Более того, постепенное понижение налоговой ставки имеет пролонгированное воздействие на экономические показатели. Резкое и одноразовое понижение дает меньший экономический эффект в стимулировании экономической деятельности. И этот эффект непродолжителен по времени.

Тревогу вызывает то, что предложение о снижении ставки НДС выдвигается одновременно с предложением об отмене существующей в настоящее время пониженной 10%-ной ставки налога. Нельзя не разделить позицию Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы в отношении того, что необходимо внимательно относиться к последствиям отмены льготы. Решение о целесообразности введения в России единой ставки НДС должно приниматься на основе результатов комплексного анализа экономических и социальных последствий такого шага.

Налоговая ставка как элемент налогообложения является мощным инструментом налоговой политики государства. Манипулирование этой ставкой, а особенно ставкой косвенного налога оказывает существенное воздействие на экономические и социальные процессы в современном обществе. Последствия такой манипуляции могут иметь разную направленность, а результаты изменения налоговой ставки - даже исключать друг друга.

Авторы идеи снижения налоговой ставки НДС в Российской Федерации рассчитывают за счет данной меры понизить налоговую нагрузку на отечественных производителей, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Снижение налоговой нагрузки теоретически должно способствовать ускорению экономического роста в стране.

Ускорение экономической динамики

Снижение ставки НДС не только теоретически, но и практически может способствовать экономическому росту. При сохранении сложившихся пропорций распределения собственных средств предприятий на валовую оплату труда и валовую прибыль, а также поддержании сложившегося уровня расходов бюджета снижение ставки НДС до 13% приведет к увеличению темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП).

Согласно расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при снижении ставки НДС до 13% основной эффект придется на первые два года. В первый год дополнительный прирост ВВП составит 0,2 п. п. (процентные пункты), во второй - 0,3 п. п. При снижении ставки НДС до 16% дополнительный прирост ВВП составит 0,13 п. п. Одновременно валовая прибыль экономики возрастет на 1,1 - 1,4 п. п. ВВП в год.

Снижение ставки НДС до 13% и связанное с этим высвобождение дополнительных ресурсов предприятий могут привести к увеличению темпов роста инвестиций в экономику в среднем на 0,3 - 0,6 п. п. в год.

Открытым остается вопрос о том, в какой мере высвободившиеся денежные средства будут направлены на расширение инвестиционной деятельности. Нельзя не рассматривать вариант, при котором такие средства будут направлены на рост заработной платы и погашение прочей текущей задолженности. Подтверждением тому, что основные выгоды от снижения ставки достанутся плательщикам НДС, а не будут реализованы в виде увеличения доходов населения за счет снижения цен, может быть и тот факт, что снижение ставки НДС и отмена налога с продаж ранее не привели к предполагавшемуся снижению цен в российской экономике.

Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут направлены на увеличение капитальных вложений. Вместе с тем представляется более вероятным, что к настоящему времени стимулы (точнее, их отсутствие) к инвестициям в России обусловлены вовсе не уровнем налоговой нагрузки, а высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями. В таких условиях результатом снижения ставки НДС может стать увеличение оттока капитала за рубеж, что будет означать создание стимулов к осуществлению российских инвестиций за границей.

Снижение ставки налога на добавленную стоимость при одновременной отмене льготной ставки нельзя рассматривать как однозначное понижение налогового бремени, так как для потребителя товаров, облагаемых в настоящее время по льготной (пониженной) ставке, эффект снижения налогового бремени отсутствует.

Инфляционные процессы в экономике

Манипуляции с величиной ставки косвенного налога неизбежно сказываются на таком важном макроэкономическом показателе, как инфляция. Снижение ставки НДС при одновременной отмене ставки 10% ведет к противоречивым последствиям.

С одной стороны, понижение ставки НДС теоретически должно снизить темпы роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию (легкую и пищевую). За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции на 0,6% <1>. С другой стороны, отмена ставки 10% и замена ее единой ставкой 13% приведут к резкому скачку цен на социально значимые товары. По законам формальной логики снижение ставки косвенного налога должно вести к снижению цен, а повышение - к их росту. Однако в реальной экономике действуют иные закономерности, которые подтверждены российской и мировой практикой. Повышение ставок косвенного налога ведет к росту цен, который, как правило, оказывается значительнее, чем само повышение (срабатывает фактор инфляционных ожиданий). Снижение ставки косвенного налога или его отмена к снижению цен не приводит. В данном случае срабатывает механизм, который сдерживает движение назад. С 1 января 2002 г. в России медицинские товары отечественного и зарубежного производства стали облагаться НДС по ставке 10% (до 2002 г. они освобождались от налогообложения). Результатом данного изменения налогового законодательства стал резкий рост потребительских цен на эти товары в 2002 - 2003 гг. А отмена налога с продаж в 2004 г. и снижение ставки НДС с 20 до 18% не привели к снижению цен.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Введение единой ставки НДС в размере 13% одновременно с ускорением экономической динамики будет способствовать увеличению инфляции вследствие роста денежного предложения (на 0,6 - 0,9 п. п. в 2007 - 2008 гг.). Расчеты показывают, что снижение ставки НДС до 13% в условиях 2007 г. приведет к увеличению денежной массы дополнительно примерно на 10%. В этом случае прирост денежной массы за год составит 28% вместо прогнозируемых 18% и инфляция (при условии ежегодного сокращения скорости обращения денег) увеличится до 1 п. п. Снижение инфляционных последствий возможно, например, за счет регулирования цен (тарифов) естественных монополий и снижения инфляции на рынках сельскохозяйственной продукции.

Изменение ценовой конкурентоспособности отечественных товаров

Введение пониженной единой ставки НДС одновременно с ускорением экономической динамики теоретически будет способствовать ускорению темпов роста импорта товаров (на 0,3 - 0,8 п. п. в год) за счет уменьшения НДС на импортную продукцию. Это приведет к снижению ценовой конкурентоспособности отечественных товаров, а предполагаемое ускорение роста импорта - к тому, что прирост ВВП будет ниже. Кроме того, в результате снижения объемов налогов, не зависящих от цен на нефть, усилится зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

В целях нивелирования отмеченных негативных последствий для национальной экономики России необходимо предусмотреть механизм компенсации конкурентоспособности отечественных товаров, например, за счет повышения ввозных пошлин.

Потери в доходной части бюджета

Понижение ставки НДС, безусловно, приведет к существенному перераспределению доходов как субъектов экономической деятельности, так и государства. Результатом станет сокращение налоговых поступлений в бюджет. По расчетам <1> Минфина России и Минэкономразвития России введение пониженной ставки НДС приведет к выпадению следующих доходов из бюджета:

     
   ———————————————T———————————————T—————————————————T————————————————
   
Год ¦ Ставка налога ¦ Объем ¦ Доля ВВП (%)

¦ (%) ¦ выпадающих ¦

¦ ¦ доходов ¦

¦ ¦ (млрд руб.) ¦

     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
2007 ¦ 13 ¦ 523,0 ¦ 1,9
     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
2008 ¦ 13 ¦ 620,2 ¦ 2,0
     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
2007 ¦ 16 ¦ 150,2 ¦ 0,5
     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
2008 ¦ 16 ¦ 188,4 ¦ 0,8
     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
2009 ¦ 15 ¦ 300,0 ¦ 1,2
     
   ———————————————+———————————————+—————————————————+————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> Документ Минфина России "Оценка влияния снижения с 2007 года ставки НДС до 13% на макроэкономику и бюджет".

Некомпенсированное выпадение доходов федерального бюджета без увеличения относительно ВВП расходной части бюджета обусловит дефицит федерального бюджета. Согласно перспективному финансовому плану профицит федерального бюджета сократится с 3,2% ВВП в 2006 г. до 1,5% ВВП в 2007 - 2008 гг. При снижении ставки НДС до 13% в 2007 - 2008 гг. профицит превратится в дефицит в размере 0,4% ВВП, а при сохранении объема непроцентных расходов в эти годы на уровне 2006 г. дефицит в 2007 г. составит 1% ВВП, в 2008 г. - 0,7% ВВП, что создает серьезные риски для бюджетной политики России в долгосрочной перспективе.

Решать проблему возникшего бюджетного дефицита придется за счет обращения к накопленным резервам или наращивания внешнего долга России. Существует весьма спорное предложение компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (более корректно говорить о замедлении роста средств фонда). Можно предположить, что поступления в бюджет увеличатся (не ранее чем через два-три года после снижения основной ставки НДС) за счет увеличения налоговой базы при условии, что средства, освободившиеся после снижения налоговой ставки, будут направлены на инвестиции.

Упрощение налогового администрирования НДС

Сторонники использования унифицированной ставки НДС считают:

- введение единой ставки НДС упростит налоговый учет, составление отчетности, облегчит процедуры аудита и налоговой проверки, а также упростит налоговое администрирование. Практика показывает, что сегодня 30 - 40% времени, отведенного на проверки, уходит на анализ и контроль правомерности распределения запасов, закупок и продаж по группам товаров с разными ставками. При наличии единой ставки НДС проверяющие смогут сконцентрироваться на других вопросах соблюдения налогового законодательства;

- применение единой ставки упростит форму налоговой декларации, а также процедуры ведения книги покупок, книги продаж, составления счетов-фактур;

- исчезнет необходимость раздельного учета покупок и продаж, облагаемых по разным ставкам;

- сократится число ошибок, допускаемых налогоплательщиком в связи с необходимостью выбора ставки НДС по имеющемуся объекту налогообложения;

- единая ставка позволит пресечь использование всевозможных схем, основанных на применении различных ставок НДС.

При расчете сумм НДС по реализации продовольственных товаров или товаров для детей применяется налоговая ставка 10%. При расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, к вычету предъявляется сумма "входного" НДС, рассчитываемого по ставке 18%. На использовании этой разницы в ставках возникли схемы, целью которых стало именно возмещение из бюджета повышенных сумм НДС. Например, покупается бумага, и "входной" НДС рассчитывается по ставке 18%, а реализуются альбомы для рисования, облагаемые НДС по ставке 10%. Экономической целью сделки является исключительно получение повышенной суммы НДС из бюджета. Введение единой ставки НДС позволит исключить применение налогоплательщиками подобных схем.

Приведенные аргументы в пользу применения единой ставки НДС касаются вопросов налогового администрирования, которые, однако, могут решаться и иными методами.

Социальные последствия введения единой ставки НДС

В настоящее время по ставке НДС в размере 10% облагаются:

- продовольственные товары;

- товары для детей;

- периодические печатные издания, за исключением изданий рекламного или эротического характера;

- книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера;

- лекарственные средства и медицинские изделия отечественного и зарубежного производства.

Отмена пониженной ставки НДС означает не просто повышение цен на указанные товары. Социальные слои населения с различным уровнем доходов по-разному воспримут данный рост цен. Люди с высоким уровнем жизни вряд ли будут существенно ущемлены, доля расходов в их бюджете на потребление данных товаров незначительна, а вот положение малообеспеченных граждан может существенно ухудшиться.

Отмена пониженной ставки НДС может сопровождаться введением государственного ограничения цен на социально значимые товары либо введением целевых дотаций слабозащищенным слоям населения различными способами, включая повышение пенсий и стипендий. Первое направление нарушит принципы ведения рыночной экономики. Введение системы целевых дотаций (повышение пенсий, стипендий и пособий) также не решит проблемы, поскольку круг лиц, для которых расходы на приобретение льготируемых сегодня товаров имеют большую долю в их бюджете, гораздо шире студентов, пенсионеров, инвалидов. Кроме того, система дотаций в России неизбежно связана с тяжелой бюрократической процедурой их получения.

Введение в 2007 г. в России пониженной унифицированной ставки НДС, безусловно, может привести к некоторым положительным экономическим результатам. Однако у этого шага имеются социальные последствия. Серьезность таких последствий при условии, что нет гарантий положительного экономического эффекта, дает нам основание сделать вывод о нецелесообразности в настоящее время отмены в России льготной ставки НДС.

Введение пониженной унифицированной ставки НДС может поставить под сомнение смысл существования налога, поскольку на фоне снижения поступлений в бюджет затраты государства на проведение экономических компенсационных мер и мероприятий по социальной защите, а также на администрирование налога станут сопоставимы с поступлениями от него в бюджет. Ведь поступления от НДС составляют основу российского бюджета, и эксперименты с этим налогом не будут способствовать сохранению стабильности. Учитывая международный опыт взимания НДС и особенности его применения в России, можно предположить, что основной акцент реформы должен быть сделан на совершенствование форм и методов администрирования налога.

Н.Н.Башкирова

К. э. н.,

доцент кафедры

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии при Правительстве РФ

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Отклоняйся, но с умом... ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4) >
Анализ последних изменений НК РФ в части налогового администрирования ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.